Приложение 1 к основной образовательной программе среднего общего образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Тавринская средняя общеобразовательная школа» ПРИНЯТО решением методического объединения учителей «Эрудит» протокол от 27.08.2024 № 1 СОГЛАСОВАНО: Зам.дир.по УР В.В.Дружинина 27.08.2024г. Рабочая программа учебного курса «Решение генетических задач» для среднего общего образования Срок освоения программы: 2 года (10-11 класс) Составители: Семенова Н.Т., Егоршина Г.С. учителя биологии и химии с. Русская Тавра, 2024 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Тема 1. Решение и оформление генетических задач Методические приемы, используемые при решении задач. Оформление генетических задач. Тема 2. Моногибридное скрещивание Опорные понятия темы: моногибридное скрещивание, 1 и 2 законы Менделя, решетка Пеннета, генотип, фенотип, гипотеза чистоты гамет, гомозигота, гетерозигота, признаки доминантные и рецессивные, анализирующее скрещивание. Иллюстрация законов Г.Менделя. Выяснение генотипов организмов по генотипам и фенотипам родителей и потомков. Определение доминантности и рецессивности признаков. Неполное доминирование. Тема 3. Независимое наследование Опорные понятия темы: 3 закон Менделя, дигибридное скрещивание. Выявление генотипа особи при дигибридном скрещивании. Определение генотипа организма по соотношению фенотипических классов в потомстве. Определение вероятности потомства с анализируемыми признаками. Независимое наследование при неполном доминировании. Полигибридное скрещивание. Тема 4. Взаимодействие аллельных генов Опорные понятия: полное и неполное доминирование, кодоминирование. Наследование групп крови. Множественный аллелизм. Тема 5. Взаимодействие неаллельных генов Основные понятия: комплементарные гены, доминантный и рецессивный эпистаз, кумулятивная и некуммулятивная полимерия. Комплементарное взаимодействие генов. Эпистатическое взаимодействие генов. Полимерное взаимодействие генов. Тема 6. Сцепленное наследование Опорные понятия: закон Моргана, гаметы кроссоверные и некроссоверные, генетические карты. Полное сцепление. Определение типов гамет. Выяснение генотипов особей и определение вероятности рождения потомства с анализируемыми признаками. Комбинированные задачи на сцепленное и независимое наследование. Неполное сцепление. Составление схем кроссинговера. Определение числа кроссоверных гамет в зависимости от расстояния между генами в хромосоме. Картирование хромосом. Гены, сцепленные с Ххромосомой, с У-хромосомой, голандрический тип наследования. Кодоминантные гены, локализованные в Х-хромосоме. Наследование двух 2 признаков, сцепленных с полом. Наследование генов, расположенных в аутосоме и сцепленных с полом. Составление схем родословных. Тема 7. Генетика популяций Опорные понятия: гомозиготные и гетерозиготные популяции, закон ХардиВайнберга, панмиксия. Определение соотношения генотипов в поколениях. Определение частоты встречаемости генов в популяциях. Определение генетической структуры популяции. Тема 8. Молекулярные основы генетики Роль наследственности в эволюционных процессах. Переход к управляемой эволюции. Конвариантная редупликация. Постулаты наследственной изменчивости. Генотипическая и паратипическая фенотипическая изменчивость. Виды мутаций. Пенетрантность, экспрессивность, виды полиморфизма. Гомологическая и комбинативная изменчивость. Адаптивная ценность и коэффициент отбора генотипов. Принципы комплементарности, рудупликации, транскрипции, трансляции в процессе биосинтеза белка. Стадии гаметогенеза, его биологический смысл. Типы наследования и летальные эффекты у животных. Тема 9. Биотехнология: прошлое и настоящее Определение биотехнологии. Связь молекулярной биотехнологии с различными областями биологии и получаемыми продуктами. Объекты вермикультивирования. Промышленное выращивание дождевых червей. Использование биогумуса. Значение дождевых червей для кормления животных, в восточной медицине. История изучения молекулы ДНК. Участки генов: экзоны и интроны. Процесс сплайсинга. Наиболее значимые объекты биотехнологии: кишечная палочка и другие бактерии, дрожжи, клеточные культуры. Методы клеточной инженерии: метод культуры тканей, гибридизации, реконструкции клеток. Тотипотентность, клональное микроразмножение. Хромосомная инженерия. Трансгенные организмы. Тема 10. Клеточная инженерия История развития метода культуры тканей. Особенности клеток высших растений. Выращивание растений в пробирках. Значение клонального микроразмножения. Значение продуктов вторичного метаболизма в жизни человека. Сохранение биоразнообразия. Пути повышения продуктивности культуры тканей высших растений. Современное производство растительных метаболитов. Клонирование позвоночных животных. Реконструкция клеток животных. 3 Подготовка клеток для получения клонированных овец. Конструирование нового организма. Дифференцация соматических ядер в реконструированных клетках. Сложность получения антител методами клеточной инженерии. Поликлональные и моноклональных антитела. Попытки получения атипических клеток искусственным путем. Тема 11. Генная инженерия Генная инженерия. Использование вирусов в генной инженерии. Особенности злокачественных клеток. Трансформация и трансдукция у бактерий, механизм их действия. Роль плазмид в жизни бактерий. Антибиотики. Фактор резистентности, обеспечивающий устойчивость бактерий к антибиотикам. Борьба бактерий против вирусной инфекции. Разнообразие рестриктаз. Особенности векторной ДНК. Конструирование клеток с измененной наследственностью. Регуляция активности генов у прокариот и эукариот. Тема 12. Биотехнология на службе у людей Изготовление вакцин с помощью биотехнологии. Моноклональные антитела для повышения иммунитета человека, диагностики и лечения заболеваний. Использование антидепрессантов и антител при трансплантации органов и тканей. Значение интерферонов. Применение трансгенных растений, устойчивых к насекомым вредителям, гербицидам. Создание азотфиксирующих бактерий. Генномодифицированные растения и продукты питания. Стандартизация продуктов питания. Этические проблемы биотехнологии. 