Основы религиозной культуры и светской этики

Приложение к ООП НОО
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» для обучающихся 1-4 классов
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах
разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит
быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы
морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет.
Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в
4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;

формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;

понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;

понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;

осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или
не исповедовать никакой религии;

строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо
от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;

соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;

строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание
при необходимости прийти на помощь;

понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;


понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок,
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;

совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;

овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;

совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:

ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества –
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);

использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);

применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического
материала;

признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:


воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;

использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);

находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого
входа);

анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:

использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;

создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания,
анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и
светской этике.
Регулятивные УУД:

проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние
своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;

проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;

анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);

выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла;

проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:

выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей
работе, объективно их оценивать;

владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;

готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской
этики» должны отражать сформированность умений:

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;

выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;

раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской
этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие,
добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе;
объяснять «золотое правило нравственности»;

высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы
и нормы этикета, приводить примеры;

первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;

раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение
чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о
животных, охрана окружающей среды;

рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные
праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее
трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов
России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в
жизни человека, семьи;

раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на
основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и
забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях;
уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;

распознавать российскую государственную символику, символику своего региона,
объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в
российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;


рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие,
честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;

рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;

раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на
примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в
истории России;

объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении
российской государственности;

первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей
местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;

приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести;

выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;

называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Россия — наша Родина

1

Библиотека ЦОК

2

Этика и её значение в жизни человека.
Нормы морали. Нравственные ценности,
идеалы, принципы

8

Библиотека ЦОК

3

Государство и мораль гражданина.
Основной Закон (Конституция) в
государстве как источник российской
гражданской этики

1

Библиотека ЦОК

4

Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России. Природа и
человек

8

Библиотека ЦОК

5

Праздники как одна из форм исторической
памяти

2

Библиотека ЦОК

6

Семейные ценности. Этика семейных
отношений

1

Библиотека ЦОК

7

Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства

3

Библиотека ЦОК

8

Что значит быть нравственным в наше
время. Методы нравственного
самосовершенствования

6

Библиотека ЦОК

9

Этикет

2

Библиотека ЦОК

10

Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК

2
34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Россия - нашаРодина.

1

Библиотека ЦОК

2

Этика - наука о нравственной жизни
человека.

1

Библиотека ЦОК

3

Мораль и культура. Нормы морали.

1

Библиотека ЦОК

4

Жизнь священна.

1

Библиотека ЦОК

5

Человек рожден для добра.

1

Библиотека ЦОК

6

Милосердие – закон жизни.

1

Библиотека ЦОК

7

Жить во благо себе и другим.

1

Библиотека ЦОК

8

Следовать нравственной установке.

1

Библиотека ЦОК

9

Простая этика поступков.

1

Библиотека ЦОК

10

Государство и мораль гражданина.
Основной Закон (Конституция)
государстве как источник российской
гражданской этики.

1

Библиотека ЦОК

11

Нравственность в культуре Отечества,
народов России.

1

Библиотека ЦОК

12

Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России

1

Библиотека ЦОК

13

Образец нравственности современного
человека

1

Библиотека ЦОК

14

Природа - волшебные двери к добру и

1

Библиотека ЦОК

доверию.
15

Природа - книга, которую важно
прочитать и понять.

1

Библиотека ЦОК

16

Роль природы в жизни человеческого
общества

1

Библиотека ЦОК

17

Язык природы.

1

Библиотека ЦОК

18

Чувство Родины.

1

Библиотека ЦОК

19

Праздники как одна из форм
исторической памяти.

1

Библиотека ЦОК

20

Праздники народов России.

1

Библиотека ЦОК

21

Семейные ценности. Этика семейных
отношений.

1

Библиотека ЦОК

22

Труд.

1

Библиотека ЦОК

23

Трудовая мораль

1

Библиотека ЦОК

24

Нравственные традиции
предпринимательства

1

Библиотека ЦОК

25

Посеешь поступок – пожнешь характер

1

Библиотека ЦОК

26

Общение и источники преодоления обид

1

Библиотека ЦОК

27

Ростки нравственного опыта поведения

1

Библиотека ЦОК

28

Доброте сопутствует терпение

1

Библиотека ЦОК

29

Действия с приставкой "со"

1

Библиотека ЦОК

30

Методы нравственного
самосовершенствования

1

Библиотека ЦОК

31

Премудрости этикета

1

Библиотека ЦОК

32

Простые школльные и домашние
правила этикета

1

Библиотека ЦОК

33

С чего начинается Родина

1

Библиотека ЦОК

34

В тебе рождается патриот и гражданин.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4 й класс:
учебник, 4 класс/ Шемшурина А.И., Шемшурин А.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Савченко К.В. Шапошникова Т.Д. Основы светской этики. 4 класс
Методическое пособие
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».