Приложение 1 к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Тавринская средняя общеобразовательная школа» ПРИНЯТО решением методического объединения учителей коррекционной педагогики протокол от 28.08.2023 № 1 СОГЛАСОВАНО: Зам.дир. по УР В.В.Дружинина _____ 28.08.2023г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» для основного общего образования Срок освоения программы: 5 лет (с 5 по 9 класс) Составитель: Мезина Е.А., учитель-дефектолог с. Русская Тавра, 2023 Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, в соответствии с методическим пособием ФГБНУ ИКП РАО «Реализация коррекционных курсов для обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования» коллектива авторов: Н.В. Бабкина, А.Д. Вильшанская, Л.М. Пономарева, О.А. Скобликова. Цель курса – преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекция и развитие мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР, а также формирование умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для освоения программного материала. Задачи курса: коррекция и развитие познавательных процессов на основе учебного материала; формирование приемов мыслительной деятельности, коррекция и развитие логических мыслительных операций; развитие самостоятельности в организации учебной работы, формирование алгоритмов учебных навыков, коррекция учебной деятельности, специальное формирование ее структурных компонентов; специальное формирование метапредметных умений, обеспечивающих освоение программного материала; формирование навыков социальной (жизненной) компетенции. Место внеурочного занятия в учебном плане школы: Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана в 5,6,7 классах на 68 часов, 2 часа в неделю, в 8 классе на 34 часа, 1 час в неделю, в 9 классе на 33 часа, 1 час в неделю. Занятия проводятся по утвержденному расписанию. Продолжительность занятия – 40 минут. Учебники и учебные пособия В МАОУ «Тавринская СОШ» создана материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, для занятий в группах и индивидуально. Как необходимое условие реализации программы в кабинете создан и пополняется информационнометодический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-дефектолога, наглядных пособий. 1. «Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития» (Авторы: Г.А.Карпова, Т.П. Артемьева); 2. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» (С.Д.Забрамная, О.В.Боровик). 3. Цифровые образовательные ресурсы; 4. «Развитие познавательных способностей» Л.В.Мишенкова 5. Жигорева М.В. Особенности работы с детьми, имеющими комплексные нарушения психического развития // Среднее профессиональное образование. 6. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога – дефектолога. 7. Науменко О.В. Организационно-методическое сопровождение коррекционной деятельности массовой общеобразовательной школы. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности В процессе освоения коррекционно-развивающего курса обучающийся следующими результатами: Личностные результаты структурируются следующим образом: Результатом патриотического воспитания является: овладеет воспитание у обучающихся с ЗПР российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Результатом гражданского воспитания является: чувство ответственности и долга перед своей семьей, малой и большой Родиной; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; активное участие в жизни образовательной организации, местного сообщества; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений, готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней); участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. Результатом духовно-нравственного воспитания является: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков. Результатом эстетического воспитания является: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Результатом освоения ценностей научного познания является: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; установка на осмысление личного и чужого опыта, наблюдений, поступков. Результатом физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия является: формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, управлять собственным эмоциональным состоянием; готовность принимать себя и других, не осуждая; признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 3 Результатом трудового воспитания является: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города); интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; формирование готовности к осознанному построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, уважительного отношения к труду, разнообразного опыта участия в социально значимом труде. Результатом экологического воспитания является: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, приобретение опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в ходе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; формулировать и оценивать риски, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха; способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом, двигательном, коммуникативном, волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению; способность к саморазвитию и личностному самоопределению, умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные планы. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные УУД: готовность к учебному сотрудничеству с педагогом и сверстниками; понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственными взглядами; способность формулировать собственное мнение и позицию; использование речи для регуляции своих действий. Регулятивные УУД: 4 определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата; адекватное восприятие предложений и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей. Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы коррекционно-развивающего курса Оценка достижений образовательного результата осуществляется в рамках диагностического направления работы учителя-дефектолога, которое включает стартовую диагностику и итоговый контроль. Проводится изучение уровня учебно-познавательной деятельности ребенка, уровня его обученности и обучаемости, рубежный и итоговый контроль освоения коррекционно-развивающего курса. Для этого обследуются познавательные процессы, сформированность метапредметных умений на основе диагностического материала в соответствии с возрастом обучающегося. Проводится анализ текущих письменных работ обучающегося, проверочных и контрольных работ по предметам. Содержание коррекционно-развивающего курса включает в себя следующие модули: 1. Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности. 2. Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале. В процессе коррекционно-развивающих занятий у обучающихся с ЗПР формируются приемы мыслительной деятельности и логические действия, составляющие основу логических мыслительных операций, корректируются метапредметные способы учебно-познавательной деятельности, развиваются общеучебные умения и навыки, обеспечивающие процесс освоения программного материала. Коррекционно-развивающие занятия включают работу по преодолению у детей шаблонности и инертности мышления, формирование осознанного отношения к решению задач, требующих логических операций, суждений, умозаключений и их оречевления. У обучающихся формируется умение выполнять сравнение, выделяя существенные признаки объектов окружающей действительности и отвлеченных понятий, классифицировать их, самостоятельно выделяя для этого разные основания. Проводится работа по обучению установлению причинноследственных зависимостей (на материале учебных предметов). Осуществляется развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами и критериями при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую из них информацию. Происходит развитие и коррекция познавательной сферы, целенаправленное формирование высших психических функций; коррекция недостатков развития учебнопознавательной деятельности. Осуществляется восполнение образовательных дефицитов, формирование метапредметных навыков учебной работы, формируются алгоритмы выполнения трудно усваиваемых и слабо упроченных учебных навыков. Предметными результатами коррекционно-развивающих занятий являются формирование следующих умений: по модулю «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной (умственной) деятельности»: оперировать (выделять, соотносить, сопоставлять, синтезировать) признаками предметов, явления, понятий; выделять совокупность признаков предметов, явлений, понятий; устанавливать их соотношение, различать существенные и несущественные признаки; 5 анализировать объекты