Приложение 1 к основной образовательной программе начального общего
образования
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МОУО МО Красноуфимский округ
МАОУ «Тавринская СОШ»
ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей начальных классов
протокол от 27.08.2024№ 1
СОГЛАСОВАНО:
Зам.дир.по УР
_В.В.Дружинина
27.08.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2788825)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 1-4 классов
Составители : Аликеева Е.А
Андреева В.Н.
Байрамалова О.П.
Иляева М.С.
Канина Е.С.
с. Русская Тавра, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный
коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место
школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза;
освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их
профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых.
Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг,
гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего
населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком.
Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая
и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое
описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части
растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень,
стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.).
Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и
личной гигиены. Правила использования электронных средств, оснащенных экраном.
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми
плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные
знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность
в
информационно-телекоммуникационной
сети
Интернет
(электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
2
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:
сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость
изменений в живой природе от состояния неживой природы;
приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые,
рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в
пределах изученного);
приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их,
устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
понимать, что информация может быть представлена в разной форме – текста,
иллюстраций, видео, таблицы;
соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы,
дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям;
воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её
столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью
народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;
описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё
отношение к природным явлениям;
сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового
образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание,
безопасность использования бытовых электроприборов);
оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах
другими детьми, выполнять самооценку;
анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня,
организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил
пользования электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться,
справедливо
распределять
работу,
определять
нарушение
правил
взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
2 КЛАСС
Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте.
Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни
России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля
3
и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия –
многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники.
Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события
истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни
человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы
родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость,
честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила
взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от
других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта
мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса.
Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас,
устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие
животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая
характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни
животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных
Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного
поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной
активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания).
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях,
переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро
(ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки
безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационнокоммуникационной сети Интернет (коммуникация в мессенджерах и социальных группах)
в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных
универсальных
учебных
действий,
совместной
деятельности.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
4
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:
ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение,
измерение);
определять на основе наблюдения состояние вещества (жидкое, твёрдое,
газообразное);
различать символы РФ;
различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах
изученного);
группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые
(в пределах изученного);
различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
читать информацию, представленную в схеме, таблице;
используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой
характеристикой:
понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность
человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение,
культура поведения; Родина, столица, родной край, регион);
понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление,
вещество; заповедник);
понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья
(режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация).
2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет
Солнечной системы;
3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья»,
«Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес – природное
сообщество» и др.);
4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и
растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями
неживой природы);
5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России
(на примере своей местности);
6. описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной
задачи;
контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по
решению учебной задачи;
5
оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и
одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в
соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры
общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных
веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы,
оценивать свой вклад в общее дело;
определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных)
способы их разрешения.
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина –
Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края.
Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого
кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы
семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их
профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых
они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические
работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния
воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной
жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и
хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов.
Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания
6
растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и
краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери).
Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края,
их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного
края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в
природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы
органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические
паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри
двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых,
тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого
дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на
вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки
безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование
в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила
коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого
доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение
животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе
результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах)
делать выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и
условиями жизни животного;
7
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные
признаки и отношения между объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить
историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и
интересную информацию о природе нашей планеты;
находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить
на карте нашу страну, столицу, свой регион;
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными
объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах,
таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети
Интернет (в условиях контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой
характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный
бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель
Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки
дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения
объектов природы;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств
природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого
организма;
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в
пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия
(при небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать
свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого;
8
оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на
советы и замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека
иметь собственное суждение, мнение;
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава
государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного
края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника
Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День
России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего
региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская
империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и
культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных
эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за
рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране
памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за
сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты
по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда,
источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной
системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как
причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный
поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря,
омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
9
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия
человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе.
Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах
отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом
дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила
использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск
достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и
детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения
в среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки,
форма поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной
зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах;
оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного
использования электронных образовательных и информационных ресурсов;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире
словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационнокоммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода);
10
делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной
информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации,
таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект
Всемирного природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных
систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности
организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия
организма вредных привычек;
описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты,
справедливости и др.;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе
сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны
(в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть
трудности и возможные ошибки;
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать
учебные действия при необходимости;
адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей –
руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда,
использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и
жизни других людей.
11
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание
особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей
среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
12
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих
ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе
с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать
связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие;
изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме
13
(лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его
результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть
– целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью
учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
14
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для
здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала
по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии
членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение
к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного
поведения в социуме и на природе;
воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и
праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и
природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
15
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае
дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные
явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы
животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее
существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и
индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе
своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять
температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к
природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время
наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых экраном;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником
и электронными ресурсами школы.
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его
главный город;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг)
и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов, государственным символам России; соблюдать
правила нравственного поведения в социуме и на природе;
распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам
и фотографиям, различать их в окружающем мире;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов
родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой
деятельности и профессий жителей родного края;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и
опыты с природными объектами, измерения;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры,
иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные
культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные
экспонаты);
16
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные
природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным
признакам;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу,
компасу;
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать
примеры положительного и негативного отношения к объектам природы,
проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного
поведения пассажира наземного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания;
безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью
учителя (при необходимости).
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб,
флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего
региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой
историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства;
проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с
природными объектами с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения
опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить
простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой
природы;
17
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления
природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для
объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о
природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями
(презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного,
водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты
России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками
и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях
истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных
периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их
существенные признаки, в том числе государственную символику России и
своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами
18
природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и
измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно
выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков
и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших
явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён
года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены
природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России
и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе
и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни
человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов
транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах,
торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях,
библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной
информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных
образовательных и информационных ресурсов.
19
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Школа. Школьная жизнь.
3
0
0
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1.2
Семья. Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.
2
0
0
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1.3
Россия - наша Родина.
11
0
1
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
13
0
0
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Природа - среда обитания человека.
2.1
Взаимосвязи между человеком и
природой.
16
2.2
Растительный мир. Растения
ближайшего окружения.
9
0
0
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.3
Мир животных. Разные группы
животных.
15
0
1
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
3
0
0
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
4
0
0
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Режим дня школьника.
3.2
Безопасность в быту, безопасность
пешехода, безопасность в сети Интернет
37
20
Итого по разделу
7
Резервное время
6
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
66
0
2
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Россия
12
1
0
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1.2
Семья. Семейные ценности и традиции
2
0
0
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1.3
Правила культурного поведения в
общественных местах
2
0
0
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
16
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы познания природы. Земля и
другие планеты, звезды и созвездия.
7
0
1
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.2
Многообразие растений
8
1
1
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.3
Многообразие животных
11
0
0
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.4
Красная книга России. Заповедники и
природные парки
8
0
0
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
34
21
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни школьника
3.2
Безопасность в школе и общественном
транспорте, безопасность в сети
Интернет
4
0
1
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
8
1
1
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
12
Резервное время
6
3
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
6
4
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
14
1
0
1.2
Семья - коллектив близких. Родных
людей.
2
0
0
1.3
Страны и народы мира.
4
0
0
1
0
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
20
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы изучения природы.
11
Библиотека ЦОК
22
Разнообразие веществ в окружающем
мире.
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.2
Бактерии, грибы и их разнообразие
2
0
0
2.3
Разнообразие растений
7
1
1
2.4
Разнообразие животных
7
1
0
2.5
Природные сообщества
3
0
1
2.6
Человек - часть природы
5
0
0
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
35
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни
2
0
0
3.2
Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет
5
0
0
Итого по разделу
7
Резервное время
6
2
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
6
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
23
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
10
1
0
1.2
История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта
17
1
0
1.3
Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие
6
0
0
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
33
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы познания окружающей
природы. Солнечная система
5
0
0
2.2
Формы земной поверхности. Водоемы и
их разнообразие
9
1
1
2.3
Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны
5
0
1
2.4
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы
5
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
24
Итого по разделу
24
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек
1
0
0
3.2
Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет
4
0
0
Итого по разделу
5
Резервное время
6
2
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
6
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
25
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
1 КЛАСС
№
урока
Тема урока
Количество
часов
1
Мы – школьники. Адрес школы. Знакомство со школьными помещениями
1
2
Наша страна – Россия, Российская Федерация. Что такое Родина?
