Пояснительная записка Содержание и структура курса «Цветоводство» обеспечивает получение дополнительных знаний о жизни комнатных растений, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привития самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. В программе уделено внимание этическим нормам и правилам отношения к природе. Показано практическое применение биологических знаний. Программа ориентирована на активное познание мира цветочно – декоративных растений. В этой связи в нее включены темы практических работ, опытов и наблюдений. Актуальность курса Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности, согласуются с способностью жить в гармонии с окружающей природной средой. Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя. Цель: формирование практических умений и навыков в работе с декоративными и комнатными растениями Задачи: Образовательные: -повышать экологические знания в области комнатного цветоводства, формировать растениеводческие умения и навыки с помощью практических работ и опытов; - учить находить источники информации, умение работать с дополнительной литературой; - учить применять в жизни, полученные знания в области комнатного цветоводства, поддерживаемые творческим интересом и увлечением; Воспитательные: - умение строить свою жизнь в гармонии с собой и миром в общении с окружающими; -усвоение нравственных понятий и норм поведения; - воспитывать трудолюбие, бережливость, доброту, ответственность за результаты своей деятельности. Основная практическая задача курса – участие в озеленении здания школы. Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы участие в озеленении пришкольных клумб. Методы работы. 1. Метод коллективного творчества (совместная работа по озеленению выбранного помещения школы) 2. Наглядно-практический метод (наблюдение за ростом растений; проведение практических работ по уходу за растениями) Формы работы: работа с определителями и справочной литературой; профилактический осмотр растений; уход за комнатными растениями; озеленение помещений школы; озеленение пришкольных клумб практические занятия по пересадке, выращиванию, размножению растений; лекции, беседы; экскурсии. Курс программы «Цветоводство» предназначен для внеклассной работы с детьми 11 – 14 лет. Программа составлена для обучающимся с ограниченными возможностями здоровья 7 класса общеобразовательной школы. Количество детей на занятиях 8 человек. 2 Программа рассчитана на 34 часа, занятия проводятся 1 час в неделю. Автор программы Садыкова Л.П., педагог-библиотекарь. Планируемые результаты обучения: Личностные - эстетическое отношение к живым объектам; - чувство доброго и милосердного отношения к окружающей природе; - освоение новых видов деятельности; - самостоятельность и ответственность в выборе решений; - участие в творческом, созидательном процессе; - коммуникативные: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - потребность в здоровом образе жизни Предметные Получат знания о: - эстетическом и гигиеническом значении комнатных растений; - основных правилах и инструкциях по безопасности труда при проведении работ по цветоводству; - многообразии комнатных растений; - условиях жизни комнатных растений (свет, тепло, воздух); - основных приемах ухода за комнатными растениями; - некоторых заболеваниях растений и мерах помощи растениям; Будут уметь: - пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой; - определять комнатные растения; - наблюдать за ростом растений; - правильно ухаживать за комнатными растениями: протирать, опрыскивать, удалять сухие листья, вносить удобрения по всем правилам техники безопасности, приготавливать почвенные смеси, рыхлить почву; - размножать комнатные растения различными способами вегетативного размножения; - осуществлять действия по озеленению; - составлять рекомендации по уходу за комнатными растениями. Метапредметные - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; - умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать информацию из одной формы в другую; - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих; - участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера. Оценочные материалы Активность участия. Умение спланировать работу. Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе Самостоятельность 3 Учебный (тематический) план № 1 2 3 4 5 Название раздела. Количество часов Темы Введение. Ознакомление с планом работы. Инструктаж ТБ Комнатные растения и их роль в жизни человека История комнатного цветоводства. Комнатные растения и астрология. Всего 1 Теория 1 Формы аттестации/контр оля Практик а 1 Собеседование 4 3 1 1 Тематический контроль Декоративная функция растений. 1 Санитарно-гигиеническое значение растений. Многообразие комнатных растений. 