1 «Школа без хорошей библиотеки так же противоестественна, как квартира без кухни». Я.А. Андерсен 1. Вводная часть Основными задачами библиотеки являются: Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя,информационной культуры и культуры чтения. Совершенствование традиционных и освоение новых технологий. Направления деятельности библиотеки. Постоянная активная работа с учащимися, направленная на пробуждение и поддержание интереса к чтению и литературе. Организация различных литературных обзоров с целью предоставления доступной информации о тех или иных изданиях, произведениях. Различные акции и мероприятия, которые обычно приурочиваются к памятным датам, важным событиям литературного мира. (общешкольные, классные, для отдельных параллелей). Работа с литературными фондами. Проведение уроков культуры чтения. Поддержание взаимодействия с педагогами и родителями учащихся для постоянного обмена знаниями, получения новой полезной информации, предоставления консультаций. Основные функции библиотеки. Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели школы. Информационная – предоставлять возможность использовать информацию. Культурная – принимать участие в организации мероприятий, воспитывающихкультурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся. Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе. 2. Формирование фонда библиотеки № п/п 1. Содержание работы Комплектование фондаучебной литературы на учебный год. а) работа с прайс – листами издательств; б) составление совместно с учителями – предметниками заказа на учебники ; в) подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году; Срок исполнения ноябрь – май январь февраль март апрель май 2 2. 3. г)утверждение списка учебников, используемых в ОУ на новый учебный год д)осуществление контроля за выполнением заказа; е) прием и обработка поступивших учебников: - оформление накладных; - запись в книгу суммарного учета; - штемпелевание; - составление списков классов. Составление отчетных документов, диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой. Прием и выдача учебников (по графику). 6. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий. Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены программ. Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам). Работа с обменно-резервным фондом учебников: ведение учета; хранение. II. Работа с фондом художественной литературы. Своевременное проведение обработки и регистрации. Обеспечение свободного доступа в библиотеке: - к художественному фонду (для 1 – 4 классов); - к художественному фонду (5 – 11 класс); - к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников); - к фонду методической литературы (для учителей); - к фонду учебников (по требованию). Выдача изданий читателям. Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах. Ведение работы по сохранности фонда. -обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке -ведение тетради учета взамен утерянных -организация работ по мелкому ремонту и переплету - выявление должников 2 раза в учебном году -обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. Раз в месяц - санитарный день -выполнение санитарной обработки помещений с использованием антисептиков. -систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий Списание фонда с учетом ветхости и морального износа. 7. Выявление в библиотечном фонде запрещённой литературы. 8. Оформление новых разделителей: - по новым отделам, по алфавиту писателей. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4. 5. III. Комплектование фонда периодики. 3 июнь май - июнь по мере поступления сентябрь, май май –июнь август по мере поступления май – июнь 2 раза в год май сентябрь по мере поступления постоянно постоянно постоянно постоянно каж. день Июнь, август 1раз в2 месяца по необходимо сти 1. 2. Оформление подписки на 1 полугодие 2024года. Контроль доставки Оформление подписки на 2 полугодие 2024 года. Контроль доставки 3. Справочно-библиографическая работа 1. Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся начальной и средней школы с применением новых информационных технологий 2. Составление рекомендательных списков литературы, планов чтения по заявкам учителей и обучающихся к классным часам, юбилейным детям и праздникам. 3. Выполнение тематических, фактических и информационных справок. ноябрь апрель В течение года В течение года В течение года 4. Работа с читателями. Воспитательная работа o Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации. o Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы: - беседы, - диспуты, - литературные игры, - читательские конференции, - утренники, - литературно-музыкальные композиции, - библиотечные занятия и т.