Приложение 1 к основной общеобразовательной программе основного общего образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Тавринская средняя общеобразовательная школа» ПРИНЯТО решением методического объединения учителей МИФ протокол от 27.08.2024 № 1 СОГЛАСОВАНО: Зам.дир.по УР _В.В.Дружинина 27.08.2024г. Рабочая программа учебного предмета (курса) «Основы военной подготовки» для основного общего образования Срок освоения программы: 3 года (с 5-7 класс) Составитель: Лапухин Николай Анатольевич учитель физики Русская Тавра, 2024 Содержание программы Раздел I. Общественно-государственная подготовка. Тема 1. Вооруженные силы РФ – основа обороны России. Занятие №1 Виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота). Занятие №2 Сущность и значение военной присяги и боевого знамени воинской части. Занятие №3 Дни воинской славы России. Праздники в честь Вооруженных Сил. Тема 2. Особенности военной службы. Воинская обязанность. Занятие №1 Основные понятия. Правовые основы воинской обязанности. Занятие №2 Воинский учет, его организация и предназначение. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Профессионально-психологический отбор. Медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу. Занятие №3 Правовые основы военной службы. Военная присяга. Занятие №4 Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Занятие №5 Права и ответственность военнослужащих. Основные обязанности при прохождении военной службы. Занятие №6 Статус военнослужащих, особенности, законодательные гарантии прав и социальной защиты. Раздел II. Уставы Вооруженных сил Российской Федерации. Тема 1. Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №1 Воинские звания и знаки различия в ВС РФ. Старшие и младшие. Должностные лица караула. Занятие №2 Права, обязанности и ответственность военнослужащих (кадет СПКУ). Занятие №3 Единоначалие. Командиры (начальники, старшие) и подчиненные (младшие). Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Воинское приветствие. О воинской вежливости и поведении кадет. Занятие №4 Размещение военнослужащих (кадет). Общие положения. Содержание помещений и территории. Отопление, проветривание и освещение помещений. Занятие №5 Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих (кадет). Распорядок дня воинской части. Занятие №6 Охрана здоровья военнослужащих (кадет). Закаливание военнослужащих, занятия физической подготовкой и спортом. Санитарнопротивоэпидемиологические (профилактические мероприятия). Лечебнопрофилактические мероприятия. Занятие №7 Воинские звания и знаки различия. Занятие №8 Обязанности лиц суточного наряда. Тема 2. Дисциплинарный устав ВС РФ. Занятие №1 Воинская дисциплина, её сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Правила поведения кадет. Занятие №2 Виды ответственности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий. Тема 3. Устав гарнизонной и караульной службы. Занятие №1 Назначение и задачи караульной службы. Понятия «караул», «часовой», «пост». Неприкосновенность часового. Бдительность часового. Занятие №2 Действия часового на посту. Порядок применения оружия. Занятие №3 Обязанности часового. Раздел III. Основы инженерной подготовки. Тема 1. Фортификационное оборудование позиций. Занятие №1 Фортификационное оборудование позиций. Маскировка позиций. Инженерная разведка. Инженерные заграждения. Инженерные мероприятия по ликвидации последствий нападения противника. Тема 2. Инженерное оборудование и маскировка позиций. Занятие №1 Оборудование фортификационных сооружений для защиты личного состава. Способы их маскировки. Тема 3. Устройство и преодоление инженерных заграждений. Занятие №1 Общее устройство и принцип действия мин. Занятие №2 Классификация инженерных заграждений. Противотанковые и противопехотные минные поля. Мины, используемые для установки минных полей. Занятие №3 Поиск и обезвреживание применяемых взрывных устройств: высоких растяжек, фугасов, прикрытых противопехотными минами, мин сюрпризов. Способы устройства минно- взрывных заграждений. Невзрывные заграждения. Тема 4. Водообеспечение. Занятие №1 Индивидуальные и коллективные средства очистки воды, технология работы. Разведка источников воды. Оборудование родников и шахтных колодцев. Подготовка к работе и очистка воды. Резервуары для воды РДВ-1000, РДВ-1500. Раздел IV. Основы военной топографии. Тема 1. Предмет и задачи военной топографии. Занятие №1 Назначение военной топографии. Предмет и задачи военной топографии. Местность и ее значение в бою. Тактические свойства местности, основные ее разновидности и влияние на боевые действия войск. Сезонные изменения тактических свойств местности. Понятие о топографической карте. Масштаб карты. Географическая система координат. Системы координат. Чтение топографических карт. Определение по карте направления и крутизны склонов. Определение расстояний по карте. Измерение расстояний по карте. Условные знаки карт. Язык карты. Тема 2. Ориентирование на местности без карты. Занятие №1 Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности. Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов. Определение своего местоположения относительно окружающих местных предметов. Выбор и использование ориентиров. Занятие №2 Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы. Подготовка данных для движения по азимуту. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий. Тема 3. Общие сведения о топографических картах. Работа с картой на местности. Занятие №1 Определение своего местонахождения по карте. Раздел V. Основы военно-медицинской подготовки. Тема 1. Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни. Занятие №1 Опасные и вредные факторы современного жилища. Обеспечение безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Обеспечение пожарной безопасности. Первичные средства пожаротушения. Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Питание и безопасность современного человека. Безопасное и полезное питание. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение, употребление алкоголя и наркотических средств, их влияние на продолжительность жизни человека. Тема 2. Порядок и правила оказания первой медицинской помощи. Занятие №1 Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Занятие №2 Первая медицинская помощь при ожогах. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Занятие №3 Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Занятие №4 Первая медицинская помощь при отравлениях. Занятие №5 Первая медицинская помощь при поражении электрическим током. Занятие №6 Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Тема 3. Индивидуальные и коллективные медицинские средства защиты и оказания помощи Занятие №1 Аптечка индивидуальная, аптечка войсковая, пакет перевязочный индивидуальный, пакет противохимический индивидуальный. Состав, предназначение. Занятие №2 Правила пользования аптечкой индивидуальной, аптечкой войсковой, пакетом перевязочным индивидуальным, пакетом противохимическим индивидуальным. (Н-М-1). Раздел VI. Основы радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). Тема 1. Цель, задачи и мероприятия РХБЗ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов. Занятие №1 Предназначение, основные задачи и мероприятия РХБЗ. Средства защиты органов дыхания: фильтрующий противогаз (назначение, устройство, защитные свойства; подгонка, сборка и укладка; порядок пользования, хранение), назначение, устройство, подгонка и порядок применения респиратора. Средства защиты кожных покровов человека: общевойсковой защитный комплект, его назначение, состав, защитные свойства; подгонка защитных чулок и плаща; порядок пользования; укладка и переноска; общевойсковой комплексный защитный костюм, его назначение, состав, защитные свойства. Тема 2. Оружие массового поражения. Занятие №1 Ядерное оружие. Понятие о нем и его боевых свойствах. Виды ядерных взрывов и их отличия по внешним признакам. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва и их воздействие на организм человека, боевую технику и сооружения. Занятие №2 Химическое оружие и воздействие на организм человека отравляющих веществ нервнопаралитического, кожно-нарывного, общеядовитого, удушающего, психохимического и раздражающего действия. Занятие №3 Биологическое оружие. Способы и признаки его применения. Основные свойства бактериальных (биологических) средств противника, их воздействие на организм человека, животных и растения. Занятие №4 Действия при вспышке ядерного взрыва. Занятие №5 Характеристика зажигательных веществ. Средства применения зажигательных веществ. Способы защиты от зажигательного оружия. Действия при попадании зажигательных веществ на обмундирование, средства индивидуальной защиты, вооружение, технику и сооружения. Тема 3. Средства индивидуальной и коллективной защиты личного состава и пользование ими. Занятие №1 Правила пользования противогазом, респиратором и средствами защиты органов дыхания от окиси углерода. Выполнение нормативов по РХБЗ (Н-РХБЗ-1; Н-РХБЗ-4а; Н-РХБЗ-4б; Н-РХБЗ-8). Занятие №2 Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) и общевойсковой защитный костюм фильтрующий (ОЗК-Ф). Надевание, снимание, укладка и переноска защитного комплекта (костюма). Выполнение нормативов по РХБЗ (Н-РХБЗ-1; Н-РХБЗ-4а; Н-РХБЗ-4б; Н-РХБЗ-8). Тема 4. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Занятие №1 Индивидуальные средства контроля поглощенной дозы облучения личного состава: войсковой измеритель дозы ИД-1. Назначение, тактико-технические характеристики, общее устройство, порядок использования, обслуживания и хранения. Занятие №2 Приборы радиационной разведки роты (подразделения): ДП5Б (В). Назначение, тактико-технические характеристики, общее устройство, порядок эксплуатации, обслуживания и хранения. Занятие №3 Приборы химической разведки подразделения: войсковой прибор химической разведки ВПХР. Назначение, тактико-технические характеристики, общее устройство, порядок эксплуатации, обслуживания и хранения. Раздел VII. Строевая подготовка. Тема 1. Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №1 Строи подразделений и управление ими. Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю. Занятие №2 Выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Становись». Форма одежды кадет. Правила ношения военной формы одежды. Занятие №3. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Занятие №4 Строевой и походный шаг. Движение бегом. Занятие №5 Повороты на месте. Занятие №6. Повороты в движении. Занятие №7. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Занятие №8. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Раздел VIII. Основы огневой подготовки. Тема 1. История развития стрелкового оружия. Занятие №1 Развитие стрелкового оружия и введение его на вооружение Русской армии. Роль отечественных конструкторов в создании первоклассных образцов вооружения. Тема 2. Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращении с оружием и боеприпасами. Занятие №1 Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при проведении стрельб из пневматического и боевого оружия; правила поведения в тире, на стрельбище и полигоне. Тема 3. Автомат АК-74 и его модификации. Занятие №1 Автомат Калашникова (АК-74). Назначение, ТТХ и общее устройство автомата. Правила безопасности при обращении с оружием. Занятие №2 Неполная разборка и сборка после неполной разборки автомата Калашникова. Практические стрельбы на ЭЛК. Тема 4. Пистолет Макарова. Занятие №1 Назначение, боевые свойства и устройство пистолета ПМ его разборка и сборка. Занятие №2 Предназначение частей и механизмов пистолета. Работа частей и механизмов пистолета при заряжании и стрельбе. Занятие №3 Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения. Занятие №4 Выполнение нормативов по разборке и сборке пистолета ПМ и его модификаций (Н-огн-13; Н-огн-14). Снаряжение магазина патронами и заряжание оружия. Уход за стрелковым оружием его хранение и сбережение. Тема 5. Снайперская винтовка Драгунова (СВД). Занятие №1 Назначение, боевые свойства и устройство снайперской винтовки СВД, её разборка и сборка. Занятие №2 Предназначение частей и механизмов снайперской винтовки. Работа частей и механизмов снайперской винтовки при заряжании и стрельбе. Занятие №3 Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения. Занятие №4 Выполнение нормативов по разборке и сборке снайперской винтовки Драгунова (Н-огн-13; Н-огн-14). Снаряжение магазина патронами и заряжание оружия. Уход за стрелковым оружием его хранение и сбережение. Тема 6. 7,62 мм пулемет Калашникова (ПКП). Занятие №1 Назначение, боевые свойства и устройство ручного пулемета ПКП, его разборка и сборка. Занятие №2 Предназначение частей и механизмов ручного пулемета. Работа частей и механизмов ручного пулемета при заряжании и стрельбе. Занятие №3 Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения. Занятие №4 Выполнение нормативов по разборке и сборке ручного пулемета ПКП (Н-огн-13; Н-огн-14). Снаряжение пулеметной ленты патронами и заряжание оружия. Уход за стрелковым оружием его хранение и сбережение. Тема 7. Ручной противотанковый гранатомет (РПГ-7). Занятие №1 Назначение, боевые свойства и устройство ручного противотанкового гранатомета РПГ-7, его разборка и сборка. Занятие №2 Предназначение частей и механизмов ручного противотанкового гранатомета. Работа частей и механизмов ручного противотанкового гранатомета при заряжании и стрельбе. Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения. Тема 8. Ручные осколочные гранаты. Занятие №1 Назначение и боевые свойства ручных наступательных и оборонительных гранат. Тема 9. Основы и правила стрельбы. Занятие №1 Явление выстрела. Влияние внешних условий на полет пули. Пробивное (убойное) действие пули. Занятие №2 Прикрытое, поражаемое и мертвое пространство, их практическое значение. Занятие №3 Явление рассеивания. Средняя точка попадания и способы ее определения. Кучность, точность и меткость стрельбы. Влияние на меткость стрельбы состояния оружия и боеприпасов, метеорологических условий, ошибок стреляющего в выборе точки прицеливания, установки прицела, в изготовке и производстве выстрела. Занятие №4 Устройство и технические характеристики пневматической винтовки. Занятие №5 Изготовка к стрельбе. Прицеливание. Типичные ошибки при прицеливании. Тема 10. Огневые (стрелковые) тренировки, стрельбы. Занятие №1 Практические стрельбы на ЭЛК. Раздел IX. Основы тактической подготовки. Тема 1. Предмет и задачи основ тактики. Занятие №1 