или процессы на основе наблюдений с опорой на схему; анализировать информацию из различных источников, сопоставлять, классифицировать и обобщать ее, уметь резюмировать на основе предварительного анализа; синтезировать объекты, восстанавливать целое по части, воспринимать объект как целое, понимать целостность конспекта; находить основание и классифицировать предметы, явления, понятия; обозначать словесной характеристикой основание, классы (группы) при необходимости с направляющей помощью; группировать учебную информацию по заданным параметрам; сравнивать объекты, явления, житейские, конкретные и учебные понятия; проводить отбор существенных признаков, формулировать выводы о сходствах и различиях; сравнивать факты и процессы на материале учебных предметов на основе установления и сопоставления обобщенных характеристик с опорой на образец; обобщать понятия по существенным признакам, исключать «лишнее» на основе выделения общих признаков; обобщать явления, события, информацию по заданным требованиям; обобщать частные случаи правила и формулировать вывод при необходимости с направляющей помощью; устанавливать логические связи и причинно-следственные зависимости между явлениями и событиями на материале учебных предметов; делать умозаключения по аналогии на основе изучаемого программного материала при необходимости с опорой на образец; строить суждения с логическими связками «и, или, не» «все, всякий, любой, каждый, некоторые»; использовать отрицание в суждениях; определять истинность и ложность суждений, аргументируя ответ; делать вывод на основе анализа различных точек зрения, обобщая информацию, уметь приводить собственную аргументацию; подводить под конкретное понятие на основе распознавания системы признаков и установления их соотношения при необходимости по смысловой опоре; определять и объяснять скрытый смысл текста, выделяя в нем неявно заданную информацию; проводить образные сравнения, объяснять метафоры; понимать и объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок, при необходимости с направляющей помощью; понимать нравственный смысл, заключенный в значениях пословиц и поговорок; употреблять изученные пословицы и поговорки в применительно к разным жизненным ситуациям. По модулю «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»: анализировать, сопоставлять, обобщать зрительную и слуховую информацию; анализировать и восполнять пространственные образы; владеть навыками пространственной ориентировки; оперировать приемами запоминания и воспроизведения информации на учебном материале; строить самостоятельно алгоритм учебных действий; выполнять алгоритм учебных действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале; определять учебное понятие по заданному алгоритму на программном материале; интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя явно заданную в источнике и неявную информацию; определять основную и второстепенную информацию при решении практических задач; формулировать вопрос при работе с информацией; 6 создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебнопрактических задач; формулировать выводы, основываясь на источнике информации, находить аргументы, подтверждающие вывод; интерпретировать и обобщать информацию из нескольких отличающихся источников; кодировать и декодировать информацию; анализировать, сопоставлять и сравнивать информацию, представленную в тексте, таблице, диаграмме, схеме, рисунке, карте на материале учебных предметов; ориентироваться в схематически представленной информации, составлять высказывание с опорой на схему; строить схему рассуждений на основе правила с использованием направляющей помощи; составлять простой конспект, тезисы устного или письменного сообщения; преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации при необходимости с опорой на образец; критически оценивать информацию, ее достоверность, в том числе в сети Интернет; находить и использовать информацию в разных жизненных ситуациях и в общении; составлять и преобразовывать тексты делового стиля, личного характера, посты на странице сети Интернет. Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы коррекционно-развивающего курса Оценка достижений образовательного результата осуществляется в рамках диагностического направления работы учителя-дефектолога, которое включает стартовую диагностику и итоговый контроль. Проводится изучение уровня учебно-познавательной деятельности ребенка, уровня его обученности и обучаемости, рубежный и итоговый контроль освоения коррекционно-развивающего курса. Для этого обследуются познавательные процессы, сформированность метапредметных умений на основе диагностического материала в соответствии с возрастом обучающегося. Проводится анализ текущих письменных работ обучающегося, проверочных и контрольных работ по предметам. Содержание учебных тем 5 КЛАСС Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности». Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации». Выделение признаков предметов, объектов или явлений, оперирование ими на базовом уровне на материале учебных предметов. Характеристика объекта по признакам. Различение существенных и несущественных признаков предмета, объекта и явления. Определение признаков сходства и различия на основе сопоставления. Сравнение объектов по наиболее характерным признакам, подведение под вывод по результатам сравнения. Объединение предметов и явлений в группы по определенным признакам по заданному и самостоятельно найденному основанию. Синтезирование объекта. Восполнение целого по части (слов с пропущенными буквами, предложений с пропущенными словами; математических выражений с пропущенными знаками, числами; целостности исторического события с опорой на слова из справки). Восстановление текста из слов, предложений, отрывков, восстановление деформированного слова с опорой на контекст предложения. Синтезирование текста как целого: установление прямых связей между событиями, причинно-следственных зависимостей на материале исторических и естественнонаучных текстов. Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации». 7 Установление логической последовательности в числовых рядах, природных явлениях, жизненных циклах, жизненных событиях, учебных действиях. Определение причины и следствия явления или события, определение связи. Определение видового и родового понятий. Обобщение объектов и конкретных житейских понятий/простых учебных понятий по существенным признакам с исключением лишнего. Обобщение и конкретизация житейских понятий/простых учебных понятий. Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие». Знакомство с построением рассуждений от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям (решение логических задач). Обобщение правила и формулирование вывода на основе анализа и наблюдения за частными случаями и примерами на данное правило на материале учебных предметов. Умозаключение по аналогии. Определение конкретного понятия/простого учебного понятия через род и видовое отличие по алгоритму учебных действий. Подведение объекта под понятие (на материале житейских понятий/простых учебных понятий). Построение суждений на основе сравнения предметов и явлений с выделением при этом общих признаков. Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов». Выделение и пояснение обобщено-образного выражения, заключенного в пословице и поговорке, на примере широко употребляемых пословиц и поговорок. Сопоставление пословицы с жизненной ситуацией на примере поступков героя рассказа, истории. Умение понимать содержание пословиц в соответствии с определенной ситуацией. Определение темы в пословицах и поговорках. Отнесенность пословиц и поговорок к тематическим группам. Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале». Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами». Знакомство с последовательностью выполнения действий и составлением простых инструкций из двух-трех шагов. Отработка навыка работы с алгоритмом применения правила по визуальной опоре. Знакомство с алгоритмом и закрепление его использования по определению понятий на изучаемом программном материале. Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов». Анализ и сопоставление зрительно воспринимаемых объектов (идентификация, сличение, восполнение). Отработка точности и скорости переработки зрительной информации. Отработка навыка распределения и переключения внимания на зрительно воспринимаемых объектах. Дифференциация наложенных объектов. Зрительно-моторная и слухо-моторная ориентировка. Анализ и восполнение пространственных образов. Знакомство с приемами слухоречевого запоминания. Знакомство с приемами опосредованного запоминания. Отработка навыков воспроизведения информации по визуальной опоре. Анализ и переработка познавательной и учебной информации. Ориентировка в содержании справочной информации, нахождение в источнике ответов на вопросы с использованием явно заданной информации. Знакомство с приемами интерпретации информации, нахождение в источнике ответов на вопросы с использованием неявно заданной информации. Различение и определении основной и второстепенной информации при решении практических задач. Создание собственных текстов на основе справочной информации по направляющей помощи педагога. Анализ информации, представленной в виде таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, карты. Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации». 8 Текст. Смысловая структура текста. Анализ учебного текста. Определение темы, главной мысли. Отработка логических приемов переработки информации (заполнение таблицы, введение числовых данных). Преобразование текстовой информации в таблицу. Ориентировка в схематично представленной информации. Кодирование и декодирование информации (шифровка символами). 6 КЛАСС Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности». Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации». Выделение признаков конкретных понятий/простых учебных понятий на материале учебных предметов, оперирование признаками, определение существенных признаков (части речи: изменяемые и неизменяемые признаки; различие частей речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, предлог, союз). Различение существенных и несущественных признаков житейских понятий/простых учебных понятий. Классификация житейских, конкретных и простых учебных понятий по заданным правилам. Словесное определение основания классификации и каждого класса. Синтезирование объектов. Восполнение недостающих звеньев целого на материале учебных предметов (история, география, биология, литература), при необходимости с использованием слов для справок. Анализ целостности контекста: связь частей в единое смысловое целое, понимание значения неизвестного слова или выражения на основе контекста, установление скрытых связей между событиями. Сравнение конкретных понятий/простых учебных понятий на основании сопоставления существенных признаков. Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации». Установление логических связей между понятиями, определение причинно-следственных зависимостей на учебном материале предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла. Установление родовидовых отношений на учебном материале предметов естественнонаучного цикла. Обобщение житейских понятий/простых учебных понятий и исключение лишнего из ряда этих понятий, объединенных общим признаком. Установление причинно-следственных зависимостей в исторических событиях. Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие». Знакомство с алгоритмом рассуждения о причинах события или явления, анализ наиболее вероятных из них, определение возможных последствий. Умозаключение по аналогии на основе изучаемого учебного материала. Умозаключение из двух и более посылок с опорой на словесное описание. Суждения с логическими связками и, или, не. Применение отрицания в суждениях. Определение истинности и ложности суждений с аргументацией ответа. Алгоритм определения учебного понятия через обобщение существенных признаков и установление связи между ними. Алгоритм подведения объекта под учебное понятие. Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов». Употребление в речи пословиц и поговорок применительно к характеристике поступков людей или жизненной ситуации. Выделение и пояснение обобщено-образного выражения, заключенного в пословице и поговорке. Синонимичность значений пословиц и поговорок. Сопоставление синонимичных по значению пословиц и поговорок с жизненной ситуацией на примере собственного опыта. Разноплановость значений пословиц и поговорок, применение пословицы и поговорки к разным жизненным ситуациям. 9 Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале». Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами». Освоение алгоритма учебных действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале. Определение понятия по заданному алгоритму на изучаемом программном материале. Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов». Анализ и переработка зрительной и слуховой информации (сличение, сопоставление, нахождение идентичных фигур, распознавание наложенных изображений, выделение фигур из сложного чертежа, нахождение противоречивых изображений). Анализ пространственного расположения фигур. Оперирование приемами запоминания и воспроизведения информации на учебном материале: выделение опорных слов, воспроизведение текста по опорным словам. Проведение учебных действий по работе с информацией: нахождение и извлечение заданной информации в соответствии с инструкцией; определение места искомой информации (выборочное чтение, нахождение фрагмента текста). Определение, нахождение и извлечение одной или нескольких единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста. Определение наличия/отсутствия информации. Проведение оценки достаточности информации для решения практических задач. Оперирование информацией, представленной в таблице, на диаграмме, схеме, рисунке, карте. Использование информации, представленной схематично. Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации». Преобразование информации из одной формы в другую различными способами по образцу. Выстраивание схемы рассуждений на основе правила по вопросам. Преобразование информации из графического или символьного представления в текстовое и наоборот. 7 КЛАСС Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности». Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации». Выделение признаков учебных и научных понятий. Выделение существенных признаки учебных и научных понятий. Различение существенных и несущественных признаков учебных и научных понятий. Классификация учебных и научных понятий по заданным правилам, словесное определение основания классификации и каждого класса. Синтезирование объекта: восстановление причинно-следственных зависимостей из частей текста на материале предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла. Сравнение учебных и научных понятий на основании сопоставления существенных признаков. Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации». Установление общности в логических и семантических единицах. Определение причинно-следственной зависимости между явлениями на материале учебных предметов (история, география, биология). Обобщение учебных понятий, исключение лишнего из ряда учебных понятий, объединенных общим признаком. Установление закономерностей в процессах и явлениях. 10 Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие». Индуктивные и дедуктивные умозаключения. Суждения с использованием логических связок (кванторов): все, всякий, любой, каждый, некоторые. Распознавание обратимых и необратимых предположений. Определение научного понятия по опорной схеме. Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов». Объяснение пословиц и поговорок на основе личного опыта. Понимание нравственного смысла пословиц и поговорок. Выделение и объяснение оценочных суждений, заключенных в пословицах и поговорках. Соотнесение пословиц и поговорок с социальными ситуациями, иллюстрирующими одобряемое и неодобряемое поведение. Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале». Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами». Составление алгоритма собственных действий. Соблюдение алгоритма учебных действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале. Определение понятий по заданному алгоритму на изучаемом программном материале. Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов». Анализ и переработка зрительной и слуховой информации (объем переработки зрительной информации; объем переработки слухоречевой информации). Оперирование приемами запоминания и воспроизведения информации: использование смысловых опор. Логические приемы работы с информацией: формулирование поискового запроса, отбор необходимой информации в соответствии с учебной задачей, упорядочивание, ранжирование, классифицирование информации. Подведение под вывод на основе источника информации, нахождение аргументов, подтверждающих вывод. Определение в тексте тезиса, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Анализ, сопоставление и сравнение информации, представленной в тексте, таблице, на диаграмме, схеме, рисунке, карте. Оперирование информацией, представленной схематично. Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации». Преобразование текстовой информации в графическую. Извлечение текстовой информации из графической (схемы, таблицы, диаграммы, карты). Составление план-конспекта текста на материале учебных предметов. 8 КЛАСС Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности». Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации». Выделение совокупности признаков учебных и научных понятий и установление их соотношения на материале учебных предметов. Группировка информации из различных источников на материале учебных предметов естественнонаучного цикла. Синтезирование информации: восстановление недостающих событий по логической зависимости. Сравнение фактов и процессов в истории, литературе, биологии, географии на основе установления и сопоставления обобщенных характеристик по составленному плану или образцу. Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации». 11 Обобщение и резюмирование информации. Нахождение в тексте тезиса, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Формулирование вывода на основе обобщения отдельных частей текста. Определение противоречия, содержащегося в одном или нескольких текстах. Соотношение фактов с общей идеей текста, установление причинно-следственных связей, не показанных в тексте напрямую. Установление логических отношений между понятиями (противоположность, причина – следствие, часть – целое, вид – род, пересечение). Расположение понятий в последовательности от частного к общему. Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие». Построение предположений. Подтверждение или опровержение предположения соответствующей информацией на основе текстового источника. Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте: все, некоторые, ни одно, некоторые не. Определение достоверности предложенной информации, высказывание оценочных суждений на основе текста. Определение понятий через другие понятия, установление соподчиненности понятий. Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов». Применение и употребление пословиц и поговорок в различных жизненных ситуациях. Встраивание пословицы и поговорки в контекст. Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале». Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами» Составление алгоритма учебных действий при решении учебных или практических задач. Выполнение алгоритма учебных действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале. Определение понятия по заданному алгоритму на изучаемом программном материале. Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов». Оперирование приемами запоминания и воспроизведения информации: составление схемопор, опосредованное запоминание, использование мнестических символов. Интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников. Анализ, сопоставление и сравнение информации, представленной в тексте, таблице, на диаграмме, схеме, рисунке, карте. Оперирование информацией, представленной схематично. Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации». Представление информации в виде простых конспектов, таблиц, схем, графиков. Составление тезисов устного или письменного сообщения. 9 КЛАСС Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности». Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации». Выделение совокупности признаков и оперирование признаками явлений, событий, житейских и научных понятий: общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах. Анализ объекта или процесса на основе наблюдения, аналитическое суждение. Анализ, сравнение, классификация и обобщение фактов, процессов и явлений на учебном материале. 12 Анализ информации из различных источников, ее сопоставление и обобщение: выделение существенной информации из текстов разных видов. Синтезирование информации: восстановление контекста путем подбора соответствующего понятия; восстановление текста путем восполнения выпущенных фрагментов. Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации». Обобщение понятий, событий, процессов, информации. Обобщение информации, представленной в разных модальностях. Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие». Формулирование вывода на основе резюмирования информации. Обоснование собственной точки зрения по вопросу в тексте, относительно позиции автора текста. Обоснование суждения, нахождение подтверждения в виде примеров из текста. Формулирование вывода на основе анализа разных точек зрения, приведение собственной аргументации. Определение понятия на основе распознавания системы признаков и установления их соотношения, при необходимости по смысловой опоре. Подведение под понятие. Конкретизация понятия через другие понятия, определение практического значения и применения понятия. Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов». Оперирование пословицами и поговорками в самостоятельной речи. Употребление пословиц и поговорок в соотнесении с социальной ситуацией. Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале». Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами». Определение и выполнение алгоритма учебных действий. Выполнение алгоритма учебных действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале. Определение понятия по заданному алгоритму на изучаемом программном материале. Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов». Оперирование приемами запоминания и воспроизведения информации на учебном материале. Анализ, переработка и использование информации для решения практических задач. Нахождение и использование информации в разных жизненных ситуациях и в процессе общения. Использование различных источников информации для решения учебных и практикоориентированных задач. Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации». Преобразование информации из одного вида в другой и выбор формы фиксации и представления информации. Составление эссе по прочитанному. Составление и преобразование текстов делового стиля, личного характера, постов на странице сети Интернет. 13 5 класс Тематическое планирование № п/ п 1. Наименование разделов и тем Кол-во часов программы Всег Контроль Практич о ные еские работы работы Входная диагностика 2 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://infourok.ru Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности» 2. Раздел «Коррекция и развитие базовых https://www.prodlenka.org логических действий и https://nsportal.ru 14 0 0 мыслительных операций https://урок.рф анализа, синтеза, сравнения, https://www.maam.ru классификации». 3. Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий https://www.maam.ru и мыслительных операций 6 0 0 https://infourok.ru обобщения, абстрагирования, https://www.defectologiya.pro конкретизации». 4. Раздел «Развитие логических https://pedsovet.su умений делать суждения, 6 0 0 умозаключение, определять и подводить под понятие». 5. Раздел «Развитие способности https://nsportal.ru к пониманию скрытого https://урок.рф 5 0 0 смысла пословиц и поговорок, текстов». Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» 6. Раздел «Познавательные https://infourok.ru действия при работе с 3 0 0 алгоритмами». 7. Раздел «Познавательные https://nsportal.ru действия при работе с https://урок.рф информацией, коррекция и 23 0 0 https://infourok.ru развитие познавательных процессов». 8. Раздел «Познавательные https://nsportal.ru действия по преобразованию 7 https://урок.рф 0 0 информации». https://infourok.ru 9. Итоговая диагностика 2 0 0 14 6 класс Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Наименование разделов и тем Кол-во часов программы Всег Контроль Практич о ные еские работы работы Входная диагностика 2 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://infourok.ru Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности». Раздел «Коррекция и развитие базовых https://www.prodlenka.org логических действий и https://nsportal.ru 13 0 0 мыслительных операций https://урок.рф анализа, синтеза, сравнения, https://www.maam.ru классификации». Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий https://www.maam.ru и мыслительных операций 6 0 0 https://infourok.ru обобщения, абстрагирования, https://www.defectologiya.pro конкретизации». Раздел «Развитие логических https://pedsovet.su умений делать суждения, 11 0 0 умозаключение, определять и подводить под понятие». Раздел «Развитие способности https://nsportal.ru к пониманию скрытого https://урок.рф 9 0 0 смысла пословиц и поговорок, текстов». Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» Раздел «Познавательные https://infourok.ru действия при работе с 4 0 0 алгоритмами». Раздел «Познавательные https://nsportal.ru действия при работе с https://урок.