Программа дополнительного образования «ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»

1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ............................................................................................................. 3
1. Содержание программы ............................................................................................................ 6
2. Оценка результативности обучения по программе ................................................................. 7
3. Учебный план ............................................................................................................................ 9
4. Календарный учебный график ................................................................................................ 10
5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ............................. 11
5.1. Материально-технические условия реализации программы .......................................... 11
5.2. Описание кадровых условий реализации программы ..................................................... 11
6. Рабочие программы курсов по реализации программы «Школа будущего
первоклассника».......................................................................................................................... 11
6.1. Рабочая программа курса «Совершенствование и развитие устной речи» ....................... 11
6.2. Рабочая программа курса «Подготовка к обучению чтению и письму».......................... 14
6.3. Рабочая программа курса «Введение в математику»......................................................... 16
6.4. Рабочая программа курса «Ознакомление с окружающим миром» .................................. 18
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ и ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ................................................. 21
7.1. Список литературы для родителей и учащихся .................................................................. 21
7.2. Методическая литература для педагога и обучающихся по дополнительной
общеобразовательной программе «Школа будущего первоклассника» ................................... 21
7.3. Перечень доступных и используемых электронных образовательных ресурсов,
размещенных в федеральных и региональных базах данных ................................................... 21
Региональные сайты: ............................................................................................................ 22
Муниципальные сайты: ....................................................................................................... 22
Поисковые системы: ............................................................................................................. 22
Образовательные программы и проекты: ......................................................................... 22

2

Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Школа
будущего
первоклассника» Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Тавринская средняя общеобразовательная школа» (далее МАОУ «Тавринская СОШ»)
разработана на основе:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях
программам дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ) «Школа будущего первоклассника» представляет собой
комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного
возраста к обучению в школе.
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания
подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им
универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),
познания и освоениямира. В сфере экономических и политических преобразований нашего
общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы
учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и
начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества
учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом
неуспеваемости,
школьных
неврозов,
повышенной
тревожности
является
неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго
закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для
ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным
условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более
неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и
психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские
дошкольные учреждения. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает
хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу,
добросовестно выполнять требования учителя.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития.
Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он
прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам
сотрудничества со взрослыми сверстниками, к изменению социальной ситуации развития,
своего социального статуса .Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их
счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в
начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем
знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у
которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия,
3

чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой,
пообщался с учителем, привык к нему и его требованиям. Актуальной становится
предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель
начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей
предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня
готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
Цель данной программы: всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить
формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие
тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые
обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и
положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
 организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного
образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
 укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе,
желания учиться;
 формирование
социальных черт личности будущего первоклассника,
необходимых
для благополучной адаптации к школе.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в
школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Программа рассчитана на детей 5,5 – 7 -летнего возраста. Подготовка к школе проводится в
игровой форме, в атмосфере доброжелательности, что позволит ребенку избежать стресса.
Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации
успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно
участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение
придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка,
развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы
школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но
и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при
поступлении ребенка в школу.
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД:
мотивационные
и коммуникативные, формирование
Я- концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение
к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как
составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением
недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;

4

осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов
задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение
заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать
оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными
средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать
собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
o распознавать первый звук в словах;
o внимательно слушать литературные произведения;
o называть персонажей, основные события;
o отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные
выводы;
o пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
o составлять элементарный рассказ по серии картинок;
o обсуждать нравственные стороны поступков людей;
o участвовать в коллективных разговорах;
o использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
o различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету,
по размеру;
o считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
o определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
o ориентироваться в пространстве;
o ориентироваться в тетради в клетку;
o выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
знать характерные признаки сезонных изменений и уметь рассказать о них;
o определять существенные признаки отличия домашних животных и диких,
перелетных и зимующих птиц:
o различать деревья, кустарники, травы, называть 3 – 4 растения, животных, фруктов,
овощей;
o

o
o
o
o
o
o

Ребенок получит возможность научиться:
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по
имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу,
говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки,
колыбельные, потешки);
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и
обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
различать понятия живая и неживая природа, а так же узнать объекты живой
природы: животные, растения, грибы;
познакомиться с часами;

