14.02.2020
Узоры марийского народного костюма и головные уборы
Автор: Васюкова Г.Т., руководитель музея
Цель занятия – исследование истории и разнообразия
костюма марийцев.
Задачи:
1. Закрепить
знания о традиционном народном костюме;
2. Выявить
особенности костюмов марийцев разных этнических групп;
3. Проанализировать
женские головные уборы и украшения;
4. Развивать
фантазию, творческую активность детей.
Оборудование: выставка марийской национальной одежды:
платья, фартуки, головные уборы, полотенца, записи марийских мелодий, нагрудное
украшение, головное украшение, рисунки с изображением орнаментов, куклы в
национальных костюмах; сундук.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Активизация внимания.
- Ребята,
перед вами сундук моей бабушки. Когда я была маленькой, очень любила
заглядывать в этот сундук. Он казался мне таким таинственным, загадочным.
Бабушки моей давно нет, но её сундук хранит в себе много интересных старых
вещей. Сегодня я открою этот сундук для вас.
2. Подготовительный момент.
- Тема нашего сегодняшнего занятия «Марийский народный
костюм». Бабушкин сундук поможет нам сегодня познакомиться с традиционным
народным костюмом,
выявить особенности костюмов марийцев разных этнических
групп и проанализировать женские головные уборы и украшения.(Просмотр вещей из
бабушкиного сундука).
- Вы уже заметили, что каждая из этих вещей украшена
очень красивой вышивкой. Вышивка служила не только для украшения одежды, она
служила оберегом. А ещё марийскую вышивку можно читать. Ведь у наших предков не
было своей письменности. Свои чувства марийские женщины передавали через своё
искусство вышивания.
3. Основной этап. Усвоение нового материала.
«Как семицветик наши зори
Когда под утро петухи кричат,
Так семицветны вышивок узоры
На тех вещах, что здесь у нас висят.
Любой стежок здесь к месту, всё так точно,
Деталь и совершенна и мудра.
От вышивки такой светло и ночью.
Такие вот марийцы мастера!»
В.Колумб.
В марийской вышивке выделяют узоры растительного,
зооморфного и геометрического происхождения. Солнце, деревья, птицы, животные –
всё имело магический смысл в древнейших языческих верованиях. Птица является
воплощением света и жизни. Изображение дерева, двух птиц или двух животных,
стоящих перед деревом, служило знаком семьи, рода. Утка является образом
женщины, семьи, плодородия. Изображение лебедей выдаёт мечты о красоте, любви и
верности. Баран считается одним из святых животных. Вышивая бараньи рога,
мастерица желала для себя и для того, кому предназначалась её работа, защиты от
зла, нечисти и болезней.
Народный костюм со стороны исполнявших требовал огромных
затрат времени и высокого уровня мастерства. На одну рубаху требовалось 2-3
месяца. Он был как бы критерием оценки трудолюбия и художественного вкуса
марийской женщины. Поэтому в марийской вышивке нельзя
найти точных повторений узоров, выполнялось очень аккуратно, ни одного узелка
или открытого шва. Вышивали без предварительного нанесения рисунка, при работе
нужно было быть очень точным. Требовалось знание математики.
Олыкмарий – наиболее многочисленная этническая группа.
Отличительным элементом является головной убор. Луговые марийцы делятся на три
группы: Шымакшан марий (северо – восточная группа ), Сорокан марий (центральная
группа ), Шарпанан – нашмакан марий (приволжская группа)
Головной убор шымакш наиболее самобытный головной
убор мариек нашей местности. Он представлял собой продолговатый кусок холста,
углы которого на одной из узких сторон были скреплены и составляли треугольник,
который, образуя колпачок, надевался на голову. Традиционная марийская
религия почитает духов природы. Древние марийцы знали о существовании природных
сил воды, земли, солнца, которые давали энергию человеку. Через произносимые
слова молитвы наши предки умело пользовались такими силами. Именно этот
конусообразный головной убор с небольшой кисточкой на конце является каналом
притока энергии в человеческое тело.