1 Лекарственные и ядовитые комнатные растения. Экскурсия в библиотеку. Ознакомление 1 и работа с литературой по комнатному цветоводству. 3 Особенности строения и жизнедеятельности растений Общие сведения о строении растений. 1 Основные органы растения. Облик комнатных растений. Жизненные 1 формы. Классификация растений. Процессы жизнедеятельности растений. 1 3 Выбор растений и условия их содержания Условия содержания комнатных 1 растений. Особенности жизнедеятельности 1 растений разных экологических групп. Требования к содержанию комнатных 1 растений. Емкости. Почва, земляные смеси. 8 Уход за комнатными растениями Полив комнатных растений. 2 1 Тематический контроль 4 1 5 1 Опрыскивание и гигиенические процедуры. Питание комнатных растений. Подкормка. Виды удобрений. Перевалка, пересадка растений. 1 0,5 0,5 1 1 Формирование комнатных растений. 1 0,5 Выгонка растений. 1 1 1 2 1 Тематический контроль 1 Экскурсия 1,5 1,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5 0,5 0,5 1 1 1 1 4 0,5 Тематический контроль Тематический контроль Игра Тематический контроль Тематический контроль Тематический контроль Тематический контроль Тематический контроль Тематический контроль Тематический контроль Тематический контроль Тематический 6 7 8 Составление памяток по уходу за комнатными растениями. Размножение комнатных растений 1 4 1,5 Способы размножения растений: семенное, споровое и вегетативное. Вегетативное размножение черенками, отводками, отпрысками, усами, детками. Комнатные луковичные растения. Размножение луковицами, делением клубней, корневищ. Семенное размножение. Строение семян. Подготовка семян к посеву. Вредители и болезни комнатных растений Вредители комнатных растений. Меры борьбы с ними. Болезни комнатных растений, связанные с неправильным уходом. Паразитарные болезни. Причины и меры борьбы. Растения для клумбы 1 1 1 2,5 Тематический контроль Тематический контроль 1 1 1 1 Тематический контроль Тематический контроль 1 0,5 0,5 3 1,5 1,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 7 1,5 5,5 Красивоцветущие растения для клумбы 1 9 контроль Создание памяток 1 Уход за рассадой школьной клумбы. 3 Правила размещения растений на клумбе. Высадка растений на клумбу. 1 Подведение итогов работы 1 1 Всего 34 15 3 0,5 2 0,5 2 Тематический контроль Тематический контроль Тематический контроль Тематический контроль Тематический контроль Тематический контроль Тематический контроль Итоги 19 Содержание Тема 1. Введение (1ч). Ознакомление с планом работы, с видами общественно полезного труда по озеленению, с проводимыми мероприятиями. Правила безопасности труда и гигиены при работе с горшечными растениями и сельхозяйственным инструментом. Тема 2. Комнатные растения и их роль в жизни человека (4ч). Происхождение комнатных растений. История комнатного цветоводства, комнатное цветоводство в России. Обычаи и традиции людей разных исторических эпох по отношению к цветам. Легенды и предания о цветах. Комнатные растения и астрология. Декоративная функция растений. Санитарно-гигиеническое значение растений. 5 Многообразие комнатных растений. Лекарственные комнатные растения. Ядовитые комнатные растения. Практическая работа. Составление памяток «Ядовитые комнатные растения». Подбор информации на тему «Зеленый доктор на подоконнике». Экскурсия в библиотеку. Ознакомление и работа с литературными источниками о комнатном цветоводстве (каталоги, энциклопедии, атласы и т.п.). Тема 3. Особенности строения и жизнедеятельности растений (3ч). Общие сведения о строении растений. Особенности внешнего строения растений. Основные органы растения: корень, лист, понятие о побеге, строение и функция стебля, цветка. Облик комнатных растений: злаковые, кустистые, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные растения, шаровидные растения. Жизненные формы. Процессы жизнедеятельности растений: минеральное питание, фотосинтез, дыхание растений. Практическая работа: Определение формы корневых систем. Типы побегов. Многообразие листьев. «Пикировка как способ формирования корневой системы» Тема 4. Выбор растений и условия их содержания (3ч). Условия выращивания комнатных растений. Температура, температурный режим, шкала температур. Световой режим: шкала освещенности; естественное и искусственное освещение. Влажность воздуха. Шкала влажности воздуха. Особенности жизнедеятельности растений разных экологических групп. Требования к содержанию комнатных растений. Содержание растений дома. Емкости. Типы емкостей: горшки, кашпо, контейнер. Устойчивость, практичность, цвет, материал емкостей. Почва, земляные смеси. Практическая работа: Работа с литературой по теме «Экологические группы растений». Определение условий, необходимых для выращивания конкретных растений. Изучение состава различных земляных смесей. Подбор и самостоятельное приготовление субстрата для конкретной группы растений. Тема 5. Уход за комнатными растениями (8ч). Полив. Правила соблюдения режима полива. Полив из лейки. Метод погружения. Гидропоника. Питание растений. Основные питательные вещества для растения. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка. Сроки и правила подкормки комнатных растений. Доза удобрения. Покой. Опрыскивание и гигиенические процедуры. Свежий воздух. Внешний вид растений. Мытьё. Полировка. Очистка. Перевалка и пересадка растений. Формирование комнатных растений. Бонсай. Обрезка. Прищипка. Выгонка растений. Практическая работа: Наблюдение и уход за растениями. Пересадка растений. Составление календаря подкормки для комнатных растений. Приготовление растворов для подкормки. Подкормка комнатных цветов. «Обрезка – управление ростом растений» Составление памяток по уходу за растениями. Определение комнатных растений, составление паспортов растений. Тема 6. Размножение комнатных растений (4ч). 6 Особенности размножения растений. Вегетативное размножение комнатных растений. Размножение отводками, отпрысками, усами, детками. Размножение черенками. Комнатные луковичные растения, их многообразие. Размножение луковицами. Деление корней, клубней, корневищ. Семенное размножение. Значение семенного размножения, его особенности, преимущества, недостатки. Внешнее строение семян. Приемы подготовки семян к посеву: стратификация, намачивание и др. Споровое размножение. Практическая работа: Подготовка земли для черенкования. Черенкование комнатных растений. Размножение растений делением куста, клубнями, луковицами. Наблюдение за объектами. Тема 7. Вредители и болезни комнатных растений (3ч). Вредители: ложноножки, щитовки, клещи, тли, трипсы, листовые нематоды, белокрылки, червецы. Паразитарные болезни комнатных растений и болезни, связанные с неправильным уходом за растениями. Болезни: мучнистая и ложная мучнистая роса, корневая гниль, серая гниль, ржавчина, черная ножка, пятнистость листьев. Признаки заболеваний. Неотложная помощь комнатным растениям. «Хирургические» методы лечения корневой гнили. Народные средства для борьбы с болезнями и вредителями. Профилактика заболеваний. Практическая работа: Работа с определителем, со справочником и другой литературой по определению причины болезни, вида вредителя. Работа с увеличительными приборами. Уход и наблюдение за комнатными растениями. Проект «Борьба с вредителями и болезнями комнатных растений народными средствами» Тема 8. Растения для клумбы (7ч). Растения для клумбы . Правила размещения растений на клумбе. Расстояние между рядами и растениями при посадке. Формировать представление о расстоянии между рядами. Высадка цветковых растений в цветники. Тема 9. Подведение итогов работы (1ч). Методическое обеспечение Основной формой обучения являются групповые занятия. Состав групп одновозрастной. Численный состав группы – 12 человек. Образовательный процесс предполагает проведение аудиторных и практических (внеаудиторных) занятий. Аудиторные занятия проводятся в учебном кабинете, приспособленном для проведения занятий по программному курсу и соответствующим требованиям СанПиН 2.4.4.317214. Возможно проведение занятий в актовом зале школы. Аудиторные занятия включают: учебные занятия; видеолектории (просмотр ); ролевые игры. Внеаудиторные занятия предполагают: организацию трудовой занятости. Материально-техническое обеспечение программы. 7 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Пульверизатор Набор удобрений Торф Коллекция плодов и семян Лейки Лупы Семена Горшки Вёдра Грабли Лопата Совки Ящики посевные и другой необходимый инвентарь Список использованной литературы Ганичкина О. Любимые домашние цветы. – М.: Издательство Оникс, 2010. – 112с. Д-р Д.Г.Хессайон Все о комнатных растениях. – М.: «Кладезь-Букс», 2003. – 256с. Дятченко Т.И. Растения на балконе и террасе. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 184с. Комнатные растения. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2003. – 672с. Родина В.А. Цветоводство в школе. – М.: Учпедгиз, 1955. – 144с. (http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/index.shtml) Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений/ Ю.В. Сергиенко. – М.: АСТ, 2007. – 319с. Степура А.В., Степура М.Ю. Комнатные растения. Практическая энциклопедия. – М.: Мир книги, 2004. – 368с. Чуб В.В., Лезина К.Д. Полная энциклопедия комнатных растений. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 416с. http://www.florets.ru/komnatnoe-tsvetovodstvo/ http://www.openclass.ru/node/251729 http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/kruzhok-komnatnoe-cvetovodstvo 8