Составитель: Лапухин Н.А. педагог дополнительного образования ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей. Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности. Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре. Задачами подрастающего данной программы поколения, являются: формирование физическое навыков развитие дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе. Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению. Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов: - гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей; - непрерывность образования и воспитания; - воспитывающего обучения; - приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей; - обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения. Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов, на 1 год обучения. На реализацию курса «Дружина юных пожарных» отводится 34 часа. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний. Планируемые результаты После изучения программы учащиеся должны: Знать: 1. Основные причины пожаров в жилом доме. 2. Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных. 3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара. 4. Правила пожарной безопасности в общественных местах. 5. Виды травм, полученных при пожаре. 6. Знаки пожарной безопасности. Уметь: 1. Пользоваться спичками. 2. Эвакуироваться из здания школы. 3. Пользоваться всеми видами огнетушителей. 4. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара. Формы работы с ДЮП Линейки и различные отрядные сборы. На сборах и линейках подводят итоги работы по отдельным направлениям и периодам. Сборы могут быть тематические: «ДЮП - боевой отряд», «С огнем не шути! Сгореть можно!», «Я пожарным стать хочу, пусть меня научат» и т.д. Конференции помогают расширить и обогатить кругозор ребят по вопросам ДЮП, дают новые рекомендации и методические советы. На конференциях можно рассматривать различные вопросы, например: «Чему ты научился как член ДЮП?», «Как проходит в твоей дружине игра «Зарница?», «Новые методы обучения». Рейды, эстафеты, дозор. Большое значение в работе ДЮП занимает пожарно-профилактическая работа, прежде всего, предупреждение пожаров от шалости детей с огнем. Операции, маршруты, проводимые в ходе этих мероприятий, накапливают опыт дружин. Кинолектории (видео просмотры). Перед киносеансами организуют выступления ветеранов противопожарной службы, мастеров спорта по пожарно-спасательному спорту. Для показа можно рекомендовать наряду с отечественными фильмами и фильмы зарубежные, а также видеоматериалы архива государственного пожарного контроля. Художественная самодеятельность получила широкое применение в ДЮП. Стало правилом создавать в каждой ДЮП агитбригады. Разнообразна их программа - песни о пожарных, различные инсценировки, танцы, стихи. Большой популярностью пользуются у детей противопожарные викторины, конкурсы рисунков, поделок. Экскурсии в пожарные части. Занятия ДЮП в кружках, секциях. Важное спасательный место спорт в системе (ПСС). Он подготовки ДЮП вырабатывает у занимает ребят пожарно- ловкость и выносливость, развивает смелость, мужество, воспитывает навыки быстрой ориентировки в условиях тушения пожара. Для того чтобы провести среди команд ДЮП соревнования по ПСС нужно разработать положение о проведении соревнования по ПСС, которое вручается руководителю школы или детского лагеря. Содержание программы 1. Введение в курс. Создание дружины. Цели и задачи ДЮП. Обязанности и права членов дружины. Структура и организация работы ДЮП. Инструктаж по пожарной безопасности. 2. История пожарного дела. Знакомство с историей создания и развития пожарной охраны. 3. Огонь – друг и враг человека. Польза и вред огня. Последствия пожаров. 4. От чего происходят пожары. Причины возникновения пожаров. Детские шалости и небрежное обращение с огнём. Пожарная опасность бытовых приборов. Безопасное поведение в бытовых ситуациях. 5. Противопожарный режим в школе. План эвакуации. Правила эксплуатации отопительных приборов. Противопожарный режим в кабинетах. 6. Берегите жилище от пожара. Противопожарный режим в доме. Действия во время пожара. 7. Первичные средства тушения пожаров. Виды огнетушителей. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, пожарные щиты. Нормы обеспечения первичными средствами, правила их содержания и применения. Знаки безопасности. 8. Пожарная техника и средства защиты. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование. Марки и назначение пожарных автомобилей. Мотопомпы. Пожарно-техническое вооружение. Состав боевого расчёта. Боевая одежда и средства защиты. Связь. 9. Что нужно делать при пожаре. Правила поведения людей при пожаре. Эвакуация. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Действия при обнаружении пожара. Вызов и встреча пожарной команды. Выполнение поручений. Охрана материальных средств. Помощь пострадавшим. 10. Люди огненной профессии. Необходимость профессии пожарного. Опасность профессии. Добровольные пожарные формирования. ДЮП. Специализированные пожарнотехнические группы. 11. Лесные пожары. Причины возникновения лесных пожаров. Торфяные пожары. Способы тушения лесных пожаров. Ущерб от лесных пожаров. ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ № Темаурока п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Создание Дружины юных пожарных. Цели и задачи ДЮП. Оформление уголка ДЮП. История и развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Современные достижения науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров. Что такое огонь? Польза огня. Вред огня и последствия пожаров. Пожарная опасность бытовых приборов. Пожары, происходящие от неправильной эксплуатации печей. Пожарная опасность молнии и статического электричества. Газ. Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Оформление стенгазеты «Осторожно, газ!» Электричество. Знакомство и обсуждение инструкции по электробезопасности. Викторина «Опасности в моей квартире». Проведение конкурсно-игровой программы «Не шути с огнём!» Организация эвакуации при пожаре в школе. Знакомство с планом эвакуации. Красная кнопка. Меры пожарной безопасности при проведении праздников. Противопожарный режим в доме. Действия при возникновении пожара в жилище. Выступление агитбригады Выпуск листовок «Пожар в квартире». Игры по обучению правилам пожарной безопасности «Искру тушим до пожара, беду отводим до удара!». Конкурс детского рисунка «Стихия огня». Виды огнетушителей. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, пожарные щиты. Знакомство со знаками противопожарной безопасности и первичными средствами пожаротушения. Игра «Угадай знак». Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование. Мотопомпы. Пожарно-техническое вооружение. Правила поведения людей при пожаре. Эвакуация. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29 30 31 32 33 34 дымом. Действия при обнаружении пожара. Вызов и встреча пожарной команды. Первая доврачебная помощь пострадавшим. Необходимость и опасность профессии пожарного. Конкурс рисунков «Нужная профессия – пожарный». Основные причины пожара в лесу и способы его тушения. Выпуск информационного листка «Пожарная безопасность в лесу». Общее количество часов попрограмме 1 1 1 1 1 1 34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА: 1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г. 2. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г. 3. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г. 4. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г. 5. Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе», Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г. 6. Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка», Москва, 1970 г. 7. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г. 8. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал, № 2, 2007 г. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: 1. Латчук В. Н., Мишин Б. И., Петров С. В. Личная безопасность школьника: памятка / В. Н. Латчук, Б. И. Мишин, С. В. Петров. – 2-е изд., перераб. – М.: ЭНАС, 2007. – 64 с. 2. Попок Е. А. «Осторожно – огонь!», 1987 г. 3. Школьнику о пожарной безопасности: пособие по курсу ОБЖ. Тамбов, 2002 г. 4. Самойлов А. Пожарная команда: зачем? отчего? почему? /А.Самойлов. изд: Урал ЛТД, 2005 г.