Учебный план АООП НОО
обучающихся с РАС (вариант 8.4.)
Пояснительная записка
к учебному плану АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.4.)
Учебный план для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 8.4, на 2024 -2025 учебный год
разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденного Приказом
Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ОВЗ» , в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
российской Федерации»;
Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
Письмом Министерства здравоохранения РФ от 30.06.2016 г. № 436н «Об утверждении
перечня заболеваний, наличие которых дает
общеобразовательным программам на дому»;
право
на обучение
по основным
ПостановлениемГлавногосанитарноговрачаРоссийскойФедерацииот28.09.2020г.№28
«ОбутверждениисанитарныхправилСП2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
Федеральной адаптированной образовательной программой начального общегообразования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом
Минпросвещения России от 24ноября 2022 г. № 1023;
письмом Минпросвещения России «О направлении методических рекомендаций об
организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с
инвалидностью» от24.11.2021г.
№ДГ-2121/07;
письмом Федеральной службы понадзорув сфере образованияинаукиот 7.08.2018г.№ 05-283
«Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении»;
письмомМинпросещенияРоссииот13.06.2019г.№ТС-1319/07«Оборганизации образования
на дому»;
Уставом МАОУ «Тавринская СОШ»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 года № 495 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ».
Учебный план образовательной организации, реализующей АООП НОО обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (РАС), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
МАОУ «Тавринская СОШ» функционирует в режиме пятидневной рабочей недели (14 классы). Недельная нагрузка определена в соответствии с возрастными, интеллектуальными
и психофизическими возможностями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Начало, продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии с
годовым календарным графиком. Продолжительность учебного года составляет
33 недели для обучающихся дополнительных первых и 1-го классов (устанавливаются в
течение года дополнительные недельные каникулы) и 34 недели для обучающихся остальных
классов.
Срок освоения АООП НОО (вариант 8.4) обучающимися с РАС, осложненными
умственной отсталостью, составляет 6 лет с пролонгацией 1 класса (по решению
педагогического совета, с учетом мнения родителей (законных представителей)
обучающегося).
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока.
АООП НОО обучающихся с РАС в варианте 8.4 может включать как один, так и
несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР),
разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный
учебный план (ИУП), который устанавливает предметные области, предметы и
коррекционные курсы, соответствующие особым образовательным потребностям конкретного
обучающегося.
Общий объѐм нагрузки, включенный в индивидуальные учебные планы, не может
превышать объѐм, предусмотренный учебным планом АООП обучающихся с РАС (вариант
8.4).
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП обучающихся с РАС определяет образовательная
организация.
Настоящий учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана
включает:
Шесть образовательных областей, представленных десятью учебными
предметами;
коррекционно–развивающие занятия (включенные в максимально допустимую
нагрузку обучающегося).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений включает:
коррекционные занятия, проводимые различными специалистами;
внеурочные мероприятия.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с РАС,
осложненнымиумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями):формирование
жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и
социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового
образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Обязательная часть учебного плана для обучающихся с РАС дополнительных, 1-4-х
классов представлена следующими учебными дисциплинами:
Образовательнаяобласть «Язык и речевая практика» представлена предметом
«Речь и альтернативная коммуникация». Данный предмет имеет практическую и
коррекционную направленность, способствует развитию речи как средства общения в
контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка; овладению доступными
средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными; умению пользоваться
доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для
решения соответствующих возрасту житейских задач; глобальное чтение в доступных ребенку
пределах, понимание смысла узнаваемого слова; развитие предпосылок к осмысленному
чтению и письму; обучение чтению и письму.
Образовательная область «Математика» представлена предметом
«Математические представления». Имеет предметно-практическую направленность с целью
обеспечения жизненно важными математическими знаниями, умениями и навыками
обучающихся. Способствует развитию элементарных математических представлений о форме,
величине; количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений;
представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных
ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Формируется умение использовать математические знания при решении соответствующих
возрасту житейских задач
Образовательная область «Окружающий мир» включает в себя учебные предметы:
«Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир»,
«Домоводство». Данная образовательная область способствует формированию у обучающихся
представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным
природным и климатическим условиям; представлений о животном и растительном мире, их
значении в жизни человека; элементарные представления о течении времени; представлений о
себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Формируется умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей; умение поддерживать образ жизни,
соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня
с необходимыми оздоровительными процедурами; представление о семье, взаимоотношениях
в семье; умение принимать посильное участие в повседневных делах дома. Формируются
представление о межличностных и групповых отношениях; накопление положительного
опыта сотрудничества и участия в общественной жизни, овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
Образовательная область «Искусство» представлена предметами
«Изобразительная деятельность», «Музыка и движение». Изучение этих предметов
способствует эстетическому воспитанию учащихся, развивает зрительное и слуховое
восприятие, моторику, снимает эмоциональное напряжение. Формирует способность к
самостоятельной изобразительной деятельности, готовность к участию в совместных
мероприятиях.
