В мире информации

Приложение 1 к адаптированной основной образовательной программе начального
общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Тавринская СОШ»

ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей начальных классов
протокол от 27.08.2024 № 1

СОГЛАСОВАНО:
Зам.дир.по УР
_В.В.Дружинина
27.08.2024 г.

Рабочая программа
учебного предмета «В мире информации»
для начального образования
Срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)

Составитель: Андреева В.Н.
учителя начальных классов

с. Русская Тавра, 2024 г.

Содержание программы.
Сплошные тексты
Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух
информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста,
передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование
простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и
несущественных признаков.
Кластеры
Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном
виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера
на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.
Таблицы
Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения
учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в
информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или
недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование
данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с
жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи.
Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью
выделения существенных и несущественных признаков.
Диаграммы
Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм:
столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и
интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного
вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение
диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных
признаков.
Графики
График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со
счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую.
Практическое применение графиков в жизни.
Инфографика
Инфографика как информационный объект. Виды инфо-графики: афиша, объявление,
входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески,
рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в
случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи.
Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных,
изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ
информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Исследовательская (групповая) работа.
Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей
речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической
формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в
2

соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация.
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в
коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать
выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение
справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.
Планируемые результаты
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире информации.
Работаем с информационными источниками» ученики второго класса приобретут общие
навыки работы с информацией и будут способны:
- оценивать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и способы её поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях,
библиотеках, Интернете;
- получать информацию из наблюдений, при обобщении;
- анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое
и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы,
схемы, диаграммы);
- организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;
- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя
полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинноследственных связях;
- создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);
- использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию
для принятия решений.
Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире
информации. Работаем с информационными источниками» являются следующие
личностные и метапредметные результаты.
- Личностные:
- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор
(при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.
Метапредметные:
Регулятивные:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- определять и формулировать цель деятельности;
- работать по предложенному плану;
- уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы
решения задач;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
3

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке

информации;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с
информационными источниками» второклассники:
- приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения
литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);
- научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- научатся составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в
устной или письменной форме;
- научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения
практической или учебной задачи;
- приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации,
сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;
- овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядносимволической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
- научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять,
преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
Тема
урока

Колиество Электронныецифровые
часов
образовательные ресурсы

1
2
3

Вот и осень пришла.
В саду
Мы играем

1
1
1

4
5

В роще и в саду.
Собираем урожай

1
1

6
7
8
9

Про грибы
Осень ,непогодушка.
Знаки вокруг нас.
На уроке.

1
1
1
1

10

На перемене.

1

http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html
http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html

http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html
4

11

Грамоте учиться-всегда пригодиться.

1

12
13

Домашние питомцы
Вот и зима пришла

1
1

14
15

Первоклассники
У природы нет плохой погоды.

1
1

16

Знай минутам цену, а секундам счет.

1

17
18
19
20

Скоро новый год.
Зимние забавы.
Зимняя сказка.
Зимние виды спорта

1
1
1
1

21
22
23

На катке
На уроке математике
Мы-туристы.

1
1
1

24
25
26

В мире животных
Сказка ложь, да в ней намек.
На уроке математике

1
1
1

27
28
29

Ну и Африка.
На лугу.
На даче.

1
1
1

30
31
32

Знакомые незнакомцы.
Одна умная голова ста голов стоит.
В зоопарке.

1
1
1

33

Приключения в цветочном городе.

1

http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html
http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html
http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html
http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html

http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html

http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html

http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html

http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html

http://www.rusedu.ru/subcat_2
8.html

5

2 класс
№
урока

Тема

Кол-во
часов

1

Идём в школу

1

2

На уроке математики

1

3

На уроке математики

1

4

В гости к осени

1

5

Разгадываем и составляем ребусы

1

6

Разгадываем и составляем ребусы

1

7

На уроке русского языка

1

8

На уроке русского языка

1

9

В библиотеке

1

10 В библиотеке

1

11 В библиотеке

1

12 Мы читаем

1

13 День народного единства

1

14 На улице

1

15 На улице

1

16 Скоро Новый год!

1

17 Любимые мультфильмы

1

18 Любимые мультфильмы

1

19 В бассейне

1

20 В бассейне

1

В бассейне

1

22 Широкая Масленица

1

23 Логические таблицы

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm
l

http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm
l

http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm
l

http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm
l

http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm
l

6

24

Решаем логические задачи

1

25 В магазине

1

26 В аптеке

1

27 Решаем логические задачи

1

28 О чем расскажет упаковка?

1

29 О чем расскажет упаковка?

1

30 Что такое экология?

1

31 Этикеткина одежде

1

32 Пришкольная территория

1

33 Информация

1

34 Итоговое занятие. Проверь себя

0

http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm
l

http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm
l

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.С.А. Шейкина. В мире информации. Работаем с информационными источниками. 1
класс, Москва « Планета», 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. С.А. Шейкина. В мире информации. Работаем с информационными источниками,1
класс. Программа внеурочной деятельности . Москва «Планета», 2023 г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.http://www.rusedu.ru/subcat_28.htm

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».