Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы «Программа по истории и культуре народов Марий Эл» (авторы Л.Е. Майкова, Г.И. Соловьёва). Программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. В нашем обществе происходят глубокие перемены, они затрагивают политическую, экономическую жизнь, а также систему образования. Развивается процесс национального возрождения, пересматриваются прежние установки национальной политики, формируются чувства доброжелательности к другим народам. Кружок «История и культура народов мари» должен способствовать повышению уровня национального общественного самосознания и культуры межнациональных отношений, приобщению учащихся к культуре народов мари, их национальным и культурным ценностям. В процессе реализации программы обращается внимание на формирование основ гражданской идентичности, на развитие духовно-нравственной личности. Ведущими идеями программы являются приобщение обучающихся к духовному богатству национальной культуры, усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия. Кружок «История и культура народов Марий Эл» призван дать обучающимся теоретические практические знания в области этнографии, культуры, краеведения, воспитывать у молодёжи гражданственность, чувство гордости за свою малую родину, чувство истинного патриотизма, уважение к другим народам, культурам, истории. Программа построена по тематическому принципу с календарной раскладкой тем и указанием числа часов на изучение соответствующего материала, является ориентиром для составления рабочих планов занятий. Изложение материала из класса в класс, объединённое в содержательные блоки, осуществлено по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе с учётом возрастных особенностей обучающихся и его художественной, образовательной и педагогической ценности. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия. В 7 классе программа кружка «История и культура народов РМЭ» носит пропедевтический характер и связана с изучением предметов «Литература Урала» и «История Урала». История родного края усваивается через деятельностный подход. Критериями оценки обучающихся данного возраста являются умение определять общее и специфическое в РМЭ, составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные песни и пляски, танцы и игры, мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделия декоративно-прикладного искусства. Особая роль в 7 классе отводится изучению окружающего мира. Тематика этого направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами помогает формировать бережное отношение к родной природе. Учебный материал в 7 классе расположен по блочным темам. Первый урок всегда планирую как введение «Мой дом – Республика Марий Эл». Блочное построение даёт возможность последовательно проводить уроки, сочетать взаимосвязь между произведениями литературы, музыки и другими видами искусства. Весь комплекс ознакомления обучающихся с историей и культурой народов Марий Эл направлен на духовно-нравственное воспитание личности, на рост у обучающихся национального самосознания на основе знаний этнокультурных особенностей (географических, исторических, экономических, культурных, языковых, конфессиональных и др.), усвоения национальных и общечеловеческих ценностей. Кружок «История и культура народов мари» дает обучающимся теоретические и практические знания в области этнографии, культуры, краеведения, воспитывает у учащихся гражданственность, чувство гордости за свою малую Родину, чувство истинного патриотизма, уважение к другим народам. Изучение курса в 7 классе завершается итоговым занятием «Как много мы узнали о нашей малой Родине». Основная цель предмета – формирование духовно нравственных качеств личности в процессе усвоения основ традиционной и современной культуры народов Марий Эл и изучения региональной истории. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач: освоение учащимися основ историко-культурного багажа народов, составляющих значительную часть населения Республики Марий Эл; формирования у учащихся позитивной этнической идентичности; развития интереса и уважительного отношения учащихся к истории и культуре этнических составляющих населения республики; формирования умений сравнительного культурно-исторического анализа и систематизации на примере народов Марий Эл с выходом на финно-угорскую, славянскую и тюркскую общности; формирования у учащихся знаний и умений, необходимых для достойного представления своего народа, своей республики, своего отечества. Предметом изучения являются события и факты, имевшие место на территории республики в различные исторические эпохи, и процесс становления материальной и духовной культуры народов Марий Эл с выходом на культуру родственных и соседних народов. Структура и содержание предмета обусловлены целью, задачами и возрастными особенностями обучающихся. Содержание предмета обеспечивает: формирование духовных качеств личности, содействие её этническому самоопределению; формирование человека-гражданина; формирование собственного мировоззрения, внутренней культуры чувств, внутренней свободы, убеждённости, достоинства; ориентация на непреходящие общечеловеческие ценности; развитие творческих способностей