География родного края 7

Приложение 1 к адаптированной основной образовательной программе
основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Тавринская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей «Эрудит»
протокол от 27.08.2024 № 1

СОГЛАСОВАНО:
Зам.дир.по УР
В.В.Дружинина
27.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «География родного края»
для обучающихся 7 классов

Составитель: Васюкова Г.Т., учитель географии

с. Русская Тавра, 2024

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
РАЗДЕЛ 1. Общий обзор Свердловской области
Введение
Свердловская область - субъект Российской Федерации. Дата образования
Свердловской области. Современное административно-территориальное
устройство:
территории,
подчиненные
сельским
администрациям,
административные районы и города с подчиненными территориями,
управленческие округа.
Что изучает география области. Роль географических знаний в
комплексном изучении родного края. Значение краеведческой работы и
знаний о родном крае для местного населения.
Источники и методы изучения родного края
Как изучать географию области. Источники географо-краеведческих
знаний: учебная и научно-популярная литература, карты, атласы,
периодическая печать, статистические и архивные материалы, устные
сведения. Памятники природы, истории и культуры. Топонимика. Методы
изучения географических природных и социально-экономических явлений:
камеральные, экскурсионные, экспедиционные.
Практическая работа 1. Знакомство с учебником по географии
Свердловской области, географо-краеведческим атласом, альбомом
контурных карт, стенными картами и другими источниками
географической информации.
Географическое положение
Площадь территории области (сравнение с другими регионами и
государствами
мира).
Конфигурация
территории:
географические
координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на
восток. Границы, соседние республики и области.
Физико-географическое положение: положение по отношению к океанам,
крупным природным регионам и природным зонам. Граница «Европа-Азия»
на территории области.
Экономико- и политико-географическое положение: Свердловская область
на политико-административной карте России (внутригосударственное
положение), положение на стыке Западной и Восточной экономических зон.
Изменение экономико-географического положения во времени.
Оценка физико-, политико- и экономико-географического положения.
Практическая работа 2. Анализ географического положения области.
Нанесение границ области на контурную карту. Определение
географических координат крайних точек области, географического центра.
Вычисление протяженности с севера на юг и с запада на восток.
РАЗДЕЛ 2. Природные условия и ресурсы
Геологическое строение. Главные черты рельефа, их связь с
геологическим строением. Основные тектонические структуры: Русская
платформа, Уральская палеозойская складчатая система, Западно-Сибирская
плита; их характеристика. Горные породы, их образование и размещение.
2

Основные этапы в истории геологического развития: палеозойский, мезокайнозойский, неоген-четвертичный. Карты тектоническая и геологическая.
Полезные ископаемые и закономерности их размещения. Основные
месторождения полезных ископаемых. Рудные полезные ископаемые.
Железные руды, медные руды, марганцевые руды, алюминиевые руды,
золото, платина.
Основные месторождения нерудных полезных ископаемых. Месторождения нефти и газа. Оценка минеральных ресурсов. Влияние человека на
минеральные ресурсы.
Практическая работа 3. Закономерности размещения важнейших
месторождений полезных ископаемых области. Нанесение на контурную
карту важнейших месторождений полезных ископаемых. Выявление
закономерностей размещения месторождений полезных ископаемых.
Установление их связи с тектоническими структурами и геологическими
процессами.
Рельеф. Современный рельеф. Роль новейших тектонических движений в
образовании крупных форм рельефа. Складчато-глыбовые Уральские горы
(низкогорный
Средний
Урал,
среднегорный
Северный
Урал).
Меридиональное простирание горных хребтов и долин Урала. Горные
хребты, увалы, кряжи, массивы. Выдающиеся горные вершины.
Асимметричное строение Урала.
Равнинный рельеф. Типы равнин: денудационные (цокольные и
пластовые), аккумулятивные; процесс их образования. Западные и восточные
предгорья (предгорные равнины, увалы и кряжи). Зауральская складчатая
возвышенность. Уфимское плато. Западно-Сибирская равнина и ее части.
Закономерности размещения форм рельефа, связанных с внешними
процессами. Эрозионный рельеф: долины рек, овраги, балки. Карстовый
рельеф: воронки, пещеры, известняковые скалы -«бойцы». Карстовые районы
области. Суффозионный (просадочный) рельеф юго-восточных районов
области. Ледниковый рельеф в среднегорьях Северного Урала
и на
равнинах. Мерзлотный рельеф: реликтовый и современный, скалы-останцы и
каменные реки на склонах гор. Антропогенный рельеф. Влияние рельефа на
хозяйственную деятельность человека.
Климат. Анализ основных климатообразующих факторов: радиационного
и циркуляционного. Географическое положение и солнечная радиация.
Изменение солнечной радиации по сезонам. Циркуляция воздушных масс
летом и зимой, типы воздушных масс и их повторяемость. Циклоническая
деятельность и ее влияние на распределение осадков. Барьерная роль
Уральских гор. Изменение континентальности климата, секторное положение
территории области.
Температурный режим как результат взаимодействия радиационных и
циркуляционных процессов. Анализ положения изотерм января и июля.
Осадки и их распределение. Снежный покров. Коэффициент увлажнения.
Климатические районы. Климат и человек. Типы погоды и их повторяемость.
3

