Информатика для всех 5-6

Приложение к ООП ООО
Рабочая программа учебного курса «Информатика для всех»
для обучающихся 5-6 классов
Содержание учебного курса
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6
классах основной школы определена следующими укрупнённым и тематическими блоками
(разделами):
 Информация вокруг нас;
 Информационные технологии;
 Информационное моделирование;
 алгоритмика.
Раздел1.Информациявокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации
по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители
информации.
Передачаинформации.Источник,канал,приёмник.Примерыпередачиинформации.
Электроннаяпочта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Методкоординат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации.
Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления
информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение
формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.
Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана
действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное
мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел2.Информационныетехнологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника
безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации
(текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основныеправила
именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь,
указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.
Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его
компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся вдиалоговых
окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная
позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы
редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и
удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания,
расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет).
Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал
и др.).Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее
1

форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты
графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление,
перемещение, копирование.Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической
информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий
(сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.Создание
эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел3.Информационноемоделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния.
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные
информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличныеинформационныемодели.Структураиправилаоформлениятаблицы.
Простыетаблицы.Табличноерешениелогическихзадач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о
соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразиесхем.Информационныемоделинаграфах. Деревья.
Раздел4.Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные
исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных
исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление
исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм.Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список,
таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и
повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках
математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления
исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание
личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их
достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих
результатов.
Планируемыерезультатысформулированыккаждомуразделуучебнойпрограммы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий
вотношенииопорногоучебногоматериала,размещеныврубрике«Выпускникнаучится
…». Они показывают,какой уровеньосвоения опорного учебногоматериалаожидается от
выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и
выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская
компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий вотношении
знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в
рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты
достигаютсяотдельнымимотивированнымииспособнымиучащимися;онине
2

отрабатываютсясовсемигруппамиучащихсявповседневнойпрактике,номогут включаться в
материалы итогового контроля.
Раздел1.Информация вокруг нас Выпускник
научится:
 пониматьиправильноприменятьнабытовомуровнепонятий«информация»,
«информационныйобъект»;
 приводить примеры передачи,хранения иобработки информации в деятельности
человека, в живой природе, обществе, технике;
 приводитьпримерыдревнихисовременныхинформационных носителей;
 классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях;
 кодироватьидекодироватьсообщения,используяпростейшиекоды;
 определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны
способности конкретного субъекта к его восприятию.
Выпускникполучит возможность:
 сформироватьпредставлениеобинформациикакодномизосновныхпонятийсовременн
ой науки, об информационныхпроцессах и их роли всовременноммире;
 сформироватьпредставлениеоспособахкодированияинформации;
 преобразовыватьинформациюпозаданнымправиламипутёмрассуждений;
 научитьсярешатьлогическиезадачинаустановлениевзаимногосоответствияс
использованием таблиц;
 приводитьпримерыединичныхиобщихпонятий,отношениймеждупонятиями;
 дляобъектов окружающейдействительности указыватьихпризнаки—свойства,
действия, поведение, состояния;
 называтьотношения,связывающиеданныйобъектсдругимиобъектами;
 осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или
самостоятельно выбранному признаку —основанию классификации;
 приводитьпримерыматериальных,нематериальныхисмешанныхсистем;
Раздел2.Информационныетехнологии
Выпускник научится:
 определятьустройствакомпьютера(основныеиподключаемые)ивыполняемые ими
функции;
 различатьпрограммноеиаппаратноеобеспечениекомпьютера;
 запускатьнавыполнениепрограмму,работатьсней,закрыватьпрограмму;
 создавать,переименовывать,перемещать,копироватьиудалятьфайлы;
 работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать
меню, обращаться засправкой, работать сокнами (изменятьразмеры и перемещать
окна, реагировать на диалоговые окна);
 вводитьинформациювкомпьютерспомощьюклавиатурыимыши;
 выполнятьарифметическиевычисленияспомощью программыКалькулятор;
 применятьтекстовыйредактордлянабора,редактированияиформатированияпростей
ших текстов на русском и иностранном языках;
 выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с
повторяющимися фрагментами;
 использоватьпростыеспособыформатирования(выделениежирнымшрифтом,
курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
 создаватьиформатироватьсписки;
 создавать,форматироватьизаполнятьданнымитаблицы;
 создаватькруговыеистолбиковые диаграммы;
3



