Основы военной подготовки 5-7

Приложение 1 к основной общеобразовательной программе основного общего образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Тавринская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей МИФ
протокол от 27.08.2024 № 1

СОГЛАСОВАНО:
Зам.дир.по УР
_В.В.Дружинина
27.08.2024г.

Рабочая программа
учебного предмета (курса) «Основы военной подготовки»
для основного общего образования
Срок освоения программы: 3 года (с 5-7 класс)

Составитель: Лапухин Николай Анатольевич
учитель физики

Русская Тавра, 2024

Содержание программы

Раздел I. Общественно-государственная подготовка.
Тема 1. Вооруженные силы РФ – основа обороны России.
Занятие №1 Виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота).
Занятие №2 Сущность и значение военной присяги и боевого знамени
воинской части.
Занятие №3 Дни воинской славы России. Праздники в честь Вооруженных
Сил.
Тема 2. Особенности военной службы. Воинская обязанность.
Занятие №1 Основные понятия. Правовые основы воинской обязанности.
Занятие №2 Воинский учет, его организация и предназначение.
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.
Профессионально-психологический отбор. Медицинское освидетельствование.
Призыв на военную службу.
Занятие №3 Правовые основы военной службы. Военная присяга.
Занятие №4 Прохождение военной службы по призыву и по контракту.
Занятие №5 Права и ответственность военнослужащих. Основные
обязанности при прохождении военной службы.
Занятие №6 Статус военнослужащих, особенности, законодательные
гарантии прав и социальной защиты.
Раздел II. Уставы Вооруженных сил Российской Федерации.
Тема 1. Устав внутренней службы ВС РФ.
Занятие №1 Воинские звания и знаки различия в ВС РФ. Старшие и
младшие. Должностные лица караула.
Занятие №2 Права, обязанности и ответственность военнослужащих (кадет
СПКУ).
Занятие №3 Единоначалие. Командиры (начальники, старшие) и
подчиненные (младшие). Приказ (приказание), порядок его отдачи и
выполнения. Воинское приветствие. О воинской вежливости и поведении кадет.
Занятие №4 Размещение военнослужащих (кадет). Общие положения.
Содержание помещений и территории. Отопление, проветривание и освещение
помещений.
Занятие №5 Распределение времени и внутренний порядок в повседневной
деятельности военнослужащих (кадет). Распорядок дня воинской части.
Занятие №6 Охрана здоровья военнослужащих (кадет). Закаливание
военнослужащих, занятия физической подготовкой и спортом. Санитарнопротивоэпидемиологические (профилактические мероприятия). Лечебнопрофилактические мероприятия.
Занятие №7 Воинские звания и знаки различия.
Занятие №8 Обязанности лиц суточного наряда.
Тема 2. Дисциплинарный устав ВС РФ.
Занятие №1 Воинская дисциплина, её сущность и значение. Обязанности
военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Правила поведения
кадет.
Занятие №2 Виды ответственности военнослужащих, виды поощрений и
дисциплинарных взысканий.
Тема 3. Устав гарнизонной и караульной службы.

Занятие №1 Назначение и задачи караульной службы. Понятия «караул»,
«часовой», «пост». Неприкосновенность часового. Бдительность часового.
Занятие №2 Действия часового на посту. Порядок применения оружия.
Занятие №3 Обязанности часового.
Раздел III. Основы инженерной подготовки.
Тема 1. Фортификационное оборудование позиций.
Занятие №1 Фортификационное оборудование позиций. Маскировка
позиций. Инженерная разведка. Инженерные заграждения. Инженерные
мероприятия по ликвидации последствий нападения противника.
Тема 2. Инженерное оборудование и маскировка позиций.
Занятие №1 Оборудование фортификационных сооружений для защиты
личного состава. Способы их маскировки.
Тема 3. Устройство и преодоление инженерных заграждений.
Занятие №1 Общее устройство и принцип действия мин.
Занятие №2 Классификация инженерных заграждений. Противотанковые и
противопехотные минные поля. Мины, используемые для установки минных
полей.
Занятие №3 Поиск и обезвреживание применяемых взрывных устройств:
высоких растяжек, фугасов, прикрытых противопехотными минами, мин
сюрпризов. Способы устройства минно- взрывных заграждений. Невзрывные
заграждения.
Тема 4. Водообеспечение.
Занятие №1 Индивидуальные и коллективные средства очистки воды,
технология работы. Разведка источников воды. Оборудование родников и
шахтных колодцев. Подготовка к работе и очистка воды. Резервуары для воды
РДВ-1000, РДВ-1500.
Раздел IV. Основы военной топографии.
Тема 1. Предмет и задачи военной топографии.
Занятие №1 Назначение военной топографии. Предмет и задачи военной
топографии. Местность и ее значение в бою. Тактические свойства местности,
основные ее разновидности и влияние на боевые действия войск. Сезонные
изменения тактических свойств местности. Понятие о топографической карте.
Масштаб карты. Географическая система координат. Системы координат.
Чтение топографических карт. Определение по карте направления и крутизны
склонов. Определение расстояний по карте. Измерение расстояний по карте.
Условные знаки карт. Язык карты.
Тема 2. Ориентирование на местности без карты.
Занятие
№1 Сущность
ориентирования,
способы
и
порядок
ориентирования на местности. Определение направлений на стороны горизонта
по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов. Определение
своего местоположения относительно окружающих местных предметов. Выбор
и использование ориентиров.
Занятие №2 Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный
азимут. Определение азимутов на местные предметы. Подготовка данных для
движения по азимуту. Выдерживание указанного (намеченного) направления
движения и расстояния. Обход препятствий.