5

1. Содержание программы
Программа «Школа будущего первоклассника» предлагает систему адаптационных занятий
и состоит из следующих курсов:
1. «Совершенствование и развитие устной речи».
2. «Подготовка к обучению чтению и письму».
3. «Введение в математику».
4. «Ознакомление с окружающим миром»,
Курс «Совершенствование и развитие устной речи» состоит из программы «От слова к
букве». Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к
обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается
прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на
решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой
личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное
развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной
культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи
детей. Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление
интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к
обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к
обучению письму.
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети
приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической
сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса
являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и
потенциального словаря ребенка.
Курс «Подготовка к обучению чтению и письму» дополняет программу «От слова к
букве». Курс предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к
восприятию форм букв. Дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном
пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному
контуру. Задания знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита,
развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности,
формируют графические навыки детей.
Курс «Введение в математику» представлен программой курса «Математические
ступеньки». В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки»
положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка,
включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием
возможностей и особенностей математики.
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков,
знакомятся с«волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими
заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя
геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках
предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве,
Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в
начальной школе; логическая пропедевтика, которая включает формирование логических
6

умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика –
подготовка к оперированию знаками.
Курс «Ознакомление с окружающим миром» представлен программой «Зеленая
тропинка», которая нацелена на накопление фактических знаний и опыта познавательной
деятельности, развитие наблюдательности, воспитание бережного отношения к
окружающей природе. Сказанное определяет содержание курса и характер деятельности
детей на занятиях. Таким образом, осуществляется накопление фактических знании и
опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы
начальной школы.

2. Оценка результативности обучения по программе
Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Школа будущего
первоклассника» учитывает потребности обучающихся в развитии способностей каждого
индивида, вхождение его в общество (социализацию). Система обеспечения эффективности
образовательного процесса состоит в том, что содержание предшкольного образования
обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно:
его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному
участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;
культурное развитие - совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется
отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить
важнейшие элементы человеческого опыта;
познавательное развитие - собственно знания, умения и другие психологические
компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.
Занятия обеспечивают приобретение теоретических знаний, и знаний, умений,
переходящих в навыки при выполнении практических заданий, заданий творческого
характера, которые не будут утомительными, вызывают у ребёнка интерес, что очень важно
для детей любого возраста.
Формы и способы проверки результативности

Для оценки результативности учебных занятий применяются вводный, текущий,
тематический, промежуточный и итоговый виды контроля.
Начальный контроль осуществляется в начале учебного года. Цель - определить
исходный уровень ЗУН учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы
оценки – анкетирование, собеседование.
Текущий контроль происходит после изучения основных тем по программе,
анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются
недостатки. Контроль теоретических знаний осуществляется с помощью наблюдения,
собеседования, заданий педагога (выполнения комплекса заданий, как в устной форме, так и
в письменной, игры и др.)
Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять
полученные знания, умения, навыки.
Промежуточный контроль осуществляется два раза в год. Формы оценки: задания,
беседа, игра.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки ЗУН
выпускников: задания, беседа, игра.

7

Система мониторинга программы «Школы будущего первоклассника»
Вид
мониторинга
Начальный

Цель мониторинга

Диагностические Участники
средства
Выявление
уровня Задания, анкета Обучающиеся,
подготовки учащихся, для родителей,
родители
их
интересов
и индивидуальная
способностей,
беседа
корректировки
учебно-методического
плана и программы
Текущий
Определение степени Наблюдение;
Обучающиеся
усвоения
детьми собеседование
учебного материала, анализ
повышение
письменных
ответственности
и работ;
задания
заинтересованности
педагога, игры и
обучающихся
в др.);
усвоении материала,
своевременное
выявление
отстающих,
корректировка
средств и методов
обучения
Промежуточн Оценка результатов Наблюдение;
Обучающиеся
ый
обучения
крупного собеседование
блока
учебной анализ
информации
для письменных
систематизации
и работ;
задания
обобщения учебного педагога, игры и
материала
др.);
Итоговый
Определение степени Наблюдение;
Обучающиеся
достижения
собеседование
предполагаемых
анализ
результатов обучения, письменных
закрепления знаний и работ;
задания
умений,
а
также педагога, игры и
получения сведений др.);
для
совершенствования
педагогом программ и
методик обучения