Луговые марийцы, расселённые вокруг Йошкар – Олы, в
Медведевском и Оршанском районах, носили сорока. Этот головной убор
они заимствовали у русских, богато украсив его вышивкой. Сорока состоит
из нескольких деталей: шапочки, налобника и позатыльня. Поверх сороки надевался
платок. Этот головной убор, как и другие, служит оберегом. Защищают женщину от
негативных воздействий, направленных на неё, от недобрых взглядов и сглаза.
Головной убор показывал социальный статус. Девочки
одевали вышитый ободок из холста, а замужняя женщина имела особый головной
убор. Вид убора отличался от территории проживания. Головной убор марийцев
Моркинского, Звениговского, Волжского районов состоит из шарпана- узкого
прямоугольного холста, вертикальные стороны которого вышиты и нашмака – налобной
повязки. Эту группу марийцев называют «Шарпанан – нашмакан марий»
А эта кукла демонстрирует ещё один головной убор – шурка.
ШУРКА – самый старинный из дошедших до нас головных уборов. Изготовлялся на
твёрдой основе из дерева, бересты, украшался монетами, вышивкой, бусами,
бисером, кистями.
О том, что мастерство в народе ценилось очень высоко,
говорит общественный показ вышитых изделий на национальных праздниках и на
свадьбах. Подарки на свадьбе невеста вручала в присутствии всех жителей
деревни.
Головной убор является символом семейного положения
женщины. Костюм девушки отличался от костюма замужней женщины прежде всего
головным убором. Если девушка могла ходить с непокрытой головой, то женщина
должна была покрывать голову. Головной убор женщины закрывал волосы и указывал
на то, что она состоит в браке. Покрытие головы замужних женщин головным убором
являлось неписаным законом, несоблюдение которого влекло за собой
наказание. Во время свадебного обряда происходила смена девичьего
головного убора на головной убор замужней женщины.
Основным украшением костюма была вышивка, необычная
техника вышивка. Вышивка по счету нитей, с изнаночной стороны холста. Сейчас
вышивают с лицевой стороны.
Народный костюм требовал огромных затрат времени и
высокого уровня мастерства. Он был как бы критерием оценки трудолюбия и
художественного вкуса марийской женщины. Поэтому в марийской вышивке нельзя
найти точных повторений узоров. Выполнялось очень аккуратно, ни одного узелка
или открытого шва… Вышивали без предварительного рисунка, при работе нужно было
быть очень точным.
Цвет в одежде - символ, через который человек выражал
свои чувства, эмоции, мысли. В марийской традиционной вышивке чаще всего
использовался красный цвет – цвет солнца, огня, тепла, любви, красоты.
Цветовое решение, а именно красно – бордовые тона говорят о жизнелюбии, о стремлении
к красоте, теплу семейному, любви.
3) Практическая часть.
1. Закрепление пройденного.
- Ребята, посмотрите на наряды наших кукол. Какой ещё
цвет выделяется в марийской вышивке?
(Ответы детей).
- Правильно, это чёрный, жёлтый и зелёный.
- Посмотрите внимательно ещё раз на наших красавиц и
скажите, какого элемента костюма недостает у нашей куклы Айвика?
- Верно, у неё нет фартука. Сегодня на нашем занятии мы с
вами сделаем эскиз фартука для нашей куклы. Для этого нам понадобятся
миллиметровая бумага, цветные карандаши чёрного, красного, зелёного, жёлтого
цвета, ну, и, конечно же ваше творчество и фантазия.
2. Самостоятельная работа.
(Под звучание марийской мелодии дети делают зарисовки)
1. Выставка работ.
- Ребята сегодня мы
узнали, какую одежду носили наши бабушки и прабабушки. Познакомились с
орнаментами, с цветовой гаммой национального узора. Занятие мы завершаем
стихотворением:
Родной узор
Неповторим и вечен,
И дороги сегодня нам вдвойне
Наплечники червленые,
Как венчики,
Два солнца - на груди и на спине.