Тема 3. Общие сведения о топографических картах. Работа с картой на
местности.
Занятие №1 Определение своего местонахождения по карте.
Раздел V. Основы военно-медицинской подготовки.
Тема 1. Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни.
Занятие №1 Опасные и вредные факторы современного жилища.
Обеспечение безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное
обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии.
Обеспечение пожарной безопасности. Первичные средства пожаротушения.
Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности в
криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные ситуации криминогенного
характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в
лифте. Питание и безопасность современного человека. Безопасное и полезное
питание. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение,
употребление алкоголя и наркотических средств, их влияние на
продолжительность жизни человека.
Тема 2. Порядок и правила оказания первой медицинской помощи.
Занятие №1 Виды кровотечений. Использование табельных и подручных
средств для остановки кровотечения.
Занятие №2 Первая медицинская помощь при ожогах. Ожоги, причины
возникновения, признаки и классификация.
Занятие №3 Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе.
Занятие №4 Первая медицинская помощь при отравлениях.
Занятие №5 Первая медицинская помощь при поражении электрическим
током.
Занятие №6 Признаки клинической и биологической смерти. Техника
проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Тема 3. Индивидуальные и коллективные медицинские средства защиты и
оказания помощи
Занятие №1 Аптечка индивидуальная, аптечка войсковая, пакет
перевязочный индивидуальный, пакет противохимический индивидуальный.
Состав, предназначение.
Занятие №2 Правила пользования аптечкой индивидуальной, аптечкой
войсковой,
пакетом
перевязочным
индивидуальным,
пакетом
противохимическим индивидуальным. (Н-М-1).
Раздел VI. Основы радиационной, химической и биологической
защиты (РХБЗ).
Тема 1. Цель, задачи и мероприятия РХБЗ. Средства индивидуальной
защиты органов дыхания и кожных покровов.
Занятие №1 Предназначение, основные задачи и мероприятия РХБЗ.
Средства защиты органов дыхания: фильтрующий противогаз (назначение,
устройство, защитные свойства; подгонка, сборка и укладка; порядок
пользования, хранение), назначение, устройство, подгонка и порядок
применения респиратора. Средства защиты кожных покровов человека:
общевойсковой защитный комплект, его назначение, состав, защитные свойства;
подгонка защитных чулок и плаща; порядок пользования; укладка и переноска;

общевойсковой комплексный защитный костюм, его назначение, состав,
защитные свойства.
Тема 2. Оружие массового поражения.
Занятие №1 Ядерное оружие. Понятие о нем и его боевых свойствах. Виды
ядерных взрывов и их отличия по внешним признакам. Краткая характеристика
поражающих факторов ядерного взрыва и их воздействие на организм человека,
боевую технику и сооружения.
Занятие №2 Химическое оружие и воздействие на организм человека
отравляющих
веществ
нервнопаралитического,
кожно-нарывного,
общеядовитого, удушающего, психохимического и раздражающего действия.
Занятие №3 Биологическое оружие. Способы и признаки его применения.
Основные свойства бактериальных (биологических) средств противника, их
воздействие на организм человека, животных и растения.
Занятие №4 Действия при вспышке ядерного взрыва.
Занятие №5 Характеристика зажигательных веществ. Средства применения
зажигательных веществ. Способы защиты от зажигательного оружия. Действия
при попадании зажигательных веществ на обмундирование, средства
индивидуальной защиты, вооружение, технику и сооружения.
Тема 3. Средства индивидуальной и коллективной защиты личного состава
и пользование ими.
Занятие №1 Правила пользования противогазом, респиратором и
средствами защиты органов дыхания от окиси углерода. Выполнение
нормативов по РХБЗ (Н-РХБЗ-1; Н-РХБЗ-4а; Н-РХБЗ-4б; Н-РХБЗ-8).
Занятие №2 Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) и общевойсковой
защитный костюм фильтрующий (ОЗК-Ф). Надевание, снимание, укладка и
переноска защитного комплекта (костюма). Выполнение нормативов по РХБЗ
(Н-РХБЗ-1; Н-РХБЗ-4а; Н-РХБЗ-4б; Н-РХБЗ-8).
Тема 4. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического
контроля.
Занятие №1 Индивидуальные средства контроля поглощенной дозы
облучения личного состава: войсковой измеритель дозы ИД-1. Назначение,
тактико-технические
характеристики,
общее
устройство,
порядок
использования, обслуживания и хранения.
Занятие №2 Приборы радиационной разведки роты (подразделения): ДП5Б (В). Назначение, тактико-технические характеристики, общее устройство,
порядок эксплуатации, обслуживания и хранения.
Занятие №3 Приборы химической разведки подразделения: войсковой
прибор химической разведки ВПХР. Назначение, тактико-технические
характеристики, общее устройство, порядок эксплуатации, обслуживания и
хранения.
Раздел VII. Строевая подготовка.
Тема 1. Строевые приёмы и движение без оружия.
Занятие №1 Строи подразделений и управление ими. Обязанности
командиров и кадет перед построением и в строю.
Занятие №2 Выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Становись».
Форма одежды кадет. Правила ношения военной формы одежды.

