Программирование на языке Python

Приложение 1 к основной образовательной программе среднего общего образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Тавринская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей МиФ
протокол от 27.08.2024 № 1

СОГЛАСОВАНО:
Зам.дир.по УР
____
___________В.В.Дружинина
27.08.2024 г.

Рабочая программа
учебного курса «Программирование на языке Python»
для среднего общего образования
Срок освоения программы: 2 года (10-11 класс)

Составитель: Ярцев В. А.,
учитель информатики

с. Русская Тавра, 2024

Содержание программы
Простейшие программы. Диалоговые программы. Переменные. Консольный ввод и
вывод данных.
Компьютерная графика. Система координат. Управление пикселями. Графические
примитивы: линии, прямоугольники, окружности. Изменение координат. Анимация.
Процедуры. Процедуры с параметрами. Рефакторинг.
Обработка целых чисел. Арифметические выражения. Деление нацело. Остаток от
деления.
Обработка вещественных чисел. Особенности представления вещественных чисел в
памяти компьютера. Операции с вещественными числами.
Случайные и псевдослучайные числа. Генераторы случайных чисел.
Ветвления. Условный оператор. Полная и неполная формы условного оператора.
Вложенные условные операторы. Логические переменные. Экспертные системы.
Сложные условия. Логические операции И, ИЛИ, НЕ. Порядок выполнения операций.
Циклы с условием. Алгоритм Евклида. Обработка потока данных. Бесконечные циклы.
Циклы по переменной. Шаг изменения переменной цикла.
Циклы в компьютерной графике. Узоры. Вложенные циклы. Штриховка.
Этапы создания программ. Методы проектирования программ «сверху вниз» и «снизу
вверх». Интерфейс и реализация. Документирование программы.
Подпрограммы: процедуры и функции. Процедуры. Процедуры с параметрами.
Локальные и глобальные переменные.
Функции. Логические функции.
Рекурсия. Рекурсивные процедуры и функции. Фракталы.
Символьные строки. Сравнение строк. Операции со строками. Обращение к символам.
Перебор всех символов. Срезы. Удаление и вставка. Встроенные методы. Поиск в
символьных строках. Замена символов. Преобразования «строка — число».
Символьные строки в функциях. Рекурсивный перебор.
Массивы (списки). Массивы в языке Python. Создание массива. Обращение к элементу
массива. Перебор элементов массива. Генераторы. Вывод массива. Ввод массива с
клавиатуры. Заполнение массива случайными числами.
Алгоритмы обработки массивов. Сумма элементов массива. Подсчёт элементов
массива, удовлетворяющих условию. Особенности копирования списков в Python.
Поиск в массивах. Линейный поиск. Поиск максимального элемента в массиве.
Максимальный элемент, удовлетворяющий условию. Использование массивов в
прикладных задачах.
Матриц. Создание и заполнение матриц. Вывод матрицы на экран. Перебор элементов
матрицы. Квадратные матрицы.
Сложность алгоритмов. Асимптотическая сложность.
Сортировка массивов. Метод пузырька (сортировка обменами). Метод выбора.
Сортировка слиянием. Быстрая сортировка. Сортировка в языке Python.
Двоичный поиск в массиве данных. Двоичный поиск по ответу.
Обработка файлов. Типы файлов. Чтение данных. Запись данных. Обработка данных из
файла.
Целочисленные алгоритмы. Решето Эратосфена. Целочисленный квадратный корень.
Словари. Алфавитно-частотный словарь. Перебор элементов словаря.
Структуры. Классы. Создание структур. Работа с полями структур. Хранение структур в
файлах. Сортировка структур.
Стек. Использование списка. Вычисление арифметических выражений. Скобочные
выражения. Системный стек. Очередь. Дек.
Деревья. Деревья поиска. Обход дерева. Использование связанных структур.
Вычисление арифметических выражений.
2