Прогноз и предсказания погоды. Климатические карты. Агроклиматические
ресурсы. Агроклиматическая карта.
Внутренние воды и водные ресурсы
Речная сеть. Главные речные системы и бассейны рек. Реки восточного
склона Уральских гор и Западно-Сибирской равнины (бассейн реки Тобол):
Тавда с Лозьвой и Сосьвой, Тура с Пышмой, Исеть. Реки западного склона
Уральских гор (бассейн реки Камы): Чусовая, Уфа, Сылва, Косьва. Сток и
густота речной сети. Питание и режим рек.
Озера, водохранилища и пруды. Основные типы озер в зависимости от
происхождения котловин: тектонические, пойменные старичные и озератуманы, озера-водохранилища.
Болота верховые, переходные и низинные, закономерности их размещения.
Подземные воды. Минеральные воды. Минеральные источники (Нижние
Серги, Обухово и др.). Их использование. Хозяйственное значение рек и
озер. Неравномерность распределения водных ресурсов. Проблемы
водоснабжения и перераспределения стока рек. Проблемы охраны и
восстановления водных ресурсов.
Карты природных вод и водных ресурсов.
Практическая работа 5. Изучение гидрографии области. Нанесение на
контурную карту крупных рек и их бассейнов, озер, водохранилищ, болот,
минеральных источников. Определение площадей бассейнов рек, особенностей
режима питания и стока рек отдельных районов области на основе анализа
карт и диаграмм.
Растительность
Общие закономерности распределения растительного покрова: зональные
типы растительности на равнинах и предгорьях, секторные изменения
зональных типов растительности, высотная поясность растительности
Уральских гор. Интразональные типы растительности. Антропогенные
изменения растительности.
Таежная растительность. Основные типы лесов и лесообразующие породы.
Характеристика северной, средней и южной тайги, широколиственнохвойнотаежных лесов. Растительность болот и водная растительность.
Растительность долин рек, пойменные заливные луга. Горно-таежные леса.
Своеобразие растительности подгольцового и гольцового поясов
средневысотных горных хребтов и массивов Урала.
Лесостепная
растительность.
Основные
типы
растительности.
Характеристика осиново-березовых лесов и степной растительности,
образующих лесостепные ландшафты. Сосновые боры в лесостепи.
Красноуфимская
лесостепь
и
причины
формирования
степной
растительности.
Карты растительности.
Почвы
Влияние климатических факторов, рельефа и горных пород на
формирование почвенного покрова. Основные процессы почвообразования:
подзолистый и дерновый. Зональные типы почв области на равнинах: глеево4

