Рабочая программа дополнительного образования- История и культура народов мари

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной общеобразовательной
программы «Программа по истории и культуре народов Марий Эл» (авторы Л.Е. Майкова,
Г.И. Соловьёва).
Программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
В нашем обществе происходят глубокие перемены, они затрагивают политическую,
экономическую жизнь, а также систему образования. Развивается процесс национального
возрождения, пересматриваются прежние установки национальной политики, формируются
чувства доброжелательности к другим народам.
Кружок «История и культура народов мари» должен способствовать повышению
уровня национального общественного самосознания и культуры межнациональных
отношений, приобщению учащихся к культуре народов мари, их национальным и
культурным ценностям.
В процессе реализации программы обращается внимание на формирование основ
гражданской идентичности, на развитие духовно-нравственной личности. Ведущими идеями
программы являются приобщение обучающихся к духовному богатству национальной
культуры, усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами,
межличностного доверия.
Кружок «История и культура народов Марий Эл» призван дать обучающимся
теоретические практические знания в области этнографии, культуры, краеведения,
воспитывать у молодёжи гражданственность, чувство гордости за свою малую родину,
чувство истинного патриотизма, уважение к другим народам, культурам, истории.
Программа построена по тематическому принципу с календарной раскладкой тем и
указанием числа часов на изучение соответствующего материала, является ориентиром для
составления рабочих планов занятий. Изложение материала из класса в класс, объединённое
в содержательные блоки, осуществлено по принципу постепенного расширения и
усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе с
учётом возрастных особенностей обучающихся и его художественной, образовательной и
педагогической ценности. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный
опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного,
межэтнического взаимодействия.
В 7 классе программа кружка «История и культура народов РМЭ» носит
пропедевтический характер и связана с изучением предметов «Литература Урала» и
«История Урала». История родного края усваивается через деятельностный подход.
Критериями оценки обучающихся данного возраста являются умение определять общее и
специфическое в РМЭ, составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные
песни и пляски, танцы и игры, мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделия
декоративно-прикладного искусства.
Особая роль в 7 классе отводится изучению окружающего мира. Тематика этого
направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами помогает
формировать бережное отношение к родной природе.
Учебный материал в 7 классе расположен по блочным темам. Первый урок всегда
планирую как введение «Мой дом – Республика Марий Эл». Блочное построение даёт
возможность последовательно проводить уроки, сочетать взаимосвязь между
произведениями литературы, музыки и другими видами искусства.
Весь комплекс ознакомления обучающихся с историей и культурой народов Марий
Эл направлен на духовно-нравственное воспитание личности, на рост у обучающихся
национального самосознания на основе знаний этнокультурных особенностей
(географических, исторических, экономических, культурных, языковых, конфессиональных
и др.), усвоения национальных и общечеловеческих ценностей.
Кружок «История и культура народов мари» дает обучающимся теоретические и
практические знания в области этнографии, культуры, краеведения, воспитывает у учащихся

гражданственность, чувство гордости за свою малую Родину, чувство истинного
патриотизма, уважение к другим народам.
Изучение курса в 7 классе завершается итоговым занятием «Как много мы узнали о
нашей малой Родине».
Основная цель предмета – формирование духовно нравственных качеств личности в
процессе усвоения основ традиционной и современной культуры народов Марий Эл и
изучения региональной истории.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
освоение учащимися основ историко-культурного багажа народов, составляющих
значительную часть населения Республики Марий Эл;
формирования у учащихся позитивной этнической идентичности;
развития интереса и уважительного отношения учащихся к истории и культуре этнических
составляющих населения республики;
формирования умений сравнительного культурно-исторического анализа и
систематизации на примере народов Марий Эл с выходом на финно-угорскую, славянскую и
тюркскую общности;
формирования у учащихся знаний и умений, необходимых для достойного
представления своего народа, своей республики, своего отечества.
Предметом изучения являются события и факты, имевшие место на территории
республики в различные исторические эпохи, и процесс становления материальной и
духовной культуры народов Марий Эл с выходом на культуру родственных и соседних
народов.
Структура и содержание предмета обусловлены целью, задачами и возрастными
особенностями обучающихся.
Содержание предмета обеспечивает:
формирование духовных качеств личности, содействие её этническому
самоопределению;
формирование человека-гражданина;
формирование собственного мировоззрения, внутренней культуры чувств, внутренней
свободы, убеждённости, достоинства;
ориентация на непреходящие общечеловеческие ценности;
развитие творческих способностей школьника.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД
- развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества,
проявляющейся в праве всех членов общества быть различными, обеспечении устойчивой
гармонии между различными этническими группами;
признание ценности:
- традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления
жить в гармонии с окружающей природой;
- уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих
республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;
- права каждого на языковое, культурное самоопределение, сохранение и развитие
своей культуры;
- культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;
- культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения
общества;
- поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур
(взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности
и как явление социальной нормы гражданского общества;
развитие умений:
- соблюдать традиции народов мари, в повседневной жизни и специально
организованных этнокультурных мероприятиях;

- самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Марий Эл и
гражданина России;
- описать себя как представителя народов Марий Эл, России;
- ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие
гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному
миру.
Регулятивные УУД
- умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе
культуроведческого материала;
- проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению
традиционных правил; развитие умений корректно разрешать внутриэтнические,
межэтнические разногласия;
- развитие умений разрешать межэтнические конфликты по этнокультурным
вопросам, основываясь на принципах законности;
- оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;
- способность к этнической мобилизации (участие в национальных праздниках и т.д.);
- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур.
Познавательные УУД
- умение работать с разными источниками информации о культуре народов
республики и России: учебной, художественной, научно-популярной, справочной
литературой, со словарями, атласами, картами;
- выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих
ценностей;
- овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим
описывать поликультурную среду республики в целом; универсальные логические учебные
действия:
- развитие умения произвести мыслительные операции на культуроведческом
материале: абстрактное сравнение (на примере национальных праздников, обрядов, кухни,
одежды, традиционных занятий, сопоставления явлений культуры народов совместного
проживания и народов, населяющих многонациональную Россию, с целью выявления
национального и общечеловеческого своеобразия и т.д.);
анализ (на примере видов искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство,
музыка, театр, музей), общественных объединений (ассоциация, землячество, общество,
союз, община, ассамблея), представительств, диаспор);
синтез (на примере многонациональной России (Москва - столица РФ и т.д.);
классификация (на примере материальной и духовной культуры республики, народов
Марий Эл, России и т.д.);
обобщение (на примере восприятия народов Марий Эл как общности (мы - мари), и
шире (мы - россияне) и т.д.);
доказательство - умение реконструировать ценностные основания представителей
«иной» культуры (представлять себя в «иной» культуре);
универсальные знаково-символические учебные действия:
- проведение ассоциативных связей с государственными символами РМЭ, - РФ,
символикой национальных и международных общественных организаций и умение их
описывать;
- развитие умения пользоваться знаково-символическими понятиями, выражающими
традиционный уклад жизни народа: береза, поле - символы русского народа; лось - символ
марийского народа;
- развитие умений описать народные символы и знаки, заключенные в материальной и
духовной культуре (обрядах, национальной одежде, жилищах, песнях, танцах и т.д.);
- понимание, представление видов искусства (музыка, живопись, хореография,
народно-прикладное искусство) как образно-символьных систем;

- развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами и др. по
изучаемым материалам;
- развитие умения моделировать (проектировать) полученные знания в виде таблиц,
схем, моделей, диаграмм и т.д.
Коммуникативные УУД
- умение работать в парах, группе, коллективе;
- умение учитывать особенности этикета народов Марий Эл и России в условиях
диалога;
- готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по
внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
- умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения
на уровне республики и России.
Преподавание ИКН РМЭ вносит свой вклад в дальнейшее развитие языка,
культуры и истории народа мари, способствует укреплению дружбы между народами,
проживающими на территории РМЭ. Предмет ИКН способствует воспитанию
патриотических чувств, помогает прививать любовь к Родине.
В своей работе учитель может использовать различные теоретические и практические
формы передачи материала: уроки-беседы, приглашение творческих работников, очнозаочные экскурсии в пределах города, села, района, республики, викторины,
интегрированные уроки, КВНы, природоведческие и тематические викторины, кроссворды,
зачётные уроки, использование проектной деятельности, обсуждение телепередач и
видеофильмов и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАС.)