Тактика – теория и практика ведения боя. Сущность современного общевойскового боя, силы и средства основные принципы его ведения. Основные виды боя. Управление войсками. Всестороннее обеспечение боя. Назначение, задачи, состав и структура ВС РФ. Воинские подразделения. Задачи основ тактики . История создания и развития военно-учебных заведений в России. Создание военных школ при Петре I и кадетских корпусов при Анне Иоанновне. Кадетское движение в современной России. Суворовские училища, кадетские училища и корпуса. Прославленные полководцы. Ими гордится Россия. История знаменитых людей – выпускников кадетских корпусов. Тема 2. Действия солдата в бою. Занятие №1 Отделение, расчет, экипаж – низовые звенья воинских формирований. Организация, вооружение и боевые возможности мотострелкового отделения. Общие обязанности солдата в бою и по его штатному предназначению. Занятие №2 Обязанности наблюдателя. Выбор места для наблюдения, его занятие, оборудование и маскировка, оснащение наблюдательного поста. Назначение сектора и зон для наблюдения. Изучение местности, определение расстояний до ориентиров и местных предметов. Занятие №3 Передвижение на поле боя: выбор укрытия, путей движения и способов передвижения (в рост, пригнувшись, перебежками и переползанием). Тема 3. Отделение в различных видах боевых действий. Занятие №1 Подготовка и ведение оборонительного боя. Выбор позиции отделения. Составление карточки огня. Занятие №2 Подготовка к наступлению. Действия при наступлении. Занятие №3 Действия на марше. Марш, условия и порядок его проведения. Ориентирование и движение по маршруту. Тема 4. Организация, вооружение, тактика действий армий основных иностранных государств. Занятие №1 Организация, вооружение и тактико-технические характеристики основных образцов стрелкового, артиллерийского, бронетанкового вооружения и технических средств разведки, находящихся на вооружении подразделений армий основных иностранных государств, их разведывательные признаки. Занятие №2 Форма одежды, знаки различия военнослужащих, опознавательные знаки и условные обозначения подразделений и техники. Тактика действий мотопехотных (пехотных), танковых и разведывательных подразделений армий основных иностранных государств в основных видах боевых действий. Раздел X. Основы парашютно-десантной подготовки. Тема 1. Подготовка личного состава к десантированию парашютным способом. Занятие №1 Меры безопасности при проведении занятий по парашютнодесантной подготовке. Особые случаи при выполнении прыжков с парашютом. Тема 2. Материальная часть людских десантных парашютов. Занятие №1 Материальная часть парашюта Д-10. Занятие №2 Материальная часть парашюта З-5. Тема 2. Укладка парашютных систем для совершения прыжка с парашютом. Занятие №1 Практическая укладка парашюта Д-10. Занятие №2 Практическая укладка парашюта З-5. Прогнозируемые результаты и способы их проверки Основными результатами выполнения программных требований являются: - подготовка юнармейцев к военной и государственной службе; - воспитание в кадетах стремление к здоровому образу жизни, самодисциплине, уважения законности и правопорядка. По окончании обучения воспитанники достигнут следующих результатов освоения программы: личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность к служению Отечеству, его защите; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение ориентироваться в прикладных науках; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии в области военной службы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формирование компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; понимание ими важности защиты Отечества, ответственности за оборону рубежей Родины; уяснение и принятие учащимися достижений в военно-патриотическом воспитании. предметные: 1. В познавательной сфере: знания об основах тактики, огневой подготовки, строевой подготовки, ОВУ ВС РФ, военной топографии, РХБЗ, военно-инженерной подготовки, военномедицинской подготовки о их значении для достижения военного преимущества перед противником и для защиты общества и государства. 2. В ценностно-ориентационной сфере: умения предвидеть возникновение военной опасности на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной боевой обстановки с учетом индивидуальных возможностей. 3. В коммуникативной сфере: умения докладывать о результатах своих действий, ставить задачи, отдавать приказы. 4. В трудовой сфере: знания устройства и принципов действия основного стрелкового, инженерного и другого вооружения, используемого в современной армии. 