рф информацией, коррекция и 14 0 0 https://infourok.ru развитие познавательных процессов». Раздел «Познавательные https://nsportal.ru действия по преобразованию 3 https://урок.рф 0 0 информации». https://infourok.ru Итоговая диагностика 2 0 0 15 7 класс Тематическое планирование № п/п 1. Наименование разделов и тем Кол-во часов программы Всег Контроль Практич о ные еские работы работы Входная диагностика 2 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://infourok.ru Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности» Раздел «Коррекция и развитие базовых https://www.prodlenka.org логических действий и https://nsportal.ru 13 0 0 мыслительных операций https://урок.рф анализа, синтеза, сравнения, https://www.maam.ru классификации». 3. Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий https://www.maam.ru и мыслительных операций 8 0 0 https://infourok.ru обобщения, абстрагирования, https://www.defectologiya.pro конкретизации». 4. Раздел «Развитие логических https://pedsovet.su умений делать суждения, 9 0 0 умозаключение, определять и подводить под понятие». 5. Раздел «Развитие способности https://nsportal.ru к пониманию скрытого https://урок.рф 8 0 0 смысла пословиц и поговорок, текстов». Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» 6. Раздел «Познавательные https://infourok.ru действия при работе с 6 0 0 алгоритмами». 7. Раздел «Познавательные https://nsportal.ru действия при работе с https://урок.рф информацией, коррекция и 14 0 0 https://infourok.ru развитие познавательных процессов». 8. Раздел «Познавательные https://nsportal.ru действия по преобразованию 6 https://урок.рф 0 0 информации». https://infourok.ru 2. 9. Итоговая диагностика 2 0 0 16 8 класс Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Наименование разделов и тем Кол-во часов программы Всег Контроль Практич о ные еские работы работы Входная диагностика 2 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://infourok.ru Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности» Раздел «Коррекция и развитие базовых https://www.prodlenka.org логических действий и https://nsportal.ru 5 0 0 мыслительных операций https://урок.рф анализа, синтеза, сравнения, https://www.maam.ru классификации». Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий https://www.maam.ru и мыслительных операций 5 0 0 https://infourok.ru обобщения, абстрагирования, https://www.defectologiya.pro конкретизации». Раздел «Развитие логических https://pedsovet.su умений делать суждения, 5 0 0 умозаключение, определять и подводить под понятие». Раздел «Развитие способности https://nsportal.ru к пониманию скрытого https://урок.рф 2 0 0 смысла пословиц и поговорок, текстов». Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» Раздел «Познавательные https://infourok.ru действия при работе с 5 0 0 алгоритмами». Раздел «Познавательные https://nsportal.ru действия при работе с https://урок.рф информацией, коррекция и 5 0 0 https://infourok.ru развитие познавательных процессов». Раздел «Познавательные https://nsportal.ru действия по преобразованию 3 https://урок.рф 0 0 информации». https://infourok.ru Итоговая диагностика 2 0 0 17 9 класс Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Наименование разделов и тем Кол-во часов программы Всег Контроль Практич о ные еские работы работы Входная диагностика 2 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://infourok.ru Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности». Раздел «Коррекция и развитие базовых https://www.prodlenka.org логических действий и https://nsportal.ru 5 0 0 мыслительных операций https://урок.рф анализа, синтеза, сравнения, https://www.maam.ru классификации». Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий https://www.maam.ru и мыслительных операций 2 0 0 https://infourok.ru обобщения, абстрагирования, https://www.defectologiya.pro конкретизации». Раздел «Развитие логических https://pedsovet.su умений делать суждения, 7 0 0 умозаключение, определять и подводить под понятие». Раздел «Развитие способности https://nsportal.ru к пониманию скрытого https://урок.рф 2 0 0 смысла пословиц и поговорок, текстов». Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» Раздел «Познавательные https://infourok.ru действия при работе с 5 0 0 алгоритмами». Раздел «Познавательные https://nsportal.ru действия при работе с https://урок.рф информацией, коррекция и 5 0 0 https://infourok.ru развитие познавательных процессов». Раздел «Познавательные https://nsportal.ru действия по преобразованию 3 https://урок.рф 0 0 информации». https://infourok.ru Итоговая диагностика 2 0 0 18 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс Кол-во часов № п/п Тема урока Всего Электронные образовательные ресурсы Контро Практи льные ческие работы работы 0 0 https://infourok.ru 0 0 1 Диагностическое обследование. 1 Диагностическое обследование. Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности». Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации», 14 часов 3 Выделение признаков предметов, объектов https://www.prodlenka. 1 0 0 или явлений, оперирование ими на базовом org уровне. 4 Характеристика объекта по признакам 1 0 0 https://nsportal.ru 5 Различение существенных и 1 0 0 несущественных признаков предмета, https://урок.рф объекта и явления 6 Различение существенных и https://www.maam.ru 1 0 0 несущественных признаков предмета, объекта и явления 7 Определение признаков сходства и 1 0 0 различия на основе сопоставления 8 Сравнение объектов по наиболее 1 0 0 характерным признакам, подведение под вывод по результатам сравнения 9 Объединение предметов и явлений в группы по определенным признакам по 1 0 0 заданному и самостоятельно найденному основанию 10 Синтезирование объекта 1 0 0 11 Восполнение целого по части 1 0 0 12 Восполнение целого по части 1 0 0 13 Восстановление текста из слов, предложений, отрывков, восстановление 1 0 0 деформированного слова с опорой на контекст предложения 14 Восстановление текста из слов, предложений, отрывков, восстановление 1 0 0 деформированного слова с опорой на контекст предложения 15 Синтезирование текста как целого: установление прямых связей между 1 0 0 событиями, причинно-следственных зависимостей на материале исторических и естественно-научных текстов 16 Синтезирование текста как целого: установление прямых связей между 1 0 0 событиями, причинно-следственных зависимостей на материале исторических и естественно-научных текстов 1 2 19 Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации», 6 часов 17 Установление логической 1 0 0 https://www.maam.ru последовательности в числовых рядах, природных явлениях, жизненных циклах, https://infourok.ru жизненных событиях, учебных действиях 18 Установление логической 1 0 0 https://www.defectolog последовательности в числовых рядах, iya.pro природных явлениях, жизненных циклах, жизненных событиях, учебных действиях 19 Определение причины и следствия явления 1 0 0 или события, определение связи 20 Определение видового и родового понятий 1 0 0 21 Обобщение объектов и конкретных 1 0 0 житейских понятий/простых учебных понятий по существенным признакам с исключением лишнего 22 Обобщение и конкретизация житейских и 1 0 0 простых учебных понятий Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие», 6 часов 23 Знакомство с построением рассуждений от 1 0 0 https://pedsovet.su общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям (решение логических задач) 24 Обобщение правила и формулирование 1 0 0 вывода на основе анализа и наблюдения за частными случаями и примерами на данное правило на материале учебных предметов 25 Умозаключение по аналогии 1 0 0 26 Определение конкретного понятия через 1 0 0 род и видовое отличие по алгоритму учебных действий 27 Подведение объекта под понятие 1 0 0 28 Построение суждений на основе сравнения 1 0 0 предметов и явлений с выделением при этом общих признаков Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов», 5 часов 29 Выделение и пояснение обобщено1 0 0 https://nsportal.ru образного выражения, заключенного в https://урок.рф пословице и поговорке 30 Сопоставление пословицы с жизненной 1 0 0 ситуацией 31 Умение понимать содержание пословиц в 1 0 0 соответствии с определенной ситуацией 32 Определение темы в пословицах и 1 0 0 поговорках 33 Отнесенность пословиц и поговорок к 1 0 0 тематическим группам Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале». 