Рабочая программа дополнительного образования- Финансовая грамотность

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая
грамотность» (далее - Программа) разработана с учетом действующих федеральных,
региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет экономическую
направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения. Вопросы семейного
бюджета рассматриваются в занимательной форме. Программа «Финансовая грамотность»
разработана на основании учебной программы «Финансовая грамотность 5-7 классы» Е.А.
Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова и направлена на овладение
обучающимися теоретическими и практическими приемами работы с современными
платежными системами, интернет-банкинга и навыками безопасных коммуникаций.
Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа
индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой
активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по
образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая
последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а
базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.
Направленность дополнительной образовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая
грамотность» имеет естественнонаучную направленность, реализует интересы
обучающихся 11-15 лет в сфере экономики семьи. Освоение содержания курса опирается на
межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история,
технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование
экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с
таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и
появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые
ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Финансовая
грамотность – необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый
рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными
средствами, чем 5-10 лет назад, и такие «Финансовая грамотность» 4 понятия как
потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную
жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех
финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что
сегодняшние учащиеся – это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому,
если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим
добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на формирование
финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми
знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой
информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на
2

формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу
решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать финансово грамотными
людьми. Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь
учащимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей
профессиональной деятельности. Усиление практической составляющей образовательного
процесса в различных учебных дисциплинах (в том числе и в экономике), повышение уровня
финансовой грамотности и культуры разумного потребления, особенно в детской и
молодежной среде, является одной из задач целевой программы развития экономического
образования. Необходимость подготовки экономически и финансово образованного
кадрового резерва для действующих предприятий малого и среднего бизнеса, и
формирования социальной базы для роста численности новых предпринимательских
структур, повышения инновационной составляющей в структуре малого бизнеса страны
требует реализации комплекса мер по отбору и социальному продвижению активных
учащихся, имеющих способности к предпринимательской деятельности и финансовому
анализу. Данная программа поможет ребенку выявить эти способности, ознакомиться с
основами финансовой грамотности, получить практические навыки в области хозяйственной
деятельности, что необходимо предоставить молодежи уже на этапе школьного образования.
Необходимо так же прививать молодому человеку важнейшие навыки финансового
планирования, объяснять схемы предоставления финансовых услуг. Только в этом случае он
будет чувствовать себя уверенно в жизни, где материальное благополучие каждый
устраивает себе сам
Отличительные особенности.
Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для
рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет
учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем
использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых
может оказаться он сам. Другой отличительной особенностью программы является ее
направленность на детей, возраст которых наиболее восприимчив к усвоению финансовых
правил и норм, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них
авторитетом.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
1. деньги, их история, виды, функции;
2. семейный бюджет;
3. экономические отношения семьи и государства;
4. человек и финансовые организации;
5. собственный бизнес.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Программа разработана для обучающихся 11-15 лет. Наполняемость в группах
составляет от 10 человек.
Учебный материал и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями
детей и включают:
3

 задачи с элементарными денежными расчётами;
 кейсы по экономике семьи;
 игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
 построение графиков и диаграмм;
 мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по
1 академическому часу.
Формы занятий.
Форма обучения – очная, смешанная.
При реализации программы частично применяется электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии.
Основные формы и методы организации учебного процесса:
- групповая;
- разделение на минигруппы для выполнения определенной работы;
- индивидуальная - обучающемуся дается самостоятельное задание с учётом его
возможностей;
- фронтальная - работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке
определённого технологического приёма;
- коллективная - выполнение итоговых работ при прохождении определенной темы или
для подготовки к выставкам, мероприятиям и конкурсам;
- индивидуальные или групповые online-занятия;
- образовательные online-платформы, цифровые образовательные ресурсы:
видеоконференции (Skype, Zoom); социальные сети; мессенжеры; электронная почта;
- комбинированное использование online и ofline режимов;
- видеолекция;
- online-консультация.
Уровень данной программы - общекультурный, особенности состава обучающихся неоднородный (смешанный) с участием обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Финансовая грамотность» ведётся на русском языке.
Занятия проводятся в группах, индивидуально, сочетая принцип группового обучения
с индивидуальным подходом. Программа предусматривает проведение занятий,
интегрирующих в себе различные формы работы:
 портфолио (оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ,
проектов, т. е. самопрезентация образовательных достижений);
 практикум (форма организации учебного занятия, направленная на практическое
усвоение какого-либо вопроса курса);
 учебные кейсы (ситуации из реальной жизни с разработанными к ним вопросами);
 мини-исследование (форма организации учебного занятия, реализуемая на основе
технологии исследовательской деятельности);

4

 занятие-игра (форма организации учебной деятельности, направленной на освоение
школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в
имитационной игровой ситуации);
 учебная экскурсия (непосредственное ознакомление с финансовыми организациями,
пенсионным фондом, страховыми компаниями и банками);
 учебное проектирование (изучение реальных жизненных ситуаций в области
финансов);
 учебный мини-проект.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.
Дистанционно занятия проводятся по 30 минут - для учащихся среднего и старшего
школьного возраста.
Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Цель и задачи Программы
Цель программы: Приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье;
применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи; развитие собственного поведения, а также способов поиска и изучения
информации в этой области.
Задачи программы:
Образовательные:
• приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений пользоваться
полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных
способов принятия финансовых решений.
Воспитательные:
• повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и
организация их личностного самоопределения относительно задач повышения личного
(семейного) благосостояния.
Развивающие:
• усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при
решении финансовых задач.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами,
таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и
публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и
государства;
5