1
3
Наша Родина: от края и до края. Символы России
1
4
Народы России. Народов дружная семья
1
5
Путешествие по родному краю
1
6
Отражение в предметах декоративного искусства природных условий жизни и традиций народов РФ
1
7
Столица России ‒ Москва. Достопримечательности Москвы
1
8
Что такое окружающий мир? Что природа даёт человеку?
1
9
Объекты живой природы. Сравнение объектов неживой и живой природы: выделение различий
1
10
Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различия дикорастущих и культурных
растений
1
11
Явления и объекты неживой природы
1
12
Природа и человек. Природные материалы и изделия из них. Наше творчество
1
13
Что мы знаем о растениях? Что общего у разных растений?
1
14
Части растения. Название, краткая характеристика значения для жизни растения
1
15
Комнатные растения. Растения в твоём доме: краткое описание
1
16
Как мы ухаживаем за растениями (практическая работа)
1
17
Разнообразие растений: узнавание, называние, краткое описание
1
26
18
Особенности лиственных растений: узнавание, краткое описание. Лиственные растения нашего края
1
19
Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края
1
20
Мир животных: насекомые (узнавание, называние). Главная особенность этой группы животных
1
21
Насекомые: сравнение, краткое описание внешнего вида
1
22
Какие звери живут в морях и океанах? Морские звери: узнавание, называние, краткое описание
1
23
Мир животных: рыбы пресных и солёных водоёмов (сравнение, краткое описание)
1
24
Мир животных: птицы (узнавание, называние). Главная особенность этой группы животных
1
25
Где обитают птицы, чем они питаются. Птицы: сравнение места обитания, способа питания
1
26
Мир животных: звери (узнавание, называние, сравнение, краткое описание)
1
27
Мир животных: чем похожи все звери: главная особенность этой группы животных. Забота зверей о
своих детёнышах
1
28
Знакомься: электронные ресурсы школы
1
29
Ты – пешеход!
1
30
Знаки дорожного движения
1
31
Родной край – малая Родина. Первоначальные сведения о родном крае: название. Моя малая родина
1
32
Культурные объекты родного края
1
33
Домашние и дикие животные. Различия в условиях жизни
1
34
Повторение изученного по разделу "Человек и общество"
1
35
Семья – коллектив. Права и обязанности членов семьи
1
36
Значение природы в жизни людей
1
37
Бытовые электрические и газовые приборы: правила безопасного использования. Поведение в
экстремальных ситуациях. Номера телефонов экстренных служб
1
38
Наблюдение за погодой. Анализ результатов наблюдений
1
39
Что такое термометр. Измерение температуры воздуха и воды как способы определения состояния
погоды
1
40
Практические занятия: измерение температуры воздуха и воды в разных условиях (в комнате, на улице)
1
27
41
Откуда в снежках грязь?
1
42
Как живут растения?
1
43
Многообразие мира животных. Какие животные живут в нашем регионе?
1
44
Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира осенью
1
45
Откуда берётся и куда девается мусор?
1
46
Классный коллектив. Мои друзья – одноклассники. Правила совместной деятельности
1
47
Учебный класс. Рабочее место школьника. Режим учебного труда, отдыха
1
48
Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира зимой
1
49
Мир животных. Где живут белые медведи?
1
50
Мир животных. Где живут слоны?
1
51
Мир животных. Перелётные и зимующие птицы. Где зимуют птицы?
1
52
Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках
1
53
Труд людей родного края
1
54
Семейные поколения. Моя семья в прошлом и настоящем
1
55
Повторение изученного по разделу "Человек и природа"
1
56
Мир животных. Почему мы любим кошек и собак?
1
57
Прогулки на природе. Правила поведения в природе
1
58
Зачем нужна вежливость?
1
59
Режим дня первоклассника. Правильное сочетание труда и отдыха в режиме первоклассника
1
60
Правила здорового питания. Состав пищи, обеспечивающий рост и развитие ребенка 6-7 лет. Правила
поведения за столом
1
61
Предметы личной гигиены. Закаливание организма солнцем, воздухом, водой. Условия и правила
закаливания
1
62
Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира весной
1
63
. Зачем люди осваивают космос?