школьника. Формирование универсальных учебных действий. Личностные УУД - развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в праве всех членов общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными этническими группами; признание ценности: - традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой; - уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий; - права каждого на языковое, культурное самоопределение, сохранение и развитие своей культуры; - культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания; - культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества; - поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества; развитие умений: - соблюдать традиции народов мари, в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях; - самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Марий Эл и гражданина России; - описать себя как представителя народов Марий Эл, России; - ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру. Регулятивные УУД - умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала; - проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил; развитие умений корректно разрешать внутриэтнические, межэтнические разногласия; - развитие умений разрешать межэтнические конфликты по этнокультурным вопросам, основываясь на принципах законности; - оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков; - способность к этнической мобилизации (участие в национальных праздниках и т.д.); - умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур. Познавательные УУД - умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России: учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами; - выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей; - овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом; универсальные логические учебные действия: - развитие умения произвести мыслительные операции на культуроведческом материале: абстрактное сравнение (на примере национальных праздников, обрядов, кухни, одежды, традиционных занятий, сопоставления явлений культуры народов совместного проживания и народов, населяющих многонациональную Россию, с целью выявления национального и общечеловеческого своеобразия и т.д.); анализ (на примере видов искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, музей), общественных объединений (ассоциация, землячество, общество, союз, община, ассамблея), представительств, диаспор); синтез (на примере многонациональной России (Москва - столица РФ и т.д.); классификация (на примере материальной и духовной культуры республики, народов Марий Эл, России и т.д.); обобщение (на примере восприятия народов Марий Эл как общности (мы - мари), и шире (мы - россияне) и т.д.); доказательство - умение реконструировать ценностные основания представителей «иной» культуры (представлять себя в «иной» культуре); универсальные знаково-символические учебные действия: - проведение ассоциативных связей с государственными символами РМЭ, - РФ, символикой национальных и международных общественных организаций и умение их описывать; - развитие умения пользоваться знаково-символическими понятиями, выражающими традиционный уклад жизни народа: береза, поле - символы русского народа; лось - символ марийского народа; - развитие умений описать народные символы и знаки, заключенные в материальной и духовной культуре (обрядах, национальной одежде, жилищах, песнях, танцах и т.д.); - понимание, представление видов искусства (музыка, живопись, хореография, народно-прикладное искусство) как образно-символьных систем; - развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами и др. по изучаемым материалам; - развитие умения моделировать (проектировать) полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и т.д. Коммуникативные УУД - умение работать в парах, группе, коллективе; - умение учитывать особенности этикета народов Марий Эл и России в условиях диалога; - готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям; - умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России. Преподавание ИКН РМЭ вносит свой вклад в дальнейшее развитие языка, культуры и истории народа мари, способствует укреплению дружбы между народами, проживающими на территории РМЭ. Предмет ИКН способствует воспитанию патриотических чувств, помогает прививать любовь к Родине. В своей работе учитель может использовать различные теоретические и практические формы передачи материала: уроки-беседы, приглашение творческих работников, очнозаочные экскурсии в пределах города, села, района, республики, викторины, интегрированные уроки, КВНы, природоведческие и тематические викторины, кроссворды, зачётные уроки, использование проектной деятельности, обсуждение телепередач и видеофильмов и т.д. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАС.) История и культура народов мари 6 класс 1. Республика Марий Эл в составе России (4 ч.) Страна, в которой мы живём, - Россия. Президент Российской Федерации. Президент Республика Марий Эл. Моя Родина – Республика Марий Эл. Государственная символика Российской Федерации и Республики Марий Эл. Территория, границы, население РМЭ. Связи с другими республиками Российской Федерации. Наш район на карте республики. Ознакомление с альбомом «Измаил Ефимов. Живопись. Геральдика» (Йошкар-Ола, 2007). 