Дефектологические занятия 1-4

Приложение 1 к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального
общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.1)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Тавринская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей коррекционной педагогики
протокол от 27.08.2024 № 1

СОГЛАСОВАНО:
Зам.дир.по УР
_____
27.08.2024г.

В.В.Дружинина

Рабочая программа
внеурочной деятельности «Дефектологические занятия»
для начального общего образования
Срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)

Составитель:
Мезина Е.А., учитель-дефектолог

с. Русская Тавра, 2024

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1
класс
Развитие и коррекция познавательной сферы и учебной деятельности:
- Развитие речи.
Формирование активного словаря, навыков обучения чтению и письму, активизация моторнодвигательной артикуляции. Чтение сказок, упражнения для формирования правильного
произношения звуков, слогов, слов.
- Интеллектуальное развитие.
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном
уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в
явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на
составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным
признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на
группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”;
аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
Развитие и коррекция когнитивных процессов и познавательной деятельности:
Развитие восприятия и воображения.
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из
фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия - слева, справа, перед, за и т.п.):
“Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с
зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на
перевоплощение.
Развитие внимания.
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в
простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному
образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой
“Муха” -1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”,
“Запутанные дорожки”.
Развитие памяти.
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти.
Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения),
игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.
2 класс
Развитие и коррекция познавательной сферы и учебной деятельности:
Интеллектуальное развитие.
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Умение строить
простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от
несущественных признаков.
Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи
закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей
фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора,
Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным
утверждением). Развитие речи.
Обогащение словаря, формирование навыков обучения чтению и письму, активизация моторнодвигательной артикуляции. Чтение, упражнения для формирования правильного произношения
звуков, слогов, слов.
Развитие и коррекция когнитивных процессов и познавательной деятельности:
Развитие внимания.
Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля.
Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант” (двухцветные варианты с
аудиальной инструкцией), игра “Муха” - 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в

лабиринтах с опорой на план, составление узоров (“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий
“Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”).
Развитие восприятия и воображения.
Развитие восприятия “зашумленных” объектов. Формирование элементов конструктивного
мышления и конструктивных навыков. Игры на перевоплощение: “Мозаика” (из 9 элементов) с
зарисовыванием в тетрадь, “Зашифрованный рисунок”, получение заданной геометрической
фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.
Развитие памяти.
Развитие визуальной и аудиальной памяти.
Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания
увеличивается (5-7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания
информации, представленной аудиально.
3 класс
Развитие и коррекция познавательной сферы и учебной деятельности:
Интеллектуальное развитие.
Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и
синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных
признаков.
Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения
существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления
закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по
заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3
особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или
понятий) от другой. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.
Развитие речи.
Обогащение словаря, совершенствование навыков чтения и письма (орфографической зоркости),
активизация моторно-двигательной артикуляции.
Чтение, для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов.
Развитие и коррекция когнитивных процессов и познавательной деятельности:
Развитие внимания.
Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.
Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми
собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” - 3- й уровень (работа в умозрительном плане),
игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная проба”, поиск
ошибок в тексте.
Развитие восприятия и воображения.
Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.
Упражнения аналогичные, применяемые на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических
фигур и предметов с использованием специальных наборов “Волшебный круг” и др.
Развитие памяти.
Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости,
эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память).
Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности
запоминаемой информации, а также упражнение “Зрительный диктант”, игра “Волшебный
мешочек”.
4 класс
Развитие и коррекция познавательной сферы и учебной деятельности:
Интеллектуальное развитие.
Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно- логическому
мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования.
Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел,
понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих
построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3- го типа с построением
“логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с

лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое
обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых
рассуждениях (“Подбери пару”, “Угадай слово”, “Дорисуй девятое”, “Продолжи
закономерность”).
Развитие речи.
Обогащение словаря, совершенствование навыков чтения и письма (орфографической зоркости),
активизация моторно-двигательной артикуляции.
Чтение, упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов.
Развитие и коррекция когнитивных процессов и познавательной деятельности:
Развитие внимания.
Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане.
Упражнения аналогичные, применяемые на 3-м этапе; Самостоятельное планирование этапов
деятельности.
Развитие восприятия и воображения.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы
достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.
Развитие памяти.
Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти.
Упражнения аналогичные, используемые на 2-м и 3-м этапах, с увеличением объема, сложности и
времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной
инструкцией.
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального
компенсаторного потенциала, социально- средовых условий их воспитания не позволяет ожидать
одинаковых результатов в успешности освоения курса дефектологических занятий. Вместе с тем
можно обозначить целевые ориентиры, которые педагог-дефектолог пытается достичь.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально-значимые ценностные
установки.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
В части гражданского воспитания:
 понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
 расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных
социальных ролей;
 принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми,
работать в коллективе;
 овладение
навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;







способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом
образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
В части патриотического воспитания:
ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему
селу, городу, народу, России;
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям
России и человечества, трудолюбие;
осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя
конкретного региона;
В части духовно-нравственного воспитания:





















готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
профессиональной деятельности;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов;
В части эстетического воспитания:
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры;
понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее
привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивнофизкультурной деятельности;
В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для здоровья;
соблюдение правил безопасности
В части трудового воспитания:
готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической,
общественно полезной деятельности.
В части экологического воспитания:
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость ее охраны;
развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и
социальных компонентов.

Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения
учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные
задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных

связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем
индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные УУД
Обучающийся научится:
- различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- последовательность событий;
- находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логически ряд в
соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
- называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать
свой выбор;
- находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данных групп;
- определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять
алогичность, обосновывать свое мнение;
- выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- конструировать фразы различными способами (путем соединения начала и конца; путем
подбора первого и последнего слова по заданной конструкции и так далее)
- свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: "вверх, наискосок, справа,
налево" и другие, самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на
клетчатой бумаге;
- использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения,
передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком,
задавать вопросы;
- наблюдать и замечать новое;
- использовать эффективные способы учебно-познавательной и предметно-практической
деятельности;
- самостоятельно выполнить задания в разных видах предметно-практической деятельности;
- ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять
способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять
словесный отчет.

№
п/
п
1.
2.

1 класс
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем программы
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Входная диагностика
Развитие и коррекция познавательной сферы
и учебной деятельности

1
18

3.

Развитие и коррекция когнитивных
процессов и познавательной деятельности

13

4.

Итоговая диагностика

1

№
п/
п
1.
2.

https://infourok.ru
https://pedsovet.su
https://infourok.ru
ttps://www.defectologiya.pro
https://www.prodlenka.org
https://nsportal.ru
https://урок.рф
https://www.maam.ru
https://pedsovet.su
https://infourok.ru
ttps://www.defectologiya.pro
https://www.prodlenka.org
https://nsportal.ru
https://урок.рф
https://www.maam.ru

2 класс
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем программы
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Входная диагностика
Развитие и коррекция познавательной сферы
и учебной деятельности

1
20

3.

Развитие и коррекция когнитивных
процессов и познавательной деятельности

12

4.

Итоговая диагностика

1

https://infourok.ru
https://pedsovet.su
https://infourok.ru
ttps://www.defectologiya.pro
https://www.prodlenka.org
https://nsportal.ru
https://урок.рф
https://www.maam.ru
https://pedsovet.su
https://infourok.ru
ttps://www.defectologiya.pro
https://www.prodlenka.org
https://nsportal.ru
https://урок.рф
https://www.maam.ru

№
п/
п
1.
2.

3 класс
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем программы
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Входная диагностика
Развитие и коррекция познавательной сферы
и учебной деятельности

3.

Развитие и коррекция когнитивных
процессов и познавательной деятельности

4.

Итоговая диагностика

№
п/
п
1.
2.