Занятие №3. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка.
Занятие №4 Строевой и походный шаг. Движение бегом.
Занятие №5 Повороты на месте.
Занятие №6. Повороты в движении.
Занятие №7. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Занятие №8. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику
и отход от него.
Раздел VIII. Основы огневой подготовки.
Тема 1. История развития стрелкового оружия.
Занятие №1 Развитие стрелкового оружия и введение его на вооружение
Русской армии. Роль отечественных конструкторов в создании первоклассных
образцов вооружения.
Тема 2. Требования безопасности при проведении занятий по огневой
подготовке и обращении с оружием и боеприпасами.
Занятие №1 Меры безопасности при обращении с оружием и
боеприпасами, при проведении стрельб из пневматического и боевого оружия;
правила поведения в тире, на стрельбище и полигоне.
Тема 3. Автомат АК-74 и его модификации.
Занятие №1 Автомат Калашникова (АК-74). Назначение, ТТХ и общее
устройство автомата. Правила безопасности при обращении с оружием.
Занятие №2 Неполная разборка и сборка после неполной разборки
автомата Калашникова. Практические стрельбы на ЭЛК.
Тема 4. Пистолет Макарова.
Занятие №1 Назначение, боевые свойства и устройство пистолета ПМ его
разборка и сборка.
Занятие №2 Предназначение частей и механизмов пистолета. Работа
частей и механизмов пистолета при заряжании и стрельбе.
Занятие №3 Возможные задержки и неисправности, возникающие при
стрельбе, и способы их устранения.
Занятие №4 Выполнение нормативов по разборке и сборке пистолета ПМ и
его модификаций (Н-огн-13; Н-огн-14). Снаряжение магазина патронами и
заряжание оружия. Уход за стрелковым оружием его хранение и сбережение.
Тема 5. Снайперская винтовка Драгунова (СВД).
Занятие №1 Назначение, боевые свойства и устройство снайперской
винтовки СВД, её разборка и сборка.
Занятие №2 Предназначение частей и механизмов снайперской винтовки.
Работа частей и механизмов снайперской винтовки при заряжании и стрельбе.
Занятие №3 Возможные задержки и неисправности, возникающие при
стрельбе, и способы их устранения.
Занятие №4 Выполнение нормативов по разборке и сборке снайперской
винтовки Драгунова (Н-огн-13; Н-огн-14). Снаряжение магазина патронами и
заряжание оружия. Уход за стрелковым оружием его хранение и сбережение.
Тема 6. 7,62 мм пулемет Калашникова (ПКП).
Занятие №1 Назначение, боевые свойства и устройство ручного пулемета
ПКП, его разборка и сборка.

