Приложение к АООП НОО
Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 1-4классов
СОДЕРЖАНИЕОБУЧЕНИЯ
Модуль «ОСНОВЫСВЕТСКОЙЭТИКИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах
разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит
быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы
морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет.
Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Врезультатеизученияпредмета«Основырелигиозныхкультурисветскойэтики»в
4классеуобучающегосябудутсформированыследующиеличностныерезультаты:
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или
не исповедовать никакой религии;
строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо
от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание
при необходимости прийти на помощь;
пониматьнеобходимостьобогащатьсвоизнанияо
духовно-нравственнойкультуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;
понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
формироватьумения планировать,контролироватьиоцениватьучебные действияв
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок,
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанногопостроенияречевыхвысказыванийвсоответствиисзадачамикоммуникации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку
событий;
совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Универсальныеучебныедействия
Познавательные УУД:
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества –
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического
материала;
признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
выполнятьсовместныепроектныезаданиясопоройнапредложенныеобразцы.
Работасинформацией:
воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
находить дополнительную информациюкосновномуучебномуматериалув разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого
входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
КоммуникативныеУУД:
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;
создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания,
анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и
светской этике.
РегулятивныеУУД:
проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние
своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла;
проявлятьвысокийуровеньпознавательноймотивации,интерескпредмету, желание
больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная
деятельность:
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей
работе, объективно их оценивать;
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской
этики» должны отражать сформированность умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
обществакакисточникаиосновы духовного развития,нравственного совершенствования;
рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;
раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской
этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие,
добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе;
объяснять «золотое правило нравственности»;
высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормыи
нормы этикета, приводить примеры;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение
чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о
животных, охрана окружающей среды;
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные
праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее
трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов
России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в
жизни человека, семьи;
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на
основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и
забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях;
уважение старшихпо возрасту, предков);российскихтрадиционныхсемейныхценностей;
распознавать российскую государственную символику, символику своего региона,
объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в
российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие,
честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на
примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в
истории России;
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении
российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей
местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)патриотизма,
любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ"ОСНОВЫСВЕТСКОЙЭТИКИ"
Количество часов
№
п/п
Наименованиеразделовитем программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
Россия—нашаРодина
1
БиблиотекаЦОК
2
Этикаиеёзначениевжизничеловека.
Нормыморали.Нравственныеценности,
идеалы, принципы
8
БиблиотекаЦОК
3
Государствоиморальгражданина.
Основной Закон (Конституция) в
государствекакисточникроссийской
гражданскойэтики
1
БиблиотекаЦОК
4
Образцынравственностивкультуре
Отечества,народовРоссии.Природаи
человек
8
БиблиотекаЦОК
5
Праздникикакоднаизформисторической
памяти
2
БиблиотекаЦОК
6
Семейныеценности.Этикасемейных
отношений
1
БиблиотекаЦОК
7
Трудоваямораль.Нравственныетрадиции
предпринимательства
3
БиблиотекаЦОК
8
Чтозначитбытьнравственнымвнаше время.
Методы нравственного
самосовершенствования
6
БиблиотекаЦОК
9
Этикет
2
БиблиотекаЦОК
10
Любовьи уважениек Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессиональногонародаРоссии
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ
БиблиотекаЦОК
2
34
0
0
ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
1
Тема урока
Россия- нашаРодина.
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
БиблиотекаЦОК
1
БиблиотекаЦОК
1
БиблиотекаЦОК
3
Этика-наукаонравственнойжизни
человека.
Мораль икультура.Нормыморали.
4
Жизнь священна.
1
БиблиотекаЦОК
5
Человекрожден длядобра.
1
БиблиотекаЦОК
6
Милосердие–законжизни.
1
БиблиотекаЦОК
7
Житьвоблагосебеи другим.
1
БиблиотекаЦОК
8
Следоватьнравственнойустановке.
1
БиблиотекаЦОК
9
Простая этика поступков.
1
БиблиотекаЦОК
10
Государствоиморальгражданина.
Основной Закон (Конституция)
государствекакисточник российской
гражданскойэтики.
1
БиблиотекаЦОК
11
НравственностьвкультуреОтечества,
народов России.
1
БиблиотекаЦОК
12
Образцынравственностивкультуре
Отечества, народов России
1
БиблиотекаЦОК
13
Образецнравственностисовременного
человека
1
БиблиотекаЦОК
14
Природа-волшебныедверикдобруи
1
БиблиотекаЦОК
2
доверию.
15
Природа-книга,которуюважно
прочитать и понять.
1
БиблиотекаЦОК
16
Рольприродывжизничеловеческого
общества
1
БиблиотекаЦОК
17
Языкприроды.
1
БиблиотекаЦОК
18
ЧувствоРодины.
1
БиблиотекаЦОК
1
БиблиотекаЦОК
1
БиблиотекаЦОК
19
20
Праздникикакоднаизформ исторической
памяти.
ПраздникинародовРоссии.
21
Семейныеценности.Этикасемейных
отношений.
1
БиблиотекаЦОК
22
Труд.
1
БиблиотекаЦОК
23
Трудовая мораль
1
БиблиотекаЦОК
1
БиблиотекаЦОК
1
БиблиотекаЦОК
25
Нравственныетрадиции
предпринимательства
Посеешьпоступок–пожнешь характер
26
Общениеиисточникипреодоленияобид
1
БиблиотекаЦОК
27
Росткинравственногоопыта поведения
1
БиблиотекаЦОК
28
Добротесопутствуеттерпение
1
БиблиотекаЦОК
29
Действиясприставкой"со"
1
БиблиотекаЦОК
30
Методы нравственного
самосовершенствования
1
БиблиотекаЦОК
31
Премудростиэтикета
1
БиблиотекаЦОК
32
Простыешколльныеидомашние правила
этикета
1
БиблиотекаЦОК
33
СчегоначинаетсяРодина
1
БиблиотекаЦОК
24
34
Втеберождаетсяпатриот игражданин.
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ
1
34
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯ УЧЕНИКА
• Основырелигиозныхкультурисветскойэтики.Основысветскойэтики:4йкласс: учебник, 4
класс/ Шемшурина
А.И., Шемшурин А.А., Акционерное общество
«Издательство«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
СавченкоК.В.ШапошниковаТ.Д.Основысветскойэтики.4класс
Методическое пособие
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
БиблиотекаЦОК