20 Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами», 3 часа 1 0 0 https://infourok.ru Знакомство с последовательностью выполнения действий и составлением простых инструкций 35 Отработка навыка работы с алгоритмом 1 0 0 применения правила по визуальной опоре 36 Знакомство с алгоритмом и закрепление 1 0 0 его использования по определению понятий на изучаемом программном материале Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов», 23 часа 37 Анализ и сопоставление зрительно 1 0 0 https://nsportal.ru воспринимаемых объектов https://урок.рф (идентификация, сличение, восполнение) 38 Анализ и сопоставление зрительно 1 0 0 https://infourok.ru воспринимаемых объектов (идентификация, сличение, восполнение) 39 Отработка точности и скорости 1 0 0 переработки зрительной информации 40 Отработка точности и скорости 1 0 0 переработки зрительной информации 41 Отработка навыка распределения и 1 0 0 переключения внимания на зрительно воспринимаемых объектах 42 Отработка навыка распределения и 1 0 0 переключения внимания на зрительно воспринимаемых объектах 43 Дифференциация наложенных объектов 1 0 0 44 Зрительно-моторная и слухо-моторная 1 0 0 ориентировка 45 Анализ и восполнение пространственных 1 0 0 образов 46 Анализ и восполнение пространственных 1 0 0 образов 47 Знакомство с приемами слухоречевого 1 0 0 запоминания 48 Знакомство с приемами слухоречевого 1 0 0 запоминания 49 Знакомство с приемами опосредованного 1 0 0 запоминания 50 Знакомство с приемами опосредованного 1 0 0 запоминания 51 Отработка навыков воспроизведения 1 0 0 информации по визуальной опоре 52 Анализ и переработка познавательной и 1 0 0 учебной информации 53 Ориентировка в содержании справочной 1 0 0 информации, нахождение в источнике ответов на вопросы с использованием явно заданной информации 54 Знакомство с приемами интерпретации 1 0 0 информации, нахождение в источнике 34 21 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 ответов на вопросы с использованием неявно заданной информации 1 0 0 Различение и определении основной и второстепенной информации при решении практических задач 1 0 0 Различение и определении основной и второстепенной информации при решении практических задач 1 0 0 Создание собственных текстов на основе справочной информации по направляющей помощи педагога 1 0 0 Создание собственных текстов на основе справочной информации по направляющей помощи педагога 1 0 0 Анализ информации, представленной в виде таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, карты Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации», 7 часов 1 0 0 https://nsportal.ru Текст. Смысловая структура текста 1 0 0 Анализ учебного текста https://урок.рф 1 0 0 Определение темы, главной мысли 1 0 0 Отработка логических приемов https://infourok.ru переработки информации 1 0 0 Преобразование текстовой информации в таблицу 1 0 0 Ориентировка в схематично представленной информации 1 0 0 Кодирование и декодирование информации (шифровка символами) 1 0 0 Итоговая диагностика. 1 0 0 Итоговая диагностика. ИТОГО: 68 ч. . 22 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Электронные Кол-во часов образовательные Контро Практ ресурсы Тема урока льные ически Всего работы е работы Диагностическое обследование 1 0 0 https://infourok.ru Диагностическое обследование 1 0 0 Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности» Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации», 13 часов Выделение признаков конкретных 1 0 0 понятий/простых учебных понятий https://www.prodlenka.org на материале учебных предметов, оперирование признаками, определение существенных https://nsportal.ru признаков https://урок.рф Различение существенных и 1 0 0 несущественных признаков https://www.maam.ru житейских понятий/простых учебных понятий Различение существенных и 1 0 0 несущественных признаков житейских понятий/простых учебных понятий Классификация житейских, 1 0 0 конкретных и простых учебных понятий по заданным правилам. Словесное определение основания 1 0 0 классификации и каждого класса. Синтезирование объектов. 1 0 0 Синтезирование объектов. 1 0 0 Восполнение недостающих звеньев 1 0 0 целого на материале учебных предметов. Восполнение недостающих звеньев 1 0 0 целого на материале учебных предметов. Анализ целостности контекста: 1 0 0 связь частей в единое смысловое целое, понимание значения неизвестного слова или выражения на основе контекста, установление скрытых связей между событиями Анализ целостности контекста: 1 0 0 связь частей в единое смысловое целое, понимание значения неизвестного слова или выражения на основе контекста, установление скрытых связей между событиями Сравнение конкретных 1 0 0 23 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 понятий/простых учебных понятий на основании сопоставления существенных признаков Сравнение конкретных 1 0 0 понятий/простых учебных понятий на основании сопоставления существенных признаков Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации», 6 часов Установление логических связей 1 0 0 https://nsportal.ru между понятиями, определение причинно-следственных https://урок.рф зависимостей на учебном материале предметов естественнонаучного и https://infourok.ru гуманитарного цикла Установление логических связей 1 0 0 между понятиями, определение причинно-следственных зависимостей на учебном материале предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла Установление родовидовых 1 0 0 отношений на учебном материале предметов естественнонаучного цикла Обобщение житейских 1 0 0 понятий/простых учебных понятий и исключение лишнего из ряда этих понятий, объединенных общим признаком. Обобщение житейских 1 0 0 понятий/простых учебных понятий и исключение лишнего из ряда этих понятий, объединенных общим признаком. Установление причинно1 0 0 следственных зависимостей в исторических событиях Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие», 11 часов Знакомство с алгоритмом 1 0 0 https://pedsovet.su рассуждения о причинах события или явления, анализ наиболее https://infourok.ru вероятных из них, определение возможных последствий Умозаключение по аналогии на 1 0 0 основе изучаемого учебного материала Умозаключение по аналогии на 1 0 0 основе изучаемого учебного материала Умозаключение из двух и более 1 0 0 посылок с опорой на словесное 24 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 описание. Суждения с логическими связками 1 0 0 и, или, не. Применение отрицания в 1 0 0 суждениях. Определение истинности и 1 0 0 ложности суждений с аргументацией ответа. Алгоритм определения учебного 1 0 0 понятия через обобщение существенных признаков и установление связи между ними. Алгоритм определения учебного 1 0 0 понятия через обобщение существенных признаков и установление связи между ними. Алгоритм подведения объекта под 1 0 0 учебное понятие. Алгоритм подведения объекта под 1 0 0 учебное понятие. Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов», 9 часов Употребление в речи пословиц и 1 0 0 поговорок применительно к https://www.maam.ru характеристике поступков людей или жизненной ситуации https://infourok.ru Употребление в речи пословиц и 1 0 0 https://www.defectologiya. поговорок применительно к pro характеристике поступков людей или жизненной ситуации Выделение и пояснение обобщено1 0 0 образного выражения, заключенного в пословице и поговорке Выделение и пояснение обобщено1 0 0 образного выражения, заключенного в пословице и поговорке Синонимичность значений пословиц 1 0 0 и поговорок. Сопоставление синонимичных по 1 0 0 значению пословиц и поговорок с жизненной ситуацией на примере собственного опыта. Сопоставление синонимичных по 1 0 0 значению пословиц и поговорок с жизненной ситуацией на примере собственного опыта. Разноплановость значений пословиц 1 0 0 и поговорок, применение пословицы и поговорки к разным жизненным ситуациям Разноплановость значений пословиц 1 0 0 и поговорок, применение пословицы и поговорки к разным жизненным 25 ситуациям Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами», 4 часа 42 Освоение алгоритма учебных 1 0 0 https://www.maam.ru действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на https://infourok.ru изучаемом программном материале https://www.defectologiya. pro 43 Освоение алгоритма учебных 1 0 0 действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале 44 Определение понятия по заданному 1 0 0 алгоритму на изучаемом программном материале 45 Определение понятия по заданному 1 0 0 алгоритму на изучаемом программном материале Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов», 14 часов 50 Анализ и переработка зрительной и 1 0 0 https://nsportal.ru слуховой информации (сличение, сопоставление, нахождение https://урок.