Занятие №2 Предназначение частей и механизмов ручного пулемета.
Работа частей и механизмов ручного пулемета при заряжании и стрельбе.
Занятие №3 Возможные задержки и неисправности, возникающие при
стрельбе, и способы их устранения.
Занятие №4 Выполнение нормативов по разборке и сборке ручного
пулемета ПКП (Н-огн-13; Н-огн-14). Снаряжение пулеметной ленты патронами
и заряжание оружия. Уход за стрелковым оружием его хранение и сбережение.
Тема 7. Ручной противотанковый гранатомет (РПГ-7).
Занятие №1 Назначение, боевые свойства и устройство ручного
противотанкового гранатомета РПГ-7, его разборка и сборка.
Занятие
№2 Предназначение
частей
и
механизмов
ручного
противотанкового гранатомета. Работа частей и механизмов ручного
противотанкового гранатомета при заряжании и стрельбе. Возможные задержки
и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения.
Тема 8. Ручные осколочные гранаты.
Занятие №1 Назначение и боевые свойства ручных наступательных и
оборонительных гранат.
Тема 9. Основы и правила стрельбы.
Занятие №1 Явление выстрела. Влияние внешних условий на полет пули.
Пробивное (убойное) действие пули.
Занятие №2 Прикрытое, поражаемое и мертвое пространство, их
практическое значение.
Занятие №3 Явление рассеивания. Средняя точка попадания и способы ее
определения. Кучность, точность и меткость стрельбы. Влияние на меткость
стрельбы состояния оружия и боеприпасов, метеорологических условий, ошибок
стреляющего в выборе точки прицеливания, установки прицела, в изготовке и
производстве выстрела.
Занятие №4 Устройство и технические характеристики пневматической
винтовки.
Занятие №5 Изготовка к стрельбе. Прицеливание. Типичные ошибки при
прицеливании.
Тема 10. Огневые (стрелковые) тренировки, стрельбы.
Занятие №1 Практические стрельбы на ЭЛК.
Раздел IX. Основы тактической подготовки.
Тема 1. Предмет и задачи основ тактики.
Занятие №1 Тактика – теория и практика ведения боя. Сущность
современного общевойскового боя, силы и средства основные принципы его
ведения. Основные виды боя. Управление войсками. Всестороннее обеспечение
боя. Назначение, задачи, состав и структура ВС РФ. Воинские подразделения.
Задачи основ тактики . История создания и развития военно-учебных
заведений в России. Создание военных школ при Петре I и кадетских корпусов
при Анне Иоанновне. Кадетское движение в современной России. Суворовские
училища, кадетские училища и корпуса.
Прославленные полководцы. Ими гордится Россия. История знаменитых
людей – выпускников кадетских корпусов.
Тема 2. Действия солдата в бою.

Занятие №1 Отделение, расчет, экипаж – низовые звенья воинских
формирований.
Организация,
вооружение
и
боевые
возможности
мотострелкового отделения. Общие обязанности солдата в бою и по его
штатному предназначению.
Занятие №2 Обязанности наблюдателя. Выбор места для наблюдения, его
занятие, оборудование и маскировка, оснащение наблюдательного поста.
Назначение сектора и зон для наблюдения. Изучение местности, определение
расстояний до ориентиров и местных предметов.
Занятие №3 Передвижение на поле боя: выбор укрытия, путей движения и
способов передвижения (в рост, пригнувшись, перебежками и переползанием).
Тема 3. Отделение в различных видах боевых действий.
Занятие №1 Подготовка и ведение оборонительного боя. Выбор позиции
отделения. Составление карточки огня.
Занятие №2 Подготовка к наступлению. Действия при наступлении.
Занятие №3 Действия на марше. Марш, условия и порядок его проведения.
Ориентирование и движение по маршруту.
Тема 4. Организация, вооружение, тактика действий армий основных
иностранных государств.
Занятие
№1 Организация,
вооружение
и
тактико-технические
характеристики
основных
образцов
стрелкового,
артиллерийского,
бронетанкового вооружения и технических средств разведки, находящихся на
вооружении подразделений армий основных иностранных государств, их
разведывательные признаки.
Занятие №2 Форма одежды, знаки различия военнослужащих,
опознавательные знаки и условные обозначения подразделений и техники.
Тактика действий мотопехотных (пехотных), танковых и разведывательных
подразделений армий основных иностранных государств в основных видах
боевых действий.
Раздел X. Основы парашютно-десантной подготовки.
Тема 1. Подготовка личного состава к десантированию парашютным
способом.
Занятие №1 Меры безопасности при проведении занятий по парашютнодесантной подготовке. Особые случаи при выполнении прыжков с парашютом.
Тема 2. Материальная часть людских десантных парашютов.
Занятие №1 Материальная часть парашюта Д-10.
Занятие №2 Материальная часть парашюта З-5.
Тема 2. Укладка парашютных систем для совершения прыжка с
парашютом.
Занятие №1 Практическая укладка парашюта Д-10.
Занятие №2 Практическая укладка парашюта З-5.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Основными результатами выполнения программных требований являются:
- подготовка юнармейцев к военной и государственной службе;
- воспитание в кадетах стремление к здоровому образу жизни,
самодисциплине, уважения законности и правопорядка.

По окончании обучения воспитанники достигнут следующих результатов
освоения программы:
личностные:
готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность
основ российской, гражданской идентичности; патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей
защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение ориентироваться в прикладных науках;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии в области
военной службы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;
формирование компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
понимание ими важности защиты Отечества, ответственности за оборону
рубежей Родины;
уяснение и принятие учащимися достижений в военно-патриотическом
воспитании.
предметные:
1. В познавательной сфере:
знания об основах тактики, огневой подготовки, строевой подготовки, ОВУ
ВС РФ, военной топографии, РХБЗ, военно-инженерной подготовки, военномедицинской подготовки о их значении для достижения военного преимущества
перед противником и для защиты общества и государства.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
умения предвидеть возникновение военной опасности на основе анализа
специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике —
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной
боевой обстановки с учетом индивидуальных возможностей.
3. В коммуникативной сфере:
умения докладывать о результатах своих действий, ставить задачи, отдавать
приказы.
4. В трудовой сфере:
знания устройства и принципов действия основного стрелкового,
инженерного и другого вооружения, используемого в современной армии.
6. В сфере физической культуры:
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости,
гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать
необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую
медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Требования к уровню подготовки обучающихся

