Оглавление Комплекс основных характеристик………………………………………….....3 Комплекс организационно-педагогических условий………………..………..19 Список литературы ……………………………………………………………..23 Комплекс основных характеристик Пояснительная записка Направленность программы: художественная. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и государственными программными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); Федеральный закон от 04.08.2023 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р); Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований и порядку оказания государственной услуги в сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; Очевидно, что театр своей многомерностью, многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку в постижении реальности этого мира, способен наделить его добром, желанием выражать свои мысли и умением слышать других, желанием развиваться, творя (поначалу, разумеется, с помощью педагога) и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. Занятия театральным искусством отличают гибкость и возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих обучающихся с учётом особенностей того или иного детского коллектива, формируют такие качества, как ответственность, способность сопереживать персонажам, сотрудничество, развитие пластической выразительности, стремления к самосовершенствованию и самовыражению. Актуальность общеразвивающей программы обусловлена следующим: занятия в творческом объединении воспитывают художественно-эстетическую культуру, мотивируютобучающихся на достижение успеха. Основной отличительной особенностью программы является ее направленность на 1. Развитие навыков театрально-исполнительской деятельности. 2. Воспитание основ зрительской культуры. 3. Накопление знаний о театре. Новизна программы в том, что она направлена на эстетическое воспитание детей средствами театра в условиях интегрированного обучения. Одной из идей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир театра» является постепенное усложнение материала: от игр через импровизации к спектаклям, основанным на литературном материале. Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью вовлечения обучающихся в социально-активные виды деятельности, а именно в занятие выбранным видом творчества. Адресат общеразвивающей программы. В реализации данной программы участвуют дети в возрасте от 7 до 11 лет, не имеющие медицинских противопоказаний. Приём осуществляется на добровольной основе в соответствии с интересами и склонностями детей. Программа не предусматривает конкурсного отбора. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого педагогических особенностей детей младшего школьного и подросткового возрастов. Работа с обучающимися строится на взаимном сотрудничестве, уважительном, тактичном отношении к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности обучающихся. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми. К числу ведущих видов потребностей подростков относятся компенсаторные потребности, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения. Творческие потребности обусловлены стремлением подростков к самореализации в избранном виде деятельности. Досуговые - стремлением к содержательной организации свободного времени, восполнению коммуникативных потребностей подростков. Реализация индивидуальных потребностей даёт возможность подростку осуществить социально значимые цели развития личности, что обеспечивается их направленностью на практическую деятельность подростков. Своеобразие состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание занятий, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных сферах деятельности. Кроме получения практических навыков, дети, обучающиеся по данной программе, получают возможность реализации навыков общения друг с другом и социумом. Минимальное число детей, одновременно находящихся в группе, - 10; максимальное – 15. Режим занятий. Занятия по данной дополнительной общеобразовательной программе организованы с периодичностью один раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий в группах устанавливается в соответствии с санитарными нормами и правилами и рассчитана в академических часах (академический час – 40 минут) с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем общеразвивающей программы: для освоения программы на весь период обучения запланировано 34 учебных часов. Срок освоения программы, определенный ее содержанием - 1 год. Уровневость общеразвивающей