МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТАВРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Принято решением педагогического совета. Протокол от 27.08.2020 №1 Утверждено приказом директора № 57/25 от 01.09.2020 _______________Е.А.Курбанова ПОЛОЖЕНИЕ о школьном информационно-библиотечном центре (ШИБЦ) МАОУ «Тавринская СОШ» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение является основой деятельности школьного информационнобиблиотечного центра МАОУ «Тавринская СОШ». 1.2. Школьный информационно-библиотечный центр (далее- ШИБЦ) создан на базе школьной библиотеки, участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательных отношений на пользование библиотечно-информационными ресурсами и обеспечивает информационнометодическую, образовательную, культурно-просветительскую, профориентационную, досуговую и справочно-библиографическую функции. В структуру ШИБЦ включаются помещение библиотеки, пространства фойе, лестниц, коридоров школ, функционально обеспечивающие реализацию целей и задач ШИБЦ. 1.3. Статус «Школьный информационно-библиотечный центр» (без прав юридического лица) присваивается приказом директора школы. 1.4. В своей деятельности школьный информационно-библиотечный центр руководствуется: • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019г.). • Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, с изменениями на 01.05.2019г.). • Федеральным законом № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» (ред.28.11.2018г.), в соответствии со ст. 13 Закона о запрещении массового распространения экстремистской литературы». • Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019г.) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». • Приказом Министерства образования и науки РФ от 15.06.2016 № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров». • Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области «Об утверждении Концепции развития школьных информационно библиотечных центров в Свердловской области» от 25.12.2018 № 645-Д. • Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 7.0. 97 2016 г. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу». • Рекомендации ФГАУ «ФИРО» по организационно-методическому обеспечению школьного информационно-библиотечного центра с учетом перехода на федеральные государственные общеобразовательные стандарты (ФГОС) общего образования и потребности интеграции библиотек общеобразовательных организаций и библиотек, подведомственных Минкультуры России (Москва, 2015). • Федеральным списком экстремистской литературы. • Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436 от 29.12.2010. • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07. 1998г. (ред. от 16.10.2019 г.). • Закон Свердловской области от 21.04.1997 № 25 – ОЗ «О библиотеках и библиотечных фондах Свердловской области» (ред. от 06.11.2018г.). • СанПин 2.4.2.282-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», • Приказ МОУО МО Красноуфимский округ от 31.10.2019г. № 516 «О плане реализации Концепции школьных информационно-библиотечных центров в МО Красноуфимский округ», 1.5. Деятельность ШИБЦ основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 1.6. Школа МАОУ«Тавринская СОШ» несет ответственность за доступность и качество информационно-библиотечного обслуживания ШИБЦ. 1.7. Организация деятельности ШИБЦ производится в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями. 2. Основные цели и задачи 2.1. Цель ШИБЦ - обеспечение современных условий обучения и воспитания как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации. Цель ШИБЦ соотносятся с целями общеобразовательной организации: • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; • адаптация деятельности школы к социально-экономическим, политическим и духовным потребностям современного общества; • создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; • формирование здорового образа жизни. 2.2. Задачи ШИБЦ 2.2.1. Обеспечение информационно-библиотечного сопровождения реализации основной образовательной программы общеобразовательной организации. 2.2.2. Организация комплексного информационно-библиотечного обслуживания участников образовательных отношений, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия. 2.2.3. Содействие в поддержке государственного языка. 2.2.4. Формирование у пользователей навыков независимого библиотечного поведения и содействие в развитии навыков самообразования. 2.2.5. Формирование и развитие у обучающихся читательской грамотности и культуры; организация информационно-библиотечной работы в целях духовнонравственного, гражданского и трудового воспитания обучающихся. 2.2.6. Содействие в развитии творческих способностей, социализации личности, профориентации обучающихся, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья. 2.2.7. Формирование основного и дополнительного фондов в соответствии с профилем учебной и методической деятельности школ и информационными потребностями пользователей. 2.2.8. Организация библиотечной внеурочной образовательной деятельности в рамках реализации образовательной программы школ. 2.2.9. Совершенствование традиционных и усвоение новых технологий в работе информационно-библиотечного центра. Обеспечение свободного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям всем участникам образовательного процесса школ посредством использования ресурсов, а также основных и «виртуальных» фондов ШИБЦ. 3. Основные функции ШИБЦ 3.1. Информационно-методическая функция - формирование основных и дополнительных ресурсов школ как единого справочноинформационного фонда; • комплектование единого фонда ШИБЦ учебными, научными, научно-популярными, художественными документами для обучающихся; • создание информационной и библиотечно-библиографической продукции в целях удовлетворения информационных потребностей школ и их сетевых партнеров; • разработка рекомендательных библиографических пособий (списков, обзоров, указателей и т.