Основы духовно-нравственной культуры народов России 5-6

Приложение 1 к основной образовательной программе
основного общего образования
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
МОУО МО Красноуфимский округ
МАОУ "Тавринская СОШ"

ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей «Эрудит»
протокол от 27.08.2024 № 1

СОГЛАСОВАНО:
Зам.дир.по УР
В.В.Дружинина
27.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Для обучающихся 5 - 6 классов
Срок освоения программы 2 года (с 5-6 классы)

с. Русская Тавра 2024

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс – 34 часа
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Формирование
и
закрепление
гражданского
единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер
морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и
угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации.
Россия как общий дом . Дружба народов .
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад
народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык
межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России.
Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие
культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура Материальная культура: архитектура, одежда, пища,
транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовнонравственными
ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность,
ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как
реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как
ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека .
Тема 10. Многообразие культур России.
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о
культуре народов России.
Тематический блок 2 «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь
сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина
и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание
как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
2

Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и
семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства .
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в
благополучии семьи .
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное
древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь
между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей .
Тема 18. Духовный мир человека.
Человек — творец культуры. Культура как духовный мир
человека.
Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это
такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур.
Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь, сострадание, милосердие,
любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. Культурное единство России
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её
фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем
нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион
уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных
идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура
как память .Музеи .Храмы .Дворцы . Исторические здания как свидетели истории .
Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
3

Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных
связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и
инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика.
Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его
ценностей, морали и нравственности. Национальная литература . Богатство культуры
народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций,
единые духовно-нравственные ценности народов России.
6 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной
культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей.
Научнотехнический прогресс как один из источников формирования социального облика
общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в
обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и
уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3. История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные
исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического
развития народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд
Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и
ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная
обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного
мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы
человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и
традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
4

Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного
общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал
человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в
правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор
свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство
человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст.
Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми.
Самостоятельность как ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный
идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал
человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика.
Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение
проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень,
тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное
время. Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы
Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного
общества
как
отражение его
духовнонравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений
в культуре общества .
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство.
Общественные блага .
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной
культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления
гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность
для
сохранения
духовнонравственного облика общества.
5

Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник.
Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессии.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность
меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в
целом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного
прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие
страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.
Тема 24. Моя профессия(практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей
профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные
качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность
патриотизма .
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом.
Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что
такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть
гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества
человека .
Тема 32. Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых
установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом.
1.
Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России через представления об исторической
роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности.
2.
Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и
знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию.
3.
Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности
и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4.
Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного
края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание
7

основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в
том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1.Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные
учебные действия включают:
—умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические
УУД);
—умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
—
смысловое чтение;
—развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
2.
Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные
универсальные учебные действия включают:
—умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
—умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация);
—формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3.
Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные
учебные действия включают:
—умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
—умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (планирование);
—умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
—умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения (оценка);
8

—владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия,
саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в
том числе при создании проектов.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1.

Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»

11

1

2

https://www.resh.edu.ru/specialcourse/1

2.

Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»

6

1

2

https://www.resh.edu.ru/specialcourse/1

1.5

https://www.resh.edu.ru/specialcourse/1
https://www.resh.edu.ru/specialcourse/1

3.

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное 3
богатство личности»

Тематический блок 4. Культурное единство
России
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
4.

14

1

6

34

3

11.5

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего

1.

Тематический блок 1. «Россия —
наш общий дом»

9

2.

Тематический блок 2. «Человек и его
отражение в культуре»

6

3.

Тематический блок 3. «Человек как член 10
общества»

Тематический блок 4. «Родина и
патриотизм»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
4.

Контрольные
работы

1

Электронные (цифровые)
Практические образовательные ресурсы
работы
1
https://www.resh.edu.ru/special-course/1
1

https://www.resh.edu.ru/special-course/1

2

https://www.resh.edu.ru/special-course/1
https://www.resh.edu.ru/special-course/1

9

1

3

34

2

7

11

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ урока Тема урока

Количество часов
2

2.

Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»?
Наш дом - Россия

3.

Язык и история

1

4.

Русский язык-язык общения и возможностей

1

5.