1
64
Труд и быт людей в разные времена года
1
28
65
Кто заботится о домашних животных Профессии людей, которые заботятся о животных. Мои домашние
питомцы
1
66
Повторение изученного в 1 классе
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
66
29
2 КЛАСС
№
урока
Тема урока
Количество
часов
1
Наша Родина ‒ Россия, Российская Федерация
1
2
Народы России. Родная страна
1
3
Родной край, его природные достопримечательности. Город и село
1
4
Значимые события истории родного края. Исторические памятники, старинные постройки. Природа и
предметы, созданные человеком
1
5
Заповедники России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охрана природы
1
6
Заповедники России
1
7
Заповедники России. Охрана природы
1
8
Народы Поволжья и других территорий РФ: традиции, обычаи, праздники. Родной край, город (село)
1
9
Тематическая проверочная работа по разделу "Где мы живём?"
1
10
Связи в природе: зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Неживая и
живая природа. Явления природы
1
11
Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных осенью и зимой. Явления природы
1
12
Зачем человек трудится? Ценность труда и трудолюбия. Профессии. Все профессии важны
1
13
Зависимость жизни растений от состояния неживой природы. Жизнь растений осенью и зимой. Невидимые
нити природы
1
14
Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние,
описание
1
15
Звёздное небо: звёзды и созвездия. Солнечная система: планеты (название, расположение от Солнца, краткая
характеристика)
1
16
Как человек познаёт окружающую природу? Особенности разных методов познания окружающего мира
1
17
Земля - живая планета Солнечной системы
1
30
18
Почему на Земле есть жизнь? Условия жизни на Земле. Водные богатства Земли
1
19
Деревья, кустарники, травы родного края (узнавание, называние, краткое описание). Какие бывают растения
1
20
Деревья лиственные и хвойные. Сравнение лиственных и хвойных деревьев: общее и различия
1
21
Многообразие животных родного края и разных территорий России. Какие бывают животные
1
22
Мир животных: насекомые. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние,
описание
1
23
Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание,
называние, описание
1
24
Зависимость жизни растений от состояния неживой природы. Жизнь растений весной и летом. Невидимые
нити. Впереди лето
1
25
Растения дикорастущие и культурные: общее и различия
1
26
Мир животных: земноводные и пресмыкающиеся. Особенности внешнего вида, условия жизни,
передвижения, питания: узнавание, называние, описание
1
27
Многообразие растений по месту обитания, внешнему виду. Сравнение растений разных климатических
условий. Комнатные растения
1
28
Многообразие животных. Дикие и домашние животные
1
29
Мир животных: звери (млекопитающие). Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание,
называние, описание
1
30
Отдельные представители растений Красной книги России (включая представителей растительного мира
региона): узнавание, называние и описание
1
31
Отдельные представители животных Красной книги России (включая представителей животного мира
региона): узнавание, называние и описание
1
32
Красная книга России. Её значение в сохранении и охране редких растений и животных
1
33
Какие задачи решают сотрудники заповедника. Правила поведения на территории заповедника
1
34
Заповедники: значение для охраны природы
1
35
Тематическая проверочная работа по разделу "Человек и природа"
1
31
36
Мир профессий жителей нашего региона
1
37
Из чего что сделано
1
38
Наш регион, какой он? Культура родного края. Родной край, его культурные достопримечательности
1
39
Здоровый образ жизни. Режим дня: чередование сна, учебных занятий, двигательной активности. Если
хочешь быть здоров
1
40
Рациональное питание: количество приёмов пищи и рацион питания. Витамины и здоровье ребёнка
1
41
Правила безопасности в школе: маршрут до школы, поведение на занятиях, переменах, при приеме пищи; на
пришкольной территории
1
42
Правила безопасного поведения в быту. Безопасное пользование электроприборами, газовой плитой.