2. Семья. Родство (2 ч.) Семья как школа трудового мастерства. Семейные династии. Судьба моей семьи – в судьбе страны, народа, края. 3. Этнокультурное содружество в республике (4 ч.) Многонациональная семья Республики Марий Эл. Краткие сведения о быте и традициях. Отражение темы дружбы в художественной литературе, в музыке, в изобразительном искусстве. 4. Моя республика сегодня (2 ч.) Градостроительство. Современная архитектура. Спортивные сооружения: стадионы, ледовые дворцы, Дворец водных видов спорта – условия развития здорового духа. Историко-культурный комплекс «Царевококшайский кремль» - украшение набережной реки Малая Кокшага (г. Йошкар-Ола). 5. Из истории архитектуры (4ч.) Архитектурно-планировочные традиции в Марийском крае (приёмы размещений селений, планировочные приёмы жилища; хозяйственные постройки, их убранство и назначение). Деревянное зодчество в Марийском крае. Основные памятники деревянного зодчества. Купеческие дома в Марийском крае. 6. Из истории театра (2 ч.) Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана. Репертуар театра, ведущие артисты. Культура поведения в театре. 7. Из истории изобразительного искусства (2 ч.) Первые профессиональные живописцы в Марийском крае: К. Егоров, Е. Атлашкина. 8. Устное народное творчество (3 ч.) Понятия «мифы», «легенды», «предания», «сказки». Легенда об Онаре. Легенда о Чумбылате. Образ богатыря в устном народном творчестве русского, марийского, удмуртского, татарского, чувашского народов. 9. Народное искусство (2 ч.) Традиционная вышивка мари. Основная характеристика по этническим группам – горных, восточных, луговых мари (ткани, техника исполнения, композиционные особенности расположения узоров на одежде, цветовая гамма). Книга Г. Соловьёвой «Орнамент марийской вышивки». Искусство традиционной вышивки на современном этапе. 10. Музыкальная культура (2ч.) Ознакомление с музыкальными произведениями профессиональных композиторов республики. А. Луппов «Чодыра сем» («Лесная легенда», балет). А. Яшмолкин «Илыше кÿ» («Живой камень», балет-легенда). 11. Знание – наше богатство (2 ч.) Книга хранит знания и опыт людей. Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна – главное хранилище книг в республике. Республиканская детская библиотека и Республиканская юношеская библиотека имени В.Х. Колумба в г. Йошкар-Ола. 12. Праздники (4 ч.) Классификации праздников: религиозные, народно-календарные, профессиональные, семейные. Праздники, посвящённые памятным датам, государственные праздники. 15. Итоговый урок (1 ч.) Как много мы узнали о нашей малой Родине. Календарно – тематическое планирование № Содержание урока Кол-во часов I этап Республика Марий Эл в составе России 1. Республика Марий Эл в составе России 2 2. Моя Родина – Республика Марий Эл 2 Семья. Родство 3. Семья как школа трудового мастерства. Судьба моей семьи в судьбе страны, народа, края. Этнокультурное содружество в республике 2 4. Многонациональная семья Республики Марий Эл 2 5. Краткие сведения о быте и традициях жителей Республики Марий Эл. Самостоятельная работа II этап 2 Моя республика сегодня 6. Градостроительство. Современная архитектура 2 Из истории архитектуры Архитектурно-планировочные традиции в Марийском крае Деревянное зодчество в Марийском крае. Самостоятельная работа по теме «Из истории архитектуры» Из истории театра 2 9. Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана. Репертуар театра, ведущие артисты Из истории изобразительного искусства 2 10. Первые профессиональные живописцы в Марийском крае: К. Егоров, Е. Атлашкина III этап 2 7. 8. 2 Устное народное творчество 11. Образ богатыря в фольклоре русского, марийского, удмуртского, татарского, чувашского народов Народное искусство 3 12. Традиционная вышивка мари. Искусство традиционной вышивки на современном этапе. Тестовое задание Музыкальная культура 2 13. Ознакомление с музыкальными произведениями 2 профессиональных композиторов республики Знание – наше богатство 14. Книга хранит знания и опыт людей. Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна – главное хранилище книг в республике. Праздники 2 15. Классификации праздников: религиозные, народнокалендарные, профессиональные, семейные IV этап 2 16. Праздники, посвящённые памятным датам, государственные праздники Итоговый урок 2 17. Как много мы узнали о нашей малой Родине 1 Список литературы 1. История и культура марийского народа. Учебное пособие для 6 класса. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 2012. 2. Иванов А.Г., Сануков К.Н. История марийского народа. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 1999. 3. Прокушев Г.И. Этюды о художниках Марий Эл. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 2003. 4. Сепеев Г.А. Этнография марийского народа. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 2001. 5. Соловьёва Г. Орнамент марийской вышивки. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 1982. 6. Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 2003. 7. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола. 2005. 8. Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола. 2002.