подзолистые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые-лесные, черноземы
оподзоленные и выщелоченные. Интразональные почвы равнин: торфяноболотные, пойменные (аллювиальные), солонцы и солоди.
Горные почвы: горно-лесные подзолистые и дерново-подзолистые, горнолесные буроземовидные, горно-луговые и горнотундровые.
Почвенная карта. Естественное плодородие почв. Оценка почвенных
ресурсов Свердловской области. Изменение почвенного покрова под
влиянием человека.
Животный мир
Животный мир таежной зоны и горной тайги, лесостепных районов
области.
Основные
представители
хищников,
грызунов,
птиц,
пресмыкающихся. Животный мир рек, озер, болот. Промыслово-охотничьи
ресурсы: основные виды и их добыча.
Карта животного мира.
Природные комплексы
Природный комплекс и природные компоненты. Взаимодействие
природных компонентов.
Природные комплексы тектогенные, климатогенные (зональные,
секторные) и ландшафтные. Карта природного районирования.
Крупные тектогенные (азональные) природные комплексы на территории
области: Восточно-Европейская равнинная физико-географическая страна,
Уральская равнинно-горная страна, Западно-Сибирская равнинная страна.
Зональные комплексы: зона тайги и лесостепная зона. Ландшафтные
комплексы (ландшафтные области и природные районы). Ландшафты и
низшие природные комплексы. Ландшафтная карта.
Выявление взаимосвязей между природными компонентами. Низшие
ландшафтные комплексы своей местности: болота, поймы рек, склоны
холмов и др. Анализ ландшафтной крупномасштабной карты и
ландшафтного профиля. Выявление взаимосвязей между природными
компонентами.
Изменение природных комплексов под влиянием человека.
РАЗДЕЛ 3. Население и хозяйство
История заселения и хозяйственного освоения территории
Свердловской области
Первоначальные сведения о населении территории современной
Свердловской области по материалам археологических раскопок и древним
литературным источникам.
Этапы в истории заселения и хозяйственного освоения территории.
Первый этап (конец XII - вторая половина XVI вв.) - связь с Новгородской
землей и Московской Русью.
Второй этап (вторая половина XVI - конец XVII вв.) - поход Ермака,
присоединение к территории Русского государства, возникновение первых
городов. Преимущественное сельскохозяйственное освоение юго-восточной
Зауральской части, возникновение крупных сельских поселений - слобод.
Начало развития горнозаводской промышленности.
5

Третий этап (конец XVII - начало XIX вв.) - бурное развитие
горнозаводского дела на Среднем Урале. В.Н. Татищев и В.И. де Геннин выдающиеся государственные деятели, основатели Екатеринбурга. Династия
горнозаводчиков Демидовых -основателей черной металлургии на Урале.
Становление промышленной культуры Среднего Урала. И.И. Ползунов изобретатель и конструктор паровой машины.
Четвертый этап (XIX - начало XX вв.) - признаки застоя в развитии
горнозаводской промышленности на Среднем Урале. Возникновение новых
отраслей промышленности: металлообработки и машиностроения,
химической, лесной. Постройка первого русского паровоза Е.А. и М.Е.
Черепановыми, изобретение радио А.С. Поповым. Расцвет камнерезного и
гранильного искусства.
Пятый этап (советский период) - индустриализация, прием
эвакуированных с запада предприятий во время Великой Отечественной
войны. Милитаризация промышленного комплекса Среднего Урала. Начало
проявления кризиса в базовых отраслях промышленности в 60-е годы.
Шестой этап (постсоветский период) - развитие хозяйства по пути
рыночных отношений, создание новых форм собственности и организации
производства, конверсия ВПК.
Изучение природы, населения, хозяйства региона. Крупнейшие
исследователи и исследования. Первые исследователи природы.
Современные
исследования:
крупнейшие
научно-исследовательские
институты, высшие учебные заведения и уральские географы, Свердловский
филиал Русского географического общества.
Описания Среднего Урала в произведениях уральских писателей. Д.Н.
Мамин-Сибиряк - создатель образов быта и природы Урала. П.П. Бажов автор сказов о каменных богатствах и мастерах старого Урала.
География населения
Этнический состав населения и его формирование. Коренные
национальности Среднего Урала: манси, башкиры, сибирские татары и
пришлое население. Образ жизни и основные занятия коренного населения в
прошлом и настоящем.
Динамика численности населения Свердловской области. Периоды
наиболее высокого и низкого прироста населения. Изменение численности
населения в связи с особенностями естественного прироста. Роль миграций в
формировании и динамике численности населения в разные исторические
периоды. Территориальные различия динамики населения.
Возрастной и половой состав населения как фактор и результат
демографического развития области. Территориальные особенности
полового и возрастного состава населения. «Старение» населения области.
Проблема «невест» в сельской местности.
Карта плотности населения. Влияние природных условий и географии
хозяйства на размещение и плотность населения. Главные полосы расселения
Свердловской области.
6

