Рабочая программа дополнительного образования- Выжигание по дереву

Пояснительная записка
Программа создана в соответствии с:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273 ФЗ (ред. От 31.07.2020) «Об образовании в
Российской Федерации» (и изм. и доп., вступ. В силу с 01.08.2020);
2. Федеральный Закон от 14.04.2021г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р;
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р;
1.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
3.
Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020г.
(ред. От 26.07.2022г.) «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от
22.09.2021г. № 4652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых;
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
6.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.01.2015г. № 09-3242 «О
направлении методических рекомендаций
по
проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический
университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования, АНО ДПО «Открытое
образование»
7.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015г. №
АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ;
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.08.2020г. № 28
«Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
13. Закон Свердловской области от 09.12.2013г. №121-ЗКО (ред. От 14.12.2020г. №113-ЗКО)
«Об образовании в Свердловской области»;
14. Уставом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Тавринская
средняя общеобразовательная школа»

Образовательная программа "Выжигание по
дереву" имеет художественную
направленность.
Актуальность программы.
На современного человека обрушивается поток информации, что приводит к избыточному
нервному напряжению. А если еще добавить недостаточное общение с природой, то становятся
понятным тревоги медиков о настоящем и будущем человека. В этом случае на помощь приходят
народные промыслы и декоративно-художественная деятельность.
Доказано, что создание художественных изделий положительно влияют на психику, помогая
переключаться на другой вид деятельности, что способствует снижению утомляемости и нервного
напряжения.
Актуальность программы заключается в том, что, обучаясь искусству выжигания, дети не
только получают знания по способам оформления изделий, наложения светотени, но и учатся
видеть и передавать красоту и неповторимость окружающего мира. Особенности данного вида
деятельности заключаются в его пограничном состоянии между техническим и художественным
направлениями. Поэтому занятия выжиганием привлекают учащихся как с техническими, так и с
художественными наклонностями.
Работа в объединении позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает
целеустремлённость, развивает внимательность, художественное мышление.
Занятия детей в рамках дополнительного образования способствует формированию у них не
только созерцательной, но и познавательной деятельности.
Занятия выжиганием по дереву являются отличной школой развития у детей творческой
инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к
художественному творчеству.
На занятиях создаются оптимальные условия для усвоения учащимися
практических навыков работы с различными материалами и инструментами.
На занятиях развивается:
• образное и логическое мышление
• зрительная память
• дизайнерские способности
• внимание
• аккуратность в исполнении работ.
На занятиях учащиеся также знакомятся с историей и современным уровнем
развития российских и мировых технологий обработки различных материалов, связанных
с художественно-декоративным творчеством.
Приобретение начальных навыков выжигания не требует наличия специальных рабочих мест
или сложного технологического оборудования, занятия проводятся в учебных классах.
Магия превращения обыкновенного куска фанеры или деревянной заготовки в произведение
искусства не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала,
применение простого инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы дают
возможность привить этот вид деятельности у детей младшего школьного
возраста. Выжигание по дереву способствует развитию фантазии у ребёнка, внимательности и
усидчивости.
Отличительные особенности программы.
Программа «Выжигание по дереву» имеет стартовый уровень. На стартовом уровне
программы задачи, планируемые результаты и оценка планируемых результатов представлены
образовательно-предметными, метапредметными, личностными компонентами.
Содержание программы раскрывается по основным программным разделам. Такой подход
представляется целесообразным, поскольку в течение учебного года все разделы изучаются в
необходимом объеме, по сложности их выполнения. Освоение программного материала по
учебному плану не является линейным. Темы всех учебных разделов изучаются на каждом занятии
в объеме, соответствующем развитию навыков учащихся.

В содержании учебного плана есть разделения на теорию и практику. В процессе занятий
весь теоретический материал осваивается как основа практической формы работы.
Программа «Выжигание по дереву» имеет стартовый уровень.
На обучение принимаются все желающие без ограничений.
Адресат программы. Программа «Выжигание по дереву» адресована учащимся
возраста 11-15 лет.
Срок освоения и объем программы
Программа рассчитана на один год обучения. Количество часов –68 часов.
Занятия проводятся1 раза в неделю.
Продолжительность одного часа групповых занятий для учащихся всех
возрастов – 40 минут, перерыв между занятиями – 10 минут.
Наполняемость учебных групп по годам обучения: 10-15 человек.
Формы, виды обучения, режим занятий
Программа «Выжигание по дереву» рассчитана на разновозрастные учебные группы с
постоянным составом учащихся 10-14 лет.
Формы обучения: очная в учреждении (групповая); заочная (электронное обучение с
применением дистанционных технологий и дистанционное обучение в условиях отмены очных
занятий при проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий) в соответствии с учебным
планом и календарным учебным графиком.
Виды занятий и комбинации видов: учебные занятия, прослушивание аудио записей и
просмотр видеозаписей шахматных соревнований, внутригрупповые соревнования.
Особенности организации образовательного процесса – возможна реализация программы с
использованием дистанционных образовательных технологий.
Формы реализации Программы: традиционная - реализуется в рамках школы.
Достижению поставленной цели способствует решение ряда педагогических задач.
1.2. Цель программы: формирование интереса к выжиганию по дереву как виду
декоративно-прикладного искусства, способствующему творческому развитию учащихся,
овладение теоретическими и практическими навыками выжигания.
Целями обучения в объединении «Выжигание по дереву» также являются:
 формирование желания и умения трудиться;
 овладение умениями и навыками работы с различными материалами и оборудованием;
 формирование профессионально-прикладных навыков и создание условий для
социального, культурного и профессионального самоопределения;
 развитие у детей тяги к творчеству и превращение процесса труда во вдохновенное
созидание.
Задачи:

