Положение о ШИБЦ в ОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАВРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принято решением педагогического
совета. Протокол от 27.08.2020 №1

Утверждено приказом директора
№ 57/25 от 01.09.2020
_______________Е.А.Курбанова

ПОЛОЖЕНИЕ
о школьном информационно-библиотечном центре (ШИБЦ)
МАОУ «Тавринская СОШ»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение является основой деятельности школьного информационнобиблиотечного центра МАОУ «Тавринская СОШ».
1.2. Школьный информационно-библиотечный центр (далее- ШИБЦ) создан на базе
школьной библиотеки, участвует в учебно-воспитательном процессе в целях
обеспечения права участников образовательных отношений на пользование
библиотечно-информационными ресурсами и обеспечивает информационнометодическую, образовательную, культурно-просветительскую, профориентационную,
досуговую и справочно-библиографическую функции. В структуру ШИБЦ включаются
помещение библиотеки, пространства фойе, лестниц, коридоров школ, функционально
обеспечивающие реализацию целей и задач ШИБЦ.
1.3. Статус «Школьный информационно-библиотечный центр» (без прав юридического
лица) присваивается приказом директора школы.
1.4. В своей деятельности школьный информационно-библиотечный центр
руководствуется:
• Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019г.).
• Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в
редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, с изменениями на
01.05.2019г.).
• Федеральным законом № 114 «О противодействии экстремистской деятельности»
(ред.28.11.2018г.), в соответствии со ст. 13 Закона о запрещении массового
распространения экстремистской литературы».
• Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019г.) «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 15.06.2016 № 715 «Об
утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров».
• Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области «Об утверждении Концепции развития школьных информационно
библиотечных центров в Свердловской области» от 25.12.2018 № 645-Д.
• Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 7.0. 97 2016 г. «Система стандартов по
информации, библиотечному и издательскому делу».
• Рекомендации ФГАУ «ФИРО» по организационно-методическому обеспечению
школьного информационно-библиотечного центра с учетом перехода на федеральные
государственные общеобразовательные стандарты (ФГОС) общего образования и
потребности интеграции библиотек общеобразовательных организаций и библиотек,
подведомственных Минкультуры России (Москва, 2015).
• Федеральным списком экстремистской литературы.
• Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию» № 436 от 29.12.2010.

• Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» № 124-ФЗ от 24.07. 1998г. (ред. от 16.10.2019 г.).
• Закон Свердловской области от 21.04.1997 № 25 – ОЗ «О библиотеках и
библиотечных фондах Свердловской области» (ред. от 06.11.2018г.).
• СанПин 2.4.2.282-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
• Приказ МОУО МО Красноуфимский округ от 31.10.2019г. № 516 «О плане
реализации Концепции школьных информационно-библиотечных центров в МО
Красноуфимский округ»,
1.5. Деятельность ШИБЦ основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности,
свободного развития личности.
1.6. Школа МАОУ«Тавринская СОШ» несет ответственность за доступность и
качество информационно-библиотечного обслуживания ШИБЦ.
1.7. Организация деятельности ШИБЦ производится в соответствии с правилами
техники безопасности, противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Основные цели и задачи
2.1. Цель ШИБЦ - обеспечение современных условий обучения и воспитания как
ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации.
Цель ШИБЦ соотносятся с целями общеобразовательной организации:
• формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения
обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
• адаптация деятельности школы к социально-экономическим, политическим и
духовным потребностям современного общества;
• создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ;
• воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• формирование здорового образа жизни.
2.2. Задачи ШИБЦ
2.2.1. Обеспечение информационно-библиотечного сопровождения реализации
основной образовательной программы общеобразовательной организации.
2.2.2. Организация комплексного информационно-библиотечного обслуживания
участников образовательных отношений, обеспечение их свободного и безопасного
доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте
информационного, культурного и языкового разнообразия.
2.2.3. Содействие в поддержке государственного языка.
2.2.4. Формирование у пользователей навыков независимого библиотечного поведения
и содействие в развитии навыков самообразования.
2.2.5. Формирование и развитие у обучающихся читательской грамотности и
культуры; организация информационно-библиотечной работы в целях духовнонравственного, гражданского и трудового воспитания обучающихся.
2.2.6. Содействие в развитии творческих способностей, социализации личности,
профориентации обучающихся, в том числе, с ограниченными возможностями
здоровья.
2.2.7. Формирование основного и дополнительного фондов в соответствии с профилем
учебной и методической деятельности школ и информационными потребностями
пользователей.
2.2.8. Организация библиотечной внеурочной образовательной деятельности в рамках
реализации образовательной программы школ.
2.2.9. Совершенствование традиционных и усвоение новых технологий в работе