Сроки
Ноябрь

В течение
года

Март,
апрель

Апрель

В процессе обучения можно выделить следующие уровни обученности:
1 уровень – высокий
2 уровень – средний
3 уровень – низкий
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход обучающихся
на средний и высокий уровни обученности.

8

В процессе теоретического обучения учащиеся через беседу, игру знакомятся с
материалом, которым надо будет овладеть в 1 – м классе, с правилами безопасности на
занятиях.
В процессе практического обучения учащиеся знакомятся с правилами штриховки,
написанием элементов букв, видением строк, печатанием, выполнением изделий и т. д.
Специфика данного учебного процесса такова, что кульминацией работы обучающихся
являются текущие, промежуточные и итоговые виды контроля. Из этого следует, что
основной формой проведения занятий является и теоретическая, и практическая работа.
Реальный результат виден в беседе, в письменных работах в виде приобретенных навыках и
умениях, а также имеет огромное воспитательное значение.
На каждом занятии педагог должен подчеркнуть достижения каждого обучающегося и
обязательно похвалить его. Оценку руководитель использует не только для того, чтобы
установить уровень и качество работы, но и для того, чтобы принять задачу на следующее
занятие.

3. Учебный план
Программа «Школа будущего первоклассника» предлагает систему адаптационных занятий
и состоит из следующих курсов:
1 «Совершенствование и развитие устной речи».
2 «Подготовка к обучению чтению и письму».
3 «Введение в математику».
4 «Ознакомление с окружающим миром»,
Занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 2 раза
в неделю. Продолжительность занятий 25 минут. Общее количество занятий – 84 ч.
Сроки реализации программы «Школа будущего первоклассника»
14.11.2022 г.- 28.04.2022 г.
График работы:
Среда: 17 ч.00мин.- 18 ч.00 мин
Четверг: 17 ч.00мин.- 18 ч.00 мин

Образовательные области
Математика и информатика
Филология
Обществознание и
естествознание
Максимальный объем
учебной нагрузки

Учебные предметы
«Введение в математику»
«Совершенствование
и развитие
устной речи»
«Подготовка к обучению чтению и
письму»
«Ознакомление с окружающим
миром»

Количество часов
в неделю
1
1
1
1
4

9

Расписание занятий
Дни недели
Среда
Суббота

Время звонков
17.00-17.25
17.35 – 18.00
17.00-17.25
17.35 – 18.00

Учебные предметы
«Введение в математику»
«Ознакомление с окружающим миром»
«Подготовка к обучению чтению и
письму»
«Совершенствование
и
развитие устной
речи»

4. Календарный учебный график
Месяц
Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Дата
16.11.22, 17.11.22
23.11.22, 24.11.22
30.11.22
01.12.22
07.12.22, 08.12.22
14.12.22, 15.12.22
21.12.22, 22.12.22
28.12.22
12.01.23
18.01.23, 19.01.23
25.01.23, 26.01.23
01.02.23, 02.02.23
08.02.23, 09.02.23
15.02.23, 16.02.23
22.02.23
01.03.23, 02.03.23
09.03.22
15.03.23, 16.03.23
22.03.23, 23.03.23
29.03.23, 30.03.23
05.04.23, 06.04.23
12.04.23, 13.04.23
19.04.23, 20.04.23
26.04.23, 27.04.23
Всего

Количество часов
4
4
2
2
4
4
4
2
2
4
4
4
4
4
2
4
2
4
4
4
4
4
4
4
84

10

5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

5.1. Материально-технические условия реализации программы
Требования к помещениям:
Учебный кабинет, где проводятся занятия соответствует требованиям СанПиН, светлый,
просторный, хорошо освещенный.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
парты, стулья, шкафы для хранения работ детей;
классная доска, чертежные принадлежности;
технические средства обучения, ИКТ;
раздаточный демонстрационный материал.
Информационное обеспечение: компьютер для оформления проектной деятельности
учащихся, интерактивная доска, медиапроектор, фотографии, видеофильмы).