По Общественно-государственной подготовке.
Знать:
 назначение и организационную структуру ВС РФ, виды ВС РФ и рода
войск (силы и средства флота); сущность и значение военной присяги,
государственного флага и боевого знамени воинской части;
 дни воинской славы России, значение государственных наград; роль
офицеров и младшего командного состава ВС РФ; порядок поступления в
высшие военно-учебные заведения; сущность и особенности воинского
коллектива; основные качества защитника Родины.
По Уставам Вооруженных сил Российской Федерации.
Знать:
 общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата и обязанности
лиц суточного наряда; воинские звания и знаки различия; порядок выполнения
приказов и обращения к начальникам и старшим, воинского приветствия и
правила воинской вежливости и поведения; порядок размещения
военнослужащих, содержания помещений, хранения имущества и порядок
действий по распорядку дня; виды ответственности военнослужащих, виды
поощрений и дисциплинарных взысканий.
 назначение и задачи караульной службы, обязанности караульного и
часового; порядок несения караульной службы;
Уметь:
 практически выполнять действия по распорядку дня и обязанности
дневального по роте;
 практически выполнять обязанности караульного и часового.
По Инженерной подготовке
Знать:
 общее устройство и принцип действия мин, правила их установки и
обезвреживания, меры безопасности при установке и обезвреживании мин;
Уметь:
 оборудовать
одиночные окопы; устанавливать и обезвреживать
противотанковые, противопехотные и сигнальные мины;
 преодолевать
минно-взрывные
заграждения
с
использованием
миноискателей, щупов и подручных предметов;
 преодолевать невзрывные противопехотные заграждения.
По Военной топографии.
Знать:
 порядок
определения сторон горизонта и доклада о своем
местонахождении от местных предметов;
Уметь:
 определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и
признакам местных предметов;
 определять азимуты на местные предметы и направления по заданным
азимутам; осуществлять движение по заданным азимутам;
 работать с картой на местности (определять расстояния, направления, свое
местоположение и положения обнаруженных целей).
По Военно-медицинской подготовке.

Знать:
 порядок и правила оказания первой медицинской помощи; правила личной
гигиены и коллективной гигиены и предупреждения инфекционных
заболеваний; правила применения штатных средств медицинского обеспечения;
 порядок и правила оказания первой медицинской помощи при поражениях
оружием массового поражения; порядок и правила транспортировки раненых.
Уметь:
 применять штатные средства оказания первой медицинской помощи;
останавливать артериальные кровотечения при помощи жгута и других
подручных средств; накладывать повязки при различных видах ранений;
производить иммобилизацию при переломах; выполнять реанимационные
мероприятия;
 осуществлять
эвакуацию
раненого
из-под
огня
противника,
транспортировать раненого на значительные расстояния с учетом характера
ранения.
По РХБ защите.
Знать:
 основные поражающие факторы ядерного, химического и биологического
оружия и способы защиты от него; способы защиты от зажигательного оружия;
назначение, устройство и правила пользования средствами индивидуальной и
коллективной защиты;
 сигналы оповещения, приемы и способы действия на зараженной
местности, правила входа в убежище и выхода из него; правила специальной и
санитарной обработки;
Уметь:
 осуществлять подбор лицевой части противогаза, осуществлять проверку
его исправности; правильно надевать, снимать, укладывать и переносить
средства индивидуальной защиты (противогаз и общевойсковой защитный
костюм ОЗК);
 действовать по сигналам оповещения и преодолевать зоны заражения,
используя средства индивидуальной защиты; проводить специальную и
санитарную обработки;
По Строевой подготовке.
Знать:
 элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю,
порядок выполнения строевых приемов.
Уметь:
 выполнять одиночные строевые приемы без оружия и с оружием,
слаженно действовать в составе подразделения.
По Огневой подготовке.
Знать:
 меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при
проведении стрельб из пневматического и боевого оружия; правила поведения в
тире, на стрельбище и полигоне;
 назначение и боевые свойства автомата и ручного пулемета Калашникова;
назначение и устройство частей и механизмов автомата, принцип работы