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на
простых примерах;
проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое
поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный
бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи
и достигать обоюдного взаимопонимания;
понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты:
Познавательные
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на
специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых
опросов и интервью;
умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, в том числе диаграммы связей;
выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных
видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного
бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных
статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных
выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет – калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного
налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая
информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование
экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы
экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих
возможностей, самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
6

контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий
по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их
результатов на основе выработанных критериев;
применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные
умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным
вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и
обществе;
работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и
позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять
результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических
отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты:
владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги,
товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги,
социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения,
бизнес, валюта, валютный курс;
понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
использование приёмов работы с простой финансовой и статистической
информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной
экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения
результатов на простых примерах;
умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение
путей их решения;
расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Образовательная программа представляет собой набор из шести самодостаточных
модулей (тем финансовой грамотности), общий объем изучения которых составляет 36
часов. Модуль программы включает в себя несколько мероприятий по заданной теме,
направленных на формирование соответствующих умений, установок и знаний.
7

Модуль 1. «Потребности и расходы». Начинать знакомство с основами финансовой
грамотности следует с осознания своих безграничных потребностей и того, какие ресурсы
необходимы для удовлетворения этих потребностей. Деньги являются одним из ресурсов,
необходимых для удовлетворения потребностей.
Модуль 2. «Доходы». После актуализации проблемы необходимости совершения
расходов для удовлетворения потребностей, по логике программы следующая тема для
обсуждения с обучающимися – это доходы, которые необходимо получать, чтобы совершать
расходы. Учитывая возраст обучающихся, многие мероприятия темы направлены на
знакомство обучающихся с разными способами получения трудового дохода, профессиями
и содержанием деятельности по ним, а также возможностями заработка для
несовершеннолетних. Важный акцент ставится на связи между уровнем дохода и
сложностью работы, качеством продукта труда и компетентностью человека.
Модуль 3 «Платежные средства». Платежные услуги – единственный тип
финансовых услуг, которыми пользуются обучающиеся 10-12 лет. Теоретические вопросы в
этой теме исчерпываются ролью денег. Основное содержание темы составляют вопросы
безопасности платежей.
Модуль 4 «Мошенничества». Мошенничество – один из видов финансовых рисков,
который обучающиеся пятых классов могут осознать и научиться идентифицировать.
Основной акцент в теме ставится на важности защиты личной и секретной информации,
развитии умений выявлять признаки мошеннических действий и намерений, а также
поведении в проблемных ситуациях (т.е. «правилах безопасности»). Эта тема тесно связана
с предыдущей – многие рассматриваемые здесь ситуации связаны с платежами.
Модуль 5 «Управление финансами». В рамках этой темы систематизируются
вопросы управления расходами и доходами. Обучающиеся узнают о базовых элементах
управления бюджетом: учете и планировании доходов и расходов, способах балансировки
бюджета и роли сбережений.
Модуль 6 «Окружающий финансовый мир». Мероприятия темы направлены на
повторение и закрепление знаний по ранее изученным темам и развитие умений,
необходимых для успешного принятия финансовых решений и взаимодействия с
участниками финансовых отношений: работать с информацией и вести переговоры.

8

Учебно-тематический план
№

Раздел, тема

Количество часов
теория практика всего

I
1)
2)
3)
II
4)
5)
6)
III
7)
8)
9)
IV
10)
11)
12)

Модуль 1 «Потребности и расходы»
Деньги, их функция и назначение
Потребности и ресурсы
Покупки и распродажи
Модуль 2 «Доходы»
Выбор профессии, биржа труда
Зарплата и работа по найму
Предпринимательство и собственный бизнес
Модуль 3 «Платежные средства»
Наличные деньги
Безналичные деньги
Безопасность платежей
Модуль 4 «Мошенничество»
Защита от мошенничества в киберпространстве
Защита от мошенничества с наличными деньгами
Социальная инженерия и защита от телефонных
мошенников

3
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1

3
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1

6
2
2
2
6
2
2
2
6
2
2
2
6
2
2
2

V
13)
14)
15)
VI
16)
17)

Модуль 5 «Управление финансами»
Бюджет семьи и его планирование
Обязательные платежи и расходы
Внезапные (незапланированные) расходы
Модуль 6 «Окружающий финансовый мир»
Работа с информацией, выявление нужных данных
Критическое мышление при принятии финансовых
решений. Коммуникативные навыки современного
человека

3
1
1
1
2
1
1

3
1
1
1
2
1
1

6
2
2
2
4
2
2

9

Материально-техническое оснащение программы
Помещение, укомплектованное стандартным учебным оборудованием и мебелью
(доска, парты, стулья).
Мультимедийное оборудование: компьютер, ноутбук, проектор, флэш-карты,
интерактивная доска.
Средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).
Ресурсное обеспечение
1. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А.
Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40 с.
— (Учимся разумному финансовому поведению).
2. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические
рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240 с. –
(Учимся разумному финансовому поведению).
3. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–
7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с. – (Учимся разумному финансовому
поведению).
4. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: материалы для
родителей. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 80 с. — (Учимся
разумному финансовому поведению).
Интернет-ресурсы
1. https://edu.pacc.ru/ - Образовательные проекты ПАКК.
2. https://vashifinancy.ru/ - Дружи с финансами.
3. https://fmc.hse.ru/- Федеральный методический центр по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования.
4. https://finuch.ru/ - Федеральный сетевой методический центр.
5. http://ncfg.ru/ - Национальный центр финансовой грамотности.
6. http://www.cbr.ru/ - Центральный банк Российской Федерации.
7. https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
Министерство
финансов
Российской Федерации. Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения
и развитию финансового образования в Российской Федерации.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».