История и культура народов мари
6 класс
1. Республика Марий Эл в составе России (4 ч.)
Страна, в которой мы живём, - Россия. Президент Российской Федерации. Президент
Республика Марий Эл. Моя Родина – Республика Марий Эл.
Государственная символика Российской Федерации и Республики Марий Эл.
Территория, границы, население РМЭ. Связи с другими республиками Российской
Федерации. Наш район на карте республики.
Ознакомление с альбомом «Измаил Ефимов. Живопись. Геральдика» (Йошкар-Ола,
2007).
2. Семья. Родство (2 ч.)
Семья как школа трудового мастерства. Семейные династии. Судьба моей семьи – в
судьбе страны, народа, края.
3. Этнокультурное содружество в республике (4 ч.)
Многонациональная семья Республики Марий Эл. Краткие сведения о быте и
традициях.
Отражение темы дружбы в художественной литературе, в музыке, в изобразительном
искусстве.
4. Моя республика сегодня (2 ч.)
Градостроительство. Современная архитектура. Спортивные сооружения: стадионы,
ледовые дворцы, Дворец водных видов спорта – условия развития здорового духа.
Историко-культурный комплекс «Царевококшайский кремль» - украшение
набережной реки Малая Кокшага (г. Йошкар-Ола).
5. Из истории архитектуры (4ч.)
Архитектурно-планировочные традиции в Марийском крае (приёмы размещений
селений, планировочные приёмы жилища; хозяйственные постройки, их убранство и
назначение).
Деревянное зодчество в Марийском крае. Основные памятники деревянного
зодчества.
Купеческие дома в Марийском крае.
6. Из истории театра (2 ч.)
Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана. Репертуар театра,
ведущие артисты. Культура поведения в театре.
7. Из истории изобразительного искусства (2 ч.)
Первые профессиональные живописцы в Марийском крае: К. Егоров, Е. Атлашкина.
8. Устное народное творчество (3 ч.)
Понятия «мифы», «легенды», «предания», «сказки». Легенда об Онаре. Легенда о
Чумбылате. Образ богатыря в устном народном творчестве русского, марийского,
удмуртского, татарского, чувашского народов.
9. Народное искусство (2 ч.)
Традиционная вышивка мари. Основная характеристика по этническим группам –
горных, восточных, луговых мари (ткани, техника исполнения, композиционные
особенности расположения узоров на одежде, цветовая гамма). Книга Г. Соловьёвой
«Орнамент марийской вышивки». Искусство традиционной вышивки на современном этапе.

10. Музыкальная культура (2ч.)
Ознакомление с музыкальными произведениями профессиональных композиторов
республики.
А. Луппов «Чодыра сем» («Лесная легенда», балет).
А. Яшмолкин «Илыше кÿ» («Живой камень», балет-легенда).
11. Знание – наше богатство (2 ч.)
Книга хранит знания и опыт людей. Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна –
главное хранилище книг в республике.
Республиканская детская библиотека и Республиканская юношеская библиотека
имени В.Х. Колумба в г. Йошкар-Ола.
12. Праздники (4 ч.)
Классификации праздников: религиозные, народно-календарные, профессиональные,
семейные. Праздники, посвящённые памятным датам, государственные праздники.
15. Итоговый урок (1 ч.)
Как много мы узнали о нашей малой Родине.

Календарно – тематическое планирование
№

Содержание урока

Кол-во
часов

I этап
Республика Марий Эл в составе России
1.

Республика Марий Эл в составе России

2

2.

Моя Родина – Республика Марий Эл

2

Семья. Родство
3.

Семья как школа трудового мастерства. Судьба моей
семьи в судьбе страны, народа, края.
Этнокультурное содружество в республике

2

4.

Многонациональная семья Республики Марий Эл

2

5.

Краткие сведения о быте и традициях жителей
Республики Марий Эл. Самостоятельная работа
II этап

2

Моя республика сегодня
6.

Градостроительство. Современная архитектура

2

Из истории архитектуры
Архитектурно-планировочные традиции в Марийском
крае
Деревянное зодчество в Марийском крае.
Самостоятельная работа по теме «Из истории
архитектуры»
Из истории театра

2

9.

Марийский национальный театр драмы имени М.
Шкетана. Репертуар театра, ведущие артисты
Из истории изобразительного искусства

2

10.

Первые профессиональные живописцы в Марийском
крае: К. Егоров, Е. Атлашкина
III этап

2

7.
8.

2

Устное народное творчество
11.

Образ богатыря в фольклоре русского, марийского,
удмуртского, татарского, чувашского народов
Народное искусство

3

12.

Традиционная вышивка мари. Искусство традиционной
вышивки на современном этапе. Тестовое задание
Музыкальная культура

2

13.

Ознакомление с музыкальными произведениями

2

профессиональных композиторов республики
Знание – наше богатство
14.

Книга хранит знания и опыт людей. Национальная
библиотека имени С.Г. Чавайна – главное хранилище
книг в республике.
Праздники

2

15.

Классификации праздников: религиозные, народнокалендарные, профессиональные, семейные
IV этап

2

16.

Праздники, посвящённые памятным датам,
государственные праздники
Итоговый урок

2

17.

Как много мы узнали о нашей малой Родине

1

Список литературы
1. История и культура марийского народа. Учебное пособие для 6 класса. Йошкар-Ола.
Марийское книжное издательство. 2012.
2. Иванов А.Г., Сануков К.Н. История марийского народа. Йошкар-Ола. Марийское
книжное издательство. 1999.
3. Прокушев Г.И. Этюды о художниках Марий Эл. Йошкар-Ола. Марийское книжное
издательство. 2003.
4. Сепеев Г.А. Этнография марийского народа. Йошкар-Ола. Марийское книжное
издательство. 2001.
5. Соловьёва Г. Орнамент марийской вышивки. Йошкар-Ола. Марийское книжное
издательство. 1982.
6. Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола. Марийское книжное
издательство. 2003.
7. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола. 2005.
8. Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола.
2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».