1
23

9

https://infourok.ru
https://pedsovet.su
https://infourok.ru
https://www.defectologiya.pro
https://www.prodlenka.org
https://nsportal.ru
https://урок.рф
https://www.maam.ru
https://pedsovet.su
https://infourok.ru
https://www.defectologiya.pro
https://www.prodlenka.org
https://nsportal.ru
https://урок.рф
https://www.maam.ru

1

4 класс
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем программы
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Входная диагностика
Развитие и коррекция познавательной сферы
и учебной деятельности

3.

Развитие и коррекция когнитивных
процессов и познавательной деятельности

4.

Итоговая диагностика

1
25

7

1

https://infourok.ru
https://pedsovet.su
https://infourok.ru
https://www.defectologiya.pro
https://www.prodlenka.org
https://nsportal.ru
https://урок.рф
https://www.maam.ru
https://pedsovet.su
https://infourok.ru
https://www.defectologiya.pro
https://www.prodlenka.org
https://nsportal.ru
https://урок.рф
https://www.maam.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Тема урока
Диагностическое обследование.
Сравнение предметов по величине, длине, ширине.
Обводка контуров изображений предметов, геометрических фигур.
Осень, сезонные изменения в
природе. Обведение листьев по трафарету.
Ориентация во времени. Упражнения на штриховку.
Овощи, фрукты. Тренировка внимания.
Цвета.
Соотнесение количества предметов с цифрой.
Геометрические фигуры.
«Моё тело». Ориентирование в пространстве.
Моя семья
Различаем форму предметов.«Угадай, какой формы?»
Отношение порядка следования.
Порядковый счёт. Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что?
Рисование прямых линий.
«Дикие и домашние
животные»
Разгадывание предметов. «Волшебный мешочек».
Сравнение количества с помощью знаков: «больше», «меньше», «равно».
Запоминание предметов. Выделение сходных отличительных деталей.
Слова действия. Написание элементов букв.
Части и целое.
Связь слов в предложении.
Составление рассказа «Зимние забавы».
Составление простых узоров по образцу.
Продолжи логический ряд.
Написание заглавных и строчных букв.
«Новый год». Составление рассказа по картине.
Путаницы, лабиринты.
«Опиши предмет».
Различие гласных и согласных звуков и букв.
Чтение слогов, слов.
Графический диктант.
Решение примеров на сложение и вычитание.
Игры на развитие внимания и памяти.
Написание слогов, слов.
Решение задач.
«Что перепутал художник?»
Ориентация в пространстве.
Построение логических цепочек, классификация.
Дифференциация звуков (неречевых и речевых).
«Весна».
Главные члены предложения.
Точность движений.
Движение по числовому ряду до 20 и обратно.
Найди отличия».
Определение направления движения в пространстве, расположения
предметов относительно друг друга, обозначение с помощью предлогов).
«Продолжи логический ряд». . Геометрические фигуры.
Обобщающие слова. «Расставь по местам».

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28
29
30
31
32
33

«Транспорт»
Слова –признаки. Какой? Какая? Какое?
«Правила поведения на дороге».
Думаем, размышляем. «Исключи лишнее».
Предложение. «Закончи предложение».
Безударные гласные.
Игры на развитие внимания и памяти.
Решение задач.
«Лето». Сезонные изменения в природе.
Графический диктант.
Итоговая диагностика.

