Приложение 1 к адаптированной основной образовательной программе начального
общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Тавринская СОШ»
ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей начальных классов
протокол от 27.08.2024 № 1
СОГЛАСОВАНО:
Зам.дир.по УР
_В.В.Дружинина
27.08.2024 г.
Рабочая программа
учебного предмета «В мире информации»
для начального образования
Срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)
Составитель: Андреева В.Н.
учителя начальных классов
с. Русская Тавра, 2024 г.
Содержание программы.
Сплошные тексты
Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух
информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста,
передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование
простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и
несущественных признаков.
Кластеры
Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном
виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера
на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.
Таблицы
Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения
учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в
информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или
недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование
данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с
жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи.
Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью
выделения существенных и несущественных признаков.
Диаграммы
Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм:
столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и
интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного
вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение
диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных
признаков.
Графики
График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со
счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую.
Практическое применение графиков в жизни.
Инфографика
Инфографика как информационный объект. Виды инфо-графики: афиша, объявление,
входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески,
рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в
случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи.
Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных,
изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ
информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Исследовательская (групповая) работа.
Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей
речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической
формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в
2
соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация.
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в
коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать
выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение
справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.
Планируемые результаты
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире информации.
Работаем с информационными источниками» ученики второго класса приобретут общие
навыки работы с информацией и будут способны:
- оценивать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и способы её поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях,
библиотеках, Интернете;
- получать информацию из наблюдений, при обобщении;
- анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое
и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы,
схемы, диаграммы);
- организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;
- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя
полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинноследственных связях;
- создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);
- использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию
для принятия решений.
Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире
информации. Работаем с информационными источниками» являются следующие
личностные и метапредметные результаты.
- Личностные:
- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор
(при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.
Метапредметные:
Регулятивные:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- определять и формулировать цель деятельности;
- работать по предложенному плану;
- уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы
решения задач;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
3
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с
информационными источниками» второклассники:
- приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения
литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);
- научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- научатся составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в
устной или письменной форме;
- научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения
практической или учебной задачи;
- приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации,
сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;
- овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядносимволической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
- научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять,
преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
Тема
урока
Колиество Электронныецифровые
часов
образовательные ресурсы
1
2
3
Вот и осень пришла.
В саду
Мы играем
1
1
1
4
5
В роще и в саду.
Собираем урожай
1
1
6
7
8
9
Про грибы
Осень ,непогодушка.
Знаки вокруг нас.
На уроке.
1
1
1
1
10
На перемене.
1
http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html
http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html
http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html
4
11
Грамоте учиться-всегда пригодиться.
1
12
13
Домашние питомцы
Вот и зима пришла
1
1
14
15
Первоклассники
У природы нет плохой погоды.
1
1
16
Знай минутам цену, а секундам счет.
1
17
18
19
20
Скоро новый год.
Зимние забавы.
Зимняя сказка.
Зимние виды спорта
1
1
1
1
21
22
23
На катке
На уроке математике
Мы-туристы.
1
1
1
24
25
26
В мире животных
Сказка ложь, да в ней намек.
На уроке математике
1
1
1
27
28
29
Ну и Африка.
На лугу.
На даче.
1
1
1
30
31
32
Знакомые незнакомцы.
Одна умная голова ста голов стоит.
В зоопарке.
1
1
1
33
Приключения в цветочном городе.
1
http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html
http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html
http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html
http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html
http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html
http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html
http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html
http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html
http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html
5
2 класс
№
урока
Тема
Кол-во
часов
1
Идём в школу
1
2
На уроке математики
1
3
На уроке математики
1
4
В гости к осени
1
5
Разгадываем и составляем ребусы
1
6
Разгадываем и составляем ребусы
1
7
На уроке русского языка
1
8
На уроке русского языка
1
9
В библиотеке
1
10 В библиотеке
1
11 В библиотеке
1
12 Мы читаем
1
13 День народного единства
1
14 На улице
1
15 На улице
1
16 Скоро Новый год!
1
17 Любимые мультфильмы
1
18 Любимые мультфильмы
1
19 В бассейне
1
20 В бассейне
1
В бассейне
1
22 Широкая Масленица
1
23 Логические таблицы
1
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm
l
http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm
l
http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm
l
http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm
l
http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm
l
6
24
Решаем логические задачи
1
25 В магазине
1
26 В аптеке
1
27 Решаем логические задачи
1
28 О чем расскажет упаковка?
1
29 О чем расскажет упаковка?
1
30 Что такое экология?
1
31 Этикеткина одежде
1
32 Пришкольная территория
1
33 Информация
1
34 Итоговое занятие. Проверь себя
0
http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm
l
http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm
l
7
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.С.А. Шейкина. В мире информации. Работаем с информационными источниками. 1
класс, Москва « Планета», 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. С.А. Шейкина. В мире информации. Работаем с информационными источниками,1
класс. Программа внеурочной деятельности . Москва «Планета», 2023 г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm
8
9