Социальный состав населения и его изменение в постсоветский период под
влиянием изменения социальных отношений. Современная социальная
стратификация общества Среднего Урала и ее географические особенности.
Трудовые ресурсы Свердловской области, их количественная и
качественная характеристика. Взаимосвязь с половозрастной структурой и
демографическими процессами. Профессиональный состав трудовых
ресурсов Среднего Урала в прошлом: рудознатцы, каменных дел мастера,
углежоги,
металлурги.
Народные
промыслы.
Современный
профессиональный состав трудовых ресурсов. Резкое преобладание занятых
в тяжелой промышленности. Система подготовки кадров. Наиболее крупные
центры профессиональной подготовки: Екатеринбург, Нижний Тагил,
Каменск-Уральский, Серов. Использование трудовых ресурсов. Проблемы
занятости трудовых ресурсов в современных условиях.
Городское население и его динамика. Процесс урбанизации, уровень и
темпы. Типы городских поселений Свердловской области по
происхождению, людности и выполняемым функциям. Горнозаводская часть
области - наиболее урбанизированный район. Системы городских поселений:
Екатеринбургская, Нижнетагильская, Серовская - их специфика.
Сельское расселение и его характерные особенности в различных
природно-хозяйственных зонах. Деревенский приречный и притрактовый
характер расселения. Облик уральской деревни в прошлом и настоящем.
Повышенный удельный вес несельскохозяйственных поселений в сельском
расселении.
Взаимосвязь
городского
и
сельского
расселения.
Екатеринбургская городская агломерация.
Географические проблемы населения и трудовых ресурсов в Свердловской
области.
Практическая работа 8. Изучение населения области (по выбору
учителя).
1. Вычертите график динамики численности населения Свердловской
области. Проанализируйте его. Увяжите динамику населения с динамикой
его естественного и механического движения.
2.Изучите карту плотности населения, выделите районы с высокой
плотностью и попытайтесь объяснить причины их возникновения.
3.Составьте круговые диаграммы структуры занятости населения России и
Свердловской области. Сравните их, выявите и объясните различия.
Выясните, в каких отраслях народного хозяйства работают ваши родители?
Чем обусловлен выбор ими профессии? Где и кем работали ваши деды и
прадеды? Кто из вас хотел бы продолжить семейную традицию в выборе профессии и почему?
География хозяйства
Хозяйственный комплекс Свердловской области в составе народнохозяйственного комплекса Урала и страны. Уникальность комплекса:
высокий уровень специализации на отраслях тяжёлой промышленности,
тесная взаимоувязанность производств.
7

Межотраслевые
комплексы
и
отрасли
государственного
значения(специализации)
Металлурго-химический комплекс - фундамент всего хозяйственного
комплекса Свердловской области. Черная металлургия и ее характерные
особенности: высокий уровень концентрации, дефицит сырья, низкая
техническая оснащенность. Ведущие факторы размещения черной
металлургии на территории области (сырьевой, экономико-географическое
положение и исторический) и ее география.
Цветная металлургия области и ее отраслевой состав. Медная
промышленность - старейшая отрасль цветной металлургии на Среднем
Урале. Сырьевой фактор в размещении медеплавильной промышленности.
Алюминиевая промышленность - наиболее молодая отрасль цветной
металлургии Свердловской области. Влияние сырьевой базы и
электроэнергетики на размещение производств алюминия в области.
Производство никеля. Проблемы развития цветной металлургии: дефицит
сырья и электроэнергии.
Взаимосвязь
черной
и
цветной
металлургии
с
химической
промышленностью на основе комплексного использования сырья и
утилизации отходов. Развитие производства азотных удобрений и пластмасс
на основе коксования угля на Нижнетагильском металлургическом
комбинате; производство серной кислоты и фосфорных удобрений на
Красноуральском и Среднеуральском (СУМЗ - г. Ревда) медеплавильных
комбинатах.
Химические производства, развивающиеся на привозном сырье: шинное и
резинотехнических изделий, синтетических волокон.
Карты черной, цветной металлургии и химической промышленности.
Машиностроительный комплекс. Отраслевой состав. Ведущая роль
тяжелого
машиностроения
(оборудование
для
горнодобывающей,
металлургической
промышленности,
энергетическое
оборудование).
Изменение отраслевого состава машиностроения за послевоенный период:
развитие
радиотехнического,
инструментального
машиностроения.
Взаимосвязь машиностроительного и металлурго-химического комплексов.
Место военно-промышленного комплекса в машиностроении области.
Карта машиностроительного комплекса.
Лесопромышленный комплекс. Состав комплекса (лесозаготовка,
лесопильно-деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лесохимическая
гидролизная промышленности). Углубленная переработка древесины и
использование отходов, экологическая целесообразность дальнейшей
разработки лесов. Роль железнодорожных магистралей Ивдель-Обь иТавдаСотник для развития и размещения предприятий комплекса. Карта
лесопромышленного комплекса.
Экологические проблемы своей местности. Изменение природных
комплексов под влиянием человека.