информационно-библиотечного центра. Обеспечение свободного доступа к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям всем участникам
образовательного процесса школ посредством использования ресурсов, а также
основных и «виртуальных» фондов ШИБЦ.
3. Основные функции ШИБЦ
3.1.
Информационно-методическая функция
- формирование основных и дополнительных ресурсов школ как единого справочноинформационного фонда;
• комплектование единого фонда ШИБЦ учебными, научными, научно-популярными,
художественными документами для обучающихся;
• создание информационной и библиотечно-библиографической продукции в целях
удовлетворения информационных потребностей школ и их сетевых партнеров;
• разработка рекомендательных библиографических пособий (списков, обзоров,
указателей и т.п.), библиографических обзоров;
• оказание поддержки (консультативной, практической, индивидуальной, групповой,
массовой) пользователям ШИБЦ в решении информационных задач, возникающих в
процессе их учебной, профессиональной и досуговой деятельности;
• разработка текущих и перспективных планов работы ШИБЦ и развития системы
информационно-библиотечного обслуживания школ;
• осуществление взаимодействия со всеми структурными подразделениями школ,
сетевыми партнерами, заинтересованными в деятельности школьного информационно-библиотечного центра.
3.2. Образовательная функция
• организация информирования пользователей о ресурсах ШИБЦ;
• организация доступа к информации и поддержка учебной деятельности посредством
использования телекоммуникационных технологий;
• обучение технологиям информационного самообслуживания;
• организация процесса информационно-библиотечного обслуживания посредством
элементов обучающего характера (индивидуальные и групповые консультации,
практические советы, показ технологических аспектов работы с информацией);
• осуществление комплексной поддержки образовательной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС.
3.3. Культурно-просветительская функция
• организация массовых мероприятий, ориентированных на формирование
информационной культуры школьников;
• поддержка деятельности обучающихся в области создания информационных
продуктов социальной и культурной направленности;
• организация практических занятий культурно-просветительской направленности;
• осуществление проектов, способствующих становлению информационного
мировоззрения современных педагогов и школьников.
3.4. Профориентационная функция
• организация бесед, лекций, просмотра видеофильмов профориентационной
направленности;
• организация выставок профориентационной направленности.
3.5. Справочно-библиографическая (каталогизация информационных ресурсов)
• организация и ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) ШИБЦ,
включающий традиционные каталоги (алфавитный, систематический), картотеки
(систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронного каталога,
базы и банка данных по профилю школ;
• формирование единого фонда документов, создаваемых в ОО (папок-накопителей

документов и их копий, публикаций и работ педагогов ОО, лучших научных работ и
рефератов обучающихся);
• организация единого фонда как совокупности фондов книг сохранения, учебных
кабинетов, других подразделений ОО;
• управление единым фондом с целью оптимизации объема, состава и эффективности
его использования;
• пополнение фондов за счет автоматизированных информационных ресурсов сети
Интернет, баз и банков данных других организаций.
3.6. Досуговая функция
• оказание информационной поддержки участникам образовательных отношений в
решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой
деятельности;
• организация массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и
читательской культуры личности;
• оказание содействия членам педагогического коллектива и администрации школ в
организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр
видеофильмов, презентации развивающих компьютерных игр).
4. Организация деятельности ШИБЦ
4.1. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
ШИБЦ, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности ШИБЦ несет руководитель образовательной организации в соответствии
с Уставом школ.
4.2. Режим работы ШИБЦ определяется в соответствии с правилами внутреннего
распорядка школы МАОУ«Тавринская СОШ».
4.3. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в
работе с обучающимися ШИБЦ школы взаимодействует с другими ШИБЦ района.
4.4. Страница, посвященная деятельности ШИБЦ, создана на официальном сайте
школы.
4.5. Организация деятельности школьного информационно-библиотечного центра
предусматривает наличие следующих пространственно-обособленных зон различных
типов, которые обеспечат выполнение основных задач и функций:
• зону для получения информационных ресурсов во временное пользование (зона
абонемента);
• зону для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей (зона
читального зала и медиатека);
• зону для коллективной работы с гибкой организацией пространства;
• презентационную зону для организации выставок и экспозиций;
• рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий;
• зону хранения фондов;
• зоны рассредоточены по всей территории здания школы.
5. Оснащение пространственно-обособленных зон ШИБЦ
5.1.
Общие положения
5.1.1.
Библиотечное пространство (помещение) школьного информационнобиблиотечного центра обладает следующими свойствами:
• Функциональностью.
Организация
пространства
отвечает
функционалу
помещений центра.
• Трансформируемостью. Возможность менять организацию пространства
помещения в зависимости от текущей цели его использования на основе применения
специального мобильного библиотечного оборудования для оперативного зонирования

