Приложение 1 к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Тавринская СОШ» ПРИНЯТО решением методического объединения учителей начальных классов протокол от 27.08.2024 № 1 СОГЛАСОВАНО: Зам.дир.по УР _В.В.Дружинина 27.08.2024 г. Рабочая программа учебного предмета «В мире информации» для начального образования Срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс) Составитель: Андреева В.Н. учителя начальных классов с. Русская Тавра, 2024 г. Содержание программы. Сплошные тексты Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. Кластеры Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую. Таблицы Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. Диаграммы Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. Графики График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни. Инфографика Инфографика как информационный объект. Виды инфо-графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. Исследовательская (групповая) работа. Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в 2 соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов. Планируемые результаты В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» ученики второго класса приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны: - оценивать потребность в дополнительной информации; - определять возможные источники информации и способы её поиска; - осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; - получать информацию из наблюдений, при обобщении; - анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы); - организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям; - наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинноследственных связях; - создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы); - использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений. Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» являются следующие личностные и метапредметные результаты. - Личностные: - умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); - умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить. Метапредметные: Регулятивные: - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; - планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане); - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - определять и формулировать цель деятельности; - работать по предложенному плану; - уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно; - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные: - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; 3 - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» второклассники: - приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту); - научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - научатся составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме; - научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи; - приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с имеющимся жизненным опытом; - овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядносимволической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы); - научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № Тема урока Колиество Электронныецифровые часов образовательные ресурсы 1 2 3 Вот и осень пришла. В саду Мы играем 1 1 1 4 5 В роще и в саду. Собираем урожай 1 1 6 7 8 9 Про грибы Осень ,непогодушка. Знаки вокруг нас. На уроке. 1 1 1 1 10 На перемене. 1 http://www.rusedu.ru/subcat_2 8.html http://www.rusedu.ru/subcat_2 8.html http://www.rusedu.ru/subcat_2 8.html 4 11 Грамоте учиться-всегда пригодиться. 1 12 13 Домашние питомцы Вот и зима пришла 1 1 14 15 Первоклассники У природы нет плохой погоды. 1 1 16 Знай минутам цену, а секундам счет. 1 17 18 19 20 Скоро новый год. Зимние забавы. Зимняя сказка. Зимние виды спорта 1 1 1 1 21 22 23 На катке На уроке математике Мы-туристы. 1 1 1 24 25 26 В мире животных Сказка ложь, да в ней намек. На уроке математике 1 1 1 27 28 29 Ну и Африка. На лугу. На даче. 1 1 1 30 31 32 Знакомые незнакомцы. Одна умная голова ста голов стоит. В зоопарке. 1 1 1 33 Приключения в цветочном городе. 1 http://www.rusedu.ru/subcat_2 8.html http://www.rusedu.ru/subcat_2 8.html http://www.rusedu.ru/subcat_2 8.html http://www.rusedu.ru/subcat_2 8.html http://www.rusedu.ru/subcat_2 8.html http://www.rusedu.ru/subcat_2 8.html http://www.rusedu.ru/subcat_2 8.html http://www.rusedu.ru/subcat_2 8.html http://www.rusedu.ru/subcat_2 8.html 5 2 класс № урока Тема Кол-во часов 1 Идём в школу 1 2 На уроке математики 1 3 На уроке математики 1 4 В гости к осени 1 5 Разгадываем и составляем ребусы 1 6 Разгадываем и составляем ребусы 1 7 На уроке русского языка 1 8 На уроке русского языка 1 9 В библиотеке 1 10 В библиотеке 1 11 В библиотеке 1 12 Мы читаем 1 13 День народного единства 1 14 На улице 1 15 На улице 1 16 Скоро Новый год! 1 17 Любимые мультфильмы 1 18 Любимые мультфильмы 1 19 В бассейне 1 20 В бассейне 1 В бассейне 1 22 Широкая Масленица 1 23 Логические таблицы 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm l http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm l http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm l http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm l http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm l 6 24 Решаем логические задачи 1 25 В магазине 1 26 В аптеке 1 27 Решаем логические задачи 1 28 О чем расскажет упаковка? 1 29 О чем расскажет упаковка? 1 30 Что такое экология? 1 31 Этикеткина одежде 1 32 Пришкольная территория 1 33 Информация 1 34 Итоговое занятие. Проверь себя 0 http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm l http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm l 7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1.С.А. Шейкина. В мире информации. Работаем с информационными источниками. 1 класс, Москва « Планета», 2023 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. С.А. Шейкина. В мире информации. Работаем с информационными источниками,1 класс. Программа внеурочной деятельности . Москва «Планета», 2023 г ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1.http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm 8 9