программы. Программа рассчитана на основе разноуровневого подхода. «Стартовый уровень» - первоначальное знакомство со спецификой театрального искусства, особенностями художественно-творческой деятельности; выявление и развитие творческих способностей обучающихся. «Базовый уровень» - формирование умений и навыков в области театральнотворческой деятельности; развитие и поддержка обучающихся, проявивших интерес и определенные способности к театрально-исполнительскому творчеству. «Продвинутый уровень» программой не предусмотрен. Преемственность программы базируется на сохранении и последовательном обогащении тематики программы от уровня к уровню обучения. После освоения стартового уровня обучения по программе обучающийся переводится на базовый. Уровни взаимосвязаны и тематически дополняют друг друга; при переходе обучающихся с одного уровня обучения на другой совершенствуются их знания и умения, полученные на предыдущем уровне. Таким образом, обучающиеся посредством театрального искусства имеют возможность непрерывного совершенствования творческих способностей. Формы обучения. На занятиях применяются различные формы работы: - индивидуальная; - фронтальная; - групповая. Индивидуальная форма подразумевает взаимодействие педагога с одним обучающимся; позволяет, не уменьшая активности обучающегося, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся. В ходе коллективной работы обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование обучающихся на организацию таких видов работ, как «работа в паре», «работа в группе» с учетом их возраста и опыта. Виды занятий. Основной формой учебного процесса в детском объединении остаются групповые и индивидуальные теоретические и практические занятия, а также участие в конкурсных и иных мероприятиях; тестирование и контроль. Формы подведения результатов: спектакль, творческий отчет, участие обучающихся в мероприятиях различного уровня, конкурсах, фестивалях, конференциях и др. Результатом реализации данной программы является участие в конкурсных мероприятиях по театральному творчеству. Лучшие творческие проекты обучающихся могут быть включены в программу различных мероприятий. Результат обучения оценивается по личным достижениям ребёнка относительно собственных возможностей и стартового состояния, а о результатах участия в конкурсах, фестивалях и т.д. свидетельствуют полученные награды (дипломы, грамоты). Цель и задачи общеразвивающей программы Цель:формирование творческой личности, способной к познанию и преобразованию себя и окружающего мира, активизация и развитие творческого эстетического сознания. Задачи. Обучающие: - повысить уровень знаний в области театрального искусства; - осваивать доступные обучающимся средства и способы выразительности театрального искусства; - обучать различным видам театрально-исполнительской деятельности. Развивающие: - раскрыть и совершенствовать творческий потенциал обучающихся; - развивать речевой аппарат и актерскую пластику; - способствовать формированию творческого мышления; - способствовать формированию навыков коллективного взаимодействия; - способствовать эстетическому развитию обучающихся. Воспитательные: - воспитывать любовь к театру и творческой деятельности; - способствовать расширению художественного кругозора; - воспитывать культуру общения обучающихся, уважительное отношение к культурному наследию. Обучающиеся должны знать: - версии происхождения театра; - историю зарождение театра в России; - понятия театрального словаря в объеме изученного материала; - основные свойства голоса; - строение речевого, голосового и дыхательного аппарата; - различие между подлинным действием и имитацией. Обучающиеся должны уметь: - применять театральную терминологию на практике; - самостоятельно контролировать дыхание, корректировать дикцию, произносить длинную фразу, ставить «точку» в речи; - соблюдать общие условия и находить себе место среди других на сценической площадке; - организовывать, распределять внимание и удерживать его на собственной работе; - выдумывать и выполнять творческую «задумку» самостоятельно; - действовать вместе со всеми, одновременно; - придумывать и находить ответ на простейшие предлагаемые обстоятельства в творческих упражнениях; фантазировать; - выполнять различные ритмические рисунки под музыку отдельно и одновременно со всеми. Чередовать ритмические рисунки хлопков с движением ног в заданном темпе. Сочетать ритмические и пластические рисунки движения рук и ног. Вовремя подключаться