5.2. Описание кадровых условий реализации программы
Педагоги дополнительного образования являются внутренними совместителями.
№ пп
1.
2.
3.

Должность
Педагог дополнительного образования
Бухгалтер
Руководитель платных образовательных услуг

Количество единиц
1
0,5
0,5

6. Рабочие программы курсов по реализации программы «Школа
будущего первоклассника»
6.1. Рабочая программа курса «Совершенствование и развитие устной речи»
Рабочая программа курса «Совершенствование и развитие устной речи» разработана на
основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе»,
авторской программы Н.А.Федосовой
Для реализации программного содержания используются:
•
Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение,2013г.
•
Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2
ч. - М.: Просвещение,2013г.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.:
Просвещение, 2013г. Помогает практически подготовить детей к обучению чтению,
письму и совершенствовать их устную речь.
Содержание программы
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас
детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов
(точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер —
и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами
с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать
внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в
собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем

11

(стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и
выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте
фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить
задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения.
Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать
связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с
опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из
своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов,
сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к
самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном
этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи
сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова,
подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного
значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки;
обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать
внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов,
активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую
речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и
последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной
окраске на основе сказок, стихотворений.
Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации.
Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную
тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты,
небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии.
Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы,
задавать вопросы, строить краткие сообщения.
Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание
сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес
детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов,
сказок, стихотворений.
Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей
собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры
речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие
темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на
технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики,
артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи,
усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка);
произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков,
тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Планируемые результаты:
• ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
• знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание,
благодарность, просьба;
12

•

осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по разному: громко — тихо,
быстро — медленно, весело — грустно и т.д.;
артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая
дикция способствуют эффективному общению;
оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты,
не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
правильно произносить все звуки;
отчетливо и ясно произносить слова;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Тематическое планирование курса «Совершенствование и развитие устной речи»
№

Тема занятия
ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД

1

Развитие связной речи. Рассказ по картинке.

2

Понятие предложения. Схема предложения. Составление предложений по
схеме.

3

Слог. Деление слов на слоги. Ударение. Ударный и безударный слоги.

БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД
4

Понятие буквы и звука. Гласные и согласные звуки.

5

Буква и звук а. Чтение слогов и слов. Буква и звук о. Чтение слогов и слов.

6

Буква и звук у. Чтение слогов и слов. Буква и звук и. Чтение слогов и слов.

7

Буква и звук э. Чтение слогов и слов. Буква и звук ы. Чтение слогов и слов.

8

Твердые и мягкие согласные. Буква н, звуки н, н*.Чтение слогов и слов.

9

Буква р, звуки р, р*. Чтение слогов и слов.

10

Буква л, звуки л, л*. Чтение слогов и слов.
Буква м, звуки м, м*. Чтение слогов и слов.

11

Звонкие и глухие согласные. Буква п, звуки п, п*. Чтение слогов и слов.

12

Буква б, звуки б, б*. Чтение слогов и слов.

13

13

Буква т, звуки т, т*. Чтение слогов и слов.

14

Буква д, звуки д, д*. Чтение слогов и слов.

15

Буква к, звуки к, к*. Чтение слогов и слов.

16

Буква г, звуки г, г*. Чтение слогов и слов.

17

Буква в, звуки в, в*. Чтение слогов и слов.

18

Буква ф, звуки ф, ф*. Чтение слогов и слов.

19

Буква з, звуки з, з*. Чтение слогов и слов.

20

Буква с, звуки с, с*. Чтение слогов и слов.

21

Буквы ж и ш, звуки ж, ш. Чтение слогов и слов.