рф идентичных фигур, распознавание наложенных изображений, https://infourok.ru выделение фигур из сложного чертежа, нахождение противоречивых изображений) 51 Анализ и переработка зрительной и 1 0 0 слуховой информации (сличение, сопоставление, нахождение идентичных фигур, распознавание наложенных изображений, выделение фигур из сложного чертежа, нахождение противоречивых изображений) 52 Анализ пространственного 1 0 0 расположения фигур 53 Анализ пространственного 1 0 0 расположения фигур 54 Оперирование приемами 1 0 0 запоминания и воспроизведения информации на учебном материале: выделение опорных слов, воспроизведение текста по опорным словам 55 Оперирование приемами 1 0 0 запоминания и воспроизведения информации на учебном материале: выделение опорных слов, воспроизведение текста по опорным словам 56 Проведение учебных действий по 1 0 0 работе с информацией: нахождение и 26 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 извлечение заданной информации в соответствии с инструкцией; определение места искомой информации Определение, нахождение и 1 0 0 извлечение одной или нескольких единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста Определение, нахождение и 1 0 0 извлечение одной или нескольких единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста Определение наличия/отсутствия 1 0 0 информации. Проведение оценки достаточности 1 0 0 информации для решения практических задач Оперирование информацией, 1 0 0 представленной в таблице, на диаграмме, схеме, рисунке, карте. Оперирование информацией, 1 0 0 представленной в таблице, на диаграмме, схеме, рисунке, карте. Использование информации, 1 0 0 представленной схематично. Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации», 3 часа Преобразование информации из 1 0 0 https://nsportal.ru одной формы в другую различными способами по образцу. https://урок.рф Выстраивание схемы рассуждений 1 0 0 на основе правила по вопросам Преобразование информации из 1 0 0 графического или символьного представления в текстовое и наоборот. Итоговая диагностика. 1 0 0 https://infourok.ru Итоговая диагностика. 1 0 0 ИТОГО 68 ч. 27 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Кол-во часов Электронные Контрол Практич Тема урока образовательные Всег ьные еские ресурсы о работы работы Диагностическое обследование 1 0 0 https://infourok.ru Диагностическое обследование 1 0 0 Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности» Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации», 13 часов Выделение признаков учебных и 1 0 0 научных понятий https://www.prodlenka.org Выделение признаков учебных и 1 0 0 https://nsportal.ru научных понятий Выделение существенных 1 0 0 https://урок.рф признаков учебных и научных понятий https://www.maam.ru Выделение существенных 1 0 0 признаков учебных и научных https://www.defectologiya. понятий pro Различение существенных и 1 0 0 несущественных признаков учебных и научных понятий Различение существенных и 1 0 0 несущественных признаков учебных и научных понятий Классификация учебных и 1 0 0 научных понятий по заданным правилам, словесное определение основания классификации и каждого класса Классификация учебных и 1 0 0 научных понятий по заданным правилам, словесное определение основания классификации и каждого класса Синтезирование объектов 1 0 0 Синтезирование объекта: 1 0 0 восстановление причинноследственных зависимостей из частей текста на материале предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла Синтезирование объекта: 1 0 0 восстановление причинноследственных зависимостей из частей текста на материале предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла Сравнение учебных и научных 1 0 0 28 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 понятий на основании сопоставления существенных признаков Сравнение учебных и научных 1 0 0 понятий на основании сопоставления существенных признаков Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации», 8 часов Установление общности в 1 0 0 https://nsportal.ru логических и семантических единицах https://урок.рф Установление общности в 1 0 0 https://infourok.ru логических и семантических единицах Обобщение учебных понятий. 1 0 0 Обобщение учебных понятий. 1 0 0 Исключение лишнего из ряда 1 0 0 учебных понятий, объединенных общим признаком Исключение лишнего из ряда 1 0 0 учебных понятий, объединенных общим признаком Установление закономерностей в 1 0 0 процессах и явлениях Установление закономерностей в 1 0 0 процессах и явлениях Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие», 9 часов Индуктивные и дедуктивные 1 0 0 https://nsportal.ru умозаключения https://урок.рф Индуктивные и дедуктивные 1 0 0 умозаключения https://infourok.ru Суждения с использованием 1 0 0 логических связок (кванторов): все, всякий, любой, каждый, некоторые Суждения с использованием 1 0 0 логических связок (кванторов): все, всякий, любой, каждый, некоторые Распознавание обратимых и 1 0 0 необратимых предположений Распознавание обратимых и 1 0 0 необратимых предположений Определение научного понятия по 1 0 0 опорной схеме Определение научного понятия по 1 0 0 опорной схеме Определение научного понятия по 1 0 0 опорной схеме Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов», 8 часов 29 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Объяснение пословиц и 1 0 0 https://урок.рф поговорок на основе личного опыта https://www.defectologiya.p ro Объяснение пословиц и 1 0 0 поговорок на основе личного опыта Понимание нравственного смысла 1 0 0 пословиц и поговорок Понимание нравственного смысла 1 0 0 пословиц и поговорок Выделение и объяснение 1 0 0 оценочных суждений, заключенных в пословицах и поговорках Выделение и объяснение 1 0 0 оценочных суждений, заключенных в пословицах и поговорках Соотнесение пословиц и 1 0 0 поговорок с социальными ситуациями, иллюстрирующими одобряемое и неодобряемое поведение Соотнесение пословиц и 1 0 0 поговорок с социальными ситуациями, иллюстрирующими одобряемое и неодобряемое поведение Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами», 6 часов Составление алгоритма 1 0 0 https://www.maam.ru собственных действий https://infourok.ru Составление алгоритма 1 0 0 https://www.defectologiya.p собственных действий ro Соблюдение алгоритма учебных 1 0 0 действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале Соблюдение алгоритма учебных 1 0 0 действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале Определение понятий по 1 0 0 заданному алгоритму на изучаемом программном материале Определение понятий по 1 0 0 заданному алгоритму на изучаемом программном материале 30 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов», 14 часов Анализ и переработка зрительной 1 0 0 и слуховой информации https://www.prodlenka.org Анализ и переработка зрительной 1 0 0 https://nsportal.ru и слуховой информации Оперирование приемами 1 0 0 https://урок.рф запоминания и воспроизведения информации: использование смысловых опор Оперирование приемами 1 0 0 запоминания и воспроизведения информации: использование смысловых опор Логические приемы работы с 1 0 0 информацией: формулирование поискового запроса, отбор необходимой информации в соответствии с учебной задачей, упорядочивание, ранжирование, классифицирование информации Логические приемы работы с 1 0 0 информацией: формулирование поискового запроса, отбор необходимой информации в соответствии с учебной задачей, упорядочивание, ранжирование, классифицирование информации Подведение под вывод на основе 1 0 0 источника информации, нахождение аргументов, подтверждающих вывод Подведение под вывод на основе 1 0 0 источника информации, нахождение аргументов, подтверждающих вывод Определение в тексте тезиса, 1 0 0 соответствующего содержанию и общему смыслу текста Определение в тексте тезиса, 1 0 0 соответствующего содержанию и общему смыслу текста Анализ, сопоставление и 1 0 0 сравнение информации, представленной в тексте, таблице, на диаграмме, схеме, рисунке, карте. Анализ, сопоставление и 1 0 0 сравнение информации, представленной в тексте, таблице, на диаграмме, схеме, рисунке, карте. Оперирование информацией, 1 0 0 31 60 61 62 63 64 65 66 67 68 представленной схематично. Оперирование информацией, 1 0 0 представленной схематично. Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации», 6 часов Преобразование текстовой 1 0 0 https://www.prodlenka.org информации в графическую https://nsportal.ru Преобразование текстовой 1 0 0 информации в графическую https://урок.рф Извлечение текстовой 1 0 0 информации из графической (схемы, таблицы, диаграммы, карты) Извлечение текстовой 1 0 0 информации из графической (схемы, таблицы, диаграммы, карты) Составление план-конспекта 1 0 0 текста на материале учебных предметов Составление план-конспекта 1 0 0 текста на материале учебных предметов Итоговая диагностика. 