применятьпростейшийграфическийредактордлясозданияиредактированияпростых
рисунков;
 использоватьосновныеприёмысозданияпрезентацийвредакторахпрезентаций;
 осуществлятьпоискинформациивсетиИнтернетсиспользованиемпростых запросов
(по одному признаку);
 ориентироватьсянаинтернет-сайтах(нажатьуказатель,вернуться,перейтинаглавную
страницу);
 соблюдатьтребованиякорганизациикомпьютерногорабочегоместа,требования
безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученикполучит возможность:
 овладетьприёмамиквалифицированногоклавиатурногописьма;
 научитьсясистематизировать(упорядочивать)файлыипапки;
 сформировать представленияоб основных возможностях графическогоинтерфейса
и правилах организации индивидуального информационного пространства;
 расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения
компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой
деятельности с применение средств информационных технологий;
 создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы,
диаграммы, рисунки;
 осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью
средств текстового процессора;
 оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его
начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
 видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического
редактора;
 научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или
преобразованными фрагментами;
 научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с
гиперссылками,
слайды
которой
содержат
тексты,
звуки,
графическиеизображения;демонстрировать презентацию наэкранекомпьютераили
спомощью проектора;
 научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и
пересылать сообщения);
 научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети
Интернет материалы;
 расширить представления об этических нормах работы с информационными
объектами.
Раздел3.Информационноемоделирование
Выпускник научится:
 пониматьсущностьпонятий«модель»,«информационнаямодель»;
 различатьнатурныеиинформационныемодели,приводитьихпримеры;

«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые
диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
 перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое
представление (визуализацию) числовой информации;
 строить простые информационные модели объектов из различных предметных
областей.
Ученикполучит возможность:
4



сформироватьначальныепредставленияооназначениииобластиприменения моделей;
о моделировании как методе научного познания;
 приводитьпримерыобразных,знаковыхисмешанныхинформационныхмоделей;
 познакомитсясправиламипостроениятабличныхмоделей,схем,графов,деревьев;
 выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф,
дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел4.Алгоритмика Выпускник
научится:
 пониматьсмыслпонятия«алгоритм»,приводитьпримерыалгоритмов;
 понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда
исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и
неформальных исполнителей;
 осуществлятьуправлениеимеющимсяформальнымисполнителем;
 пониматьправилазаписиивыполненияалгоритмов,содержащих
алгоритмические
конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
 подбиратьалгоритмическуюконструкцию,соответствующуюзаданнойситуации;
 исполнять линейный алгоритмдля формального исполнителя с заданной системой
команд;
 разрабатыватьпландействийдлярешениязадачнапереправы,переливанияипр.;
Выпускникполучит возможность:
исполнятьалгоритмы,содержащие
ветвления иповторения,дляформального
исполнителя с заданной системой команд;
 поданномуалгоритмуопределять,длярешениякакойзадачионпредназначен;
 разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие
базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.


Личностные,метапредметныеипредметныерезультаты
освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении информатики в основной школе, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
 пониманиеролиинформационныхпроцессоввсовременноммире;
 владениепервичныминавыкамианализаикритичнойоценкиполучаемой
информации;
 ответственноеотношениекинформациисучетомправовыхиэтическихаспектов ее
распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

5



способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
 способность и готовность кпринятию ценностей здорового образажизнизасчет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
несколькихили всех учебных предметовспособыдеятельности,применимыекакврамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
 владениеобщепредметнымипонятиями«объект»,«система»,«модель»,
«алгоритм»,«исполнитель»идр.;
 владение информационно-логическими умениями:определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлятьконтроль
своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных
условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование
и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
 владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение
строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
 ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для сбора,хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания
личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание
графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание,
восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе
изученияучебногопредметауменияспецифическиедляданнойпредметнойобласти,
6

виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты
изучения информатики в основной школе отражают:
 формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об
алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство
с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами — линейной, условной и циклической;
 формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работескомпьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.