Безопасность при разогреве пищи. Номера телефонов экстренной помощи. Домашние опасности
1
43
Физическая культура, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья
1
44
Безопасное поведение на прогулках: правила поведения на игровых площадках; езда на велосипедах (санках,
самокатах) и качелях. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы
1
45
Правила культурного поведения в общественных местах. Что такое этикет
1
46
Подробнее о лесных опасностях
1
47
Семейные ценности и традиции. Труд, досуг, занятия членов семьи. Наша дружная семья
1
48
Главные правила взаимоотношений членов общества: доброта, справедливость, честность, уважение к
чужому мнению
1
49
Безопасное пользование Интернетом. Ты и твои друзья
1
50
Правила поведения при пользовании компьютером: посадка, время отдыха, обязательность отдыха и другие
1
51
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта. Мы — пассажиры
1
52
Знаки безопасности на общественном транспорте
1
53
Правила безопасного поведения пассажира метро. Знаки безопасности в метро
1
54
Родословная. Родословное древо, история семьи. Предшествующие поколения
1
55
Модели Земли - глобус, карта, план. Практическая работа
1
56
Карта мира. Материки и океаны. Практическая работа
1
32
57
Ориентирование на местности по местным природным признакам и с использованием компаса.
Практическая работа
1
58
Формы земной поверхности
1
59
Животные и их потомство. Размножение животных. Стадии развития насекомого, земноводных
1
60
Москва ‒ столица России. Герб Москвы
1
61
Достопримечательности Москвы: Большой театр, МГУ, Московский цирк, Театр кукол имени С.В.
Образцова. Путешествие по Москве
1
62
Строительство Московского Кремля. Московский Кремль и Красная площадь
1
63
Санкт-Петербург ‒ северная столица. Достопримечательности города
1
64
Кустарники нашего края: узнавание, название, краткое описание
1
65
Травы нашего края: многообразие. Внешний вид, условия жизни (называние, краткое описание)
1
66
Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных весной и летом. Явления природы. В гости к
весне. Впереди лето
1
67
Тематическая проверочная работа по итогам 2 класса
1
68
Древние кремлёвские города: Нижний Новгород, Псков, Смоленск. Города России
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
33
3 КЛАСС
№
урока
Тема урока
Количеств
о часов
1
Безопасная информационная среда
1
2
Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины природы
1
3
Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа
1
4
Естественные природные сообщества: лес, луг, водоём
1
5
Искусственные природные сообщества, созданные человеком - пруд, поле, парк, огород
1
6
Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения
1
7
Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего
народа
1
8
Что такое общество?
1
9
Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным
символам России
1
10
Родной край – малая родина. Российская Федерация
1
11
Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на
основе результатов наблюдений и работы с информацией
1
12
Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры
1
13
Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов
1
14
Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание,
называние, краткая характеристика
1
15
Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха
1
16
Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы
1
34
17
Распространение воды в природе: водоёмы, реки. Круговорот воды в природе
1
18
Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды
1
19
Почва, её состав. Значение для живой природы
1
20
Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания
1
21
Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения)
1
22
Растение как живой организм
1
23
Как растения размножаются?
1
24
Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ)
1
25
Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений). Бережное отношение человека к
растениям
1
26
Жизнь животных в разные времена года. Разнообразие животных
1
27
Особенности питания животных. Цепи питания
1
28
Размножение и развитие рыб, птиц, зверей
1
29
Роль животных в природе и жизни людей
1
30
Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России
1
31
Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика
1
32
Проверочная работа по теме "Многообразие растений и животных"
1
33
Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание
1
34
Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели
здоровья человека
1
35
Органы чувств их роль в жизни человека
1
36
Опорно-двигательная система и её роль в жизни человека
1
37
Пищеварительная система и её роль в жизни человека
1
38
Дыхательная система и её роль в жизни человека
1
39
Кровеносная и нервная система и их роль в жизни человека
1
40
Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма
1
35
41
Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз
1
42
Проверочная работа по теме "Человек - часть природы. Строение тела человека"
1
43
Знаки безопасности во дворе жилого дома.Безопасность в доме
1
44
Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности
1
45
Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта
1
46
Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части. Знаки
безопасности во дворе жилого дома
1
47
Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме
1
48
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре
народов России
1
49
Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов
1
50
Полезные ископаемые – богатство земных недр
1
51
Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности
1
52
Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности
региона
1
53
Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве
1
54
Семья: традиции, праздники. Государственный бюджет
1
55
Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи
1
56
Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи
1
57
Города Золотого кольца России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский
1
58
Города Золотого кольца России: Ростов, Углич, Ярославль
1
59
Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору)
1
60
Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору)
1
61
Памятники природы и культуры Китая (по выбору)
1
62
Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору)
1
63
Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль
1
36
64
Уникальные памятники культуры России: исторический центр Санкт-Петербурга
1
65
Проверочная работа по теме "Наша Родина - Российская Федерация"
1
66
Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона
1
67
Проверочная работа по итогам обучения в 3 классе
1
68
Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
37
4 КЛАСС
№
урока
Тема урока
Количество
часов
1
Как человек изучает окружающую природу?
