Составитель: Аликеева Е.А., педагог дополнительного образования Пояснительная записка Актуальность программы: ребенок приходит в школу, имея свой собственный уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи. За первый год он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не все гладко? А если у ребенка есть определенные проблемы? Дополнительный час занятий по данной программе призван помочь начинающему школьнику. Какую же речь следует считать хорошей, к чему стремиться учителю и ученику? Программы начальной школы предъявляют следующие требования к уровню развития речи: • Содержательность – соответствие темы и содержания, знание фактов, отбор главного и второстепенного в высказываниях ребенка. • Логичность – последовательность, четкое построение речи, обоснованность выводов, последовательный переход от одного высказывания к другому, структурированность мысли. • Точность – умение говорящего не только отобрать факты, но и выбрать точно подходящие языковые средства для их передачи. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения использовать синонимы, сравнения. • Выразительность – умение ярко, убедительно, сжато представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов. Ясность речи – это доступность ее для людей, к которым она обращена. В этой области важную роль имеет произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, при которых ребенок плохо выговаривает некоторые звуки ([р], [л], [с], [ш]). Поэтому методика развития речи тесно связана с логопедией. Помочь ребенку в решении таких проблем – одна из задач курса занятий. В занятия включаются словарная работа, работа над лексической составляющей, звуковая подготовка (чистоговорки, скороговорки, рифмовки). В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Поэтому в помощь первокласснику заслуженный учитель России Е.Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке. Идея включения штриховки в уроки стала интересна и близка многим педагогам, которые постарались ввести этот вид деятельности в свою практику. Возникла мысль вынести за сетку занятия по штриховке и развитию речи, чтобы предоставить первокласснику возможность развития. Цель программы: Развитие произносительной стороны речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать. Развитие выразительности – умения ярко, убедительно, сжато представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов. Развитие ясности речи – это доступность ее для людей, к которым она обращена. Развитие логичности – последовательности, четкого построения речи, обоснованности выводов, последовательного перехода от одного высказывания к другому, структурированности мысли. Развитие мелкой мускулатуры с помощью пальчиковой гимнастики и упражнений по штриховке, что положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Задачи программы: 2 – развитие речи; – развитие мышления; – развитие воображения; – развитие мелкой моторики. Структура занятий: – пальчиковая гимнастика; – словарная работа в игровой форме; – определение темы рисунка; – составление рисунка и штриховка; – составление текста-описания по рисунку; – подведение итога. Необходимо учитывать следующее: Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы занятия отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал. Каждое занятие кружка включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум»). Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении рассказаописания, проводится словообразовательная работа. С общей темой занятия связываются темы рифмовок для пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию мелкой мускулатуры, но и благодаря массажу положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Каждое занятие и курс в целом строятся по принципу продвижения от простого к сложному. Занятия строятся на основе интеграции ряда предметов: обучения грамоте, окружающего мира, изобразительной деятельности. Занятия проводятся по одному часу в неделю в первом классе. За год 33 часа. Продолжительность занятия 40 минут. Планируемые результаты Реализация программы кружка обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: -формирование чувства гордости за свою Родину; -формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы; -воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование уважительного отношения к иному мнению; - овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 3 - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях; - овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Предметные результаты: -осознание значимости чтения для личногоразвития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребностив систематическом чтении; - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития; - использование разных видов чтения; - умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебныхи художественных произведений; - развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения. Прогнозируемые