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ среднего общего образования: личностные, метапредметные и предметные. В структуре личностных результатов освоения программы учебного курса «Решение генетических задач» выделены следующие составляющие: осознание обучающимися российской гражданской идентичности – готовности к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению, наличие мотивации к обучению биологии, целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых ценностей и исторических традиций развития биологического знания, готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности ценностносмысловыми установками, присущими системе биологического образования, наличие правосознания экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы. Личностные результаты освоения программы учебного курса «Решение генетических задач» достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма и уважения к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Личностные результаты освоения учебного курса «Решение генетических задач» должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; 5 готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении учебных и познавательных задач; способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её; умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением; готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительного отношения к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии, понимания значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества; идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; понимание эмоционального воздействия живой природы и её ценности; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая 6 активность), бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и психическому здоровью; понимание ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; осознание последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения); 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования; повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения при решении проблем, связанных с рациональным природопользованием (соблюдение правил поведения в природе, направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов, экосистем, биосферы); активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; наличие развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике, готовности к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; понимание специфики биологии как науки, осознания её роли в 7 формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия; убеждённость в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечения нового уровня развития медицины, создание перспективных биотехнологий, способных решать ресурсные проблемы развития человечества; заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности, как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии; понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках, способности использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений, умение делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения учебного курса «Решение генетических задач» включают: значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира и специфику методов познания, используемых в естественных науках (вещество, энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие); универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной грамотности и социальной компетенции обучающихся; способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные, мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и социальной практике. В результате изучения учебного курса «Решение генетических задач» на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Метапредметные результаты освоения программы среднего общего 8 образования должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями); определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения; применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в различных информационных источниках; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. 2) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; 9 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. 3) работа с информацией: ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость; формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач; приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий, совершенствовать культуру активного использования различных поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другое); использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической информацией: применять химические, физические и математические знаки и символы, формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Овладение универсальными коммуникативными действиями: 1) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии); распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, предпосылок возникновения конфликтных ситуаций, уметь смягчать конфликты и вести переговоры; владеть различными способами общения и взаимодействия, понимать намерения других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием 10 языковых средств. 