План ШИБЦ НА 2023-2024 учебный год

1

«Школа без хорошей библиотеки
так же противоестественна,
как квартира без кухни».
Я.А. Андерсен
1. Вводная часть

Основными задачами библиотеки являются:

Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем
библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и
педагогов.

Формирование у школьников навыков независимого библиотечного
пользователя,информационной культуры и культуры чтения.

Совершенствование традиционных и освоение новых технологий.
Направления деятельности библиотеки.

Постоянная активная работа с учащимися, направленная на пробуждение и
поддержание интереса к чтению и литературе.

Организация различных литературных обзоров с целью предоставления
доступной информации о тех или иных изданиях, произведениях.

Различные акции и мероприятия, которые обычно приурочиваются к памятным
датам, важным событиям литературного мира. (общешкольные, классные, для отдельных
параллелей).

Работа с литературными фондами.

Проведение уроков культуры чтения.

Поддержание взаимодействия с педагогами и родителями учащихся для
постоянного обмена знаниями, получения новой полезной информации, предоставления
консультаций.
Основные функции библиотеки.

Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели школы.

Информационная – предоставлять возможность использовать информацию.

Культурная – принимать участие в организации мероприятий,
воспитывающихкультурное и социальное самосознание, содействующих
эмоциональному развитию учащихся.

Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к
самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
2. Формирование фонда библиотеки

№
п/п
1.

Содержание работы
Комплектование фондаучебной литературы на учебный год.
а) работа с прайс – листами издательств;
б) составление совместно с учителями – предметниками заказа на
учебники ;
в) подготовка перечня учебников, планируемых к использованию
в новом учебном году;

Срок
исполнения
ноябрь – май
январь
февраль
март апрель
май

2

2.
3.

г)утверждение списка учебников, используемых в ОУ на новый
учебный год
д)осуществление контроля за выполнением заказа;
е) прием и обработка поступивших учебников:
- оформление накладных;
- запись в книгу суммарного учета;
- штемпелевание;
- составление списков классов.
Составление отчетных документов, диагностика уровня
обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой.
Прием и выдача учебников (по графику).

6.

Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях
учебников и учебных пособий.
Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены программ.
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по
классам).
Работа с обменно-резервным фондом учебников: ведение учета;
хранение.
II. Работа с фондом художественной литературы.
Своевременное проведение обработки и регистрации.
Обеспечение свободного доступа в библиотеке:
- к художественному фонду (для 1 – 4 классов);
- к художественному фонду (5 – 11 класс);
- к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников);
- к фонду методической литературы (для учителей);
- к фонду учебников (по требованию).
Выдача изданий читателям.
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах.
Ведение работы по сохранности фонда.
-обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного
носителям информации в установленном порядке
-ведение тетради учета взамен утерянных
-организация работ по мелкому ремонту и переплету
- выявление должников 2 раза в учебном году
-обеспечение требуемого режима систематизированного
хранения и физической сохранности библиотечного фонда. Раз в
месяц - санитарный день
-выполнение санитарной обработки помещений с использованием
антисептиков.
-систематический контроль за своевременным возвратом в
библиотеку выданных изданий
Списание фонда с учетом ветхости и морального износа.

7.

Выявление в библиотечном фонде запрещённой литературы.

8.

Оформление новых разделителей:
- по новым отделам, по алфавиту писателей.

4.
5.
6.
7.

1.
2.

3.
4.
5.

III. Комплектование фонда периодики.

3

июнь
май - июнь
по мере
поступления
сентябрь,
май
май –июнь
август
по мере
поступления
май – июнь
2 раза в год
май сентябрь
по мере
поступления
постоянно

постоянно
постоянно
постоянно

каж. день

Июнь,
август
1раз в2
месяца
по
необходимо
сти

1.
2.

Оформление подписки на 1 полугодие 2024года.
Контроль доставки
Оформление подписки на 2 полугодие 2024 года.
Контроль доставки

3. Справочно-библиографическая работа
1. Проведение библиотечно-библиографических занятий для
учащихся начальной и средней школы с применением новых
информационных технологий
2. Составление рекомендательных списков литературы, планов
чтения по заявкам учителей и обучающихся к классным часам,
юбилейным детям и праздникам.
3. Выполнение тематических, фактических и информационных
справок.

