Приложение 1 к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Тавринская СОШ» ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО: решением методического объединения Зам.дир.по УР учителей начальных классов _В.В.Дружинина протокол от 27.08.2024 № 1 27.08.2024г. Рабочая программа учебного курса «Чтение. Работа с текстом» для начального образования Срок освоения программы: 3 года (со 2 по 4 класс) Составители : Аликеева Е.А Андреева В.Н. Байрамалова О.П. Иляева М.С. Канина Е.С. с. Русская Тавра, 2024 Содержание учебного предмета Чтение Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Использование различных видов чтения: ознакомительного, изучающего, поискового, выбор нужного вида чтения в соответствии с целью чтения. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности; упорядочение информации по заданному основанию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением 2-3 признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде. Использование формальных элементов текста для поиска нужной информации. Работа с несколькими текстами. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованиемспецифической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый, устный и письменный. Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую.Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных частях текста информации, обобщение информации. Создание на основе текста небольшого монологического высказывания, ответа на поставленный вопрос. Выписки из текстов с определенной целью. Составление небольших письменных аннотаций к тексту.Написание отзыва о прочитанном. Интерпретация текста литературного произведения втворческой деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство сразличными способами работы с деформированным текстом и использование их(установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдениеэтапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Работа с текстом: оценка информации Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте, оценочных суждений о содержании, языковых особенностях, структуре текста. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения. Планируемые результаты изучения учебного предмета Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями. Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественнуюлитературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации; эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев; эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки; первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях; формирование чувства любви к Родине; уважения к взрослым; способность к самооценке своей работы на основесовместно выработанных критериев; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений). Учащиеся научатся: выражать свои эмоции посредством выразительного чтения; оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; стремиться к успешной учебной деятельности, развивать речевое внимание и внимание к деталям.. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Учащиеся научатся: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя; составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений под руководством учителя; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом; принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей. Понимать цель и смысл выполняемых заданий; самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи; самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений; самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов. Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений; читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои); определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь; представлять книги, группировать их на основе существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей; использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания. Учащиеся научатся: самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами; выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям). Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения: слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу; принимать участие в обсуждении прочитанного; принимать различные точки зрения на прочитанное произведение; работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий. Учащиеся научатся: задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению; следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты обучающихся рассматриваются в соответствии с основными разделами Примерной программы по литературному чтению и Рабочей программы по литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности (аудирование, чтение, слушание; работа с разными видами текстов, библиографическая культура, речевая культура); круг детского чтения; литературоведческая пропедевтика; творческая деятельность. Результатом формирования предметных действий будут являться следующие умения: воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу; читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения; самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения; вычерпывать фактуальную информацию текста (герои, поступки героев, события); участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста); представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги); создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений; придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными; создавать свои собственные творческие объекты: фотогазета, плакат и др.; иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение; разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию под руководством учителя. Учащиеся научатся: читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом; самостоятельно определять главную мысль произведения; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя; находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; участвовать в организации выставки книг в классе; находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке; придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями; читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств; инсценироватьпроизведения самостоятельно, используя различные средства выразительности. Тематическое планирование. 