д. o Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы. Информационная работа o Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников: - совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы; - обзоры новых поступлений; - подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий; - оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету; - помощь в подборе документов при работе над методической темой школы; - помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний метод объединений o Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся: - на абонементе; - в читальном зале; - подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д. - помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям; - проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий. 4 o Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся: - информирование о пользовании библиотекой их детьми; - оформление выставок документов для родителей на актуальные темы; - индивидуальная работа по подбору дополнительного материала дляобучающихся начальной школы; - выступление на родительских собраниях с информацией о фонде библиотеки. № Содержание работы п/п I. Индивидуальная работа. 1. Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технический персонал, родителей. 2. Обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и учителей. 3. Рекомендательные беседы при выдаче книг. 4. Беседы о прочитанном. 5. Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку. II. Работа с педагогическим коллективом. 1. Информирование о новинках в области учебнометодической, психолого-педагогической литературы, об изменениях в фонде учебной литературы III. Работа с учащимися школы. 1. Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки. 2. Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг и журнальной периодики, об ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, журналу. 3. Информировать классных руководителей о чтении и посещении библиотеки каждым классом. 4. Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя библиотеки. 5. Провести ежегодный школьный конкурс «Лучший читатель года», «Лучший читающий класс школы» среди учащихся начальной и средней школы IV. Работа с родительской общественностью Информирование родительской общественности: - о порядке обеспечения учащихся учебниками и учебными пособиями -о перечне необходимых учебников, учебных пособий, входящих в комплект учебной литературы данного класса на предстоящий год V. Введение страницы «Библиотека» на школьном сайте 5. Массовая работа. 5 Срок исполнения постоянно постоянно постоянно постоянно по мере поступления на пед. советах, по мере поступ. постоянно постоянно 1 раз в четверть постоянно Октябрьапрель Общешкол ьные. классные род. собр. № Содержание работы 1. Срок испол нения Выставка книг к предметным неделям: «С книгой в мир интересныхнаук». По пред. нед 2. Оформление книжных выставок и экспозиций к знаменательным и памятным датам: 100 лет со дня рож. Эдуарда Аркадьевича Асадова (1923-2004), поэта 7 09 100 лет со дня рож. Расула Гамзатовича Гамзатова (1923-2003), поэта 8 09 195 лет со дня рож. Льва Николаевича Толстого (1828-1910), писателя 9 09 100 лет со дня рож. Михаила Танича (1923-2008), советского поэта-песен. 15 09 450 лет со дня рож. Микеланджело Караваджо (1573-1610), художника 28 09 200 лет со дня рож. Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1866 8 10 160 лет со дня рож. В.А. Обручева (1863-1956), геолога, географа, писателя 10 10 85 лет со дня рож. Владислава Петровича Крапивина (1938-2020), 14 10 100 лет со дня рож. Н.К. Доризо (1923-2011), поэта 20 11 165 лет со дня рож. шведской писательницы, лауреата Нобелевской премии 05 12 по литературе 1909 года, Сельмы Лагерлёф (1858 – 1940) 100 лет со дня рож. Владимира Федоровича Тендрякова (1923-1984), 13 12 150 лет со дня рож. Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924) 15 12 100 лет со дня рож. Якова Лазаревича Акима (1923), детского писателя 04 01 190 лет со дня рож. Василия Григорьевича Перова (1834 – 1882).худож. 08 01 200 лет со дня рож. Уильяма Уилки Коллинза (1824-1889), англ. писателя 22 01 120 лет со дня рож. Аркадия Петровича Гайдара (Голикова) (1904-1941) 29.01 180 лет со дня рож. В.М. Максимова (1844-1911), русского художника 08 02 190 лет со дня рож. Д.