1
2
Солнце - звезда
1
3
Планеты Солнечной системы. Луна – спутник Земли
1
4
Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси (практические работы с
моделями и схемами)
1
5
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов (практические работы с моделями и
схемами). Общая характеристика времён года
1
6
Историческое время. Что такое «лента времени»?
1
7
Экологические проблемы взаимодействия человека и природы
1
8
Всемирное культурное наследие России
1
9
Природные и культурные объекты Всемирного наследия в России
1
10
Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом
1
11
Знакомство с Международной Красной книгой
1
12
Всемирное культурное наследие
1
13
Охрана историко-культурного наследия
1
14
О вредных для здоровья привычках
1
15
Правила цифровой грамотности при использовании Интернет
1
16
Планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры населённого пункта
1
17
Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха, учреждениях культуры и торговых центрах
1
18
Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожные знаки
1
19
Равнины России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская (название, общая характеристика,
1
38
нахождение на карте)
20
Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место
нахождения на карте)
1
21
Водоёмы Земли, их разнообразие. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, болото. Примеры водоёмов в
России
1
22
Река как водный поток
1
23
Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте
1
24
Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне
1
25
Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне
1
26
Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне
1
27
Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи в природной зоне
1
28
Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне
1
29
Проверочная работа по теме "Природные зоны"
1
30
Формы земной поверхности (на примере родного края)
1
31
Водоёмы и реки родного края
1
32
Использование рек и водоёмов человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охрана рек и водоёмов
1
33
Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры и фауны)
1
34
Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика)
1
35
Проверочная работа по теме "Формы земной поверхности и водоёмы"
1
36
Человек - творец культурных ценностей
1
37
Труд и быт людей в разные исторические времена
1
38
Новое время
1
39
Новейшее время: история продолжается сегодня
1
40
Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни
1
41
Города России. Древние города России. Страницы истории
1
42
Государство Русь. Человек - защитник своего Отечества
1
39
43
Московское государство. Страницы общественной и культурной жизни в Московском государстве
1
44
Образование и культура в Московском государстве
1
45
Страницы истории Российской империи. Пётр I
1
46
Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту
1
47
Образование в Российской империи
1
48
Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века
(архитектура, живопись, театр)
1
49
«Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели, композиторы и художники XIX века
1
50
Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских завоевателей
1
51
Страницы истории России ХХ века
1
52
Великая Отечественная война 1941-1945 гг: как все начиналось…
1
53
Великая Отечественная война 1941-1945 гг: главные сражения
1
54
Всё для фронта – всё для победы
1
55
Взятие Берлина. Парад Победы
1
56
Мы живём в Российской Федерации
1
57
Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России
1
58
Родной край. Знаменитые люди родного края
1
59
Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение
1
60
Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка
1
61
Государственные праздники России
1
62
Проверочная работа по теме "История Отечества"
1
63
Праздники и памятные даты своего региона
1
64
Малая Родина гражданина России. Достопримечательности родного края
1
65
Наша малая Родина: главный город
1
66
Города России. Города-герои. Страницы истории
1
40
67
Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения в 4 классе
1
68
Праздник в жизни общества и человека
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
41
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях)1 класс. А.А.Плешаков, издательство
"Просвещение"
Окружающий мир. (в 2 частях) 2 класс. А.А.Плешаков, издательство
"Просвещение"
Окружающий мир (в 2 частях) 3 класс. А.А.Плешаков, издательство
"Просвещение"
Окружающий мир ( в 2 частях) 4 класс. А.А.Плешаков, издательство
"Просвещение"
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" для 1 класса к УМК
А.А.Плешакова ("Школа России")
Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" для 2 класса к УМК
А.А.Плешакова ("Школа России")
Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" для 3 класса к УМК
А.А.Плешакова ("Школа России")
Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" для 4 класса к УМК
А.А.Плешакова ("Школа России")
42
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162
43
44