Образовательная область «Физическая культура»
Предмет «Адаптивная физкультура» формирует двигательные умения школьников,
потребность в здоровом образе жизни, способствует укреплению здоровья учащихся, освоение
доступных видов физкультурно – оздоровительной деятельности. Формирует восприятие
собственного тела, своих физических возможностей и ограничений соотнесение самочувствия с
настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Образовательная область «Технологии» представлена предметом
«Профильный труд» (2-4 классы). Данная область способствует овладению навыками
предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания,
коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности; обогащение
положительного опыта и установки на активное использование освоенных навыков для
индивидуального жизнеобеспечения. Коррекционно-развивающие занятия направлены на
коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование
социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного
поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических
образовательных потребностей обучающихся РАС, осложненными умственной отсталостью
(умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР), не охваченных
содержанием программ учебных предметов; дополнительную помощь в освоении отдельных
действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на
развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая
деятельность, экскурсии, наблюдения за окружающей действительностью и т. д.).
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося.
Часы
коррекционно-развивающей
области
представлены
групповыми
и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на коррекцию
недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится 10-15 минут.
Выбор дисциплин коррекционно – развивающей направленности дляиндивидуальных
и групповых занятий осуществляется образовательной организацией самостоятельно, исходя
из особенностей развития обучающихся с РАС и на основании рекомендаций ПМПК.
Коррекционные занятия (часть, формируемую участниками образовательных
отношений) включают:
«Эмоциональное и коммуникативно–речевое развитие»;
«Сенсорное развитие»;
«Предметно-практические действия»;
«Двигательное развитие»;
«Коррекционно–развивающие занятия».
Коррекционный курс «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие
(альтернативная коммуникация)». Основные задачи реализации содержания: формирование
разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с
окружающими, возможных форм визуального и тактильного контакта, способности проникать
в эмоциональный смысл ситуации общения; формирование коммуникативных навыков,
включая использование средств альтернативной коммуникации.
Коррекционный курс«Сенсорное развитие». Основные задачи реализации
содержания: обогащение чувственного опыта через постепенное расширение спектра
воспринимаемых ребенком сенсорных, тактильных стимулов; формирование способности
обследовать окружающие предметы адекватным способом; формирование и расширение
набора доступных бытовых навыков и произвольных практических действий; формирование
навыков предметно-практической и познавательной деятельности.
Коррекционныйкурс«Двигательноеразвитие».Основныезадачиреализациисодержани
я:
мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся
движений,расширениедиапазонапроизвольныхдвиженийипрофилактикавозможных
двигательных нарушений; освоение новых способов передвижения (включая передвижение с
помощью технических средств реабилитации); формирование функциональных двигательных
навыков;развитиефункциируки,втомчислемелкоймоторики;формированиезрительнодвигательной координации, ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.
Коррекционный курс «Предметно-практические действия». Основные задачи
реализациисодержания:формированиеинтересакпредметномурукотворномумиру;
освоение
простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку
(алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия». Основные задачи
реализации содержания: коррекция отдельных сторон психической деятельности, нарушений
познавательной и эмоционально- личностной сферы; коррекция индивидуальных пробелов в
знаниях. Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму
проявлений неадекватного поведения (неадекватные крик и смех, аффективные вспышки,
агрессия, самоагрессия, стереотипии и другие проявления); дополнительная помощь в
освоении отдельных предметно-практических действий, в формировании представлений, в
формировании и закреплении базовых моделей социального взаимодействия; развитие
индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
В 2024-2025 учебном году по согласованию с родителями (законными
представителями) обучающегося с РАС педагогом-психологом и логопедом будут
организованы коррекционные занятия «Эмоциональное и коммуникативно – речевое
развитие»;
«Сенсорное развитие»;
«Предметно-практические действия»;
«Коррекционно–развивающие занятия».
Федеральный учебный план ФАОП НОО для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
(вариант 8.4)
Всего
Предметные
области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
(учебные курсы)
I доп. I доп.