Любой стежок здесь к
месту,
Все так точно,
Деталь и совершенна, и мудра.
От вышивки такой
Светло и ночью.
Да, голь на выдумки была хитра.
О женщины марийские!
Как славно
Расшито вами жизни полотно.
Писать мы научились
Так недавно,
А вышивать умели так давно.
До свидания. И как говорят марийцы: Чеверын! Сай кодса!
14.02.2020
Мое село Тавра –частица Свердловской области
Музейный урок для учащихся МАОУ
Тавринской школы.
Автор: Васюкова Г.Т.
Цель урока (слайд 2):
Воспитание патриотизма,
гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего
края посредством школьного музея.
Оборудование: компьютер,
медиапроектор.
Ход занятия:
Каждое село имеет право на
память, память о мастерстве, ратном и трудовом героизме его жителей.
Хранителями её становятся последующие поколения, которым предшественники
завещают все то, что создали, сохранили и сберегли. Свердловской области
исполняется 80 лет, а наше село намного старше, нашей области.
1.Географическое
положение и краткая характеристика природы села Тавра (слайд 3).
Село Тавра расположено на
юго-западе Свердловской области, на юге Красноуфимского района, на границе с
республикой Башкортостан. Её географические координаты 560 с. ш., 580 в. д. Расстояние от села Тавры до
Красноуфимска - 60 км, до г. Екатеринбурга-260 км.
Задание для учащихся: Определите географическое положение и соседей
Свердловской области, найдите на карте село Тавра.
Учащиеся определяют
географическое положение и соседей Свердловской области и села Тавра по карте
Свердловской области.
Село Тавра располагается на
границе Уфимского плато и Западных предгорий Урала. Абсолютная высота- 200 м,
самая высокая точка над уровнем моря- 496 м. На территории села распространены
наклонные предгорные равнины и увалы в осадочных породах. Они связаны в
основном тектонической зоной Предуральского краевого прогиба. Холмы и увалы
имеют плоско-выпуклые вершины, пологие склоны. Когда-то на месте
Красноуфимского района шумело море. В неглубоком море накапливались осадки, из
которых образовывались известняки, сланцы, песчаники. На территории
Красноуфимского района распространены водопроницаемые горные породы, этим и
объясняется богатство подземными водами.
Задание для учащихся: Найдите основные формы рельефа и климатические показатели
Свердловской области, с.Тавра. Учащиеся работают с физической и климатической
картой Свердловской области. .
Выводы: Климат
умеренно-континентальный. Средняя температура января – 16-170 С, средняя температура июля - +17 0 С.
По природному районированию
территория села относится к Красноуфимско- Месягутовской лесостепной
зоне. В нашей местности растут хвойные породы деревьев: ель, сосна,
пихта, лиственные деревья: береза, рябина, осина. В лесах водятся
медведи, волки, лисы, кабаны, косули и др. Почвы серые лесные,
дерново-подзолистые, встречается чернозем.
Площадь села равна 9 304 га.
Экономико-географическое положение села определяется тем, что здесь проходит
автомобильная трасса общероссийского значения: Москва – Самара – Уфа –
Екатеринбург - Тюмень.
2.История возникновения
села (слайд 4)
В начале 16 века московское
правительство упорно вело борьбу за завоевание восточных земель. Царское войско
притесняло местное население, облагало налогами и поборами. Татарам, марийцам, удмуртам
приходилось уходить на восток, на малообитаемые земли, необжитые угодья.
В книге «Уездные столицы» А.Новикова на странице 302 есть сведение, что в
«Кунгурских актах 16-17 веков», зафиксировано, что в Большой Тавре основана
сторожевая застава в 1542 году, на границе башкирских земель и владений
Кунгурского воеводства». Марийцы переселились на берег
небольшой реки, в 5 км через гору Эмен (Дубовая). Оно находилось в ложбине, на
излучине речушки Таврушка. С северо-восточной и на восточной стороне поселения
возвышались небольшие горы. Основным занятием поселенцев были охота,
бортничество, животноводство, земледелие. По историческим данным, Большая Тавра
была основана в 1508 году.