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении учебной задачи; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих; самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. 2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; 11 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; 3) принятие себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения учебного курса «Решение генетических задач» ориентированы на обеспечение профильного обучения обучающихся биологии. Они включают: специфические для биологии научные знания, умения и способы действий по освоению, интерпретации и преобразованию знаний, виды деятельности по получению новых знаний и их применению в различных учебных, а также в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты представлены по годам изучения. В составе предметных результатов по освоению содержания, установленного данной рабочей программой, выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические для науки «Генетика»; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. Предметные результаты отражают сформированность: умения раскрывать сущность основных понятий генетики: наследственность, изменчивость, фенотип, генотип, кариотип, гибрид, анализирующее скрещивание, сцепленное наследование, кроссинговер, секвенирование, ген, геном, полимеразная цепная реакция, локус, аллель, генетический код, экспрессия генов, аутосомы, пенетрантность гена, оперон, репликация, репарация, сплайсинг, модификация, мутагенный фактор (мутаген), мутации (геномные, генные, хромосомные), цитоплазматическая наследственность, генофонд, хромосомы, генетическая карта, гибридизация, сорт, порода, инбридинг, гетерозис, полиплоидия, мутагенез, канцерогены, клонирование; умения выявлять взаимосвязь понятий, использовать названные понятия при разъяснении важных биологических закономерностей; умения раскрывать смысл основных положений ведущих биологических теорий, гипотез, закономерностей; представлений о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов; об основных правилах, законах и методах изучения 12 наследственности; о закономерностях изменчивости организмов; о роли генетики в формировании научного мировоззрения и вкладе генетических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; о развитии современных медицинских и сельскохозяйственных технологий; умения использовать терминологию и символику генетики при разъяснении мер профилактики наследственных и вирусных заболеваний, последствий влияния факторов риска на здоровье человека; умения применять полученные знания для моделирования и прогнозирования последствий значимых биологических исследований, решения генетических задач различного уровня сложности; умения ориентироваться в системе познавательных ценностей, составляющих основу генетической грамотности, иллюстрировать понимание связи между биологическими науками, основу которой составляет общность методов научного познания явлений живой природы. Представленный в программе перечень предметных результатов освоения учебного курса «Решение генетических задач» определен с учетом требований к результатам освоения курса «Общей биологии», достижение которых проверяется на углубленном уровне в рамках единого государственного экзамена как одной из форм государственной итоговой аттестации выпускников по биологии. 13 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы 1 Решение и оформление генетических задач 1 2 Моногибридное скрещивание 5 3 3 Независимое наследование 7 4 4 Взаимодействие аллельных генов 5 3 5 Взаимодействие неаллельных генов 10 6 6 Сцепленное наследование 4 2 7 Обобщение и систематизация знаний 2 1 1 34 1 19 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 14 11 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование разделов и тем программы Сцепленное наследование Генетика популяций Молекулярные основы генетики Биотехнология: прошлое и настоящее Клеточная инженерия Генная инженерия Биотехнология на службе у людей Обобщение и систематизация знаний ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Всего Контрольные работы Практические работы 11 5 4 2 5 1 2 5 1 3 2 1 1 33 1 9 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292 15 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № урока 1 2 3 4 5 6 7 Тема урока Методические приемы, используемые при решении задач. Оформление генетических задач Моногибридное скрещивание. Опорные понятия. Иллюстрация законов Г.Менделя Выяснение генотипов организмов по генотипам и фенотипам родителей и потомков Определение расщепления признаков у потомков по фенотипу и генотипу Определение доминантности и рецессивности признаков. Неполное доминирование Независимое наследование. Опорные понятия темы. Выявление генотипа особи при дигибридном скрещивании по соотношению фенотипических классов в потомстве Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Независимое наследование. Опорные понятия темы. Выявление генотипа особи при дигибридном скрещивании по соотношению фенотипических классов в потомстве 9 Определение вероятности потомства с анализируемыми признаками 1 10 Определение вероятности потомства с анализируемыми признаками 1 11 Независимое наследование при неполном доминировании. Полигибридное скрещивание 1 12 Независимое наследование при неполном доминировании. Полигибридное скрещивание 1 13 Решение задач по теме «Независимое наследование» 1 14 Взаимодействие аллельных генов. Опорные понятия темы. Наследование групп крови 1 15 Взаимодействие аллельных генов. Опорные понятия темы. Наследование