Язык в речевом общении 8

Приложение 1 к адаптированной основной образовательной программе основного общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Тавринская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО

СОГЛАСОВАНО

Решением методического объединения учителей
словесников
Протокол от 27.08.2024 г. №1

Зам.дир. по УР
Дружинина В.В.
27.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Язык в речевом общении»
для основного общего образования
Срок освоения программы: 1 год (8 класс)

Составитель: Крылосова Г.П.,
учитель русского языка и
литературы

с. Русская Тавра, 2024

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Язык как средство общения
Язык, его основные единицы.
Гипотезы происхождения языка. Вопрос об искусственных языках.
Преимущества языка сравнительно с неязыковыми средствами общения (жесты, сигналы,
коды, символы и т.п.), способы общения животных.
Речевое общение
Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы
общения (устные и письменные).
Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат),
обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное,
подготовленное и спонтанное общение. Владение нормами речевого поведения в типичных
ситуациях общения.
Условия речевого общения: наличие мотива и цели общения, предметы речи, участников
общения, наличие у собеседников общих знаний о мире, социокультурных нормах и
стереотипах речевого поведения. Успешность речевого общения как достижение
прогнозируемого результата.
Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления. Выбор речевой тактики и
языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Речевой этикет
Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой
этикет.
Речевая ситуация и употребление этикетных формул обращения, приветствия, прощания,
извинения, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения и др.
Жесты и мимика; использование их в общении.
Роль орфоэпии и интонации в устном общении
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость
голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное
восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы,
прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как
разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных
ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ
(краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д.
Основные требования к содержанию и языковому оформлению устного высказывания.
Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного.
Роль орфоэпии в устном общении между людьми.
Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных
гласных звуков, некоторых согласных, сочетание согласных. Произношение некоторых
грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен,
отчеств.
Ударение; его смыслоразличительная роль. Нормы словесного ударения в современном
русском языке.
Отклонения от произносительных норм и их причины. Допустимые варианты произношения
и ударения в современном русском литературном языке. Исторические изменения в
произношении и ударении.
Орфоэпические словари и справочники; работа с ними.
Интонация, ее основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи).
Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Этикетная функция интонации в
речевом общении.
Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами
речи. Интонация и орфография.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы для основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство).
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном
обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к
познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края,
народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к
русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам
и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовнонравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка
как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и
мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность

адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать
адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на
примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на
будущее.
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию
в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового
образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других;
потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита
собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать
основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать

свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения
основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,

речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
- распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Количество часов
Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

http://www.schoolcollection.edu.ru/

Раздел 1. Язык как средство общения
1.1

Язык, его основные единицы

Итого по разделу

3
3

Раздел 2. Речевое общение
2.1

Речевое общение и её основные компоненты

Итого по разделу

http://www.schoolcollection.edu.ru/

2
2

Раздел 3. Речевой этикет
3.1

Речевой этикет как правила речевого общения

Итого по разделу

http://www.schoolcollection.edu.ru/

3
3

Раздел 4. Роль орфоэпии и интонации в устном общении
4.1

Особенности устной речи: использование средств
звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса,
интонация), жестов и мимики

9

4.2

Основные требования к содержанию и языковому
оформлению устного высказывания

6

4.3

Роль орфоэпии в устном общении между людьми

11

Итого по разделу

26

1

1

1

http://www.schoolcollection.edu.ru/

2

http://www.schoolcollection.edu.ru/

2

http://www.schoolcollection.edu.ru/
http://www.schoolcollection.edu.ru/

Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы)

2

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока

Тема урока

Количество
часов

1
2
3
4
5
6

Язык, его основные единицы
Преимущества языка сравнительно с неязыковыми средствами общения
Комплексный анализ текста
Ситуация речевого общения и её основные компоненты
Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата
Речевой этикет как правила речевого общения

1
1
1
1
1
1

7

Речевая ситуация и употребление этикетных формул обращения, приветствия, прощания, извинения,
просьбы, благодарности, поздравления, приглашения

1

8

Жесты и мимика; использование их в общении

1

9

Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса,
интонация), жестов и мимики

1

10

Ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать
немедленную реакцию слушателя – особенности устной речи

1

11
12
13
14
15
16

Повторы, прерывистость речи - типичные свойства устного высказывания
Выразительное чтение текста научно-популярного характера
Выразительное чтение текста научно-популярного характера
Диалог и монолог как разновидности устной речи
Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ
Выступление перед аудиторией

1
1
1
1
1
1

17
18
19
20
21

Итоговая работа за 1 полугодие
Краткий и развернутый ответ на уроке, сообщение, доклад
Дружеская беседа, диспут, дискуссия
Работа с КИМ устной части ОГЭ
Творческий практикум. Диспут на морально-этическую тему

1
1
1
1
1

22

Основные требования к содержанию и языковому оформлению устного высказывания

1

23
24
25
26
27
28
29
30

Основные речевые правила общения посредством телефона
Роль орфоэпии в устном общении между людьми
Основные нормы современного литературного произношения
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств
Монологическое высказывание по картинке
Ударение; его смыслоразличительная роль
Нормы словесного ударения в современном русском языке
Отклонения от произносительных норм и их причины

1
1
1
1
1
1
1
1

31

Условный диалог. Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон
речи). Интонация и орфография

1

32
Работа со словарями и справочниками
33
Итоговая работа в форме устной части ОГЭ
34
Итоговое занятие
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Авторская программа курса для 8-9 классов "Язык в речевом общении"
(автор-составитель: С. И. Львова).
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034



Сайт «Культура письменной речи» http:// www.gramma.ru



Проект «Русские словари» http://www.slovari.ru



МЭО https://mob-edu.com/



РЭШ https://resh.edu.ru/



ИНФОУРОК https://infourok.ru/



МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».