автоматики; положение частей и механизмов до заряжания и работа их при
заряжании и выстреле; боеприпасы к стрелковому оружию; порядок
эксплуатации, хранения и ухода за автоматом; порядок осмотра и подготовки
автомата и патронов к стрельбе; способы устранения задержек при стрельбе;
 назначение и боевые свойства ручных наступательных, оборонительных и
противотанковых гранат, реактивных противотанковых и штурмовых гранат;
меры безопасности при обращении с ручными и реактивными гранатами,
порядок подготовки гранат к применению и устройство и работу частей и
механизмов гранаты;
Уметь:
 быстро и правильно изготавливаться к стрельбе из различных положений,
заряжать оружие, осуществлять производство стрельбы (устанавливать прицел и
переводчик, осуществлять прикладку, прицеливание, спуск курка и удержание
оружия), разряжать и осматривать оружие после стрельбы, устранять задержки,
возникающие при стрельбе;
 снаряжать магазин патронами, осуществлять подготовку ручных и
реактивных гранат к боевому применению;
 осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова,
производить его чистку и смазку; производить осмотр автомата;
 выполнять
упражнения учебных стрельб из пневматического,
малокалиберного и боевого стрелкового оружия;
 точно метать ручные гранаты из различных положений.
По Тактической подготовке.
Знать:
 основы боевого применения и боевые возможности; назначение и боевые
свойства стрелкового оружия, вооружение и боевую технику мотострелкового
полка; боевую характеристику танков и бронемашин вероятного противника, их
уязвимые места, приемы и средства борьбы с танками и бронемашинами
противника; приемы ведения боя в обороне и наступлении;
Уметь:
 передвигаться на поле боя различными способами (в рост, пригнувшись,
перебежками и переползанием);
 осуществлять передвижения в составе отделения (боевой группы) с
применением различных способов передвижения;
 правильно укладывать рюкзак, осуществлять крепление и подгонку
оружия, снаряжения и обмундирования для совершения пешего марша;
 применять противотанковые гранаты для уничтожения танков и
бронемашин противника.
По Парашютно-десантной подготовке.
Знать:
 материальную
часть парашютов и страхующих приборов, их
эксплуатационные ограничения;
 технику выполнения учебно-тренировочных прыжков с парашютом;
 правила поведения на аэродроме и на борту воздушного судна;
 особые случаи в воздухе и правила действия в них;

меры безопасности при проведении учебно-тренировочных прыжков с
парашютом;
Уметь:
 подготовить и проверить готовность парашютной техники и снаряжения к
прыжкам;
 действовать при посадке в воздушное судно, на борту и при отделении;
 действовать в воздухе (в свободном падении и под куполом парашюта);
 действовать в особых случаях;
 действовать при приземлении и приводнении.
Достижение указанных уровней обученности осуществляется выбором
оптимальных педагогических технологий, структура которых содержит набор
видов учебных занятий, форм, методов и средств обучения.
IV.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методы достижения уровней обученности:
«иметь представление» достигается в ходе проведения теоретических
видов учебных занятий, как правило, лекций, бесед, которые в начальный
период изучения предмета могут занимать максимальный объем от общего
бюджета времени.
«знать» достигается, в основном, в ходе проведения групповых занятий и
самостоятельной работы воспитанников. Групповые занятия проводятся в целях
изучения вооружения и военной техники, отдельных вопросов теории, которые
впоследствии будут отрабатываться на практических занятиях. Самостоятельная
работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью
закрепление и углубление полученных в ходе учебных занятий с
преподавателем знаний и умений.
«уметь» достигается в ходе практических видов занятий, которые
составляют основу обучения. На них отводится максимальный объем времени.
Практические виды занятий проводятся в целях выработки практических умений
и приобретения навыков солдата, отработки упражнений, приемов и
нормативов. Основной метод проведения практического вида занятия –
тренировка (упражнение).
Кроме указанных методов обучения могут быть применены и другие.
Выбор вида занятия и метода обучения зависит от уровня подготовки
воспитанников, темы и цели занятия, наличия и состояния учебно-материальной
базы.
Таким образом, помимо вышеуказанных методов обучения могут
использоваться:
устное изложение учебного материала;
обсуждение изучаемого материала;
показ (демонстрация);
упражнение (тренировка);
практическая работа;
самостоятельное изучение учебного материала.
Средства реализации дополнительной образовательной программы:
 демонстрационные и раздаточные;
 визуальные, аудийные, аудиовизуальные;