6.2. Рабочая программа курса «Подготовка к обучению чтению и письму»
разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к
школе», авторской программы Н.А.Федосовой
• Для реализации программного содержания используются: Федосова Н.А. Дошкольное
обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение,2013г.
•
Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч.
- М.: Просвещение,2013г.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.:
Просвещение, 2013г. Помогает практически подготовить детей к обучению чтению,
письму и совершенствовать их устную речь.
Содержание программы
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению,
орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи:
умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать
фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова
с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное
произношение звуков.
Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию:
обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу,
высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному
использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков,
выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с
помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах.
Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой
структуре.
Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения
по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и
самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с
правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша
(ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей
строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с
контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их
14

звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв
различной конфигурации.
Планируемые результаты
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила письма, ориентироваться на странице
тетради
— отличать звуки от букв;
— знать назначение прописной и строчной буквы;
— уметь ориентироваться на странице тетради
— перемещать пишущую руку слева на право, справа на лево, сверху вниз и снизу вверх.
Тематическое планирование курса «Подготовка к обучению чтению и письму»
№

Тема занятия
ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД

1

Сравнение и сопоставление формы предметов.
Контур предметов. Обведение контура предметов понанесенным точкам.

2

Контур предметов. Обведение контура предметов понанесенным точкам. Сравнение
и сопоставление форм предметов.

3

Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы.
Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах.
БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД

4

Контур предмета и раскрашивание его внутри.
Рабочая строка, надстрочные и подстрочные линии. Работа в рабочей строке слева
направо.

5

Буква А (большая и маленькая).Буква О (большая и маленькая). Работа в рабочей
строке.

6

Буква У (большая и маленькая).
Буква И (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.

7

Буква Э (большая и маленькая).
Буква Ы (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.

8

Твердые и мягкие согласные. Буква Н (большая ималенькая). Работа в рабочей
строке.

15

9

Буква Р (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.

10

Буква Л (большая и маленькая).
Буква М (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.

11

Звонкие и глухие согласные. Буква П(большая и маленькая). Составление и
написание слогов.

12

Буква Б (большая и маленькая). Составление и написание слогов.

13

Буква Т (большая и маленькая). Составление и написание слогов.

14

Буква Д(большая и маленькая).Составление и написание слогов.

15

Буква К (большая и маленькая). Составление и написание слогов.

16

Буква Г(большая и маленькая). Составление и написание слогов.

17

Буква В(большая и маленькая)Составление и написание слогов.

18

Буква Ф(большая и маленькая). Составление и написание слогов.

19

Буквы З (большая и маленькая). Составление и написание слогов.

20

Буквы С (большая и маленькая). Составление и написание слогов.

21

Буквы Ж-Ш (большая и маленькая). Составление и написание слогов.

6.3. Рабочая программа курса «Введение в математику»
Разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к
школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки».
Для реализации программного содержания используются:
•
Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к
школе. - М.: Просвещение, 2013 г.
•
Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.:
Просвещение, 2013г.
Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый,
треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий,
широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости
и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри
фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по
назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и
обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого
десятка.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого
элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить
последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
16

Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
—
внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди
общие элементы» и др.;
—
воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур
из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и
др.;
—
памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и
геометрического материала;
—
мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их
использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение
простых рассуждений и др.
Планируемые результаты:
—
знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел,
уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше),
определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
—
знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг),
различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
—
проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные
операции(сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию
предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать
их для выполнения заданий и др.).
знать состав чисел первого десятка;
знать как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять1);
знать цифры 0-9, знаки +,-,=;
знать название текущего месяца, последовательность дней недели;
знать монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
уметь называть числа в прямом и обратном порядке в пределах10;
уметь соотносить цифру с числом предметов;
уметь пользоваться арифметическими знаками действий;
уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
уметь измерять длину предметов с помощью условной меры;
уметь составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего
размера;
уметь делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
уметь ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
уметь проводить наблюдения;
уметь сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и
несущественные характеристики;
уметь понимать относительность свойство объекта;
уметь делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
Тематическое планирование курса «Введение в математику»
№

Тема занятия

Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа.
1

Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между,

17

слева, справа)
2

Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой –
маленький, больше – меньше.