6. В сфере физической культуры: формирование установки на здоровый образ жизни; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом. Требования к уровню подготовки обучающихся По Общественно-государственной подготовке. Знать: назначение и организационную структуру ВС РФ, виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота); сущность и значение военной присяги, государственного флага и боевого знамени воинской части; дни воинской славы России, значение государственных наград; роль офицеров и младшего командного состава ВС РФ; порядок поступления в высшие военно-учебные заведения; сущность и особенности воинского коллектива; основные качества защитника Родины. По Уставам Вооруженных сил Российской Федерации. Знать: общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата и обязанности лиц суточного наряда; воинские звания и знаки различия; порядок выполнения приказов и обращения к начальникам и старшим, воинского приветствия и правила воинской вежливости и поведения; порядок размещения военнослужащих, содержания помещений, хранения имущества и порядок действий по распорядку дня; виды ответственности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий. назначение и задачи караульной службы, обязанности караульного и часового; порядок несения караульной службы; Уметь: практически выполнять действия по распорядку дня и обязанности дневального по роте; практически выполнять обязанности караульного и часового. По Инженерной подготовке Знать: общее устройство и принцип действия мин, правила их установки и обезвреживания, меры безопасности при установке и обезвреживании мин; Уметь: оборудовать одиночные окопы; устанавливать и обезвреживать противотанковые, противопехотные и сигнальные мины; преодолевать минно-взрывные заграждения с использованием миноискателей, щупов и подручных предметов; преодолевать невзрывные противопехотные заграждения. По Военной топографии. Знать: порядок определения сторон горизонта и доклада о своем местонахождении от местных предметов; Уметь: определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов; определять азимуты на местные предметы и направления по заданным азимутам; осуществлять движение по заданным азимутам; работать с картой на местности (определять расстояния, направления, свое местоположение и положения обнаруженных целей). По Военно-медицинской подготовке. Знать: порядок и правила оказания первой медицинской помощи; правила личной гигиены и коллективной гигиены и предупреждения инфекционных заболеваний; правила применения штатных средств медицинского обеспечения; порядок и правила оказания первой медицинской помощи при поражениях оружием массового поражения; порядок и правила транспортировки раненых. Уметь: применять штатные средства оказания первой медицинской помощи; останавливать артериальные кровотечения при помощи жгута и других подручных средств; накладывать повязки при различных видах ранений; производить иммобилизацию при переломах; выполнять реанимационные мероприятия; осуществлять эвакуацию раненого из-под огня противника, транспортировать раненого на значительные расстояния с учетом характера ранения. По РХБ защите. Знать: основные поражающие факторы ядерного, химического и биологического оружия и способы защиты от него; способы защиты от зажигательного оружия; назначение, устройство и правила пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты; сигналы оповещения, приемы и способы действия на зараженной местности, правила входа в убежище и выхода из него; правила специальной и санитарной обработки; Уметь: осуществлять подбор лицевой части противогаза, осуществлять проверку его исправности; правильно надевать, снимать, укладывать и переносить средства индивидуальной защиты (противогаз и общевойсковой защитный костюм ОЗК); действовать по сигналам оповещения и преодолевать зоны заражения, используя средства индивидуальной защиты; проводить специальную и санитарную обработки; По Строевой подготовке. Знать: элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю, порядок выполнения строевых приемов. Уметь: выполнять одиночные строевые приемы без оружия и с оружием, слаженно действовать в составе подразделения. По Огневой подготовке. Знать: меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при проведении стрельб из пневматического и боевого оружия; правила поведения в тире, на стрельбище и полигоне; назначение и боевые свойства автомата и ручного пулемета Калашникова; назначение и устройство частей и механизмов автомата, принцип работы автоматики; положение частей и механизмов до заряжания и работа их при заряжании и выстреле; боеприпасы к стрелковому оружию; порядок эксплуатации, хранения и ухода за автоматом; порядок осмотра и подготовки автомата и патронов к стрельбе; способы устранения задержек при стрельбе; назначение и боевые свойства ручных наступательных, оборонительных и противотанковых гранат, реактивных противотанковых и штурмовых гранат; меры безопасности при обращении с ручными и реактивными гранатами, порядок подготовки гранат к применению и устройство и работу частей и механизмов