Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогического направления «Чтение. Работа с текстом» Возраст обучающихся: 9-10 лет Срок освоения программы: 1 год Составители : Иляева М.С.Канина Е.С. педагоги дополнительного образования с. Русская Тавра, 2024 Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Чтение. Работа с текстом» разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования. Программа учебного курса разработана к учебнометодическому комплекту О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом». Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности. Создать для ребѐнка условия, способствующие открытию целостной картины мира благодаря детской книге, развивать мотивы отношения к чтению позволяет курс «Чтение. Работа с текстом». Программа учебного курса позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта обучающегося. Содержание занятий создаѐт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности. Обучить детей технике чтения нелегко, но ещѐ труднее научить понимать и анализировать прочитанное. Помочь преодолеть эти трудности призван используемый на занятиях учебнометодический комплект «Чтение. Работа с текстом», О.Н. Крыловой (пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту для начальной школы). Цель программы «Чтение. Работа с текстом»: создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению. Основные задачи: 1. Расширить читательский кругозор; 2. Способствовать пониманию социальной значимости чтения в обществе; 3. Укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности; 4. Учить работать с текстом литературных произведений; 5. Способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка Место курса в учебном плане Общее число часов, отведённых на изучение курса , составляет 102 часа:, во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю). Планируемые результаты изучения учебного предмета Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями. Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественнуюлитературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации; эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев; эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки; первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях; формирование чувства любви к Родине; уважения к взрослым; способность к самооценке своей работы на основесовместно выработанных критериев; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений). Учащиеся научатся: выражать свои эмоции посредством выразительного чтения; оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; стремиться к успешной учебной деятельности, развивать речевое внимание и внимание к деталям.. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Учащиеся научатся: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя; составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений под руководством учителя; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом; принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей. Понимать цель и смысл выполняемых заданий; самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи; самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений; самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов. Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений; читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои); определять в художественном тексте последовательность событий, их причинноследственную связь; представлять книги, группировать их на основе существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей; использовать знаково- символические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания. Учащиеся научатся: самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами; выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям). Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действийбудут являться умения: слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу; принимать участие в обсуждении прочитанного; принимать различные точки зрения на прочитанное произведение; работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий. Учащиеся научатся: задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению; следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты обучающихся рассматриваются в соответствии с основными разделами Примерной программы по литературному чтению и Рабочей программы по литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности (аудирование, чтение, слушание; работа с разными видами текстов, библиографическая культура, речевая культура); круг детского чтения; литературоведческая пропедевтика; творческая деятельность. Результатом формирования предметных действий будут являться следующие умения: воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу; читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения; самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения; вычерпывать фактуальную информацию текста (герои, поступки героев, события); участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста); представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги); создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений; придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными; создавать свои собственные творческие объекты: фотогазета, плакат и др.; иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение; разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию под руководством учителя. Учащиеся научатся: читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом; самостоятельно определять главную мысль произведения; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя; находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; участвовать в организации выставки книг в классе; находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке; придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями; читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств; инсценироватьпроизведения самостоятельно, используя различные средства выразительности. Содержание учебного предмета Чтение Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностейразных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Использование различных видов чтения: ознакомительного, изучающего, поискового, выбор нужного вида чтения в соответствии с целью чтения. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности; упорядочение информации по заданному основанию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением 2-3 признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде. Использование формальных элементов текста для поиска нужной информации. Работа с несколькими текстами. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованиемспецифической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый, устный и письменный. Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделениеопорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую.Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных частях текста информации, обобщение информации. Создание на основе текста небольшого монологического высказывания, ответа на поставленный вопрос. Выписки из текстов с определенной целью. Составление небольших письменных аннотаций к тексту.Написание отзыва о прочитанном. Интерпретация текста литературного произведения втворческой деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство сразличными способами работы с деформированным текстом и использование их(установление причинно- следственных связей, последовательности событий: соблюдениеэтапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Работа с текстом: оценка информации Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте, оценочных суждений о содержании, языковых особенностях, структуре текста. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения. Тематическое планирование 4 класс № Тема урока Количество часов 1. Е.И.Чарушин животных» о 1 2. Г. Николаева «Ливень» Г. Скребицкий «Солнечный день в самомначале лета...» К.Ушинский «Гнездоласточки» 1 5. По материалам «Хочу всёзнать» 1 6. В. Железников «Чучело» 1 7. А. Бостром «Кошка и ёж» 1 8. С. Аксаков «Осень» 1 9. И.Соколов - Микитов «В зелёном русском лесу...» 1 10. Р.Киплинг «Слонёнок» 1 11. Р.Киплинг «Маугли» 1 12. По материалам энциклопедии «Хочу всё знать», «Язык –средство общения» 1 13. А.Тихонов «Колибри» 1 14. 1 16. По материалам энциклопедии «Хочу всёзнать», «Экология» И.Соколов - Микитов «После знойного лета...» О.Уайльд «Звездный мальчик» 17. К.Д.Ушинский «Четырежелания» 3. 4. 15. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. «Рассказы энциклопедии 1 1 1 1 1 По материалам энциклопедии «Хочу 1 всёзнать», «Планета» Э.Бауэр «Жираф» 1 С.Михалков 1 «Жадныйзаяц» Ю.Олеша «Три толстяка» 1 И.Соколов - Микитов 1 «Рябина» Н.Дудников «Весенняя вода 1 схлынула из низин...» К.Ушинский «Утренниечасы» 1 С.Есенин Стихи о России 1 Е.Пермяк «Как большой» С.Михалков «Просчитался» Маша стала 1 1 28. В.Осеева «Злая мать и добрая тетя» 31. Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиныйкороль» Г. Скребицкий «Лесноеэхо» П.Молчанов «Рыбалка» 32. Г. Скребицкий «Осень» 29. 30. 33. 34. 1 1 1 1 1 Интегрированная проверочная 1 работа В.Гауф « Карлик нос» 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО 1. Крылова О.В. Чтение 1-4 класс. Работа с текстом. Издательство «Экзамен», 2022 2. Е.В.Волкова, А.В.Птухина. Литературное чтение. Всероссийскаяпроверочная работа за курс начальной школы. Практикум повыполнениютиповых заданий. Издательство «Экзамен», 2018 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕТИИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов http://www.uroki.net - поурочное планирование, сценарии, разработки уроков, внеклассныемероприятия и др.