Личностные

развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;

вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность;

воспитание творческой активности;

воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.
Метапредметные:

создать условия к саморазвитию учащихся;

содействие развитию у детей способностей к техническому и художественному
творчеству;

расширение общего кругозора;

пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических
объектов;

развитие стремления разобраться в их конструкции и принципе работы;
Образовательно-предметные:

создание условий для усвоения ребёнком практических навыков работы с материалами;

обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков
работы с инструментами и материалами, применяемыми в декоративно-прикладном
творчестве;

сформировать умение планировать свою работу;

обучить приёмам и технологии изготовления несложных изделий.

Учебный план
В том числе
Теория
Практика

Формы
аттестации/

Наименование разделов и тем

Всего
часов

Вводное занятие. Материалы и
инструменты. Техника безопасности
Подготовка основания для
выжигания. Перенесение рисунка.

1

1

3

1

2

Беседа,
опрос

3

История выжигания (пирография).
Организация рабочего места при
выжигании.

2

1

1

4

Устройство выжигательного аппарата.
Древесина, породы древесины, фанера,
ДВП. Зачистка (шлифовка) основы

2

1

1

5

Виды
и
приемы
выжигания.
(контурное,
силуэтное
и
художественное выжигание)

2

1

1

6

Плоское
выжигание.
элементов рисунка.

4

1

3

Беседа,
Практи
ческая
работа
Беседа,
Практи
ческая
работа
Беседа,
Практи
ческая
работа
Беседа,
Практи
ческая

№
п/п
1
2

Выжигание

контроля
Беседа

работа

7

Выжигание по внешнему контуру.
Выжигание элементов рисунка.

4

1

3

8

Рамочное выжигание.
Оформление рамки.

4

1

3

9

Виды штриховки при выжигании.
Завитки. Большие точки. Тонкие
линии.
Маленькие точки.

4

1

3

10

Темный фон. Смешанный фон.

4

1

3

11

Косая
штриховка.
Неоднородная
штриховка. Размытая
тень. Размытая косая штриховка.

4

1

3

12

Выжигание, выполнение задания по
образцу.

4

1

3

13

Выжигание на тему «Подарок маме».

6

6

14

Выжигание
герои»

6

6

15

Выжигание на тему «Новый год»

6

6

16

Композиция «23 февраля». Выжигание
рисунка.

6

6

17

Композиция «8 Марта»

4

4

на

тему

«Сказочные

Беседа,
Практи
ческая
работа
Беседа,
Практи
ческая
работа
Беседа,
Практи
ческая
работа
Беседа,
Практи
ческая
работа
Беседа,
Практи
ческая
работа
Беседа,
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа

18

Итоговое занятие. Выставка

2

Всего

68

Беседа,
опрос

2

12

56

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности (1 часа)
Вводное (организационное) занятие.Знакомство с правилами поведения в объединении.
Задачи и содержание занятий по выжиганию. Расписание занятий, техника безопасности при
работе в объединении. Знакомство с технической деятельностью человека. Общие
элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Материалы,
инструменты и инструктаж по ТБ.
2. Подготовка основания для выжигания. Перенесение рисунка. (3 часа)
Выборы древесных материалов с учетом особенностей их цвета, текстуры и выбранного
рисунка. Подготовка основы для выжигания. Наложение копировальной бумаги на основу
для выжигания. Выбор рисунка для работы. Приемы перевода рисунка. Подготовка для
выжигания: обработка досок – шлифовка, зачистка. Освоение различных способов нанесения
рисунка на доску (по шаблонам, трафаретам, при помощи кальки и копировальной бумаги),
выбор способа для работы.
3. История выжигания. Организация рабочего места. Устройство выжигательного
аппарата. Основные приемы выжигания. Виды выжигания (6 часа)
Технология выжигания. Выжигание элементов рисунка с использованием регулятора
температур, его переключением. Работа на пробных досках. Оформление рамочки. Регуляция
нажима, интервалов времени при выжигании. Плоское выжигание. Глубокое выжигание.
Выжигание по внешнему контуру.
4. Плоскостное выжигание. Выжигание элемента рисунка. Выжигание рисунков
простой формы(4 часа)
Выжигание элементов рисунка. Особенности выжигания параллельных, пересекающихся
линий, непересекающихся отрезков, точек. Отработка приемов выжигания: точками,
штрихами, параллельными линиями, сплошной линией. Способы накладывания различных
видов штриховки. Способы объединения различных приемов выжигания и различных видов
штриховки при выполнении работы.
5. Выжигание по внешнему контуру. Выжигание элементов рисунка. Смешанная
техника выжигания и росписи. Рамочное выжигание. (8 часов) Отработка способов
нанесения узора. Выполнение элементов оформления работ. Выжигание по образцу.
Отработка приемов устранение дефектов с помощью тонкого лезвия и наждачной бумаги.
Самостоятельное выжигание по образцу отдельных фигур.
6. Виды штриховки при выжигании. Зачистка. Большие точки. Косая штриховка.
(16 часов). Выбор рисунка для работы. Подготовка заготовки для выжигания: обработка
досок – шлифовка, зачистка. Составление композиций для изделий разной величины и формы.
Перевод рисунка на фанеру или древесный спил. Приемы объединения различных приемов
выжигания и различных способов выжигания при выполнении работы. Самостоятельное
оформление изделий в разных художественных жанрах. Выжигание рисунка.
7. Выжигание сувениров и подарков (28 часов)
Изготовление сувенира с использованием пирографической техники. Составление
композиции. Составление композиций для изделий разной величины и формы.
Самостоятельное оформление изделий в разных художественных жанрах. Выжигание
рисунка. Выбор рисунка для работы. Подготовка заготовки для выжигания: обработка
досок – шлифовка, зачистка. Составление композиций для изделий разной величины

и формы. Перевод рисунка на фанеру или древесный спил. Приемы объединения
различных приемов выжигания и различных способов выжигания при выполнении
работы. Самостоятельное оформление изделий в разных художественных жанрах.
Выжигание рисунка. Устранение дефектов. Окончательная отделка изделия.
8. Итоговое занятие. Выставка работ учащихся (2 часа)
Подведение итогов работы. Выставка работ учащихся.

Условия реализации программы Материально-технические условия
Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами.
При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и
видов работ для ведения образовательной деятельности. Кабинет оборудован раковиной для
мытья рук с холодной водой, укомплектован медицинской аптечкой для оказания доврачебной
помощи. Кабинет должен быть чистым, освещённым.
Оборудование.
Материалы и инструменты:
 Ученические столы и стулья;
 Деревянные заготовки;
 Эскизы, рисунки, карандаш простой, карандаши цветные; кисточки, краски акварельные;
 Копировальная бумага, калька, наждачная бумага;
 Выжигательный прибор и подставка для прибора;
Дидактические материалы:
 информационно-методические материалы; учебная,методическая литература, детская
литература, журналы;
 методические разработки и планы - конспекты занятий, методические указания и
рекомендации к практическим занятиям;
 развивающие и диагностические процедуры: тесты, игры, кроссворды, викторины,
конкурсы;
 сценарии воспитательных мероприятий;
 зрительный ряд: фотоальбомы, репродукции картин;
 литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания, рассказы;
 наглядные пособия: образцы поделок, шаблоны,
 инструкционные карты, таблицы;
 раздаточный и дидактический материал.

Список литературы
1.
Ращупкина С.Ю. Выжигание по дереву. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 192 ст.
2.
Уолтер Сью. Пирография, или Искусство выжигания по дереву. – Ростов Н/Д.: Феникс,
2Норма Грегори. Выжигание по дереву. Практическое руководство/ Пер. с англ.- М:Ниола –
Пресс, 2007г., 116 с.
3.
Пул Стефан. Энциклопедия. Выжигание по дереву: Техника. Приемы. Изделия.- АСТ
Пресс, 2007г.
4.
Рощупкина С.Ю. Выжигание по дереву. – Рипол Классик, 2011006. – 224 ст.
Список литературы для учащихся:
1.
Грегори, Норма Выжигание по дереву. Практическое руководство / Норма Грегори. М.: Ниола-Пресс, 2009. - 112 c.
2.
Гусарчук, Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву: моногр. / Д.М.
Гусарчук. - М.: Лесная промышленность, 1985. - 208 c.
3.
Зайцева, Анна Пирография. Уроки выжигания по дереву / Анна Зайцева. - М.: Эксмо,
2012. - 378 c.
4.
Пул, Стефан Выжигание по дереву / Стефан Пул. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2013. - 284 c.
5.
Ращупкина, С. Ю. Выжигание по дереву / С.Ю. Ращупкина. - М.: "Группа Компаний
"РИПОЛ классик", 2011. - 192 c
Интернет ресурсы:
https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/vyzhiganie-po-derevu-dlyanachinayushchikh/ https://lesoteka.com/obrabotka/vyzhiganie-po-derevu
https://ru.pinterest.com/pin/376754325060332959/
https://infourok.ru/uchebnoe-posobie-po-vizhiganiyu-2800927.html
https://www.livemaster.ru/masterclasses/pirografiya/vyzhiganie-po-derevu


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».