к действию; - определять «зерно» (характер) роли. Выстраивать и закреплять логику поступков действующих лиц; - работать над ролью отдельно и совместно с партнерами по площадке; - подчинять свои действия общему темпо-ритму спектакля; - подчинять свои желания, знания, умения общим интересам всей творческой группы во время работы над спектаклем и в момент его показа; - анализировать свою деятельность. Учебный (тематический) план № п/п Название раздела. Темы 1 1 1 - Опрос, наблюдение 2 2.1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Основы театрального искусства Театр как вид искусства 1 1 - Опрос, наблюдение, собеседование, анализ 2.2 История театра 1 1 - 2.3 Овладение элементами сценической грамоты 2 1 1 2.4 Сценическая речь 4 1 3 2.5 Сценическое движение 2 1 1 Опрос, наблюдение, собеседование, анализ Наблюдение, групповая оценка, самооценка, собеседование, анализ, игра Опрос, наблюдение, групповая оценка, самооценка, собеседование, анализ, игра Наблюдение, групповая оценка, самооценка, собеседование, анализ, игра 3 3.1 Освоение окружающего и индивидуального пространства через темпо-ритм Наблюдение, Развитие творческого 2 1 1 групповая оценка, воображения, фантазии и самооценка, собеседование, ассоциативно-образного анализ, игра мышления Наблюдение, Развитие эмоциональной 1 1 групповая оценка, культуры самооценка, 3.2 3.3 4 5 5.1 Количество часов Всего Теория Практика Формирование навыка перевоплощения на основе заданной эмоции 1 Проектная деятельность 2 1 1 Постановка спектакля Работа над спектаклем 12 2 10 1 Формы аттестации/ контроля собеседование, анализ, игра Наблюдение, групповая оценка, самооценка, собеседование, анализ, игра Анализ, групповая оценка, самооценка Наблюдение, групповая оценка, самооценка, 5.2 Показ спектакля 4 - 4 6 Итоговое занятие 1 34 11 1 23 ИТОГО собеседование, анализ Наблюдение, групповая оценка, самооценка, собеседование, анализ Содержание учебного (тематического) плана 1.Вводное занятие. Теория: задачи работы объединения. Особенности занятий в театральном коллективе, Культура поведения в театре и на учебных занятиях.Инструктаж по технике безопасности. Практика: беседа по истории театра. 2. Основы театрального искусства. 2.1. Театр как вид искусства. Теория: краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях:«Театр – искусство коллективное; спектакль – результат творческого труда многих людей различных профессий».«Что такое театр». «Культура поведения в театре и на учебных занятиях». «Драматург. Режиссер. Актер. Зритель». «Актер – главная ценность театра». «Профессиональные и личностные качества актера». «Виды театра». «Актерское искусство». «Что такое амплуа». «Искусство оформления сцены». «Театральный костюм». «От выбора пьесы до премьеры».Инструктаж по технике безопасности. Практика: физкультминутка. 2.2. История театра. Теория: версии происхождения театра.«Зарождение театра в России». «Скоморохи. Ярмарочное действо». Инструктаж по технике безопасности. Практика: физкультминутка. 2.3. Овладение элементами сценической грамоты в процессе игр, упражнений, этюдов-импровизаций. Теория: инструктаж по технике безопасности. Практика: упражнения на развитие воображения, совершенствование умения перевоплощаться в создаваемый образ: «Оживи картинку», «Иду, смотрю…», «Превращалочка», «Ассоциации», «Заколдованный ребенок». Физкультминутка. Игры и упражнения на развитие навыков коллективного творческого взаимодействия, собранность, слаженность движений, внимние к партнеру. «Коллективная постановка миниинсценировок». «Дракон». «Чай, чай, выручай». «Цветок». «Переходы». «Часы». «Змейка». «Песня по кругу». Упражнение на развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием; правильно, естественно выражать эмоции с помощью мимики и пантомимики. «Состояние». «Мое настроение». Этюды «мне страшно», «я расстроен», «мне стыдно», «мне грустно». «Возьми себя в руки». 2.4. Развитие сценической речи. Инструктаж по технике безопасности. Теория: постановка дыхания. Формирование речевого аппарата. «Строение голосового аппарата человека». «Дикция. Как над ней работать». «Основные свойства голоса: высота, сила, тембр, диапазон. Резонаторы». Практика: упражнения для постановки дыхания: «длительный вдох – короткий выдох, короткий вдох – длительный выдох», «свеча», «одуванчик», «костер», «лесорубы». Физкультминутка. Артикуляция. Упражнения «трубочка», «яблоко», «зубная щетка», работа над гласным звукорядом: и, э, а, о, у, ы. Высота голоса. Упражнения «по ступенькам», «вышка», «звезда», «колодец», «шмель», «мотор», «здравствуйте». Дикция. Работа над произношением шипящих звуков. Проговаривание пар Р – Л, Д – Т, З – Ц, Б – П. Скороговорки. 