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования по географии должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства своего края,
уважение к символам своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской
идентичности; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации
целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной
деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям
своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей малой родины.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений географических наук об
основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение читательской
культурой как средством познания мира для применения различных
источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на
осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение
9

правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе
и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического
воспитания:
ориентация
на
применение
географических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии родного края в основной школе способствует
достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия

Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;

устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

выявлять
дефициты
географической
информации,
данных,
необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
10

формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов,
процессов и явлений;

самостоятельно выбирать способ решения учебной географической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия

Использовать географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;

формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;

проводить по плану несложное географическое исследование, в том
числе на краеведческом материале, по установлению особенностей
изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и
зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;

оценивать достоверность информации, полученной в ходе
географического исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической информации
с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;

оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение

формулировать суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных
текстах;
11

в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)

принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;

планировать организацию совместной работы, при выполнении
учебных географических проектов определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать
в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с другими членами команды;

сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта
с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация

самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и
выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)

владеть способами самоконтроля и рефлексии;

объяснять причины достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 прогнозировать и оценивать геокультурное своеобразие Свердловской
области как субъекта РФ, тенденции изменения природных, экономических и
12

социальных процессов, возможные изменения географических объектов,
изменения в сложившемся региональном опыте хозяйственной деятельности;
 выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы
данных), необходимые для изучения особенностей природы, населения и
хозяйства Свердловской области;
 объяснять особенности географического положения, особенности
тектонической структуры, климатообразующие факторы, речные системы,
основные свойства зональных типов почв, природные комплексы,
особенности населения, Место Свердловской области в хозяйственном
комплексе Уральского экономического района, состав межотраслевых
комплексов, тенденции в изменении отраслевой и территориальной
структуры, имена известных ученых, путешественников, общие требования к
составлению покомпонентной характеристики;

находить, извлекать и использовать информацию из различных
источников географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач: определять
возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих
территорию;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач;

формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой
деятельности на окружающую среду своей местности, региона;

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Количество часов
Контроль ные
Всего
работы

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Общий обзор Свердловской области
Источники и методы изучения
1.1
родного края
Географическое
положение
1.2
Свердловской области
Итого по разделу
Раздел 2. Природные условия и ресурсы

Практические
работы

1

0.5

1

0,5

2

1

2.1

Геологическое строение

1

2.2

Полезные ископаемые

2

1

2.3.

Рельеф

2

1

2.4.

Климат

2

1

2.5.

Воды

2

1

2.6.

Растительность,
животный мир

2.7.

Природные комплексы

почвы

и

Контрольная работа: «Природные
условия и ресурсы»
Итого по разделу
2.8.