Графы. Описание графа. Жадные алгоритмы. Минимальное остовное дерево. Алгоритм
Дейкстры. Алгорим Флойда–Уоршелла. Использование списков смежности.
Динамическое программирование. Числа Фибоначчи. Количество программ для
исполнителя. Двумерные задачи. Поиск оптимального решения.
Игровые модели. Выигрышные и проигрышные позиции.
Планируемые результаты
1) научится составлять и отлаживать простые диалоговые программы;
2) узнает особенностей машинных вычислений с целыми и вещественными числами;
3) научится использовать основные алгоритмические конструкции: условные
операторы, циклы с условием, циклы по переменной;
4) овладеет методами построения графических изображений программными
средствами;
5) овладеет простыми методами программирования компьютерной анимации.
6) познакомится с методами проектирования программ «сверху вниз» и «снизу вверх»;
7) научится использовать вспомогательные алгоритмы (процедуры и функции) для
структуризации программ;
8) научится применять рефакторинг для улучшения читаемости программ;
9) научится использовать символьные строки;
10) овладеет основными алгоритмами обработки одномерных и двухмерных
массивов;
11) познакомится с понятием сложности алгоритма;
12) научится применять различные алгоритмы сортировки массивов;
13) научится использовать двоичный поиск;
14) научится обрабатывать данные, записанные в текстовые и двоичные файлы, и
сохранять в файлах результаты работы программы;
15) научится использовать структуры для объединения данных;
16) научится применять словари, стеки, очереди, деки для решения задач обработки
данных;
17) научится использовать деревья для организации данных;
18) познакомится с методами описания графов и некоторыми популярными
алгоритмами на графах;
19) научится использовать динамическое программирование для решения
комбинаторных и оптимизационных задач;
20) познакомится с понятием выигрышных и проигрышных позиций в играх с полной
информацией;

Тематическое планирование

№

Название темы

1

История языков
программирования.. Язык Python.
Простейшие программы.
Реализация вычислений и
ветвлений.

Количество часов
Всего
Контроль Практич
ные
еские
работы
работы
7

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

https://kpol
yakov.spb.r
u/school/py
cpp.htm

3

2

Реализация циклических,
вспомогательных алгоритмов
алгоритмов. Рекурсия.

15

Словари. Массивы. Обработка
массивов

15

Символьные строки. Обработка
символьных строк.

15

Матрицы. Ввод, вывод, обработка
матриц.
Чтеие и запись текстовых файлов.

15

Итого:

67

https://kpol
yakov.spb.r
u/school/py
cpp.htm
https://kpol
yakov.spb.r
u/school/py
cpp.htm
https://kpol
yakov.spb.r
u/school/py
cpp.htm
https://kpol
yakov.spb.r
u/school/py
cpp.htm

3

4

5

0

0

Поурочное планирование 10 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Наименование разделов и тем программы

Кол-во часов
Всего

Знакомство с Python. Простейшие программы.
Вычисления. Стандартные функции.
Условный оператор.
Сложные условия.
Множественный выбор.
Контрольная работа «Ветвления».
Цикл с условием.
Цикл с переменной.
Вложенные циклы.
Процедуры.
Функции.
Рекурсия.
Циклы, процедуры, функции
Введение в словари
Массивы. Перебор элементов массива.
Поиск в массиве.
Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг).
Отбор элементов массива по условию.
Сортировка массивов. Метод пузырька, метод выбора
Сортировка массивов. Метод пузырька, метод выбора
Двоичный поиск в массиве.
Символьные строки.
Функции для работы с символьными строками.
Преобразования «строка-число».
Строки в процедурах и функциях.
Сравнение и сортировка строк.
Практикум: обработка символьных строк.
Символьные строки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4

29
30
31
32
33
34

Матрицы. Ввод матриц с клавиатуры, с пом. генератора
случайных чисел..
Обработка матриц.
Файловый ввод и вывод.
Обработка смешанных данных, записанных в файле.
Обработка смешанных данных, записанных в файле.
Обработка смешанных данных, записанных в файле.
Итого:

1
1
1
1
1
1
34

5

11 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Наименование разделов и тем программы

Кол-во часов
Всего

Проектирование программ
Процедуры
Рекурсия
Функции
Символьные строки
Обработка символьных строк
Строки в функциях
Массивы
Ввод и вывод массивов
Суммирование элементов массива
Подсчёт элементов массива, удовлетворяющих условию
Поиск значения в массиве
Поиск максимального элемента в массиве
Игра «Стрельба по тарелкам»
Игра «Стрельба по тарелкам»
Матрицы
Сложность алгоритмов
Простые алгоритмы сортировки
Сортировка слиянием
Быстрая сортировка
Двоичный поиск
Обработка файлов
Обработка файлов: практикум
Целочисленные алгоритмы
Словари
Структуры
Структуры: практикум
Стек, очередь, дек
Деревья
Графы
Графы: практикум
Динамическое программирование
Игровые модели

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Константин Поляков: Программирование. Python. C++. Часть 1. Учебное пособие
Константин Поляков: Программирование. Python. C++. Часть 2. Учебное пособие
Константин Поляков: Программирование. Python. C++. Часть 3. Учебное пособие
Константин Поляков: Программирование. Python. C++. Часть 4. Учебное пособие

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://kpolyakov.spb.ru/school/pycpp.htm

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».