естественные и искусственные;
 реальные и виртуальные.
Учебная программа реализуется с учётом возрастных особенностей
обучающихся. В целях последовательного накопления кадетами знаний, умений
и навыков программой предусмотрены:
в 5-м – 6-м классе – вводный (подготовительный) этап общевойсковой
(одиночной) подготовки;
в 7-м классе – общевойсковая (одиночная) подготовка к действиям в
различных видах боя;
в 8-м классе – углубление знаний и совершенствование навыков, изучение
основ организации боя в составе подразделения;
в 9-м классе – основы законодательства по подготовке к службе в
Вооруженных Силах;
в 10-м классе – основы военного строительства РФ, изучение порядка
подготовки и методики проведения занятий по одиночной подготовке;
в 11-м классе – правовые и морально-психологические основы военной
службы.
Задача формирования у кадетов командирских и методических навыков
решается на протяжении всего обучения в школе, на всех проводимых занятиях,
во время несения внутренней службы, а также в повседневной жизни.
Каждое занятие должно проводиться образно и поучительно, в ходе его
кадеты должны перенимать опыт организации и проведения занятий, учиться
правильному применению наиболее эффективных форм и методов обучения.
В основу формирования командирских и методических навыков должно
быть положено практическое командование отделением, самостоятельное
проведение занятий по строевой, физической подготовке, выполнении
обязанностей при несении внутренней службы.
При обучении кадетов следует соблюдать логическую последовательность
в изучении тем и предметов обучения. Существующая в Вооруженных Силах
РФ методика проведения занятий должна творчески использоваться с учетом
задач кадетских классов и возрастных особенностей кадетов.
Часть занятий по Вооруженным Силам РФ, службе Отечеству и
медицинской подготовке (охрана здоровья кадетов) проводится интегрированно
с ОБЖ.
В целях предупреждения несчастных случаев и аварий на всех занятиях,
стрельбах, выполнении работ и проведении спортивных мероприятий должны
строго соблюдаться правила и меры безопасности. Накануне всех практических
занятий должны быть организованы инструктажи по мерам безопасности


Учебно-тематический план
5 класс

Разделы, (темы) занятий

Кол-во
часов

Общевоинские уставы ВС РФ.
Основы инженерной подготовки
Основы военной топографии
Основы военно-медицинской подготовки
Основы радиационной, химической и
биологической защиты (РХБЗ)
Строевая подготовка.
Основы огневой подготовки
Итого
Разделы, (темы) занятий

6 класс

Общественно-государственная подготовка
Уставы Вооруженных сил Российской
Федерации
Основы военной топографии
Основы военно-медицинской подготовки
Строевая подготовка.
Основы огневой подготовки
Итого
Разделы, (темы) занятий

7 класс

Уставы Вооруженных сил Российской
Федерации
Основы военно-медицинской подготовки
Основы радиационной, химической и
биологической защиты (РХБЗ)
Строевая подготовка.
Основы огневой подготовки
Итого

Из них
теоретич.

7
1
1
2

7
1
1
2

1

1

18
4
34
Кол-во
часов

18
2
20

2
14
Из них
теоретич.

3

3

1

1

2
2
6
3
17

2
1

Кол-во
часов

практич.

практич.

Форма
контроля

0
1
6

2
9

1

8
Из них

теоретич.

практич.

2

2

6

3

3

4

4

1

5
14

12
6
20

11
11
34

Форма
контроля

Форма
контроля

Календарно-тематическое планирование
5 класс

№

Тема

1
2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13
14
15

Воинские звания и знаки различия в ВС РФ. Старшие и младшие.
Должностные лица караула.
Права, обязанности и ответственность военнослужащих
Единоначалие. Командиры (начальники, старшие) и подчиненные
(младшие). Приказ (приказание), порядок его отдачи и
выполнения. Воинское приветствие. О воинской вежливости и
поведении кадет.
Размещение военнослужащих. Общие положения. Содержание
помещений и территории. Отопление, проветривание и освещение
помещений.
Распределение времени и внутренний порядок в повседневной
деятельности военнослужащих. Распорядок дня воинской части
Охрана здоровья военнослужащих. Закаливание военнослужащих,
занятия физической подготовкой и спортом. Санитарнопротивоэпидемиологические (профилактические мероприятия).
Лечебно-профилактические мероприятия.
Воинская дисциплина, её сущность и значение. Обязанности
военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Виды
поощрений и дисциплинарных взысканий
Фортификационное оборудование позиций. Маскировка позиций.
Инженерная разведка. Инженерные заграждения.
Назначение военной топографии. Масштаб карты. Географическая
система координат. Чтение топографических карт. Определение
по карте направления и крутизны склонов. Определение
расстояний по карте. Измерение расстояний по карте. Условные
знаки карт. Язык карты.
Опасные и вредные факторы современного жилища. Обеспечение
безопасности в различных бытовых ситуациях.
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.
Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на
улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в
лифте.
Предназначение, основные задачи и мероприятия РХБЗ. Средства
защиты органов дыхания: фильтрующий противогаз, назначение.
Средства защиты кожных покровов человека: общевойсковой
защитный комплект, его назначение, состав, защитные свойства.
Строи подразделений и управление ими. Обязанности командиров
и кадет перед построением и в строю.
Выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Становись». Форма
одежды кадет. Правила ношения военной формы одежды.
Выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Становись». Форма