1 0 0 https://infourok.ru Итоговая диагностика. 1 0 0 32 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Кол-во часов Электронные Контро Практи Тема урока образовательные Всего льные ческие ресурсы работы работы Диагностическое обследование 1 0 0 https://infourok.ru Диагностическое обследование 1 0 0 Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности» Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации», 5 часов Выделение совокупности 1 0 0 признаков учебных и научных https://www.prodlenka.org понятий и установление их соотношения на материале https://nsportal.ru учебных предметов https://урок.рф Группировка информации из 1 0 0 различных источников на https://www.maam.ru материале учебных предметов естественнонаучного цикла Синтезирование информации: 1 0 0 восстановление недостающих событий по логической зависимости Сравнение фактов и процессов в 1 0 0 истории, литературе, биологии, географии на основе установления и сопоставления обобщенных характеристик по составленному плану или образцу Сравнение фактов и процессов в 1 0 0 истории, литературе, биологии, географии на основе установления и сопоставления обобщенных характеристик по составленному плану или образцу Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации», 5 часов Обобщение и резюмирование 1 0 0 https://nsportal.ru информации. Нахождение в тексте тезиса, https://урок.рф соответствующего содержанию и общему смыслу текста https://infourok.ru Формулирование вывода на основе 1 0 0 https://www.defectologiya.p обобщения отдельных частей ro текста. Определение противоречия, содержащегося в одном или нескольких текстах. Соотношение фактов с общей 1 0 0 идеей текста, установление причинно-следственных связей, не 33 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 показанных в тексте напрямую Установление логических 1 0 0 отношений между понятиями (противоположность, причина – следствие, часть – целое, вид – род, пересечение) Расположение понятий в 1 0 0 последовательности от частного к общему Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие», 5 часов Построение предположений 1 0 0 https://nsportal.ru Подтверждение или опровержение 1 0 0 https://урок.рф предположения соответствующей информацией на основе текстового https://infourok.ru источника Построение рассуждений в форме 1 0 0 связи простых суждений об объекте: все, некоторые, ни одно, некоторые не Определение достоверности 1 0 0 предложенной информации, высказывание оценочных суждений на основе текста Определение понятий через другие 1 0 0 понятия, установление соподчиненности понятий Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов», 2 часа Применение и употребление 1 0 0 https://урок.рф пословиц и поговорок в различных жизненных ситуациях. https://www.defectologiya.p ro Встраивание пословицы и 1 0 0 поговорки в контекст. Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами», 5 часов Составление алгоритма учебных 1 0 0 https://infourok.ru действий при решении учебных или практических задач Составление алгоритма учебных 1 0 0 действий при решении учебных или практических задач Выполнение алгоритма учебных 1 0 0 действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале Выполнение алгоритма учебных 1 0 0 действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале Определение понятия по заданному 1 0 0 алгоритму на изучаемом 34 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 программном материале Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов», 5 часов Оперирование приемами 1 0 0 https://www.maam.ru запоминания и воспроизведения информации: составление схемhttps://infourok.ru опор, опосредованное запоминание, использование https://www.defectologiya.p мнестических символов ro Интерпретация и обобщение 1 0 0 информации из нескольких отличающихся источников Анализ, сопоставление и сравнение 1 0 0 информации, представленной в тексте, таблице, на диаграмме, схеме, рисунке, карте Анализ, сопоставление и сравнение 1 0 0 информации, представленной в тексте, таблице, на диаграмме, схеме, рисунке, карте Оперирование информацией, 1 0 0 представленной схематично Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации», 3 часа Представление информации в виде 1 0 0 https://www.prodlenka.org простых конспектов, таблиц, схем, графиков https://nsportal.ru Представление информации в виде 1 0 0 https://урок.рф простых конспектов, таблиц, схем, графиков Составление тезисов устного или 1 0 0 письменного сообщения Итоговая диагностика. 1 0 0 https://infourok.ru Итоговая диагностика. 1 0 0 35 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Кол-во часов Электронные Контро Практ Тема урока образовательные Всег льные ически ресурсы о работы е работы Диагностическое обследование 1 0 0 https://infourok.ru Диагностическое обследование 1 0 0 Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности» Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации», 5 часов Выделение совокупности признаков 1 0 0 https://nsportal.ru и оперирование признаками явлений, событий, житейских и научных https://урок.рф понятий: общее и частное (существенное и несущественное), https://infourok.ru целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах https://www.defectologiya.p ro Анализ объекта или процесса на 1 0 0 основе наблюдения, аналитическое суждение Анализ, сравнение, классификация и 1 0 0 обобщение фактов, процессов и явлений на учебном материале Анализ информации из различных 1 0 0 источников, ее сопоставление и обобщение: выделение существенной информации из текстов разных видов Синтезирование информации: 1 0 0 восстановление контекста путем подбора соответствующего понятия; восстановление текста путем восполнения выпущенных фрагментов Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации», 2 часа Обобщение понятий, событий, 1 0 0 https://infourok.ru процессов, информации Обобщение информации, 1 0 0 представленной в разных модальностях Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие», 7 часов Формулирование вывода на основе 1 0 0 https://nsportal.ru резюмирования информации https://урок.рф Обоснование собственной точки 1 0 0 зрения по вопросу в тексте, https://infourok.ru относительно позиции автора текста Обоснование суждения, нахождение 1 0 0 36 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 подтверждения в виде примеров из https://www.defectologiya.p текста ro Формулирование вывода на основе 1 0 0 анализа разных точек зрения, приведение собственной аргументации Определение понятия на основе 1 0 0 распознавания системы признаков и установления их соотношения, при необходимости по смысловой опоре Подведение под понятие 1 0 0 Конкретизация понятия через другие 1 0 0 понятия, определение практического значения и применения понятия Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов», 2 часа Оперирование пословицами и 1 0 0 https://infourok.ru поговорками в самостоятельной речи https://www.defectologiya.p Употребление пословиц и поговорок 1 0 0 ro в соотнесении с социальной ситуацией Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами», 5 часов Определение и выполнение 1 0 0 https://www.maam.ru алгоритма учебных действий https://infourok.ru Определение и выполнение 1 0 0 алгоритма учебных действий https://www.defectologiya.p Выполнение алгоритма учебных 1 0 0 ro действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале Выполнение алгоритма учебных 1 0 0 действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале Определение понятия по заданному 1 0 0 алгоритму на изучаемом программном материале Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов», 5 часов Оперирование приемами 1 0 0 https://www.maam.ru запоминания и воспроизведения информации на учебном материале https://infourok.ru Оперирование приемами 1 0 0 https://www.defectologiya.p запоминания и воспроизведения ro информации на учебном материале Анализ, переработка и 1 0 0 использование информации для решения практических задач Нахождение и использование 1 0 0 информации в разных жизненных ситуациях и в процессе общения 37 28 29 30 31 32 33 Использование различных 1 0 0 источников информации для решения учебных и практикоориентированных задач Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации», 3 часа Преобразование информации из 1 0 0 https://infourok.ru одного вида в другой и выбор формы фиксации и представления https://www.defectologiya.p информации ro Составление эссе по прочитанному 1 0 0 Составление и преобразование 1 0 0 текстов делового стиля, личного характера, постов на странице сети Интернет Итоговая диагностика. 1 0 0 https://infourok.ru Итоговая диагностика. 1 0 0 38