I
II
III
IV
Обязательная часть
Язык и речевая Речь и альтернативная
практика
коммуникация
3
3
3
3
2
2
16
Математика
2
2
2
2
2
2
12
Математические
представления
Окружающий
мир
Искусство
Окружающий природный 2
мир
Человек
3
Домоводство
Окружающий
1
социальный мир
Музыка и движение
2
Изобразительная
3
деятельность
Адаптивная физкультура 2
Физическая
культура
Технологии
Труд (технология)
Итого
18
Часть, формируемая участниками
3
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная
21
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
в соответствии с санитарными правилами
и нормами
Внеурочная деятельность:
10
Коррекционные курсы, из них:
9
эмоциональное и коммуникативно2
речевое развитие
сенсорное развитие
1
двигательное развитие
2
предметно-практические действия
2
коррекционно-развивающие занятия
2
Другие направление внеурочной
1
деятельности
Всего часов
31
2
2
2
2
2
12
3
1
3
1
3
1
3
2
2
3
2
2
18
4
8
2
3
2
3
2
3
2
2
2
2
12
16
2
2
2
2
2
12
18
18
2
3
20 22
3
1
3
22
1
8
118
14
3
3
21
21
23
23
23
132
10
9
2
10
9
2
10
9
2
10
9
2
10
9
2
60
54
12
1
2
2
2
1
1
2
2
2
1
1
2
2
2
1
1
2
2
2
1
1
2
2
2
1
6
12
12
12
6
31
31
33
33
33
192
Годовой учебный план общего образования (вариант8.4.)для
обучающихся с расстройствам и аутистического спектра
(дополнительные 1-й, I– IV классы)
Предметные
области
Классы
Учебные
предметы
Язык и речевая
практика
Математика
Речь и
альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природныймир
Человек
Количествочасоввнеделю
1
доп.
1
доп.
1
I.Обязательнаячасть
99
99
99
2
3
4
Всего
102
68
68
535
402
66
66
66
68
68
68
66
66
66
68
68
68
99
99
99
102
102
102
603
-
-
-
-
68
68
136
Окружающий
социальныймир
33
33
33
34
68
68
269
Искусство
Музыкаидвижение
66
66
66
68
68
68
402
99
99
99
102
68
68
535
Физическая
культура
Изобразительная
деятельность
Адаптивная
физкультура
66
66
66
68
68
68
402
68
102
594
594
594
680
748
II.Часть,формируемаяучастникамиобразовательныхотношений
Коррекционныезанятия
Эмоциональноеикоммуникативно66
66
66
68
68
речевоеразвитие
Сенсорноеразвитие
66
66
66
68
68
102
748
272
3958
68
402
68
402
Предметно-практическиедействия
66
66
66
68
68
68
402
Коррекционно-развивающиезанятия
66
66
66
68
68
68
402
Окружающий
мир
Домоводство
Технологии
Итого
Итого
Труд (технология)
402
264
264
264
272
272
272
1608
С учетом образования обучающихся с РАС на основе СИПР индивидуальная
недельная нагрузка может варьироваться. ИУП отдельных обучающихся по варианту 8.4
АООП могут не включать отдельные предметы основной части учебного плана, а для других
обучающихся ИУП преимущественно состоит из учебных предметов первой части учебного
плана и дополняется отдельными коррекционными занятиями из 2 части.
Таким образом, использование ИУП позволяет формировать учебную нагрузку гибко,
с учетом индивидуальных возможностей и образовательных потребностей, избегая перегрузку
обучающихся с РАС, осложненными умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
На основании родителей (законных представителей) обучающегося с РАС в
недельный план включены все предметы обязательной части учебного плана в количестве 9
часов в неделю и 4 ч., отведенных на коррекционно-развивающие занятия с педагогомпсихологом и логопедом школы. Остальные часы, предусмотренные учебным планом
направлены на самоподготовку обучающегося.
Индивидуальный недельный
учебный план на2025/2026 учебный
год обучающегося 1 (доп.) класса
(адаптированная основная образовательная программа,
(вариант8.4) ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
(1 класс, первый год обучения)
Предметные области
Язык и речевая практика
Математика
Окружающий мир
Искусство
Учебные предметы
Количество
часов в
неделю
Обязательная часть
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир
Человек
Окружающий социальный мир
Музыка и движение
Изобразительная деятельность
Физическаякультура
Адаптивная физкультура
Технология
Труд (технология)
Итого
Часть,формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы
Эмоциональное и коммуникативноречевое развитие
Сенсорное развитие
Коррекционно-развивающие занятия
Предметно-практические действия
Итого
Недельная нагрузка
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
4
13