Составитель: Лапухин Н.А. педагог дополнительного образования Пояснительная записка Рабочая программа курса «Юный инспектор движения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности социально-педагогического направления под редакцией В.А.Горского и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н.Ф.Виноградовой. Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Цель программы «Юный инспектор движения» - вовлечь учащихся 1014 лет в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Задачи: обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах; познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД; дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма; научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении детей. Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов, на 1 год обучения. На реализацию курса «Юные инспектора движения» отводится 34 часов. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма. В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности движения на улицах и дорогах, в агитационных автопробегах по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах. Проводятся состязания юных велосипедистов, конкурсы знатоков правил дорожного движения, состязание «Безопасное колесо» и др. Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Занятия могут проводить педагоги, специалисты ГИБДД в учебном классе, оснащенном соответствующем оборудованием. Итоги освоения программы подводятся в форме игр – состязаний, в форме отчетного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах. Содержание программы Программа состоитиз нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой. Тема 1. Введение в образовательную программу кружка. Теория. Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные Вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход». Практика. Оформление уголка по безопасности ДД. Тема 2. История правил дорожного движения. Теория. История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках. Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. Тема 3. Изучение правил дорожного движения. Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки. ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка. Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки». Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело-лунного цвета и специальным звуковым сигналом. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием. Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог. Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей. Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде. ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути. Дорожные ловушки. Причины ДТП. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Практика. Решение задач, карточек по ПДД. Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Разработка викторины по ПДД в уголок. Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят». Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школадом». Участие в конкурсах по правилам ДД. Тема 4. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи. Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Практика. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания. Тема 5. Традиционно-массовые мероприятия. Практика. Подготовка и проведение игр по ПДД в классах. Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе. Выступление в классах по пропаганде ПДД. Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД. Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…) Планируемые результаты Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценивать по двум уровням. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о безопасности дорожного движения, об основах оказания первой медицинской помощи, о правилах дорожного движения. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом). Личностные результаты У учеников будут сформированы: установка на безопасный, здоровый образ жизни; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников. Создаются условия для развития значимых для данной деятельности личностных качеств: Самостоятельности в принятии правильного решения; Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни; Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения; Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: Обучающиеся научатся: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. Познавательные УУД: Обучающиеся научатся: проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности. Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся: работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; o слушать собеседника; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению; o осуществлять взаимный контроль; Предметные результаты формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения. овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. Учащиеся должны: знать: правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД; серии дорожных знаков и их представителей; способы оказания первой медицинской помощи; o техническое устройство велосипеда. уметь: работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; o оценивать дорожную ситуацию; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; o управлять велосипедом. иметь навыки: дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста; взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности; o участия в конкурсах, соревнованиях. активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения. Тематическое планирование № п/п Количест во часов Тема урока 1. Введение. Правила движения – закон улиц и дорог. 1 2. Оформление уголка по безопасности дорожного движения. История ГАИ-ГИБДД. Помним и гордимся! 1 1 ПДД. Общие положения. Психология пешехода. Культура безопасного поведения на дорогах. Дорожные опасности нашего села. 1 3. 4. 5. 6. 1 1 8. Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. Дорожные знаки и их группы. Дорожно-транспортные происшествия. 9. Остановочный путь и скорость автомобиля. 1 10. Световозвращательные элементы. 11. Нерегулируемые перекрестки. 1 1 12. Регулируемые перекрестки. 13. Светофор, его особенности для пешеходов и велосипедистов. 1 1 14. Поездка в автобусе, троллейбусе, в трамвае. Перевозка пассажиров. 1 1 История создания велосипеда. Устройство и конструкции современных Требования к оборудованию велосипеда. 1 7. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. велосипедов. Требования к движению велосипедистов. Правила движения велосипедистов по проезжей части. Проверка технического состояния и ремонт велосипеда. Дорожные ловушки. Тренинг по безопасному вождению на площадке Административная и уголовная ответственность нарушение Правил дорожного движения. Основные требования при оказании ПМП при ДТП. за Состав и назначение автомобильной аптечки. Классификация возможных травм. Экипировка велосипедиста и скейтбордиста. Виды травм. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25. Порядок оказания первой доврачебной помощи при ушибах. 1 26. Оказание ПМП при кровотечениях. 27. Оказание ПМП при переломах. 1 1 28. Способы транспортировки пострадавших. 29. Подготовка выступления агитбригады. 1 1 30. Выступление агитбригады в начальной школе. 1 31. Изготовление плакатов, листовок «Я пешеход! Я, водитель!». 1 32. Просмотр видеофильмов по ПДД. Игры, викторины, конкурсы. 1 1 Итоговое занятие. Встреча с сотрудниками ГИБДД. Общее количество часов попрограмме 1 34 33. 34. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения/ В.В. Головко. – М., 2007. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П. Дмитрук. – М.,2008 Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком/ С.Ф. Зеленин. – М., 2007. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: метод. Пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Н.И. Клочанов. – М., 2004. Куперман А.И. Безопасность дорожного движения / А.И. Куперман, Ю.В. Миронов. – М., 2007. Психология обеспечения безопасности дорожного движения. – М., 2008. Энциклопедия безопасности. – М.,20028. Планируемые результаты изучения кружка