гранаты; Уметь: быстро и правильно изготавливаться к стрельбе из различных положений, заряжать оружие, осуществлять производство стрельбы (устанавливать прицел и переводчик, осуществлять прикладку, прицеливание, спуск курка и удержание оружия), разряжать и осматривать оружие после стрельбы, устранять задержки, возникающие при стрельбе; снаряжать магазин патронами, осуществлять подготовку ручных и реактивных гранат к боевому применению; осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова, производить его чистку и смазку; производить осмотр автомата; выполнять упражнения учебных стрельб из пневматического, малокалиберного и боевого стрелкового оружия; точно метать ручные гранаты из различных положений. По Тактической подготовке. Знать: основы боевого применения и боевые возможности; назначение и боевые свойства стрелкового оружия, вооружение и боевую технику мотострелкового полка; боевую характеристику танков и бронемашин вероятного противника, их уязвимые места, приемы и средства борьбы с танками и бронемашинами противника; приемы ведения боя в обороне и наступлении; Уметь: передвигаться на поле боя различными способами (в рост, пригнувшись, перебежками и переползанием); осуществлять передвижения в составе отделения (боевой группы) с применением различных способов передвижения; правильно укладывать рюкзак, осуществлять крепление и подгонку оружия, снаряжения и обмундирования для совершения пешего марша; применять противотанковые гранаты для уничтожения танков и бронемашин противника. По Парашютно-десантной подготовке. Знать: материальную часть парашютов и страхующих приборов, их эксплуатационные ограничения; технику выполнения учебно-тренировочных прыжков с парашютом; правила поведения на аэродроме и на борту воздушного судна; особые случаи в воздухе и правила действия в них; меры безопасности при проведении учебно-тренировочных прыжков с парашютом; Уметь: подготовить и проверить готовность парашютной техники и снаряжения к прыжкам; действовать при посадке в воздушное судно, на борту и при отделении; действовать в воздухе (в свободном падении и под куполом парашюта); действовать в особых случаях; действовать при приземлении и приводнении. Достижение указанных уровней обученности осуществляется выбором оптимальных педагогических технологий, структура которых содержит набор видов учебных занятий, форм, методов и средств обучения. IV. Методическое обеспечение учебного процесса Методы достижения уровней обученности: «иметь представление» достигается в ходе проведения теоретических видов учебных занятий, как правило, лекций, бесед, которые в начальный период изучения предмета могут занимать максимальный объем от общего бюджета времени. «знать» достигается, в основном, в ходе проведения групповых занятий и самостоятельной работы воспитанников. Групповые занятия проводятся в целях изучения вооружения и военной техники, отдельных вопросов теории, которые впоследствии будут отрабатываться на практических занятиях. Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных в ходе учебных занятий с преподавателем знаний и умений. «уметь» достигается в ходе практических видов занятий, которые составляют основу обучения. На них отводится максимальный объем времени. Практические виды занятий проводятся в целях выработки практических умений и приобретения навыков солдата, отработки упражнений, приемов и нормативов. Основной метод проведения практического вида занятия – тренировка (упражнение). Кроме указанных методов обучения могут быть применены и другие. Выбор вида занятия и метода обучения зависит от уровня подготовки воспитанников, темы и цели занятия, наличия и состояния учебно-материальной базы. Таким образом, помимо вышеуказанных методов обучения могут использоваться: устное изложение учебного материала; обсуждение изучаемого материала; показ (демонстрация); упражнение (тренировка); практическая работа; самостоятельное изучение учебного материала. Средства реализации дополнительной образовательной программы: демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные; естественные и искусственные; реальные и виртуальные. Учебная программа реализуется с учётом возрастных особенностей обучающихся. В целях последовательного накопления кадетами знаний, умений и навыков программой предусмотрены: в 5-м – 6-м классе – вводный (подготовительный) этап общевойсковой (одиночной) подготовки; в 7-м классе – общевойсковая (одиночная) подготовка к действиям в различных видах боя; в 8-м классе – углубление знаний и совершенствование навыков, изучение основ организации боя в составе подразделения; в 9-м классе – основы законодательства по подготовке к службе в Вооруженных Силах; в 10-м классе – основы военного строительства РФ, изучение порядка подготовки и методики проведения занятий по одиночной подготовке; в 11-м классе – правовые и морально-психологические основы военной службы. Задача формирования у кадетов командирских и методических навыков решается на протяжении всего обучения в школе, на всех проводимых занятиях, во время несения внутренней службы, а также в повседневной жизни. Каждое занятие должно проводиться образно и поучительно, в ходе его кадеты должны перенимать опыт организации и проведения занятий, учиться правильному применению наиболее эффективных форм и методов обучения. В основу формирования командирских и методических навыков должно быть положено практическое командование отделением, самостоятельное проведение занятий по строевой, физической подготовке, выполнении обязанностей при несении внутренней службы. При обучении кадетов следует соблюдать логическую последовательность в изучении тем и предметов обучения. Существующая в Вооруженных Силах РФ методика проведения занятий должна творчески использоваться с учетом задач кадетских классов и возрастных особенностей кадетов. Часть занятий по Вооруженным Силам РФ, службе Отечеству и медицинской подготовке (охрана здоровья кадетов) проводится интегрированно с ОБЖ. В целях предупреждения несчастных случаев и аварий на всех занятиях, стрельбах, выполнении работ и проведении спортивных мероприятий должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Накануне всех практических занятий должны быть организованы инструктажи по мерам безопасности Учебно-тематический план 5 класс Разделы, (темы) занятий Кол-во часов Общевоинские уставы ВС РФ. Основы инженерной подготовки Основы военной топографии Основы военно-медицинской подготовки Основы радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Строевая подготовка. Основы огневой подготовки Итого Разделы, (темы) занятий 6 класс Общественно-государственная подготовка Уставы Вооруженных сил Российской Федерации Основы военной топографии Основы военно-медицинской подготовки Строевая подготовка. Основы огневой подготовки Итого Разделы, (темы) занятий 7 класс Уставы Вооруженных сил Российской Федерации Основы военно-медицинской подготовки Основы радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Строевая подготовка. Основы огневой подготовки Итого Из них теоретич. 7 1 1 2 7 1 1 2 1 1 18 4 34 Кол-во часов 18 2 20 2 14 Из них теоретич. 3 3 1 1 2 2 6 3 17 2 1 Кол-во часов практич. практич. Форма контроля 0 1 6 2 9 1 8 Из них теоретич. практич. 2 2 6 3 3 4 4 1 5 14 12 6 20 11 11 34 Форма контроля Форма контроля Календарно-тематическое планирование 5 класс № Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Воинские звания и знаки различия в ВС РФ. Старшие и младшие. Должностные лица караула. Права, обязанности и ответственность военнослужащих Единоначалие. Командиры (начальники, старшие) и подчиненные (младшие). Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Воинское приветствие. О воинской вежливости и поведении кадет. Размещение военнослужащих. Общие положения. Содержание помещений и территории. Отопление, проветривание и освещение помещений. Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих. Распорядок дня воинской части Охрана здоровья военнослужащих. Закаливание военнослужащих, занятия физической подготовкой и спортом. Санитарнопротивоэпидемиологические (профилактические мероприятия). Лечебно-профилактические мероприятия. Воинская дисциплина, её сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Виды поощрений и дисциплинарных взысканий Фортификационное оборудование позиций. Маскировка позиций. Инженерная разведка. Инженерные заграждения. Назначение военной топографии. Масштаб карты. Географическая система координат. Чтение топографических карт. Определение по карте направления и крутизны склонов. Определение расстояний по карте. Измерение расстояний по карте. Условные знаки карт. Язык карты. Опасные и вредные факторы современного жилища. Обеспечение безопасности в различных бытовых ситуациях. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Предназначение, основные задачи и мероприятия РХБЗ. Средства защиты органов дыхания: фильтрующий противогаз, назначение. Средства защиты кожных покровов человека: общевойсковой защитный комплект, его назначение, состав, защитные свойства. Строи подразделений и управление ими. Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю. Выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Становись». Форма одежды кадет. Правила ношения военной формы одежды. Выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Становись». Форма Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 одежды кадет. Правила ношения военной формы одежды. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Строевой и походный шаг. Движение бегом. Строевой и походный шаг. Движение бегом. Строевой и походный шаг. Движение бегом. Строевой и походный шаг. Движение бегом. Повороты на месте Повороты на месте. Повороты в движении. Повороты в движении. Повороты в движении. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия на месте Выполнение воинского приветствия в движении Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Развитие стрелкового оружия и введение его на вооружение Русской армии. Роль отечественных конструкторов в создании первоклассных образцов вооружения. Автомат Калашникова (АК-74). Назначение, ТТХ и общее устройство автомата. Правила безопасности при обращении с оружием. Неполная разборка и сборка после неполной разборки автомата Калашникова. Практические стрельбы на ЭЛК. Неполная разборка и сборка после неполной разборки автомата Калашникова. Практические стрельбы на ЭЛК. Итого 6 класс 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 № Тема Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота). Сущность и значение военной присяги и боевого знамени воинской части. Дни воинской славы России. Праздники в честь Вооруженных Сил. Воинские звания и знаки различия. Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности. Определение своего местоположения относительно окружающих местных предметов. Выбор и использование ориентиров. Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы. Подготовка данных для движения по азимуту. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Первая медицинская помощь при ожогах. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Строи подразделений и управление ими. Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю. Выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Становись». Форма одежды кадет. Правила ношения военной формы одежды. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Строевой и походный шаг. Движение бегом Повороты на месте. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при проведении стрельб из пневматического и боевого оружия; правила поведения в тире, на стрельбище и полигоне. Назначение, боевые свойства и устройство пистолета ПМ его разборка и сборка. Предназначение частей и механизмов пистолета. Работа частей и механизмов пистолета при заряжании и стрельбе. Итого № 7 класс Тема 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 Кол-во часов 2 Воинская дисциплина, её сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Правила поведения кадет. Виды ответственности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий. 3 Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. 1 4 Первая медицинская помощь при отравлениях. 1 5 Первая медицинская помощь при поражении электрическим током 1 6 Признаки клинической и биологической смерти. 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Аптечка индивидуальная, аптечка войсковая, пакет перевязочный индивидуальный, пакет противохимический индивидуальный. Состав, предназначение. Ядерное оружие. Виды ядерных взрывов и их отличия по внешним признакам. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва и их воздействие на организм человека, боевую технику и сооружения. Химическое оружие и воздействие на организм человека отравляющих веществ нервнопаралитического, кожно-нарывного, общеядовитого, удушающего, психохимического и раздражающего действия. Биологическое оружие. Способы и признаки его применения. Основные свойства бактериальных (биологических) средств противника, их воздействие на организм человека, животных и растения. Строи подразделений и управление ими. Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю. Выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Становись». Форма одежды кадет. Правила ношения военной формы одежды. Выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Становись». Форма одежды кадет. Правила ношения военной формы одежды. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Строевой и походный шаг. Движение бегом Повороты на месте. Повороты на месте. Повороты в движении. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 отход от него. Развитие стрелкового оружия и введение его на вооружение Русской армии. Роль отечественных конструкторов в создании первоклассных образцов вооружения Назначение, боевые свойства и устройство снайперской винтовки СВД, её разборка и сборка Предназначение частей и механизмов снайперской винтовки. Работа частей и механизмов снайперской винтовки при заряжании и стрельбе. Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения. Выполнение нормативов по разборке и сборке снайперской винтовки Драгунова (Н-огн-13; Н-огн-14). Снаряжение магазина патронами и заряжание оружия. Уход за стрелковым оружием его хранение и сбережение. Устройство и технические характеристики пневматической винтовки. Изготовка к стрельбе. Прицеливание. Типичные ошибки при прицеливании. Практические стрельбы на ЭЛК Практические стрельбы на ЭЛК Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34