3

Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже.

4

Ориентация на плоскости: слева, справа. Длина. Длиннее – короче.

5

Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько
же.

6

Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник.

7

Прямоугольник, квадрат. Сравнение групп предметов по количеству:
больше, меньше

8

Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче –
тяжелее.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел.

9

Число и цифра 1. Понятия «один – много».

10

Число и цифра 2. Понятие «пара».

11

Число и цифра 3. Состав числа 3.

12

Число и цифра 4. Состав числа 4.

13

Число и цифра 0.

14

Число и цифра 5. Состав числа 5.

15

Понятие «равенство». Знак «=».

16

Действие «сложение». Конкретный смысл действия«сложение». Знак
действия «сложения» +.

17

Действие «вычитание». Конкретный смысл действия«вычитание». Знак
действия «вычитания» -.Число и цифра 6.

18

Число и цифра 7.

19

Число и цифра 8.

20

Число и цифра 9.

21

Число 10. Особенности записи числа 10.

6.4. Рабочая программа курса «Ознакомление с окружающим миром»
разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к
школе», авторской программы А.А.Плешакова «Зеленая тропинка»,
18

Для реализации программного содержания используются:
•
Плешаков А.А. Зеленая тропинка: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.:
Просвещение, 2013г.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.:
Просвещение,2013г.
•
Содержание программы – это синтез различных составляющих естественно-научного и
экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области астрономии,
физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная
картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего
учебного курса в начальной школе.
В содержании представлены темы курса: "Наши друзья животные", "Зеленое чудо растения", "Звезды, Солнце и Луна", "Круглый год". Как и предусмотрено программой,
основными видами деятельности детей на занятиях должны быть непосредственные
наблюдения явлений природы, манипулирование с предметами, простейшие эксперименты
и т.д. Дети работают под руководством взрослого. Тексты заданий и подрисуночные
подписи в пособии также читает взрослый. Он определяет, на каком занятии по данной
теме будет использован материал пособия, на каком этапе занятия работа с ним будет
наиболее целесообразной.
Планируемые результаты:
- распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;
- перечислять в правильной последовательности времена года;
- называть основные признаки времен года;
- перечислять в правильной последовательности времена года и суток
Наши друзья - животные
1. Обитатели живого уголка, домашние животные, животные нашей местности
2. Бабочки и жуки, распознавание на рисунках, раскрашивание
3. Рыбы
4. Наблюдение за поведением птиц, их разнообразие
5. Разнообразие животных
6. Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей
7. Необходимость бережного отношения к природе
Зеленые чудо - растения
1. Растения и их разнообразие
2. Декоративные растения
3. Раскрашивание изображений растений, рисование, аппликация
4. Лепка овощей и фруктов, различающихся размером, формой, цветом
Звезды, Солнце и Луна
1. Наблюдение звездного неба, выделение созвездий(2-3)
2. Игра – путешествие на Луну
3. Наблюдение Луны на небе
Круглый год
1. Наблюдения сезонных изменений в природе
2. Времена года

19

Тематическое планирование курса «Ознакомление с окружающим миром»
№

Тема занятия
Звезды. Солнце. Луна.

1

Звездное небо.

2

Солнце и Луна.
Зеленое чудо – растения.

3

Как узнать растения?

4

Травы. Кустарники. Деревья.

5

Декоративные растения.

6

Лекарственные растения.

7

Отношение людей к растениям и грибам.
Наши друзья – животные.

8

Домашние животные.

9

В мире насекомых.

10

В мире птиц.

11

В мире зверей.

12

Отношение людей к животным.
Круглый год.

13

Времена года.

14

Осень.

15

Зима.

16

Весна.

17

Лето.

18

Цветущие весной.

19

Птицы весной

20

Отношение человека к природе.