1

Тематическое планирование
Количествочасов
Всего Контро Практи
Названиетемы
льные
ческие
работы работы
12
Информациявокруг нас

2

Компьютер

3

Подготовка
компьютере

4

Компьютернаяграфика

6

5

Создание
объектов

7

6

Объектыи системы

8

7

Информационныемодели

10

№

7
текстов

на

мультимедийных

8

7

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
https://bosova.ru/m
etodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
https://bosova.ru/m
etodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
https://bosova.ru/m
etodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
https://bosova.ru/m
etodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
https://bosova.ru/m
etodist/authors/info
rmatika/3/eor5.php
https://bosova.ru/m
etodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
https://bosova.ru/m

8

Алгоритмика

etodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php
https://bosova.ru/m
etodist/authors/info
rmatika/3/eor6.php

10
Итого:

51

0

0

Поурочноепланирование
5 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Наименованиеразделовитемпрограммы

Целиизучениякурсаинформатики.Информациявокругнас.Техника
безопасностииорганизациярабочегоместа.
Компьютер– универсальнаямашинадляработысинформацией
Вводинформациивпамять компьютера.
Клавиатура.
Управлениекомпьютером.
Хранениеинформации.
Передачаинформации.
Электроннаяпочта.
Вмирекодов.Способыкодированияинформации
Метод координат.
Тексткакформапредставленияинформации.Компьютер–основной
инструментподготовкитекстов
Основныеобъектытекстовогодокумента.Ввод текста.
Редактированиетекста.
Текстовыйфрагментиоперациисним.
Форматированиетекста.
Представлениеинформациивформетаблиц.Структуратаблицы.
Табличноерешениелогическихзадач.
Разнообразиенаглядныхформпредставленияинформации
Диаграммы.
Компьютернаяграфика.ГрафическийредакторPaint
Преобразованиеграфическихизображений
Созданиеграфическихизображений.
Разнообразие
задач
обработки
информации.
Систематизация
информации
Списки–способупорядочивания информации.
Поискинформации.
Кодированиекакизменениеформыпредставления информации
Преобразованиеинформациипозаданнымправилам.
Преобразованиеинформациипутёмрассуждений
Разработкапланадействий.Задачио переправах.
Табличнаяформазаписипланадействий.Задачио переливаниях
Созданиедвижущихсяизображений.
Созданиеанимациипособственномузамыслу.
Выполнениеитоговогомини-проекта.
Итоговое тестирование
Повторение.Редактированиеиформатированиетекста
8

6класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Наименованиеразделовитемпрограммы

ОбъектыокружающегомираОбъектыоперационнойсистемы.
Файлыипапки.Размерфайла.
Разнообразиеотношенийобъектовиихмножеств.
Отношениямеждумножествами. Отношение«входитвсостав».
Разновидности объекта и их классификация. Классификация
компьютерныхобъектов.
Системыобъектов.Составиструктурасистемы.Системаиокружающая
среда.Системакакчерныйящик.
Знаковые
информационные
модели.
Словесные
(научные,
художественные)описания.Математическиемодели.
Математическиемодели.
Табличныеинформационныемодели.Правилаоформлениятаблиц.
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.
Вычислительныетаблицы.
Графикиидиаграммы.Наглядноепредставлениепроцессовизменения
величиниихсоотношений.
Многообразиесхемисферыихприменения.
Информационныемоделинаграфах.
Использованиеграфовприрешениизадач.
Чтотакоеалгоритм. Формызаписиалгоритмов.
Линейныеалгоритмы.Алгоритмысветвлениями.
Алгоритмысповторениями.
ИсполнительЧертежник.ПримералгоритмауправленияЧертежником.
АлгоритмысповторениямидляисполнителяЧертёжник.

Кол-во
часов
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
БосоваЛ.Л.,БосоваА.Ю.Информатика:Учебникдля5класса.–М.:БИНОМ.Лаборатория
знаний, 2013.
2.
БосоваЛ.Л.,БосоваА.Ю.Информатика:Учебникдля6класса.–М.:БИНОМ.Лаборатория
знаний, 2013.
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
1.

1. БосоваЛ.Л.,БосоваА.Ю.Информатика.Программадляосновнойшколы:5–6 классы.
7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику«Информатика. 5
класс» https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику«Информатика. 6
класс» https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php
3. МатериалыавторскоймастерскойБосовойЛ.Л.(metodist.lbz.ru/)
9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».