п.), библиографических обзоров; • оказание поддержки (консультативной, практической, индивидуальной, групповой, массовой) пользователям ШИБЦ в решении информационных задач, возникающих в процессе их учебной, профессиональной и досуговой деятельности; • разработка текущих и перспективных планов работы ШИБЦ и развития системы информационно-библиотечного обслуживания школ; • осуществление взаимодействия со всеми структурными подразделениями школ, сетевыми партнерами, заинтересованными в деятельности школьного информационно-библиотечного центра. 3.2. Образовательная функция • организация информирования пользователей о ресурсах ШИБЦ; • организация доступа к информации и поддержка учебной деятельности посредством использования телекоммуникационных технологий; • обучение технологиям информационного самообслуживания; • организация процесса информационно-библиотечного обслуживания посредством элементов обучающего характера (индивидуальные и групповые консультации, практические советы, показ технологических аспектов работы с информацией); • осуществление комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. 3.3. Культурно-просветительская функция • организация массовых мероприятий, ориентированных на формирование информационной культуры школьников; • поддержка деятельности обучающихся в области создания информационных продуктов социальной и культурной направленности; • организация практических занятий культурно-просветительской направленности; • осуществление проектов, способствующих становлению информационного мировоззрения современных педагогов и школьников. 3.4. Профориентационная функция • организация бесед, лекций, просмотра видеофильмов профориентационной направленности; • организация выставок профориентационной направленности. 3.5. Справочно-библиографическая (каталогизация информационных ресурсов) • организация и ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) ШИБЦ, включающий традиционные каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронного каталога, базы и банка данных по профилю школ; • формирование единого фонда документов, создаваемых в ОО (папок-накопителей документов и их копий, публикаций и работ педагогов ОО, лучших научных работ и рефератов обучающихся); • организация единого фонда как совокупности фондов книг сохранения, учебных кабинетов, других подразделений ОО; • управление единым фондом с целью оптимизации объема, состава и эффективности его использования; • пополнение фондов за счет автоматизированных информационных ресурсов сети Интернет, баз и банков данных других организаций. 3.6. Досуговая функция • оказание информационной поддержки участникам образовательных отношений в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; • организация массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры личности; • оказание содействия членам педагогического коллектива и администрации школ в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, презентации развивающих компьютерных игр). 4. Организация деятельности ШИБЦ 4.1. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда ШИБЦ, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности ШИБЦ несет руководитель образовательной организации в соответствии с Уставом школ. 4.2. Режим работы ШИБЦ определяется в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы МАОУ«Тавринская СОШ». 4.3. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с обучающимися ШИБЦ школы взаимодействует с другими ШИБЦ района. 4.4. Страница, посвященная деятельности ШИБЦ, создана на официальном сайте школы. 4.5. Организация деятельности школьного информационно-библиотечного центра предусматривает наличие следующих пространственно-обособленных зон различных типов, которые обеспечат выполнение основных задач и функций: • зону для получения информационных ресурсов во временное пользование (зона абонемента); • зону для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей (зона читального зала и медиатека); • зону для коллективной работы с гибкой организацией пространства; • презентационную зону для организации выставок и экспозиций; • рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий; • зону хранения фондов; • зоны рассредоточены по всей территории здания школы. 5. Оснащение пространственно-обособленных зон ШИБЦ 5.1. Общие положения 5.1.1. Библиотечное пространство (помещение) школьного информационнобиблиотечного центра обладает следующими свойствами: • Функциональностью. Организация пространства отвечает функционалу помещений центра. • Трансформируемостью. Возможность менять организацию пространства помещения в зависимости от текущей цели его использования на основе применения специального мобильного библиотечного оборудования для оперативного зонирования рабочего пространства. • Доступностью. Удобство пользования библиотекой, в том числе и режим работы. • Вариативностью. Характеризует многообразие создаваемых в библиотеке условий, разнообразие типов столов, стульев, кресел и т. д., предназначенных для работы и отдыха посетителей, а также многообразие цветовых и акустических условий в помещениях открытого доступа. • Комфортом. Оптимальные режимы температуры, влажности и освещения с учетом назначения рабочих мест пользователей. • Интерактивностью. Взаимодействие и коммуникация между различными сервисами библиотеки, посетителями и библиотекарями (тьюторами). • Адаптированностью к информационным технологиям. Выход в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки. Возможность предоставления доступа к электронным изданиям, необходимым для реализации основной образовательной программы, а также электронным информационным и образовательным ресурсам. • Доступностью. Создание в школе условий для обслуживания людейс ограниченными возможностями. • Надежностью и безопасностью. Характеризует надежность непосредственно библиотечного оборудования, и организацию безопасности посетителей центра. Состояние помещений ШИБЦ отвечает требованиям санитарно-эпидемиологических правил, нормативам СанПиН, пожарной безопасности и нормам охраны труда. 