ноябрь
апрель

В течение
года
В течение
года
В течение
года

4. Работа с читателями.
Воспитательная работа
o Формирование у школьников навыков независимого библиотечного
пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску,
отбору и критической оценке информации.
o Способствование формированию личности учащихся средствами
культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой
работы:
 - беседы,
 - диспуты,
 - литературные игры,
 - читательские конференции,
 - утренники,
 - литературно-музыкальные композиции,
 - библиотечные занятия и т.д.
o Популяризация лучших документов библиотечными формами работы,
организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы.
 Информационная работа
o Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным
обеспечением педагогических работников:
 - совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;
 - обзоры новых поступлений;
 - подбор документов в помощь проведению предметных недель и других
общешкольных и классных мероприятий;
 - оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо
предмету;
 - помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;
 - помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний
метод объединений
o Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным
обслуживанием обучающихся:
 - на абонементе;
 - в читальном зале;
 - подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.
 - помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;
 - проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.
4






o Информационное обслуживание родителей (или иных законных
представителей) обучающихся:
- информирование о пользовании библиотекой их детьми;
- оформление выставок документов для родителей на актуальные темы;
- индивидуальная работа по подбору дополнительного материала
дляобучающихся начальной школы;
- выступление на родительских собраниях с информацией о фонде библиотеки.

№ Содержание работы
п/п
I. Индивидуальная работа.
1.
Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов,
технический персонал, родителей.
2.
Обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и
учителей.
3.
Рекомендательные беседы при выдаче книг.
4.
Беседы о прочитанном.
5.
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах,
энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.
II. Работа с педагогическим коллективом.
1.
Информирование о новинках в области учебнометодической, психолого-педагогической литературы, об
изменениях в фонде учебной литературы
III. Работа с учащимися школы.
1.
Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы
библиотеки.
2.
Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о
правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг и
журнальной периодики, об ответственности за причиненный
ущерб книге, учебнику, журналу.
3.
Информировать классных руководителей о чтении и посещении
библиотеки каждым классом.
4.
Рекомендовать художественную литературу и периодические
издания согласно возрастным категориям каждого читателя
библиотеки.
5.
Провести ежегодный школьный конкурс «Лучший читатель
года», «Лучший читающий класс школы» среди учащихся
начальной и средней школы
IV. Работа с родительской общественностью
Информирование родительской общественности:
- о порядке обеспечения учащихся учебниками и учебными пособиями
-о перечне необходимых учебников, учебных пособий, входящих в
комплект учебной литературы данного класса на предстоящий год
V. Введение страницы «Библиотека» на школьном сайте
5. Массовая работа.

5

Срок
исполнения
постоянно
постоянно
постоянно
постоянно
по мере
поступления
на пед.
советах, по
мере поступ.
постоянно
постоянно

1 раз в
четверть
постоянно
Октябрьапрель
Общешкол
ьные.
классные
род. собр.

№ Содержание работы

1.

Срок
испол
нения
Выставка книг к предметным неделям: «С книгой в мир интересныхнаук». По
пред.
нед

2.

Оформление книжных выставок и экспозиций к знаменательным и
памятным датам:
100 лет со дня рож. Эдуарда Аркадьевича Асадова (1923-2004), поэта
7 09
100 лет со дня рож. Расула Гамзатовича Гамзатова (1923-2003), поэта
8 09
195 лет со дня рож. Льва Николаевича Толстого (1828-1910), писателя
9 09
100 лет со дня рож. Михаила Танича (1923-2008), советского поэта-песен. 15 09
450 лет со дня рож. Микеланджело Караваджо (1573-1610), художника
28 09
200 лет со дня рож. Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1866
8 10
160 лет со дня рож. В.А. Обручева (1863-1956), геолога, географа, писателя 10 10
85 лет со дня рож. Владислава Петровича Крапивина (1938-2020),
14 10
100 лет со дня рож. Н.К. Доризо (1923-2011), поэта
20 11
165 лет со дня рож. шведской писательницы, лауреата Нобелевской премии 05 12
по литературе 1909 года, Сельмы Лагерлёф (1858 – 1940)
100 лет со дня рож. Владимира Федоровича Тендрякова (1923-1984),
13 12
150 лет со дня рож. Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924)
15 12
100 лет со дня рож. Якова Лазаревича Акима (1923), детского писателя
04 01
190 лет со дня рож. Василия Григорьевича Перова (1834 – 1882).худож.
08 01
200 лет со дня рож. Уильяма Уилки Коллинза (1824-1889), англ. писателя 22 01
120 лет со дня рож. Аркадия Петровича Гайдара (Голикова) (1904-1941)
29.01
180 лет со дня рож. В.М. Максимова (1844-1911), русского художника
08 02
190 лет со дня рож. Д.И. Менделеева (1834-1907), учёного
09 02
85 лет со дня рож. Юрия Иосифовича Коваля (1939 – 1995)
11 02
130 лет со дня рож. Виталия Валентиновича Бианки (1894-1959), писателя 13.02
255 лет со дня рож. баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769 – 1844) 09 02
90 лет со дня рож. Юрия Алексеевича Гагарина (1934-1968)
09 03
100 лет со дня рож. Юрия Васильевича Бондарева (1924 - 2020), писателя 15 03
140 лет со дня рож. Александра Романовича Беляева (1884-1942),
16 03
215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (1809-1852)
01 04
190 лет со дня рож. Григория Григорьевича Мясоедова (1834-1911),
19 04
460 лет со дня рож. Уильяма Шекспира (1564-1616), англ .поэта
23 04
100 лет со дня рож. Виктора Петровича Астафьева (1924-2001), писателя 1 05
100 лет со дня рож. Булата Шалвовича Окуджавы (1924-1997), поэта
9 05
100 лет со дня рож. Юлии Владимировны Друниной (1924-1991), поэтессы 1005
160 лет со дня рож. Этель Лилиан Войнич (1864-1960), английской писат. 11 05
100 лет со дня рождения Бориса Львовича Васильева (1924-2013), писателя 21 05

