Приложение к ООП СОО
Рабочая программа учебного курса «Право» для обучающихся 10 –11 классов
СОДЕРЖАНИЕ
10 – 11 класс
Тема1. Право и государство
Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных
норм при первобытнообщинном строе. Ранние формы права и государства.
Сущность права. Современное понимание права: понятие, признаки, определение.
Основные направления учения о праве.
Сущность государства. Государство как публичная политическая власть. Признаки
политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти.
Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления, формы
государственного устройства, политический режим.
Функции государства. Понятие функций государства. Классификация функций
государства. Внутренние и внешние функции государства.
Гражданское общество, право, государство. Понятие гражданского общества.
Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии
исамоуправления.
Тема 2. Форма и структура права
Социальные и технические нормы.
Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и
обычай.
Корпоративные нормы.
Норма права. Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального
регулятора. Структура правовой нормы.
Формы (источники) права. Понятие и система источников права. Обычай,
судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды.
Законные интересы. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и
по кругу лиц.
Система права. Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод
правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и
публичное право. Нормы и основные отрасли права в России.
Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа.
Тема 3. Правотворчество и правореализация
Правотворчество. Правотворчество и формирование права. Понятие, виды,
принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса. Законодательная техника.
Реализация права. Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение.
Общие правила применения права. Применение права как особая форма его реализации.
Акты применения права. Толкование права: понятие и виды.
Правовые отношения. Правоотношения как особый вид общественных отношений.
Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность,
дееспособность). Объекты правоотношений.
Законность и правовой порядок. Понятие и принципы законности. Правопорядок.
Гарантии законности и правопорядка.
Механизм правового регулирования. Понятие механизма (системы) правового
регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение.
Эффективность права.
1
Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Структура
правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой
нигилизм. Правовое просвещение и воспитание.
Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие и виды
правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и
виды. Юридический конфликт.
Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. Состояние преступности
в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм.
Правоохранительные органы, их виды и полномочия.
Тема 4. Право и личность
Права человека. Понятие и сущность прав человека, их естественный
неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории
политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав
человека. Основания ограничения прав человека.
Правовой статус личности. Понятие правового статуса. Элементы правового
статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и
гражданина.
Механизм защиты прав человека в РФ. Президент — гарант защиты прав человека.
Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по
правам человека. Судебная система защиты прав человека.
Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты.
Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации.
Международная защита прав человека. Полномочия универсальных и
региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам
человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов. Региональная система
защиты прав человека.
Тема 5. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное право Российской Федерации. Понятие конституционного права:
структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство,
принципы, действие на территории всего государства.
Основы конституционного строя РФ. Российская Федерация — демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип
разделения властей. Социальная деятельность государства.
Система органов государства. Президент — глава государства. Федеральное
собрание — представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть.
Судебная власть, ее органы.
Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в Российской
Федерации. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные
обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и
право на альтернативную гражданскую службу.
Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства, приобретение
ипрекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства
(апатридов). Закон о гражданстве РФ.
Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России. Сущность
избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система.
Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое
обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.
2
Тема 6. Международное право
Основные принципы и источники международного права. Субъекты
международного права. Международно-правовое признание. Мирное разрешение
международных
споров.
Источники
и
основания
международно-правовой
ответственности. Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав
человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав
человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная система
защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная
система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам
человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники
и принципы международного гуманитарного права. Международный Комитет Красного
Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита
жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные
средства и методы ведения военных действий.
Тема 7. Основные отрасли российского права
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданскоправовых отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица.
Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность.
Организационно-правовые
формы
предпринимательской
деятельности.
Право
собственности.
Виды
правомочий
собственника.
Формы
собственности.
Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок.
Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и
акцепт. Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты гражданских
прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая
сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права,
патентное право, ноу-хау. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья
и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия
вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака. Права и обязанности
членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию
детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление.
Опека ипопечительство. Приемная семья. Источники трудового права. Участники
трудовых правоотношений: работники работодатель. Праваи обязанности работника.
Порядок приемана работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и
прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени
отдыха.
Заработная
плата.
Особенности
правового
регулирования
труда
несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности. Источники и
субъекты административного права. Метод административного регулирования. Признаки
и виды административного правонарушения. Административная ответственность и
административные наказания. Принципы и источники уголовного права. Действие
уголовного закона. Признаки, виды и состав преступления. Уголовная ответственность.
Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура
банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков. Источники налогового права.
Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности
налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Жилищные правоотношения.
Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного процесса.
Тема 8. Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы
гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное
3
процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности
процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса.
Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности
судебного производства по делам об административных правонарушениях.
4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВО» НА
УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненныхперспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностномусамоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способностьобучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность испособность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическимсобытиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому
психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как Родине
(Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству,
его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, своюРодину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в РФ.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому отрождения, готовность к осуществлению собственных прав свобод без
нарушения прав и свободдругих лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласнообщепризнанным принципам и нормам
5
–
–
–
–
–
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих ихправа и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей,
их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношениек другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе клицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия).
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственнойжизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
6
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей д л я широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты
Выпускник научится:
– выделять содержание различных теорий происхождения государства;
– сравнивать различные формы государства;
– приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в
общей структуре;
– соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
– применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права,
необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для
эффективной реализации своих прав и законных интересов;
– оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента
культуры общества;
– сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
– проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами,
выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
– характеризовать особенности системы российского права;
– различать формы реализации права;
– выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
7
– различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное
устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и
систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы
реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями
Конституции Российской Федерации;
– сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
– оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в
механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их
единстве и системном взаимодействии;
– характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его
основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
– дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской
Федерации;
– характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган
исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру
Правительства Российской Федерации;
– характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской
Федерации;
– характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной
инициативы;
– определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать
субъекты международного права;
– различать способы мирного разрешения споров;
– оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
– сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в
области международной защиты прав человека;
– дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
– различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных
ценностей;
– называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
– выделять структурные элементы системы российского законодательства;
– анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и
правоотношения в сфере гражданского права;
– проводить
сравнительный
анализ
организационно-правовых
форм
предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
– целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
– различать формы наследования;
– различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
– выявлять способы защиты гражданских прав;
– характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной
деятельности;
– анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия
регистрации и расторжения брака;
– различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
– выделять права и обязанности членов семьи;
– характеризовать трудовое право, как одну из ведущих отраслей российского права,
определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
– проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
8
– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
– дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за
них;
– проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов
ответственности;
– иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и
административной ответственности несовершеннолетних;
– давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права
правоотношений;
– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
– выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник получит возможность научиться:
– проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
– дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной
власти;
– сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
– оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
– понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому
нигилизму;
– классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по
порядку принятия и изменения;
– толковать государственно-правовые явления и процессы;
– проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и
правовых систем других государств;
– различать принципы и виды правотворчества;
– описывать этапы становления парламентаризма в России;
– сравнивать различные виды избирательных систем;
– анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в
современных международных отношениях;
– анализировать институт международно-правового признания;
– выявлять особенности международно-правовой ответственности;
– выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения
государств в рамках международного гуманитарного права;
– оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав
человека в условиях военного времени;
– формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды
страхования;
– различать опеку и попечительство;
– находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих
в процессе трудовой деятельности;
– определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
– характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой
отчетности;
– определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.
9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Право и государство (10 часов)
1.1
Происхождение права и государства.
2
1.2
Сущность права и его реализация.
2
1.3
Власть и формы государства.
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
1
Раздел 2. Форма и структура права (14 часов)
2.1
Право в системе социальных регуляторов
2
2.2
Право в системе социальных регуляторов
(практикум)
4
2.3
Источники права: сущность и виды
4
2.4
Система права: правовые системы
4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Раздел 3. Правотворчество и правореализация (10 часов)
3.1
Правотворчество – правовой процесс
5
3.2
Правонарушение и юридическая
ответственность.
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
1
1
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
2
10
11 КЛАСС
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Наименование разделов и тем
№ п/п
программы
Электронные (цифровые)
Практические образовательные ресурсы
работы
Раздел 1. Гражданское право (21 час)
1.1
Гражданско-правовые отношения.
7
1.2
Право интеллектуальной собственности
5
1.3
Защита
гражданских
прав
ответственность в гражданском праве
1.4
Практическая работа
и
7
2
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Раздел 2. Семейное право (5 часов)
2.1
Семейное право как отрасль
2
2.2
Права и обязанности родителей
2
2.3
Практическая работа
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Раздел 3. Правовое регулирование трудовых отношений (11 часов)
3.1
Трудовые правоотношения
5
3.2
Правовые основы социальной защиты и
обеспечения
4
3.3
Практическая работа
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Раздел 4. Административное право (7 часов)
11
4.1
4.2
4.3
Административно-правовые
отношения:
понятие и структура
Административные правонарушения.
Административная ответственность.
Практическая работа
3
3
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Раздел 5. Уголовное право (8 часов)
5.1
Уголовный закон
2
5.2
Преступление
3
5.3
Наказание
2
5.4
Практическая работа
1
1
51
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
12
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п Тема урока
Происхождение права игосударства.