2.5. Сценическое движение. Теория: инструктаж по технике безопасности. Работа над пластикой. Ритмика. Практика: упражнения «Музыкальные ритмы» (хлопки, отбивание ритма ногами). «Ритмический диалог». «Вдогонку». «Шаг приставной в квадрате». «Шаг с поворотом». «Четыре шага». «Канон». Физкультминутка. Работа над танцевальными номерами в спектаклях. 3. Освоение окружающего и индивидуального пространства через темпо-ритм. 3.1.Развитие творческого воображения, фантазии и ассоциативнообразного мышления. Теория: воображение и эмоции.Инструктаж по технике безопасности. Практика:игры и упражнения на развитие эмоционального восприятия: «Неоконченный рассказ», «Рисунок в несколько рук», «Танцуй с эмоцией», «Тропинка». Физкультминутки. Упражнения на развитие фантазии: «Если это не…», «Обыкновенные чудеса», «Кто на что похож?», «Превращение листьев, коряг, камней». Создание и развитие сказочной ситуации на основе реального действия: «Я пошёл в магазин и вдруг…». Игры в ассоциации с изображением характера. Исполнение этюдов: «На что похожа эта эмоция?». Музыкально-эмоциональные ассоциации. 3.2. Развитие эмоциональной культуры. Теория: эмоции и способы из выражения. Культура эмоций.Инструктаж по технике безопасности. Практика: игры и упражнения на развитие общительности и контактности: «Клубочек вопросов», «Ветер дует на…», «Найти друг друга», «Подари улыбку», «На что похоже настроение?», «Комплименты», «Строим цифры», «Тень». Игры и упражнения для снятия психологического напряжения: «Качели», «Неваляшка», «Соломинка на ветру», «Гармоничный танец», «Нарисуй свой страх», «Возьми себя в руки», «Сбрось усталость», «Заряд бодрости». Развитие умения чувствовать настроение: «Тренируем эмоции», «Глаза в глаза», «Как ты себя чувствуешь с пиктограммами», «Встреча эмоций». Физкультминутка. Рисуночные игры: «Рисуем музыку», «Кляксы», «Восковой рисунок». Танцевально-двигательные игры: «Сочини свой танец», «Подари движения», «Танец пяти движений», «Джаз тела», «Походка и настроение», «Танец огня и волн». 3.3. Формирование навыка перевоплощения на основе заданной эмоции. Теория: характер эмоций. Инструктаж по технике безопасности. Практика: освоение характера эмоции через движение, звучание, изображение: «Путешествие в страну Высокомерия», «Удивляндия», «Если бы, да кабы», «Наоборотинск», «Хохотания», «Враждебия». Этюды, направленные на воссоздание различных черт, свойств характера, оттенков эмоций и настроений: жизнерадостный – мрачный, хвастливый – скромный, хитрый – добродушный, неряшливый – аккуратный, весёлый - грустный, нахальный - застенчивый, гордый – завистливый и другие. «Разговор звуками». Физкультминутка. Перевод эмоций на язык пластики и ритмики. Дневник настроений: «Я радуюсь когда…», «Я сержусь…», «Я ленюсь…», «Я боюсь…», «Я удивляюсь…». 4.Проектная деятельность. Теория: проектная деятельность и ее этапы. Инструктаж по технике безопасности. Практика: выбор темы. Подбор материала. Физкультминутка. Разработка проекта. Компьютерная обработка. 5. Постановка спектаклей. 5.1. Работа над пьесой и спектаклем. Теория: этапы работы над спектаклем. Инструктаж по технике безопасности. Практика: чтение пьесы. Обмен впечатлениями. Пересказ обучающимися сюжета пьесы. Выявление основной темы, главных событий, смысловой сути и конфликта (столкновения героев, мнений и т.д.). Распределение ролей. Чтение по ролям. Определение «зерна» (характера) роли. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов пьесы. Воспроизведение в действии целых картин. Практическое закрепление и проверка логики поведения персонажей в живом действии и взаимодействии исполнителей. Работа со светом, музыкой. Добавление шумовых эффектов. Физкультминутка. Работа над костюмами и декорациями. Генеральные репетиции (прогоны). Определение порядка перестановки декораций. Назначение ответственных за перестановки, за вынос различных реквизитов и атрибутов. 5.2. Показ спектакля. Обсуждение. Теория: инструктаж по технике безопасности. Практика: выступления, показ спектаклей, миниатюр, литературных композиций, отрывков из спектаклей. Участие в праздниках и концертах. Анализ выступлений: плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Выслушивание мнения детей. Общая оценка педагогом коллективных и индивидуальных творческих работ. 