Рабочая программа дополнительного образования- Чтение. Работа с текстом

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогического направления
«Чтение. Работа с текстом»
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок освоения программы: 1 год

Составители :
Иляева М.С.Канина Е.С.
педагоги дополнительного образования

с. Русская Тавра, 2024

Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Чтение. Работа с текстом»
разработана на основе Федерального государственного стандарта начального
общего образования. Программа учебного курса разработана к учебнометодическому комплекту О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом».
Художественная литература является средством эстетического, нравственного
и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной
и творческой активности. Создать для ребѐнка условия, способствующие
открытию целостной картины мира благодаря детской книге, развивать
мотивы отношения к чтению позволяет курс «Чтение. Работа с текстом».
Программа учебного курса позволяет проводить системную работу по
интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта
обучающегося. Содержание занятий создаѐт условия для углубления знаний,
полученных на уроках литературного чтения и применения их в
самостоятельной читательской деятельности. Обучить детей технике чтения
нелегко, но ещѐ труднее научить понимать и анализировать прочитанное.
Помочь преодолеть эти трудности призван используемый на занятиях учебнометодический комплект «Чтение. Работа с текстом», О.Н. Крыловой (пособие
полностью соответствует федеральному государственному образовательному
стандарту для начальной школы).
Цель программы «Чтение. Работа с текстом»: создание условий для
развития читательских умений и интереса к чтению.
Основные задачи:

1. Расширить читательский кругозор;
2. Способствовать пониманию социальной значимости чтения в обществе;
3. Укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и
нравственности;
4. Учить работать с текстом литературных произведений;
5. Способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка
Место курса в учебном плане
Общее число часов, отведённых на изучение курса , составляет 102 часа:, во 2 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в
неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием
России и общечеловеческими ценностями. Младшие школьники будут учиться полноценно
воспринимать художественнуюлитературу, эмоционально отзываться на прочитанное,
высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность
воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с
другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими
возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку
литературного чтения и к процессу чтения; мотивация обращения к книге как к лучшему другу,
источнику информации; эмоциональное восприятие художественного произведения и
поступков литературных героев; эстетическое восприятие художественного произведения,
произведений живописи, музыки; первоначальные представления о нравственных понятиях
(ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных
произведениях; формирование чувства любви к Родине; уважения к взрослым; способность к
самооценке своей работы на основесовместно выработанных критериев; ориентация в
нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей
(на основе прочитанных произведений).
Учащиеся научатся: выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с
точки зрения морали и ценностей; стремиться к успешной учебной деятельности, развивать
речевое внимание и внимание к деталям..
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.
Учащиеся научатся:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной
задачи под руководством учителя; составлять план действий на основе заявленной в
методическом аппарате учебника системы условных обозначений под руководством учителя;
оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или
образцом; принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной
задачей.
Понимать цель и смысл выполняемых заданий; самостоятельно составлять план действий
решения учебной задачи; самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в
методическом аппарате учебника системы условных обозначений; самостоятельно определять
критерии оценки достигнутых результатов.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться
умения: работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных
обозначений; читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки,
герои); определять в художественном тексте последовательность событий, их причинноследственную связь; представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве
библиотеки; в справочной литературе для детей; использовать знаково- символические
средства, в том числе словесные модели для создания высказывания.
Учащиеся научатся:
самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации;
находить заданное произведение разными способами; выделять в тексте основные части;
определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной
микротемы; группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действийбудут
являться умения:
слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу; принимать
участие в обсуждении прочитанного; принимать различные точки зрения на прочитанное
произведение; работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.
Учащиеся научатся:
задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению; следить за
действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности;
проявлять интерес к общению
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучающихся рассматриваются в соответствии с основными
разделами Примерной программы по литературному чтению и Рабочей программы по
литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности (аудирование, чтение,
слушание; работа с разными видами текстов, библиографическая культура, речевая культура);
круг детского чтения; литературоведческая пропедевтика; творческая деятельность.
Результатом формирования предметных действий будут являться следующие умения:
воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу; читать выразительно,
орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения; самостоятельно
определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного
или прослушанного произведения; вычерпывать фактуальную информацию текста (герои,
поступки героев, события); участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или
прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;пересказывать текст подробно с

опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель
текста); представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной
книги); создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных
произведений; придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными; создавать свои
собственные творческие объекты: фотогазета, плакат и др.; иллюстрировать прочитанное или
прослушанное произведение; разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест,
интонацию под руководством учителя.
Учащиеся научатся:
читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с
индивидуальным темпом; самостоятельно определять главную мысль произведения; задавать
самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; пересказывать
текст на основе плана, составленного под руководством учителя; находить самостоятельно
книгу в библиотеке по заданным параметрам; участвовать в организации выставки книг в
классе; находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке; придумывать
рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями; читать
стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
инсценироватьпроизведения
самостоятельно,
используя
различные
средства
выразительности.
Содержание учебного предмета
Чтение
Чтение вслух.
Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать
текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностейразных
по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие умения переходить
от чтения вслух к чтению про себя. Использование различных видов чтения:
ознакомительного, изучающего, поискового, выбор нужного вида чтения в соответствии с
целью чтения.
Чтение про себя.
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру
произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое,
выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей
разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде,
определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их
озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста:
своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Вычленение содержащихся
в тексте основных событий и установление их последовательности; упорядочение информации
по заданному основанию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением
2-3 признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде. Использование
формальных элементов текста для поиска нужной информации. Работа с несколькими
текстами.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств
языка:
последовательное
воспроизведение
эпизода
с
использованиемспецифической для данного произведения лексики (по вопросам
учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый, устный и
письменный. Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста:
подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ
текста: определение главной мысли фрагмента, выделениеопорных или ключевых слов,
озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение
главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста,
составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде
самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный
пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов,
выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия
(выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе
текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности
ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Комплексная работа над
структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей
текста (абзацев). Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых
связей, не показанных в тексте напрямую.Формулирование несложных выводов на
основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод.
Сопоставление содержащейся в разных частях текста информации, обобщение
информации. Создание на основе текста небольшого монологического высказывания,
ответа на поставленный вопрос. Выписки из текстов с определенной целью. Составление
небольших письменных аннотаций к тексту.Написание отзыва о прочитанном.
Интерпретация текста литературного произведения втворческой деятельности учащихся:
устное словесное рисование, знакомство сразличными способами работы с
деформированным текстом и использование их(установление причинно- следственных
связей, последовательности событий: соблюдениеэтапности в выполнении действий);
изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии).
Работа с текстом: оценка информации
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде
(форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.
Высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте, оценочных суждений о
содержании, языковых особенностях, структуре текста. Определение места и роли
иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи. Особенности
диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать
вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме
высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения.
Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения.

Тематическое планирование 4 класс
№

Тема урока

Количество
часов

1.

Е.И.Чарушин
животных»

о

1

2.

Г. Николаева «Ливень»
Г. Скребицкий «Солнечный день в
самомначале лета...»
К.Ушинский «Гнездоласточки»

1

5.

По материалам
«Хочу всёзнать»

1

6.

В. Железников «Чучело»

1

7.

А. Бостром «Кошка и ёж»

1

8.

С. Аксаков «Осень»

1

9.

И.Соколов - Микитов «В зелёном
русском лесу...»

1

10.

Р.Киплинг «Слонёнок»

1

11.

Р.Киплинг «Маугли»

1

12.

По материалам энциклопедии
«Хочу всё знать», «Язык –средство
общения»

1

13.

А.Тихонов «Колибри»

1

14.

1

16.

По материалам энциклопедии
«Хочу всёзнать», «Экология»
И.Соколов - Микитов
«После знойного лета...»
О.Уайльд «Звездный мальчик»

17.

К.Д.Ушинский «Четырежелания»

3.
4.

15.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

«Рассказы

энциклопедии

1
1

1
1
1

По материалам энциклопедии «Хочу 1
всёзнать», «Планета»
Э.Бауэр «Жираф»
1
С.Михалков
1
«Жадныйзаяц»
Ю.Олеша «Три толстяка»
1
И.Соколов - Микитов
1
«Рябина»
Н.Дудников
«Весенняя
вода 1
схлынула из низин...»
К.Ушинский «Утренниечасы»
1
С.Есенин Стихи о России
1
Е.Пермяк
«Как
большой»
С.Михалков
«Просчитался»

Маша

стала 1
1

28.

В.Осеева «Злая мать и добрая тетя»

31.

Э.Т.А.Гофман
«Щелкунчик и мышиныйкороль»
Г. Скребицкий
«Лесноеэхо»
П.Молчанов «Рыбалка»

32.

Г. Скребицкий «Осень»

29.
30.

33.
34.

1
1
1
1

1
Интегрированная
проверочная 1
работа
В.Гауф « Карлик нос»
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОЦЕССА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

1. Крылова О.В. Чтение 1-4 класс. Работа с текстом. Издательство
«Экзамен», 2022
2. Е.В.Волкова, А.В.Птухина. Литературное чтение.
Всероссийскаяпроверочная работа за курс
начальной
школы.
Практикум повыполнениютиповых заданий.
Издательство «Экзамен», 2018 ЦИФРОВЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
СЕТИИНТЕРНЕТ

РЕСУРСЫ

И

РЕСУРСЫ

http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов
http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов
http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы
http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю
начальных классов
http://www.uroki.net - поурочное планирование, сценарии, разработки уроков,
внеклассныемероприятия и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».