Сущность права: отличительные признаки.
Сущность права и его реализация.
Происхождение права и государства. Сущность права.
Сущность государства.
Власть и формы государства.
Формы государства: основные элементы.
Функции государства: сущность и виды.
Формы государства. Функции государства.
Правовое государство.
Гражданское общество.
Право в системе социальных регуляторов.
Нормы права. Структура правовой нормы и способы её
13
закрепления.
14
Источники права: сущность и виды.
15
Источники права: закон как источник права.
16
Нормы права и нормативно-правовые акты.
17
Система права: отрасли права.
18
Система права: правовые системы.
19
Система права.
20
Правовые системы современности.
Правовой диктант по темам:«Право и государство»,
21
«Форма и структура права».
22
Правотворчество – сущность понятия.
23
Правотворчество – правовой процесс.
24
Правовые отношения.
25
Законность и правопорядок.
26
Механизм правового регулирования.
Законность и правопорядок. Механизм правового
27
регулирования.
28
Правонарушение и юридическая ответственность.
29
Преступление и наказание.
Контрольная работа по темам Главы III «Правотворчество
30
и правореализация»
31
Права человека: понятие, сущность, структура.
32
Международная защита прав человека.
33
Система органов государственной власти РФ.
34
Итоговое повторение по курсу «Право».
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Количество часов
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
13
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№ п/п Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Общие положения гражданского права.
Гражданско-правовые отношения.
Субъекты и объекты гражданского права.
Предпринимательская деятельность и её регламентация.
Сделки в гражданском праве.
Гражданско-правовой договор.
Наследование и его правовая регламентация.
Право интеллектуальной собственности.
Авторское право.
Защита гражданских прав и ответственность в
гражданском праве.
Практическая работа.
Практическая работа.
Семейное право, как отрасль.
Права и обязанности родителей.
Практическая работа.
Практическая работа.
Трудовые правоотношения.
Трудоустройство и занятость.
Дисциплина труда.
Защита трудовых прав работников.
Защита трудовых прав работников.
Правовые основы социальной защиты и обеспечения.
Практическая работа.
Практическая работа.
Административно-правовые отношения: понятие и
структура.
Административно-правовые отношения: понятие и
структура.
Административно-правовой статус гражданина.
Административные правонарушения.
Административная ответственность.
Административные правонарушения.
Административная ответственность.
Практическая работа.
Уголовный закон.
Уголовный закон.
Преступление.
Наказание.
Количество часов
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
Практическая работа
Экологическое право.
Экологическое право.
Международное право.
Международное гуманитарное право.
Международное гуманитарное право в условиях
40
вооружённых конфликтов.
41
Практическая работа.
42
Практическая работа.
43
Гражданский процесс.
44
Прохождение дела в суде.
45
Прохождение дела в суде.
46
Уголовный процесс.
47
Конституционное судопроизводство.
48
Конституционное судопроизводство.
49
Практическая работа.
50
Практическая работа.
51
Итоговое повторение.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
35
36
37
38
39
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
51
15
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Право.10 класс: учебник, для общеобразовательных, организаций: базовый уровень /
2.
3.
4.
5.
6.
7.
[Л.Н. Боголюбов и др.]; под ред. А.Ю. Лабезниковой и др. – М.: Просвещение, 2019. –
355 с.
Право.11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень /
[Л.Н. Боголюбов и др.]; под ред. А.Ю. Лабезниковой и др. – М.:Просвещение, 2019. –
355 с.
А.В. Ильин. Из истории права 10-11 класс. - М. : Просвещение, 2014. Т.В. Кашанина,
Основы государства и права 10-11
класс. - М. : Просвещение. 2012.
А.Ф. Никитин. Основы права 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2007.
В.О. Мушинский. Обществознание 10 класс. М. : Просвещение, 2014. Е.А. Певцова.
Право. Основы правовой культуры. 10 класс. В 2-х ч. - М. : Просвещение, 2015.
Кодексы РФ.
Юридические справочники, словари, энциклопедии. Школьный словарь по
обществознанию. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.:
Просвещение, 2007 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Правоведение.10-11классы / А. Ф. Никитин. Базовый уровень. М. : Просвещение, 2012.
2. Правовое образование: организация внеурочной работы. Сборник материалов. М.:
Новый учебник, 2010. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная
энциклопедия практического права. СПб., 2014.
3. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова. Человек и общество в 2-х ч. – М.: Просвещение,
2006.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://www.1september.ru/
2. http://www.uroki.ru/
3. http://www.metodiki.ru/
4. http://www.school-collection.edu.ru/
16