6. Итоговое занятие. Планируемые результаты Освоение обучающимися содержания программы направлено на достижение обучающимися следующих метапредметных, личностных и предметных результатов. Метапредметные: обучающийся научится - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом; - планировать свои действия на отдельных этапах работы; - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; - анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»; - пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ; - понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - проявлять индивидуальные творческие способности в процессе работы; -включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; - работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; - формулировать свои затруднения,обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные: - учебно-познавательный интерес к театрально-исполнительскому творчеству как одному из видов искусства; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Обучающийся получает возможность для формирования: - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; -возможности реализовывать творческий потенциал в собственной театрально-исполнительской деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; - эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, осознания системы общечеловеческих ценностей. Предметные результаты: - эмоционально-ценностное отношение к человеку и обществу; уважение и признание ценности театрально-исполнительской деятельности человека; - выражение своих чувств и мыслей средствами художественного языка; - восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения 1 год 1 сентября 31 мая Количество Количество Количество учебных учебных учебных недель дней часов 34 34 34 Режим занятий 1 занятие по 1 часу в неделю Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. Для проведения занятий используется учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН с концертной площадкой (сценой). Техническое оснащение: мультимедийное оборудование, звуковоспроизводящая аппаратура (ноутбук). Репетиционная одежда и обувь; сценические костюмы и атрибуты: № 1 2 3 4 5 6 Наименование маски животных костюмы (русские народные, военные гимнастёрки, пилотки, буденовки) военное снаряжение (пистолеты, сабли, винтовки) украшения (бусы, цепочки, сережки) костюм (Бабы-Яги, Березки, петушка, курочки и т.д.) костюмы (гномиков, индейцев) Количество по 1 шт. на чел. по 1 шт. на чел. по 1 шт. на чел. по 1 шт. по 1 шт. на чел. Информационное обеспечение. Видео- (DVD диски: сценарии Зайцева), фото- материалы. Источники сети Интернет: сценарии, разработки игр, конкурсные программы. Дидактические материалы (раздаточный материал к играм и упражнениям, методические пособия для развития памяти и внимания; актёрский тренинг). Кадровое обеспечение. Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, обладающим профессиональными знаниями в сфере театрального творчества. Педагогу необходимо знать специфику дополнительного образования, иметь практический опыт в сфере организации интерактивной деятельности детей. Методические материалы Программа является составительской, создана на основе программы «Мир театра»», автор Сафронова Т.А. Педагогические технологии: 1. Личностно-ориентированное обучение. Создание благоприятных условий для каждого обучающегося. 2. Здоровьесберегающие технологии. Учет возрастных особенностей обучающихся, распределение нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся. 3. Игровая образовательная технология. 4. Технология индивидуального обучения. Педагогические принципы: - принцип природосообразности – доступность (процесс обучения строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся); - принцип гуманизации – осознанная активность обучающегося при руководящей роли педагога дополнительного образования (педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав обучающегося и уважения к нему); - принцип целостности – системность и систематичность обучения (взаимосвязанность всех компонентов образовательного процесса); - принцип единства действий учреждения и жизни обучающегося – переход от образования к самообразованию, связь обучения с жизнью и практикой (установление взаимосвязи между всеми сферами жизнедеятельности обучающегося, взаимодополнение всех сфер). Методы, используемые в работе: - описание и обсуждение произведений искусства; - анализ обучающимися результатов своего труда, личных мыслей и чувств по поводу