Задание для учащихся: Кто знает откуда произошло название села Тавра?
Версии о происхождении
села: 1) Название произошло от марийского слова «лавра» -
грязь. Некогда через Тавру проезжал господин. Его коляска застряла в
топком болоте. Господин спрашивает у жителей, показывая на грязь: «Что это?».
Один из марийцев ответил: «Лавра». Господин, не расслышав начальный звук слова,
громко сказал: «Тавра говоришь?! Пусть ваша деревня называется Таврой!» , после
отъезда господина марийцы стали повторять чудное слово «Тавра» и с тех пор
незнакомое слово приклеилось деревне навеки. 2) Марийцы лошадям ставили
тавро. Каленым железом выжигали на коже крупа лошади свои родовые знаки для
опознания своего животного среди множества пасущихся других животных.
Тавринские марийцы, видимо, здесь, на Урале, впервые занимались «таврением» и их
селение за оригинальность и специфику люди соседних деревень стали называть
«Таврой». 3) Происхождение Тавры связано с формой рельефа. Тавра располагается
между гор. От башкирского «Тау ара аул», т.е. деревня между гор,
междугорная.4)И. П. Хамзин предположил, что марийцы, переправившись через реку
Уфу, сделали первую остановку в виде табора.Отсюда и название «Табра» с мягким
произношением буквы «б». 5) Название деревни связано с именем первого поселенца
по имени Тавра.
3.Население села Тавра
(слайд 5).
Численность населения –
экономический показатель, который является составной частью экономики любой
страны. В настоящее время в селе Тавра проживает
2202 человек. Занятость населения в селе: в ООО «Тавра» работают
319 чел, в школе – 53 чел, в магазинах – 39 чел, в детском саду – 30 чел, в
больнице – 15 чел, в ИП «Абибулаева»- 10 чел, МУП «Энергосервис»- 15 чел, в
Тавринском территориальном отделе -5 чел, в СДК – 5 чел, в пожарной части
– 6 чел, на почте – 3 чел, участковый- 1 чел.
В деревне выросли династии
шофёров, механизаторов, животноводов, учителей, специалистов сценической
деятельности: певцы, хореограф, танцоры.
В Большой Тавре родилась целая
плеяда орденоносцев. Кавалерами ордена Ленина стали: комбайнер, фронтовик
Дмитриев Андрей, механизатор Аликиев Никита, свинарка Пегашева Мария.
Награждённых другими орденами и медалями всех трудно перечесть - так их много.
Тавра гордится Тюпаевым Климом
Келюевичем. Он и пастор, и кандидат технических наук. В настоящее время
работает в Петербурге в научно-исследовательском отделе Военно-инженерного
технического университета.
Ильмекеев Афанасий Алексеевич
живет и работает в Феодосии. До развала СССР с 1972 года ведущий инженер по
испытаниям автоматических упругих устройств в НИИАУС, участник разработки
космического комплекса «Алмаз». Сейчас преподаватель в одном из техникумов Феодосии.
Андреева Лариса Валентиновна –
кандидат психологических наук. Доцент кафедры психологии Марийского
государственного университета, заместитель декана факультета психологии.
Гордимся заслуженным агрономом
Российской федерации Егоршиным Станиславом Константиновичем, прославившимся на
всю Россию знатным картофелеводом Илимбаевым Семеном Саникаевичем.
Краеведами села Тавра написаны 3
книги: «Тавра и ее люди», «Большетавринцы», «На земле Тавринской».
4.Достопримечательности
села Тавра (слайды 6,7,8,9,10)
1.Благоустроенные родники, их 8 в
нашем селе.
2.Дом культуры
3.Школьный музей
4.Памятники, павшим в годы ВОВ
5.Аллея памяти и молодоженов
6.Старообрядческая церковь и др.
Подведение итогов
занятия:
1.Что нового вы узнали?
2.Я понял, что…..
3.Мне понравилось …….