1
1
1
1
1
1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Тема урока
Диагностическое обследование.
Осень.
Сравнение предметов по величине, длине, ширине.
Осень. Временные представления.
Повторение. Числа от 1 до 20
Временные представления. Часы, сутки.
Развитие внимания, памяти, мыслительных операций.
Зрительные и графические диктанты.
Счёт. Приёмы сложения в пределах 20.
Моя семья. Родственные связи.
Числа от 1 до 100. Счёт десятками. Однозначные и двузначные числа.
«Запомни цвета». Оттенки.
Правила вежливости.
«Овощи- фрукты».
Развитие сенсорной памяти через упражнения на развитие
внимания.
Геометрические фигуры.
Обобщающие понятия.
«Запоминание предметов».
Большая буква в именах и фамилиях людей.
«Домашние животные и птицы».
Упражнения в написании сочетаний ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
Упражнения в определении и проверке безударной гласной в корне слова,
проверяемой ударением.
Развитие слуховой памяти.
«Зима».
Правописание парных звонких и глухих согласных.
«Зимние забавы».
Сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30.
«Определение расположения предмета». Правописание предлогов с именами
существительными.
Решение и сравнение задач, содержащих отношения «больше на».
Правописание частицы НЕ с глаголами.
«Одежда». Обобщающее занятие.
Переместительное свойство сложения.
«Графический диктант».
Тема «Как строят дома».
Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного
уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.
«В гости к весне».
Приемы сложения и вычитания.
Время. Единицы времени - час, минута.
Развитие произвольного внимания и контроля.
Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками.
Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.
«Бытовые приборы».
Действия с числами в пределах 100.
Развитие слухового восприятия.
Выделение частей предмета, складывание целого из частей, выделение
сходных и отличительных деталей.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

«Дикие животные леса».
Решение задач в одно действие.
Россия на карте.
Многозначные слова и выражения.
Города России. Свойства сложения.
Путешествие по Москве. Московский Кремль.
Единицы длины.
«Запутанные дорожки».
Сложение двухзначных чисел.
«Профессии».
Решение задач в два действия.
Составление предложений по картинкам. Исправление деформированных
предложений.
Развитие двигательной памяти.
«Транспорт».
Предлог как отдельное слово.
«Исключи лишнее».
Предложения.
Итоговая диагностика.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.

9.

10.

11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.

Тема урока
Диагностическое обследование.
Осень. Предложение, его структура и основные признаки.
Временные представления. Соотношение мер времени: час – минута,
месяц – неделя – сутки.
Точность движений.
Движение по числовому ряду до 100 и обратно.
Определение направления движения в пространстве, расположения
предметов относительно друг друга, обозначение с помощью предлогов.
Дифференциация звуков (неречевых и речевых).
Природа. Экология.
Сложение и вычитание в пределах 100.
Мой дом, моя семья». Составление диалога.
Умножение и деление на 2, 3 и 4.
Части слова. Правописание слов с безударными гласными в корне слова.
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым и вычитаемым.
Запоминание предметов. Тренировка зрительной памяти.
Сравнение геометрических фигур и тел.
Сравнение разных предметов по двум параметрам.
Составление предложений по картинкам. Исправление деформированных
предложений.
Растения вокруг нас.
Решение задач на сложение и вычитание в пределах 100.
Цветовой спектр.
Слова с парными согласными в корне.
«Зима: сезонные изменения в природе»
Написание слов с разделительным мягким и твёрдым знаком. Поиск
ошибок.
Жизнь животных зимой.
Составление рассказа по плану.
Правописание слов с непроизносимыми согласными.
Зимние забавы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (5—6
деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Город. Составление рассказа по вопросам.
Игры на развитие внимания и саморегуляции.
Птицы зимой.
«Графический диктант».
Человек и его здоровье.
Родовые окончания имен существительных.
Составление сложных предложений с использованием союзов и, а, потому
что и др.
Поиск ошибок в тексте.
«Домашние животные». Составление рассказов- описаний с опорой на схему.
Написание глаголов с частицей НЕ.
Пересказ текста с опорой на картинки и систему вопросов педагога.
Виды треугольников.
Животные зоопарка. Обучение умению задавать вопросы.
Таблица умножения и деления.
Уточнение и расширение словарного запаса слов по теме: «Перелётные

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19.
20.
21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

птицы».
Задачи на кратное сравнение.
Весна. Сходство и различия.
Образование слов, с помощью суффиксов и приставок.
Работа с деформированным текстом.
Решение геометрических задач.
«Транспорт». Распространение простого двусоставного предложения
прямым дополнением.
Различение геометрических фигур: окружность-круг.
«Профессии». Обучение умению задавать вопросы.
Письменная нумерация чисел в пределах 1000.
Синонимы, антонимы, обобщения в предложениях и текстах.
Приемы устных вычислений в пределах 1000.
Решение логических задач. «Продолжи логический ряд».
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.
Различение слов - паронимов (типа «дом- том, Толя-доля»)
Соотношение единиц массы.
Бюджет. Семейный бюджет. Решение задач с величинами «цена»,
«количество», «стоимость».
Путешествие по городам и странам.
Приемы письменного деления в пределах 1000.
«Лето». Пересказ текста.
Развитие временных представлений.
Повторение пройденного. Обобщающее занятие.
Итоговая диагностика.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

№
п/
п

1.
2.