услышанного и увиденного; - работа обучающихся с собственным телом (стилизация движений и жестов в пантомиме), голосом (определение характерных особенностей речи действующего лица), воссоздание на основе текста конкретных видений; - соединение условного и реального (поиск «зерна», характера роли, атмосферы спектакля). Основными формамиработы по усвоению обучающимися содержательной части программы являются: творческие учебные упражнения; этюды-импровизации; игры-импровизации; игры познавательной, развивающей и воспитательной направленности, нацеленные на развитие внимания, фантазии, воображения, различных видов памяти, быстроты реакции, координации (двигательной, речевой), чувства ритма; упражнения; рассказ, беседа; теоретические занятия; консультации; репетиции; выступления. В ходе реализации программы уделяется большое внимание здоровьесбережению обучающихся, для этого проводятся инструктажи по технике безопасности, физкультминутки. Программа может реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в зависимости от специфики задач и представления материала. Соотношение объема проведенных часов и практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (далее - ДОТ и ЭО) или путем непосредственного взаимодействия педагога с обучающимися определяется с учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности. ДОТ и ЭО могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса. Основными элементами системы ДОТ и ЭО являются образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype-общение; email; облачные сервисы; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарного учебного графика. Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль. Итоговый контроль может принимать форму отчетного спектакля. Показатели оценки результатов освоения программы: Результативность обучения оценивается посредством проведения итоговой диагностики один раза в год по десятибалльной системе по предметным параметрам: - «Теоретическая подготовка обучающегося» (теоретические знания, владение специальной терминологией). - «Практическая подготовка обучающегося» (развитие речи, творческие навыки, пластика). Источником сведений о личностно-коммуникативных, ориентационных (интерес к занятиям) и поведенческих (сотрудничество) качествах обучающихся и уровне сплоченности коллектива является наблюдение, собеседование и анкетирование обучающихся, проводящееся в конце каждого года. Формы аттестации: диагностика, анкетирование, тестирование, контрольные и самостоятельные творческие работы обучающихся, итоговое занятие, показ спектаклей, участие в конкурсах. Контрольно-измерительные материалы предусматривают не только осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе, но и оценку удовлетворенности качеством дополнительных образовательных услуг. Список литературы Перечень литературы, необходимой педагогу для успешной реализации программы 1. Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. 2. Бугаева З.Н. развитие устной речи и дикции. 3. Вернакова Л.М. Открываем театральный сезон. 4. Возякова Т.И. Детские праздники. 5. Гальцова Е.А. Сценарии развлекательных мероприятий для младших школьников. 6. Горбачев Н.А. Театральные сезоны в школе. 7. Гурков А.Н. Театр в школе. 8. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. М.: «Айрис Пресс» 9. Димитренко Р.В. Театрализованные игры для младших школьников. 10. Епанчикова Л.А. Школьные праздники. Выпуск 8. 11. Епанчинова Л.А. Давайте немного пошалим. 12. Картушина М.Ю. День защитников Отечества. Сценарии праздников. 13. Нахимовский А.М. Наш классный театр. Сборник инсценировок дляначальной школы. 14. Никитина А.Б. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. 15. Опарина Н.А. Пьесы, сценарии для детей и юношества. Методика сценарно-режиссерской работы. 16. РэйГибсон. Кем я наряжусь. 17. Седошенко Т.П. Наш ералаш. 18. Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий. 19. Суворова О.М. Сценарии школьных праздников. 20. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. 21. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра. Перечень литературы, необходимой обучающимся (родителям) 1. Воронова Е.А. Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс». 2. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. М. 3. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы). М.: ГОУ ЦРСДОД 4. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. М.: АРКТИ. 5. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. М.: «Искусство».