групп кров 1 16 17 18 19 20 21 22 23 Множественный аллелизм Множественный аллелизм Решение задач по теме «Взаимодействие аллельных генов» Взаимодействие неаллельных генов. Опорные понятия темы Взаимодействие неаллельных генов. Опорные понятия темы Комплементарное взаимодействие генов Комплементарное взаимодействие генов Эпистатическое взаимодействие генов 1 1 1 1 1 1 1 1 16 Эпистатическое взаимодействие генов Полимерное взаимодействие генов Полимерное взаимодействие генов Решение задач по теме «Взаимодействие неаллельных генов» Решение задач по теме «Взаимодействие неаллельных генов» Сцепленное наследование. Опорные понятия темы Полное сцепление, определение типов гамет. Выяснение генотипов особей и определение вероятности рождения потомства 30 с анализируемыми признаками Комбинированные задачи на сцепленное и независимое 31 наследование 32 Решение задач по теме «Сцепленное наследование» 33 Итоговая контрольная работа 34 Решение экзаменационных задач ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 24 25 26 27 28 29 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 17 11 КЛАСС № урока Тема урока Количество часов Хромосомная теория наследственности. Неполное сцепление. Составление схем кроссинговера 1 Определение числа кроссоверных гамет в зависимости от расстояния между генами в хромосоме. Картирование хромосом Определение числа кроссоверных гамет в зависимости от расстояния между генами в хромосоме. Картирование хромосом 1 4 Сцепленное с полом наследование. Опорные понятия темы. Наследование генов, сцепленных с Х-хромосомой 1 5 Сцепленное с полом наследование. Опорные понятия темы. Наследование генов, сцепленных с Х-хромосомой 6 Наследование генов, сцепленных с Y-хромосомой. Голандрический тип наследования 7 Кодоминантные гены, локализованные в Х-хромосомах. Наследование двух признаков, сцепленных с полом 8 Кодоминантные гены, локализованные в Х-хромосомах. Наследование двух признаков, сцепленных с полом 1 9 Наследование генов, расположенных в аутосоме и сцепленных с полом одновременно. Составление схем родословных 1 10 Наследование генов, расположенных в аутосоме и сцепленных с полом одновременно. Составление схем родословных 11 Псевдоаутосомное наследование 1 Генетика популяций. Опорные понятия темы. Закон ХардиВайнберга, панмиксия Генетика популяций. Опорные понятия темы. Закон ХардиВайнберга, панмиксия Определение соотношения генотипов в поколениях 1 18 Определение частоты встречаемости генов в популяциях Эволюционные аспекты молекулярных основ наследственности Молекулярные основы наследственности в аспекте синтеза белка Белки и репликация ДНК 1 1 1 1 19 Молекулярные основы наследственности в гаметогенезе 1 20 Транскипция и трансляция у прокариот и эукариот 1 21 Биотехнология, ее зарождение и развитие 1 22 Современные методы биотехнологии: клеточная инженерия, генная инженерия. 1 23 24 Культура клеток высших растений Клонирование позвоночных животных 1 1 1 2 3 12 13 14 15 16 17 1 1 1 18 1 29 Антитела и антигены. Получение моноклональных антител методами клеточной инженерии Трансформация у бактерий Вирусы и бактериофаги Методы генной инженерии Биотехнология в медицине 30 Биотехнология в науке. Биотехнология и этика науки 1 Биотехнология в науке. Биотехнология и этика науки 31 Итоговая контрольная работа 32 Решение экзаменационных задач 33 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 25 26 27 28 1 1 1 1 1 1 33 19 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Биология: Общая биология. 10 кл.: учебник : базовый уровень/[Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.]; М.: Дрофа. 2. Биология. 10 класс. Учебник. Углубленный уровень / Гапонюк З.Г., Каменский А.А., Рубцов А.М., Пасечник В.В., Швецов Г.Г., Абовян Л.А., М.: Просвещение. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Асланян М. М. «Сборник задач по общей генетике» М, Московский университет. 2. Афанасьева Т.В.и др. Обобщающие уроки: работа в группах / Биологияв школе №4. 3. Бочков Н.П. «Генетика человека. Наследственность и патология» М. Медицина. 4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология. В 3-х т». М.: Мир. 5. Герасимова Н.С. Медико-генетическое консультирование. Задачи по генетике человека. Биология. 6. Дашкевич И.С Генетика популяций //Биология в школе. 7. Жумилев И.В. «Общая и молекулярная генетика», Новосибирск. 8. Митрофанов Ю.А., Олимпиенок Г.С. «Индуцированный и мутационный процесс эукариот». М.: Наука. 9. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П.Бочков, А.Ю.Асанов, Н.А.Жученко и др.; Под ред. Н.П.Бочкова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». 10. Пименова И. Н., Пименов А. В. «Лекции по общей биологии». Саратов ОАО «Издательство «Лицей»». 11. Топорнина Н. А., Стволинская Н.С. «Генетика человека. Практикум для ВУЗов» М, Владос. 12. Щипков В.Н., Кривошеина Г.Н. Практикум по медицинской генетике М. Асаdemia. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Электронный образовательный ресурс «Я сдам ЕГЭ. Среднее общее образование. Учебный модуль по решению трудных заданий по учебному предмету «Биология». 10-11 классы», АО Издательство «Просвещение». https://lecta.ru/ucheniku 2. Электронный образовательный ресурс «Домашние задания. Среднее общее образование. Биология», 10-11 класс, АО Издательство «Просвещение». https://lecta.ru/ucheniku 20 3. Тренажер «Облако знаний». Биология. 10 класс, ООО «Физикон Лаб». https://oblakoz.ru/conspects?subject=9&grade=10 4. Тренажер «Облако знаний». Биология. 11 класс, ООО «Физикон Лаб». https://oblakoz.ru/conspects?subject=9&grade=11 5. https://m.edsoo.ru/ 6. https://resh.edu.ru/ 21