21

Скоро лето

20

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ и ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
7.1. Список литературы для родителей и учащихся
1. Я готовлюсь к письму. Тетрадь №1, №2/ Н. А. Федосова – М.: Издательство
“ГНОМ и Д”, 2014 г.
2. Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет/ Колесникова Е. В. – М.: ТЦ
Сфера, 2014 г. (Математические ступеньки)
3.Ступеньки к школе. Учимся рассказывать по картинкам: пособ. По обуч. детей ст.
дошк. возраста / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова – М.: Дрофа, 2014 г.
7.2. Методическая литература для педагога и обучающихся по дополнительной
общеобразовательной программе «Школа будущего первоклассника»
1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 2011
2. Бабкина Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе.

- Начальная школа, 1998г., №4
3. Бурс Р. С. Готовим детей к школе. - М.: Просвещение, 2001
4.Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости. - М.: Педагогика, 2000
5.Волина В. Праздник числа. Занимательная математика. - М.: Просвещение, 2015
6.Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для
родителей и педагогов) – Ярославль: Академия развития, 2000
7. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и
красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) – Ярославль: Академия
развития, 2000
8. Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых
классов) – М.: Вита-пресс, 2000
7.3. Перечень доступных и используемых электронных образовательных ресурсов,
размещенных в федеральных и региональных базах данных
Федеральные образовательные порталы:
Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка –
http://www.rfdeti.ru/
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области - Мороков Игорь
Рудольфович http://www.svdeti.ru/
Всероссийский сайт региональных и муниципальных систем образования
Российской Федерации kremlinrus.ru http://www.kremlinrus.ru/
Общероссийская база вакансий "Работа в России" https://trudvsem.ru/
Министерство образования и науки РФ http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
Федеральная служба по надзору и контролю в сфере образования (Рособрнадзор)
http://obrnadzor.gov.ru/ru/
Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/
Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru/
Федеральный портал российское образование http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru/
Каталог образовательных интернет-ресурсов http://www.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://window.edu.ru/
Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru/
Федеральный государственный образовательный стандарт http://www.standart.edu.ru/
21

Cайт Информика www.informika.ru
Естественно-научный образовательный портал http://www.en.edu.ru/
Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://www.ict.edu.ru/
Образовательный портал "Русский язык" http://ruslang.edu.ru/
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru/
Федеральный портал "Дополнительное образование детей" http://www.vidod.edu.ru/
Федеральный образовательный портал "Непрерывная подготовка преподавателей"
http://www.neo.edu.ru/
Федеральный портал "Здоровье и образование" http://www.valeo.edu.ru/
Федеральный портал по научной и инновационной деятельнос ти http://sci-innov.ru
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru/
Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и
электронных образовательных ресурсов для общего образования
http://www.ndce.edu.ru
Федеральный портал«Информационно-коммуникационные технологии в
образовании» http://www.ict.edu.ru
Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы,
история математики http://www.math.ru
Коллекция «Мировая художественная культура»
http://www.art.september.ruМузыкальная коллекция Российского
общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
Интер ГУ.ru – Интернет-государство учителей www.intergu.ru
Региональные сайты:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской
области http://www.minobraz.ru/
Сайт информационной поддержки ЕГЭ в Свердловской области
http://ege.midural.ru/ Академия социального управления http://www.asou-mo.ru
Муниципальные сайты:
Институт развития образования Свердловской области http://www.irro.ru/
Официальный сайт муниципального отдела управления образованием
МО Красноуфимскийокруг http://mouo-kruf.ru/
Официальный сайт МО Красноуфимский округ http://rkruf.ru/
Поисковые системы:
http://www.rambler.ru
http://www.mail.ru
http://www.yandex.ru
Образовательные программы и проекты:
Сетевые образовательные сообщества Открытый класс http://www.openclass.ru Сеть
творческих учителей http://it-n.ru/
Обучение для будущего Дистанционный курсhttp://teachonline.intel.com/ru
Обучение для будущего http://www.iteach.ru/
Российский детский Интернет Фестиваль http://www.childfest.ru/ Сообщество «Начальная
школа» http://www.nachalka.com/

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».