5.2. Зона получения информационных ресурсов во временное пользование (зона абонемента) предназначена для: • получения информационных ресурсов (как в печатном виде, так и на электронных носителях); • получения информации об имеющихся информационных массивах и ресурсах; • получения оборудования для проведения занятий (ноутбуки, мультимедийное оборудование и пр.) во временное пользование; • библиографического или тематического консультирования, включая консультирование читателей с использованием справочно-библиографического аппарата (СБА). Зона получения информационных ресурсов во временное пользование (зона абонемента), обеспечивает выполнение следующих видов деятельности: • прием запроса в устной форме; организация и ведение постоянных (электронных) картотек или баз читателей, включая запись новых читателей; • выдача информационных ресурсов в печатном виде и на электронных носителях; • подбор и выдача документа в фонде и передача его в читальный зал; • копирование документов; • контроль за сроком пользования документом; • продление срока пользования документа; • хранение информационных ресурсов основного и дополнительного фондов; • прием документов взамен испорченных или утраченных. 5.3. Зона получения информации на различных типах носителей самостоятельной работы (читальный зал) Зона получения информации на различных типах носителей и самостоятельной работы (читальный зал) должна включать зону доступа к государственным информационным ресурсам и ресурсам ограниченного использования и предназначена для: • самостоятельной работы с использованием ресурсов (как бумажных, так и электронных) во временное пользование. 5.4. Зона для коллективной работы с гибкой организацией пространства Зона для коллективной работы с гибкой организацией пространства должна включать зону проектно-исследовательской и коллективной метапредметной деятельности со свободной и гибкой организацией пространства и средствами поддержки коллективной работы и предназначена для: • общения и совместной реализации учебно-исследовательских проектов; • организации заседаний кружков и клубов; • проведения внеурочных мероприятий; • коллективной метапредметной деятельности со свободной и гибкой организацией пространства, в том числе коллективного самообучения, курсов, тренингов, семинаров, лекций и других форм коллективного обучения; • проведения тематических вечеров, в том числе, проведения встреч с деятелями культуры, науки, литературы; • проведения литературно-музыкальных гостиных; организации лекториев (кинолекториев, других лекционных мероприятий); • демонстрации кинофильмов и видеопрограмм; • поддержки и популяризации школьных библиотек, расширение охвата детскоподростковой аудитории библиотечной деятельностью, развития детского чтения и слушания качественной литературы. 5.5. Презентационная зона для организации выставок и экспозиций Презентационная зона для организации выставок и экспозиций должна включать зону: • проведения и экспонирования выставок различной тематики; • размещения постоянной экспозиции выставки по сохранению и распространению культурного наследия. Презентационная зона для организации выставок и экспозиций должна обеспечивать выполнение следующих функций: - выявление и фиксацию пожеланий пользователей, свидетельствующих об их интересе к определенной теме; • сбор отзывов о выставке; • организация рекламы (объявлений); • размещение материала на витринах, стендах, столах и др. • экспонирование выставок. 5.6. Рекреационная зона для разнообразного досуга и проведения мероприятий Рекреационная зона для разнообразного досуга и проведения мероприятий предназначена для: • проведения досуга, культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий, в том числе литературных студий для взрослых и детей; • проведения «библиотечных уроков», литературных встреч, мероприятий гражданско-патриотической направленности и других; • снятия интеллектуальной нагрузки и переключения внимания. 6. Управление ШИБЦ 6.1. Общее руководство деятельностью ШИБЦ осуществляет директор школы. 6.2. Руководство ШИБЦ осуществляет руководитель (педагог-библиотекарь), назначаемый приказом Директора школы. Руководитель ШИБЦ принимает участие в деятельности педагогического совета. 6.3. Руководитель ШИБЦ разрабатывает и предоставляет на утверждение директору образовательной организации следующие документы ШИБЦ: • структуру и штатное расписание Центра; • положение о ШИБЦ школы; • правила пользования ШИБЦ школы; • планово-отчетную документацию; • перечень основных и дополнительных (платных) услуг и условия их предоставления; • технологическая документация, в том числе, о порядке исключения документов из библиотечного фонда ШИБЦ. 6.4. Трудовые отношения работников ШИБЦ регулируются Трудовым кодексом РФ. Руководитель (педагог-библиотекарь) несет полную ответственность за результаты деятельности ШИБЦ в пределах своей компетенции. 6.5. Школа обеспечивает ШИБЦ: • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии с действующими нормами и требованиями; • материально-техническое оснащение зон ШИБЦ в соответствии с действующими нормами и требованиями; • условиями, обеспечивающими сохранность материальных ценностей ШИБЦ. 7. Права и обязанности пользователей ШИБЦ (ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ) 7.1. Права пользователей ШИБЦ: • право доступа в ШИБЦ имеют все пользователи; • порядок доступа к информационным ресурсам отдельных категорий пользователей, не являющихся обучающимися и работниками школы, определяется Правилами пользования ШИБЦ. • пользователи имеют право бесплатно получать: информацию о наличии в ШИБЦ конкретного документа, сведения о составе информационных ресурсов ШИБЦ через систему каталогов и другие формы информирования, консультационную помощь в поиске и выборе источников информации, любой документ из фондов ШИБЦ во временное пользование на условиях, определенных Правилами пользования ШИБЦ. 7.2. Ответственность пользователей ШИБЦ (школьной библиотеки): • пользователи обязаны соблюдать Правила пользования ШИБЦ; • пользователи, нарушившие Правила пользования ШИБЦ и причинившие ущерб, компенсируют его в размере, установленном Правилами пользования Центром, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных Правилами пользования ШИБЦ и действующим законодательством. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)