2класс № Тема урока 1 Количество часов Входной тест «Что легче?» В.А. Осеева 1 2 И. Соколов – Микитов «Летом в лесу» 1 3 В. Осеева «Плохо» 1 4 В.Бехревский «Мишка под деревом» 1 5 Л. Толстой «Два товарища» 1 6 В. Бурлаков. На рассвете в снегу я увидел следы лисицы 7 1 Л.Яхин «Силачи» 1 8 А. Тихонов «Где вода, там жизнь» 1 9 С. Михалков «Аисты и лягушки» 1 10 И. Пузанов «Вот речка – широкая, спокойная» 1 11 В. Бахревский «Терпеливый Мишка» 1 12 И. Соколов – Микитов «На лесной дороге» 13 1 И. Соколов-Микитов «Утром в лесу» 1 14 Л. Яхтин «Силачи» 1 15 А. Тихонов « Сороки - белобоки» 1 16 По материалам энциклопедии для детей. «Солнечный зимний день» 1 17 К. Ушинский 1 «Играющие собаки» 18 И. Соколов – Микитов «Широко раскинулось глубокое лесное озеро...» 1 19 Е. Пермяков «Первая рыбка» 1 20 И. Соколов –Микитов «Утром в лесу» 1 21 И. Соколов – Микитов «Осень в лесу» 1 22 С. Михалков « Не стоит благодарности» 1 23 Г. Цыферов «Жил на сете слонёнок» 1 24 В. Кологрив « Кузнечики» 1 25 С. Аксаков «Щенок» 1 26 Ш. Перро «Золушка» 1 27 Ш.Перро «Золушка» 1 28 Н. Юрцевич «Красавица русских лесов» 1 29 С. Юцзунь «Как светлячок друга искал (сказка)» 1 30 В. Танасийчук « Лосось» 1 31 В. Коржиков « Раннимутром...» 1 32 Интегрированная контрольная работа 1 33 С. Михалков «Не стоит благодарности» 1 34 В.Кологрива «Жизнь кузнечика» 1 Тематическое планирование 3 класс № урока Тема урока Кол-во часов 1 Входной тест 1 2 «Синица» Г. Скребицкий 1 3 А. Тихонов «Со всего света...» 1 4 Э. Бауэру «Фламинго» 1 5 По материалам энциклопедии «Хочу всё знать», «Грызуны» 1 6 Тест с целью проверки смыслового понимания рассказа 7 По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»,«Бактерии» 1 1 8 Г. Ханнелору «Зелёный ковёр растений ...» 1 9 С. Михалков «Ответ» 1 10 По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?» «Божья коровка» 1 11 Тест с целью проверки смыслового понимания рассказа.М.Парр «Вафельное сердце» 1 12 По материалам энциклопедии «Хочу всё знать», «Воздух находится повсюду ...» 13 А. Старостин 1 «Послышался шум, будто налетел ураган» 1 14 По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Змеи» 1 15 Э. Шум « Замело снегами землю» 1 16 Тест с целью проверки смыслового понимания рассказа. 1 И.Малышев «Там, откуда облака» 17 По материалам энциклопедии 1 «Что такое? Кто такой?» «На арене цирка» 18 Л. Киселёва «И так бывает» 1 19 По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Радуга» 1 20 А. Тихонов « Клонится к закату благодатное лето» 1 21 И. Соколов – Микитов «Сосновый Бор» 1 22 Тест с целью проверки смыслового понимания рассказа.С. Ласкин «Рассказы о Сане Дырочкине» 1 23 Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», «Дельфины» 1 24 Л. Киселёва «Башмачки» 1 25 Э. Бауэру «Немецкая овчарка» 1 26 С. Михалков «Осёл и бобр» 1 27 По записям В.Васильева «Весна пришла…». 1 28 Тест 1 29 В. Осеева «На катке». 1 30 По материалам энциклопедии «Хочу всё знать». «Растения» 1 31 И. Соколов-Микитов «Калина». 1 32 Губарев В. «Королевство кривых зеркал» 1 33 Интегрированная проверочная работа 1 34 К.Паустовский «Теплый хлеб» 1 Тематическое планирование 4 класс № урока Тема урока Кол-во часов 1 Е.И.Чарушин «Рассказы о животных» 1 2 Г. Николаева «Ливень» 1 3 Г. Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета...» 1 4 К.Ушинский «Гнездоласточки» 1 5 По материалам энциклопедии «Хочу всё знать» 1 6 В. Железников «Чучело» 1 7 А. Бостром «Кошка и ёж» 1 8 С. Аксаков «Осень» 1 9 И.Соколов - Микитов «В зелёном русском лесу...» 1 10 Р.Киплинг «Слонёнок» 1 11 Р.Киплинг «Маугли» 1 12 По материалам энциклопедии «Хочу всё знать», «Язык –средство общения» 1 13 А.Тихонов «Колибри» 1 14 По материалам энциклопедии «Хочу всё знать», «Экология» 1 15 И.Соколов - Микитов «После знойного лета...» 1 16 О.Уайльд «Звездный мальчик» 1 17 К.Д.Ушинский «Четыре желания» 1 18 По материалам энциклопедии «Хочу всё знать», «Планета» 1 19 Э.Бауэр «Жираф» 1 20 С.Михалков «Жадныйзаяц» 1 21 Ю.Олеша «Три толстяка» 1 22 И.Соколов - Микитов «Рябина» 1 23 Н.Дудников «Весенняя вода схлынула из низин...» 1 24 К.Ушинский «Утренние часы» 1 25 С.Есенин Стихи о России 1 26 Е.Пермяк «Как Маша стала большой» 1 27 С.Михалков «Просчитался» 1 28 В.Осеева «Злая мать и добрая тётя» 1 29 Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король» 1 30 Г. Скребицкий «Лесноеэхо» 1 31 П.Молчанов «Рыбалка» 1 32 Г. Скребицкий «Осень» 1 33 Интегрированная проверочная работа 34 В.Гауф « Карлик нос» 1 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА ПРОЦЕССА Крылова О.В. Чтение 1-4 класс. Работа с текстом. Издательство «Экзамен», 2022 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Е.В.Волкова, А.В.Птухина. Литературное чтение. Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы. Практикум по выполнениютиповых заданий. Издательство «Экзамен», 2018 ЦИФРОВЫЕ ИНТЕРНЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов http://www.uroki.net - поурочное планирование, сценарии, разработки уроков, внеклассные мероприятия и др.