рабочего пространства.
• Доступностью. Удобство пользования библиотекой, в том числе и режим работы.
• Вариативностью. Характеризует многообразие создаваемых в библиотеке условий,
разнообразие типов столов, стульев, кресел и т. д., предназначенных для работы и
отдыха посетителей, а также многообразие цветовых и акустических условий в
помещениях открытого доступа.
• Комфортом. Оптимальные режимы температуры, влажности и освещения с учетом
назначения рабочих мест пользователей.
• Интерактивностью. Взаимодействие и коммуникация между различными
сервисами библиотеки, посетителями и библиотекарями (тьюторами).
• Адаптированностью к информационным технологиям. Выход в Интернет с
компьютеров, расположенных в помещении библиотеки. Возможность предоставления
доступа к электронным изданиям, необходимым для реализации основной
образовательной программы, а также электронным информационным и
образовательным ресурсам.
• Доступностью. Создание в школе условий для обслуживания людейс
ограниченными возможностями.
• Надежностью и безопасностью. Характеризует надежность непосредственно
библиотечного оборудования, и организацию безопасности посетителей центра.
Состояние помещений ШИБЦ отвечает требованиям санитарно-эпидемиологических
правил, нормативам СанПиН, пожарной безопасности и нормам охраны труда.
5.2. Зона получения информационных ресурсов во временное пользование (зона
абонемента) предназначена для:
• получения информационных ресурсов (как в печатном виде, так и на электронных
носителях);
• получения информации об имеющихся информационных массивах и ресурсах;
• получения оборудования для проведения занятий (ноутбуки, мультимедийное
оборудование и пр.) во временное пользование;
• библиографического
или
тематического
консультирования,
включая
консультирование читателей с использованием справочно-библиографического
аппарата (СБА).
Зона получения информационных ресурсов во временное пользование (зона
абонемента), обеспечивает выполнение следующих видов деятельности:
• прием запроса в устной форме; организация и ведение постоянных (электронных)
картотек или баз читателей, включая запись новых читателей;
• выдача информационных ресурсов в печатном виде и на электронных носителях;
• подбор и выдача документа в фонде и передача его в читальный зал;
• копирование документов;
• контроль за сроком пользования документом;
• продление срока пользования документа;
• хранение информационных ресурсов основного и дополнительного фондов;
• прием документов взамен испорченных или утраченных.
5.3.
Зона получения информации на различных типах носителей
самостоятельной работы (читальный зал)
Зона получения информации на различных типах носителей и самостоятельной работы
(читальный зал) должна включать зону доступа к государственным информационным
ресурсам и ресурсам ограниченного использования и предназначена для:
• самостоятельной работы с использованием ресурсов (как бумажных,
так и электронных) во временное пользование.
5.4.
Зона для коллективной работы с гибкой организацией пространства