2
2

1

1

1

14

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

География Свердловской области
http://geografia-sverd.ucoz.ru
География Свердловской области
http://geografia-sverd.ucoz.ru

География Свердловской области
http://geografia-sverd.ucoz.ru
География Свердловской области
http://geografia-sverd.ucoz.ru
География Свердловской области
http://geografia-sverd.ucoz.ru
География Свердловской области
http://geografia-sverd.ucoz.ru
География Свердловской области
http://geografia-sverd.ucoz.ru
География Свердловской области
http://geografia-sverd.ucoz.ru
География Свердловской области
http://geografia-sverd.ucoz.ru

6
14

Раздел 3. Население и хозяйство Свердловской области
История
заселения
и
3.1.
хозяйственного
освоения
2
территории Свердловской области
3.2.

Население Свердловской области

География Свердловской области
http://geografia-sverd.ucoz.ru

8

2

Итого по разделу
10
Раздел 4. Межотраслевые комплексы и отрасли государственного значения
Металлурго-химический
3
4.1
комплекс
4.2.

Машиностроитель-ный комплекс

2

4.3.

Лесопромышленный комплекс

1

Итого по разделу
Раздел 5.Экологические проблемы родного края
Экологические проблемы нашего
4.4.
края
Итого по разделу
Контрольная работа по теме
4.5.
«Население
и
хозяйство
Свердловской области»
Итого по курсу

6

География Свердловской области
http://geografia-sverd.ucoz.ru

2

1

География Свердловской области
http://geografia-sverd.ucoz.ru
География Свердловской области
http://geografia-sverd.ucoz.ru
География Свердловской области
http://geografia-sverd.ucoz.ru

2

География Свердловской области
http://geografia-sverd.ucoz.ru

1
1
1

1

34

2

География Свердловской области
http://geografia-sverd.ucoz.ru
9

15

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока

Тема урока

Источники и методы изучения родного края
Географическое положение Свердловской области
Геологическое строение
4
Полезные ископаемые
5
Практическая работа: Закономерности размещения важнейших месторождений полезных ископаемых области. Нанесение на контурную карту важнейших месторождений
полезных ископаемых
6
Рельеф
Практическая работа: Нанесение на контурную карту
7
основных форм рельефа Свердловской области
8
Климат
9
Практическая работа: Составление описания погоды и
определение ее типа
10
Внутренние воды и водные ресурсы
11
Практическая работа: Изучение гидрографии области. Нанесение на контурную карту крупных рек и их бассейнов,
озер, водохранилищ, болот, минеральных источников
12
Растительность и почвы Свердловской области
13
Животный мир Свердловской области
14
Природный комплекс и природные компоненты
15
Низшие ландшафтные комплексы своей местности: болота,
поймы рек, склоны холмов
16
Контрольная работа: Природные условия и ресурсы
17
Этапы в истории заселения и хозяйственного освоения территории
18
Крупнейшие исследователи и исследования родного края
19
Народы, населяющие родной край
20
Динамика численности населения Свердловской области
21
Возрастной и половой состав населения
22
Карта плотности населения
23
Трудовые ресурсы Свердловской области
24
Городское население и его динамика
25
Практическая работа: Изучение населения области
26
Практическая работа: Системы городских поселений:
Екатеринбургская, Нижнетагильская, Серовская - их
специфика
27
Отрасли хозяйства области: Черная металлургия
29
Отрасли хозяйства области: Цветная металлургия
30
Отрасли хозяйства области: Химическая промышленность
31
Машиностроительные заводы Свердловской области
32
Практическая работа: Карта машиностроительных заводов
области
33
Экологические проблемы нашего края
34
Контрольная работа по теме «Население и хозяйство
Свердловской области»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
2
3

Количество
часов

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
34
16

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
География Свердловской области: Учебное пособие для основной и средней
школы. /В. Г. Капустин, И. Н. Корнев. – Екатеринбург: Издательство
«Сократ».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
География Свердловской области: Учебное пособие для основной и средней
школы. /В. Г. Капустин, И. Н. Корнев. – Екатеринбург: Издательство
«Сократ».
География Свердловской области: Программа учебного курса для учащихся
основной и средней школы/В. Г. Капустин, И. Н. Корнев. – Екатеринбург:
Издательство «Сократ».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Электронный учебник – география Свердловской области http://geografiasverd.ucoz.ru
2.Карты Свердловской области https://maps-rf.ru/sverdlovskaja-oblast/

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».