Истоки родной культуры

1

6.

Материальная культура

1

7.

Духовная культура

1

8.

Культура и религия

1

9.

Культура и образование

1

10.

Многообразие культур

1

11.

Семья –хранитель духовных ценностей

1

12.

Родина начинается с семьи

1

13.

Традиции семейного воспитания в России

1

14.

Образ семьи в культуре народов России

1

15.

Труд в истории семьи

1

16.

Семья в современном мире

1

17.

Личность- общество-культура

1

18.

Духовный мир человека. Человек-творец культуры

1

19.

Личность и духовно-нравственные ценности

1

20.

1

21.

Историческая память как духовно-нравственная
ценность
Литература как язык культуры

22.

Взаимовлияние культур

1

23.

Духовно-нравственные ценности российского народа

1

24.

Регионы России: культурное многообразие

1

25.

Праздники в культуре народов России

1

26.

Памятники в культуре народов России

1

27.

Музыкальная культура народов России

1

28.
29.

Изобразительное искусство народов России
Фольклор и литература народов России

1
2

1.

1

1

12

30.

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом

1

31.

Культурная карта России

1

32.

Единство страны-залог будущего России

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

6 класс
№ урока Тема урока

Количество часов

1.

Мир культуры: его структура

1

2.

.Культура России: многообразие регионов

1

3.

История быта как история культуры

1

4.

Прогресс: технический и социальный

1

5.

Образование в культуре народов России

1

6.

Права и обязанности человека

1

7.

Общество и религия: духовно-нравственное
взаимодействие
Современный мир: самое важное

1

1

10.

Каким должен быть человек? Духовно- нравственный
облик и идеал человека
Взросление человека в культуре народов России

11.

Религия как источник нравственности

1

12.

Наука как источник знания о человеке и человеческом

1

13.

1

14.

Этика и нравственность как категории духовной
культуры
Самопознание

15.

Труд делает человека человеком

1

16.

Подвиг: как узнать героя?

1

17.

Люди в обществе: духовнонравственное
взаимовлияние
Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания
Духовно-нравственные ориентиры социальных
отношений
Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России
Социальные профессии; их важность для сохранения
духовнонравственного облика общества
Выдающиеся благотворители в истории.
Благотворительность как нравственный долг
Выдающиеся учёные России. Наука как источник

1

8.
9.

18.
19.
20.
21.
22.
23.

1

1

1

1
1
1
1
1
1
13

социального и духовного прогресса общества
24.

Моя профессия

1

25.

Гражданин

1

26.

Патриотизм

2

27.

Защита Родины: подвиг или долг?

1

28.

Государство Россия — наша Родина

1

29.

Гражданская

1

30.

Моя школа и мой класс

1

31.

Человек: какой он?

1

32.

Человек и культура

1

33.

Итоговый урок

1

идентичность

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

14

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
2. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной
культуры народов
3. России, 5 класс. Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр
ВЕНТАНА- ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»;
4. Протоиерей Виктор Дорофеев, Янушкявичене О.Л., Основы духовно-нравственной
культуры народов
5. России. Основы православной культуры, 5 класс. ООО «Русское слово-учебник»;
6. Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р.М., под редакцией Сахарова А.Н.,
Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных
культур народов России, 5 класс. ООО «Русское слово-учебник»;
7. Студеникин М.Т., Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
светской этики, 5 класс. ООО «Русское слово-учебник»;
8. Метлик И.В., Потаповская О.М., Основы духовно-нравственной культуры народов
России.
9. Православная культура, 5 класс. ООО «Русское слово-учебник»;
10.
Шевченко Л.Л., Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
православной культуры, 5 класс. Общество с ограниченной ответственностью «Центр
поддержки культурно- исторических традиций Отечества».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические
рекомендации/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019
2.
Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение»,
2010.
3.
Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред.
А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил.
4.
Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и
доп.
- М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука).
5.
Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2015.
6.
Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект,
2016.
7.
Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. –
Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2018.
8.
Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование
учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М.,
2017.
9.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и
воспитания. – М., 2005.
10.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.
Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2018.
11.
Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014.
12.
Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова /
15

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных
ресурсов
2.
https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа
3.
http://www.td.gov.ru – Сайт Рособразования
4.
www.istorya.ru- История стран и цивилизаций
5.
http://сyrill.newma.ru - Библиотека античной литературы
6.
http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».