3.
4.

5.
6.

7.
8.

9.

10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.

17.

18.

19.

20.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
Тема урока
Диагностическое обследование.
Осень, сезонные изменения в природе. Словообразование и словоизменение.
Временные представления. Соотношение мер времени: час – минута, месяц –
неделя – сутки- век- тысячелетие.
Загадки-омонимы. Аналитические задания.
Приемы письменного сложения и вычитания.
Определение направления движения в пространстве, расположения предметов
относительно друг друга, обозначение с помощью предлогов.
Дифференциация звуков (неречевых и речевых).
«Мой дом, моя семья». Составление диалога.
Нахождение суммы нескольких слагаемых.
Запоминание предметов. Тренировка зрительной памяти.
Правописание слов с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ. Поиск ошибок
в тексте.
Составление рассказа по картинкам.
Приемы письменного сложения и вычитания.
Природа. Экология. Пересказ текста с опорой на картинки и систему вопросов
педагога.
Таблица умножения и деления.
Главные члены предложения. Составление предложений по схеме с опорой на
картинки.
Решение задач на сложение и вычитание в пределах 1000.
«Мои друзья». Составление рассказа по плану.
Симметричные фигуры.
Моя малая Родина. Ориентирование в карте России.
Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости- твёрдости.
Растительный и животный мир края. Составление рассказа по плану.
Написание слов с безударными гласными.
Город. Город, в котором я живу. Составление рассказа - описания.
Написание слов с разделительным мягким и твёрдым знаком. Поиск ошибок.
Зима: сезонные изменения в природе. Составление рассказа по серии
картинок.
Задачи с геометрическим содержанием.
Игры на развитие внимания и саморегуляции.
Письмо стихотворений и предложений по памяти.
Лес и человек. Составление предложений с использованием опорных слов и
графических схем.
Слова, отвечающие на вопросы КТО? И ЧТО? Имена существительные.
Мы и наше здоровье.
Работа с текстом. Рассказ по плану.
Различение геометрических фигур: круг, куб, шар.
Составление сложных предложений с использованием союзов и, а, потому что,
для и др.
Употребление заглавной буквы. Поиск ошибок в тексте.
Опасные места.
Тренировка внимания.
Глаголы в разных временных формах.
Восстановление деформированного текста по картинкам.
Устная нумерация. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы. Чтение

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.

32.
33.
34.

чисел.
Весна: сезонные изменения в природе. Составление диалога по серии сюжетных
картинок.
Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц в другие.
Словоизменение. Уточнение и расширение словарного запаса слов по теме:
«Животный мир весной».
Трехзначные числа. Разрядные слагаемые.
Перелётные птицы. Работа с деформированным текстом.
Соотношение единиц измерения площади. Квадратный километр, квадратный
миллиметр.
Построение логических цепочек, классификация.
Цвета и оттенки.
«Природа и её богатство». Тренировка умения обобщать.
Соотношение единиц массы: тонна, центнер.
«Россия- родина моя». Обучение умению составлять устные рассказы.
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.
Синонимы, антонимы, омонимы в предложениях и текстах.
Решение задач на время.
Решение логических задач. «Продолжи логический ряд».
Слова, обозначающие признаки предметов.
Составление рассказов по серии картинок.
Связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием. Решение задач
на движение.
Бюджет. Семейный бюджет.
Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».
Путешествие по городам и странам. Ориентирование в физической и
политической картах.
Приемы письменного деления в пределах 1000.
«Лето». Составление рассказа по плану.
Развитие временных представлений.
Повторение пройденного.
Обобщающее занятие.
Итоговая диагностика.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».