Кол-во
часов
1
1
1

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1
1
1

16
17
18

19
20
21
22

23
24

25
26
27
28

29
30

31

32

33

34

одежды кадет. Правила ношения военной формы одежды.
Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка.
Строевой и походный шаг. Движение бегом.
Строевой и походный шаг. Движение бегом.
Строевой и походный шаг. Движение бегом.
Строевой и походный шаг. Движение бегом.
Повороты на месте
Повороты на месте.
Повороты в движении.
Повороты в движении.
Повороты в движении.
Повороты в движении.
Выполнение воинского приветствия на месте
Выполнение воинского приветствия в движении
Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и
отход от него.
Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и
отход от него.
Развитие стрелкового оружия и введение его на вооружение
Русской армии. Роль отечественных конструкторов в создании
первоклассных образцов вооружения.
Автомат Калашникова (АК-74). Назначение, ТТХ и общее
устройство автомата. Правила безопасности при обращении с
оружием.
Неполная разборка и сборка после неполной разборки автомата
Калашникова. Практические стрельбы на ЭЛК.
Неполная разборка и сборка после неполной разборки автомата
Калашникова. Практические стрельбы на ЭЛК.
Итого

6 класс

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
34

№

Тема

Кол-во
часов

1
2
3
4

5

6

7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17

Виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота).
Сущность и значение военной присяги и боевого знамени
воинской части.
Дни воинской славы России. Праздники в честь Вооруженных
Сил.
Воинские звания и знаки различия.
Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования
на
местности.
Определение
своего
местоположения
относительно окружающих местных предметов. Выбор и
использование ориентиров.
Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут.
Определение азимутов на местные предметы. Подготовка
данных для движения по азимуту.
Виды кровотечений. Использование табельных и подручных
средств для остановки кровотечения.
Первая медицинская помощь при ожогах. Ожоги, причины
возникновения, признаки и классификация.
Строи подразделений и управление ими. Обязанности
командиров и кадет перед построением и в строю.
Выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Становись». Форма
одежды кадет. Правила ношения военной формы одежды.
Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка.
Строевой и походный шаг. Движение бегом
Повороты на месте. Повороты в движении.
Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами,
при проведении стрельб из пневматического и боевого оружия;
правила поведения в тире, на стрельбище и полигоне.
Назначение, боевые свойства и устройство пистолета ПМ его
разборка и сборка.
Предназначение частей и механизмов пистолета. Работа частей
и механизмов пистолета при заряжании и стрельбе.
Итого

№

7 класс

Тема

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

Кол-во
часов

2

Воинская дисциплина, её сущность и значение. Обязанности
военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Правила
поведения кадет.
Виды ответственности военнослужащих, виды поощрений и
дисциплинарных взысканий.

3

Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе.

1

4

Первая медицинская помощь при отравлениях.

1

5

Первая медицинская помощь при поражении электрическим током

1

6

Признаки клинической и биологической смерти.

1

1

7

8

9

10

11

12

13
14
15

16
17
18

19
20
21
22

23

Техника проведения искусственной вентиляции легких и
непрямого массажа сердца.
Аптечка индивидуальная, аптечка войсковая, пакет перевязочный
индивидуальный, пакет противохимический индивидуальный.
Состав, предназначение.
Ядерное оружие. Виды ядерных взрывов и их отличия по
внешним признакам. Краткая характеристика поражающих
факторов ядерного взрыва и их воздействие на организм человека,
боевую технику и сооружения.
Химическое оружие и воздействие на организм человека
отравляющих веществ нервнопаралитического, кожно-нарывного,
общеядовитого,
удушающего,
психохимического
и
раздражающего действия.
Биологическое оружие. Способы и признаки его применения.
Основные свойства бактериальных (биологических) средств
противника, их воздействие на организм человека, животных и
растения.
Строи подразделений и управление ими. Обязанности командиров
и кадет перед построением и в строю.
Выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Становись». Форма
одежды кадет. Правила ношения военной формы одежды.
Выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Становись». Форма
одежды кадет. Правила ношения военной формы одежды.
Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка.
Строевой и походный шаг. Движение бегом
Повороты на месте.
Повороты на месте.
Повороты в движении.
Повороты в движении.
Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и

1

1

1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24

25
26
27
28

29
30

31
32
33

34

отход от него.
Развитие стрелкового оружия и введение его на вооружение
Русской армии.
Роль отечественных конструкторов в создании первоклассных
образцов вооружения
Назначение, боевые свойства и устройство снайперской винтовки
СВД, её разборка и сборка
Предназначение частей и механизмов снайперской винтовки.
Работа частей и механизмов снайперской винтовки при заряжании
и стрельбе.
Возможные задержки и неисправности, возникающие при
стрельбе, и способы их устранения.
Выполнение нормативов по разборке и сборке снайперской
винтовки Драгунова (Н-огн-13; Н-огн-14).
Снаряжение магазина патронами и заряжание оружия. Уход за
стрелковым оружием его хранение и сбережение.
Устройство и технические характеристики пневматической
винтовки.
Изготовка к стрельбе. Прицеливание. Типичные ошибки при
прицеливании.
Практические стрельбы на ЭЛК
Практические стрельбы на ЭЛК
Итого

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».