3. Выставки книг – юбиляров.

в теч.
года

6

4.

Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам (подбор стихов,
сценариев):
- день знаний;
01.09
- Международный день грамотности
08.09
-Всемирный день красоты
09.09
-Международный день мира
15.09
-Международный день пожилых людей
01.10
-Международный день музыки
01.10
-Всемирный день защиты животных
04.10
-- день учителя;
Окт.
- день согласия и примирения;
07.11
-Всемирный день информации
26.11
- международному дню отказа от курения;
19.11
- всемирному дню борьбы со СПИДом;
01.12
-День Героев Отечества
09.12
- Новый год;
01.01
- день прорыва блокады Ленинграда;
27.01
-Международный день родного языка
21.02
-Всемирный день писателя
03.03
- всемирный день Земли;
21.03
- день смеха;
01.04
- всемирный день авиации и космонавтики;
12.04
- день Победы;
09.05
- международный день семьи;
15.05
- международный день защиты детей;
01.06
Духовно-нравственное
*Поэтическая страница к 1 0 0 л е т и ю Эдуарда Аркадьевича Асадова
09.09
*Выставка книг :«Помнит мир спасенный»,
* Обзор литературы. «Если вспомнить о войне…»
06.05
Общеинтелектуальное
* День чтения, посвященный 85 лет. со дня рождения В. Крапивина
8.10.
*Интеллектуальная игра «День Наума Грамотника. »
14.12
.*Викторина «Он был первый», посвящённая 90 летию Юрия Гагарина
10.04
Общекультурное
* Презентация «Сказки С. Лагерлеф»
*«Писатель щедрый и радостный». Литературная викторина по
рассказам В.Ю.Драгунского
*«Малахитовая шкатулка». Викторина по сказам П.П.Бажова
*Конкурс театрализованное прочтение басен И.А.Крылова
*Литературное путешествие по произведениям Н.В.Гоголя
Эколого-валеологическое
* «Урок экологии «4 октября – Всемирный день животных» »
*Лит. путешествие «Эти забавные животные» (по произ. В. Бианки)
*Устный журнал «Секреты здоровья»
*Эколого-краеведческий час «Дорогами родного края» (4-8 кл.)
Социальное
*Памятки «Влияние Интернета и компьютерных игр на развитие
ребенка»
* Тематическая полка «Человек. Государство. Закон»
* Викторина по правилам ПДД «Знай! Помни! Соблюдай!» (2-4кл.)

7

05 12
30.11
27.01
09.02
01.04
04.10
13.02
10.04
15.05
Нояб
рь
16.01

Конкурсы:
*Школьный конкурс «Лидер чтения»
*Областная акция тотального чтения «День чтения»
*Конкурс «Живая классика»
*Конкурс рисунков «Страница любимой книги»
6. Реклама библиотеки
№ Содержание работы

1

2

21.09
09.10
20.01
20.03
Срок
исполнени
я

Создание фирменного стиля:
- эстетическое оформление библиотеки (включая мелкий ремонт
библиотеки)
- подбор цветовой композиции и оригинального стиля для
оформления выставок, разделителей;
Реклама о деятельности библиотеки:
- устная (во время перемен, на классных собраниях)
- наглядная (информационные объявления о выставках и
мероприятиях, проводимых библиотекой)
- оформление постоянно действующего информационного стенда

Август
Сентябрь

В течение
года

7. Повышение квалификации

1.
2.

3.

Участие в муниципальном методическом объединении
библиотекарей.
Работа по самообразованию с использованием опыта лучших
школьных библиотекарей:
- изучение локальных актов, касающихся работы
- участие в работе «круглых столов»;
- подписка электронного журнала «Школьная библиотека»
Участие в различных профессиональных конкурсах

8.Взаимодействие с библиотеками района
1. Обмен учебными изданиями с другими школьными библиотеками
района
2. Взаимодействие с сельской библиотекой
9.Перспективы развития библиотеки
Содержание работ
№
1.

Развитие ШИБЦ

8

В течении
года
Постоянн
о

В течении
года
Август
Постоянно
Срок
выпол.
В течение
года

9

1
0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».