результаты: К концу 1 класса учащиеся научатся: - выполнять комплекс пальчиковой гимнастики; -правильно и четко произносить отдельные звуки; - выполнять комплекс упражнений для работы над дикцией; - произносить фразы с разной заданной интонацией; - определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст, продолжать текст, пересказывать текст; -составлять текст - повествование и текст описание по рисунку; - восстанавливать деформированный текст, деформированное предложение; - разгадывать и составлять кроссворды. К концу 1 класса учащиеся познакомятся: - с Толковым словарем и правилами работы с ним; - с чистоговорками, скороговорками сказками; 4 - с новыми словами, многозначными словами, словами – синонимами, словамиантонимами. К концу 1 класса учащиеся приобретут навыки: - работы со справочной литературой; - работы в паре, в группе, со взрослым; - самоконтроля и самопроверки; - выступления перед слушателями. , пословицами русского народа; - с русскими народными сказками и авторскими Тематическое планирование. 1 класс. 33 часа . Номер занятия Тема обучения грамоте Тема занятия 1 Звуки гласные и согласные Лес 2 Буквы а и о Цветы на клумбе 3 Буква ы Шары 4 Буква н Порядок Образование множественного числа Предлог на 5 Буква с Самолет Звук [с]. Лексика 6 Буквы к и т Кактусы 7 Буква л 8 Буква р Лягушата Краски. Цвета и оттенки 9 Буква в Виноград 10 Буква п Паук и Муха 11 Буква м Транспорт 12 Буквы з – с Снеговик 13 Буквы б – п Бабочка 14 Буквы д – т Роботы 15 Буква ч Черепаха 16 Мягкие согласные звуки День 17 Звук ш Шмель 18 Буква ж Жук Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией 19 20 Буква е Буква ю Елка Клюква Составление пересказа Составление пересказа 21 22 Буква ц Буква щ Цыпленок Щенок и щетка Составление пересказа Развитие мышления, Тема по развитию речи Лексика и словообразование Дифференциация звуков, составление словосочетаний Решение логической задачи, аргументация Звук [л]. Автоматизация звука Лексика по теме, словообразование Использование предлогов, лексика Дифференциация звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек Лексика по теме, словообразование Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией Сочинение-описание Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией Развитие мышления, устное сочинение Развитие мышления, устное сочинение Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией 5 устное сочинение Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией 23 Буквы ф – в Фонтан и вода 24 Буква я Интонация. Ягоды и львенок Развитие мышления, устное сочинение 25 Дифференциация звуков ц – ч Часы Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией 26 Дифференциация звуков с – ш Мыши 27 Предметы Кухня. Игровой материал Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией Лексика по теме, словообразование 28 Признаки предметов Листья. Времена года Лексика по теме, словообразование 29 Действия предметов Камень и львенок 30 Составление текста из предложений Космос, ракета 31 Русские народные сказки Колобок Составление пересказа 32 Русские народные сказки Репка 33 Составление текста Лето Составление пересказа Развитие мышления, устное сочинение Развитие мышления, устное сочинение Развитие мышления, устное сочинение 6 Тематическое планирование № Тема занятия Всего часов 1 2 3 4 5 6 7 8 Лес Цветы на клумбе Шары Порядок Самолет Кактусы Лягушата Краски. Цвета и оттенки. 1 1 1 1 1 1 1 1 9 10 11 12 Виноград Паук и Муха Транспорт Снеговик 1 1 1 1 Бабочка Роботы Черепаха. День. Шмель. Жук Елка. Клюква. Цыпленок Щенок и щетка Фонтан и вода Интонация. Ягоды и львенок. Часы. Мыши Кухня. Игровой материал. Листья. Времена года Камень и львенок Космос. Ракета Колобок. Репка. Лето. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 14 15 16 17 18 19. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 1 1 1 1 1 1 1 7 Список используемой литературы 1. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. 2. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт.-сост. В.Н. Иванкова. – М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К: «Дом печати – ВЯТКА», 2004. 3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007. – С. 140. 4. Максимовой Ю.Ю. «Штриховка и развитие речи» М.: газета "Начальная школа", 2008 (9,12,20,23), 2009 (1,2,3). —79 с. 5. Новичихин Е.Г. 50 упражнений для развития речи, памяти, воображения и смекалки: Для начальной школы. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – С. 50–51. 6. Е.Н. Потаповой «Радость познания». – М.: Просвещение, 1990). 7.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель–ООО АСТ, 2002. 8.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002. Материально-техническое обеспечение альбомы для рисования; линейки-трафареты с геометрическими фигурами; материал для словарной работы (иллюстрации, тексты); доска; цветные мелки для учителя; цветные карандаши для учащихся 8