И. Менделеева (1834-1907), учёного 09 02 85 лет со дня рож. Юрия Иосифовича Коваля (1939 – 1995) 11 02 130 лет со дня рож. Виталия Валентиновича Бианки (1894-1959), писателя 13.02 255 лет со дня рож. баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769 – 1844) 09 02 90 лет со дня рож. Юрия Алексеевича Гагарина (1934-1968) 09 03 100 лет со дня рож. Юрия Васильевича Бондарева (1924 - 2020), писателя 15 03 140 лет со дня рож. Александра Романовича Беляева (1884-1942), 16 03 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) 01 04 190 лет со дня рож. Григория Григорьевича Мясоедова (1834-1911), 19 04 460 лет со дня рож. Уильяма Шекспира (1564-1616), англ .поэта 23 04 100 лет со дня рож. Виктора Петровича Астафьева (1924-2001), писателя 1 05 100 лет со дня рож. Булата Шалвовича Окуджавы (1924-1997), поэта 9 05 100 лет со дня рож. Юлии Владимировны Друниной (1924-1991), поэтессы 1005 160 лет со дня рож. Этель Лилиан Войнич (1864-1960), английской писат. 11 05 100 лет со дня рождения Бориса Львовича Васильева (1924-2013), писателя 21 05 3. Выставки книг – юбиляров. в теч. года 6 4. Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам (подбор стихов, сценариев): - день знаний; 01.09 - Международный день грамотности 08.09 -Всемирный день красоты 09.09 -Международный день мира 15.09 -Международный день пожилых людей 01.10 -Международный день музыки 01.10 -Всемирный день защиты животных 04.10 -- день учителя; Окт. - день согласия и примирения; 07.11 -Всемирный день информации 26.11 - международному дню отказа от курения; 19.11 - всемирному дню борьбы со СПИДом; 01.12 -День Героев Отечества 09.12 - Новый год; 01.01 - день прорыва блокады Ленинграда; 27.01 -Международный день родного языка 21.02 -Всемирный день писателя 03.03 - всемирный день Земли; 21.03 - день смеха; 01.04 - всемирный день авиации и космонавтики; 12.04 - день Победы; 09.05 - международный день семьи; 15.05 - международный день защиты детей; 01.06 Духовно-нравственное *Поэтическая страница к 1 0 0 л е т и ю Эдуарда Аркадьевича Асадова 09.09 *Выставка книг :«Помнит мир спасенный», * Обзор литературы. «Если вспомнить о войне…» 06.05 Общеинтелектуальное * День чтения, посвященный 85 лет. со дня рождения В. Крапивина 8.10. *Интеллектуальная игра «День Наума Грамотника. » 14.12 .*Викторина «Он был первый», посвящённая 90 летию Юрия Гагарина 10.04 Общекультурное * Презентация «Сказки С. Лагерлеф» *«Писатель щедрый и радостный». Литературная викторина по рассказам В.Ю.Драгунского *«Малахитовая шкатулка». Викторина по сказам П.П.Бажова *Конкурс театрализованное прочтение басен И.А.Крылова *Литературное путешествие по произведениям Н.В.Гоголя Эколого-валеологическое * «Урок экологии «4 октября – Всемирный день животных» » *Лит. путешествие «Эти забавные животные» (по произ. В. Бианки) *Устный журнал «Секреты здоровья» *Эколого-краеведческий час «Дорогами родного края» (4-8 кл.) Социальное *Памятки «Влияние Интернета и компьютерных игр на развитие ребенка» * Тематическая полка «Человек. Государство. Закон» * Викторина по правилам ПДД «Знай! Помни! Соблюдай!» (2-4кл.) 7 05 12 30.11 27.01 09.02 01.04 04.10 13.02 10.04 15.05 Нояб рь 16.01 Конкурсы: *Школьный конкурс «Лидер чтения» *Областная акция тотального чтения «День чтения» *Конкурс «Живая классика» *Конкурс рисунков «Страница любимой книги» 6. Реклама библиотеки № Содержание работы 1 2 21.09 09.10 20.01 20.03 Срок исполнени я Создание фирменного стиля: - эстетическое оформление библиотеки (включая мелкий ремонт библиотеки) - подбор цветовой композиции и оригинального стиля для оформления выставок, разделителей; Реклама о деятельности библиотеки: - устная (во время перемен, на классных собраниях) - наглядная (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой) - оформление постоянно действующего информационного стенда Август Сентябрь В течение года 7. Повышение квалификации 1. 2. 3. Участие в муниципальном методическом объединении библиотекарей. Работа по самообразованию с использованием опыта лучших школьных библиотекарей: - изучение локальных актов, касающихся работы - участие в работе «круглых столов»; - подписка электронного журнала «Школьная библиотека» Участие в различных профессиональных конкурсах 8.Взаимодействие с библиотеками района 1. Обмен учебными изданиями с другими школьными библиотеками района 2. Взаимодействие с сельской библиотекой 9.Перспективы развития библиотеки Содержание работ № 1. Развитие ШИБЦ 8 В течении года Постоянн о В течении года Август Постоянно Срок выпол. В течение года 9 1 0