Зона для коллективной работы с гибкой организацией пространства должна включать
зону проектно-исследовательской и коллективной метапредметной деятельности со
свободной и гибкой организацией пространства и средствами поддержки коллективной
работы и предназначена для:
• общения и совместной реализации учебно-исследовательских проектов;
• организации заседаний кружков и клубов;
• проведения внеурочных мероприятий;
• коллективной метапредметной деятельности со свободной и гибкой организацией
пространства, в том числе коллективного самообучения, курсов, тренингов, семинаров,
лекций и других форм коллективного обучения;
• проведения тематических вечеров, в том числе, проведения встреч с деятелями
культуры, науки, литературы;
• проведения литературно-музыкальных гостиных; организации лекториев
(кинолекториев, других лекционных мероприятий);
• демонстрации кинофильмов и видеопрограмм;
• поддержки и популяризации школьных библиотек, расширение охвата детскоподростковой аудитории библиотечной деятельностью, развития детского чтения и
слушания качественной литературы.
5.5.
Презентационная зона для организации выставок и экспозиций
Презентационная зона для организации выставок и экспозиций должна включать
зону:
• проведения и экспонирования выставок различной тематики;
• размещения постоянной экспозиции выставки по сохранению и распространению
культурного наследия.
Презентационная зона для организации выставок и экспозиций должна обеспечивать
выполнение следующих функций:
- выявление и фиксацию пожеланий пользователей, свидетельствующих об их интересе
к определенной теме;
• сбор отзывов о выставке;
• организация рекламы (объявлений);
• размещение материала на витринах, стендах, столах и др.
• экспонирование выставок.
5.6.
Рекреационная зона для разнообразного досуга и проведения
мероприятий
Рекреационная зона для разнообразного досуга и проведения мероприятий
предназначена для:
• проведения
досуга,
культурно-просветительских
и
социально-значимых
мероприятий, в том числе литературных студий для взрослых и детей;
• проведения «библиотечных уроков», литературных встреч, мероприятий
гражданско-патриотической направленности и других;
• снятия интеллектуальной нагрузки и переключения внимания.
6. Управление ШИБЦ
6.1.
Общее руководство деятельностью ШИБЦ осуществляет директор школы.
6.2.
Руководство ШИБЦ осуществляет руководитель (педагог-библиотекарь),
назначаемый приказом Директора школы. Руководитель ШИБЦ принимает участие в
деятельности педагогического совета.
6.3.
Руководитель ШИБЦ разрабатывает и предоставляет на утверждение
директору образовательной организации следующие документы ШИБЦ:
• структуру и штатное расписание Центра;
• положение о ШИБЦ школы;

• правила пользования ШИБЦ школы;
• планово-отчетную документацию;
• перечень основных и дополнительных (платных) услуг и условия их
предоставления;
• технологическая документация, в том числе, о порядке исключения документов из
библиотечного фонда ШИБЦ.
6.4.
Трудовые отношения работников ШИБЦ регулируются Трудовым кодексом
РФ. Руководитель (педагог-библиотекарь) несет полную ответственность за результаты
деятельности ШИБЦ в пределах своей компетенции.
6.5.
Школа обеспечивает ШИБЦ:
• необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии с
действующими нормами и требованиями;
• материально-техническое оснащение зон ШИБЦ в соответствии с действующими
нормами и требованиями;
• условиями, обеспечивающими сохранность материальных ценностей ШИБЦ.
7. Права и обязанности пользователей ШИБЦ (ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ)
7.1. Права пользователей ШИБЦ:
• право доступа в ШИБЦ имеют все пользователи;
• порядок доступа к информационным ресурсам отдельных категорий пользователей,
не являющихся обучающимися и работниками школы, определяется Правилами
пользования ШИБЦ.
• пользователи имеют право бесплатно получать: информацию о наличии в ШИБЦ
конкретного документа, сведения о составе информационных ресурсов ШИБЦ через
систему каталогов и другие формы информирования, консультационную помощь в
поиске и выборе источников информации, любой документ из фондов ШИБЦ во
временное пользование на условиях, определенных Правилами пользования ШИБЦ.
7.2. Ответственность пользователей ШИБЦ (школьной библиотеки):
• пользователи обязаны соблюдать Правила пользования ШИБЦ;
• пользователи, нарушившие Правила пользования ШИБЦ и причинившие ущерб,
компенсируют его в размере, установленном Правилами пользования Центром, а также
несут иную ответственность в случаях, предусмотренных Правилами пользования
ШИБЦ и действующим законодательством.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».