Приложение 1 к основной образовательной программе среднего общего образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Тавринская средняя общеобразовательная школа» ПРИНЯТО решением методического объединения учителей словесников протокол от 27.08.2024 № 1 СОГЛАСОВАНО: Зам.дир. по УР В.В.Дружинина 27.08.2024г. Рабочая программа учебного курса «Обучение сочинениям разных жанров» для среднего общего образования Срок освоения программы: 2 года (10-11 классы) Составитель: Теплых О.Н., учитель русского языка и литературы с. Русская Тавра, 2024 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯМ РАЗНЫХ ЖАНРОВ» 10 КЛАСС Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения. 11 КЛАСС Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения. Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ. Эссе как литературным произведением. Анализ образцов эссе. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных жанрах. Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Творческие поиски художников слова. Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской ассоциации. Комментарии и рецензия. Жанровые особенности сочинения-рассуждения. Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования. Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет. Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждениедоказательство, рассуждение-опровержение. Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ сочинения. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯМ РАЗНЫХ ЖАНРОВ» Обучение по программе курса направлено на достижение образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты: - российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению отечеству, его защите; - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной и творческой деятельности; - толерантное поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; - осознание эстетической ценности русского языка; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - развитие нравственного поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - эстетическое отношение к миру; - принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни; - осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты: Выпускник на базовом уровне научится: - использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; - использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; - создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); - выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; - подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; - правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; - создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; - сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста; - использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); - анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; - распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; - анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); - отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; - соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; - оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; - анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); - отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; - использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; - выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; - дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; - проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; - сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; - владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; - создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; - соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; - соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; - осуществлять речевой самоконтроль; - совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; - использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; - оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Сочинение как текст Сочинение как текст. Основные признаки 1.1 текста Работа над текстом художественного 1.2 произведения при подготовке к сочинению Отбор материала, систематизация 1.3 фактического материала, планирование будущего текста Теоретико-литературные понятия и их роль 1.4 в подготовке к экзаменам по литературе Всего Контрольные работы Практические работы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 3 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 2 1.5 Цитирование 2 1 1.6 Структура сочинения 8 3 Итого по разделу 17 Раздел 2. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам Классификация сочинений по 2.1 1 проблематике, тематике и жанрам Своеобразие жанров: литературнокритическая статья, рецензия, эссе, очерк, 2.2 дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет Итого по разделу 15 16 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 7 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 11 11 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Сочинение-характеристика 1.1 Сочинение-характеристика 3 1.2 Групповая характеристика литературных героев 1 Итого по разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 4 Раздел 2. Сочинения обзорного характера 2.1 Принцип построения сочинения обзорного характера 1 2.2 Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 2 Раздел 3. Анализ эпизода 3.1 Анализ эпизода Итого по разделу Раздел 4. Сочинение-анализ стихотворения 1 1 4.1 Сочинение-анализ стихотворения Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 Раздел 5. Эссе как литературное произведение 5.1 5.2 Эссе как литературное произведение Сравнение текстов Итого по разделу 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 3 Раздел 6. Сочинение-рассуждение 6.1 Жанровые особенности сочинениярассуждения Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 6 17 0 4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № урока 1 2 3 4 5 6 7 Тема урока Сочинение как текст. Основные признаки текста Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 Цитирование. Использование цитат в сочинении Цитирование. Использование цитат в сочинении. Практикум Структура сочинения Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, 11 аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое) 12 Вступительная часть сочинения 13 Заключительная часть сочинения 14 Заключительная часть сочинения. Практикум 15 Выбор темы сочинения 16 Выбор эпиграфа 17 Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Практикум 18 Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам 19 Своеобразие жанра: литературно-критическая статья 20 Литературно-критическая статья. Практикум 21 Своеобразие жанра: рецензия 22 Рецензия. Практикум 23 Своеобразие жанра: эссе 24 Своеобразие жанра: очерк 25 Очерк. Практикум 26 Своеобразие жанра: дневник 27 Дневник. Практикум 28 Своеобразие жанра: путешествие 29 Путешествие. Практикум 30 Своеобразие жанра: сочинение-характеристика 31 Сочинение-характеристика. Практикум 32 Своеобразие жанра: литературный портрет 33 Литературный портрет. Практикум 34 Итоговое занятие ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 8 9 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 11 КЛАСС № урока 1 2 3 4 5 6 Тема урока Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой) План построения сочинения-сравнения. Сравнительная характеристика литературных героев. Практикум Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя Групповая характеристика литературных героев Принцип построения сочинения обзорного характера Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Практикум Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения. Практикум 8 Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ Эссе как литературное произведение. Анализ образцов эссе. Определение признаков жанра на 9 конкретных примерах 10 Содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных жанрах. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской ассоциации. Комментарии и 11 рецензия. Эссеистические миниатюры. Комментарии и рецензия Жанровые особенности сочинения-рассуждения. Проблема текста. Комментирование проблемы 12 как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные 13 виды аргументации 14 Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части. Практикум 15 Критерии оценивания сочинения-рассуждения Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение. Стилистика 16 сочинения Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Редактирование и рецензирование, анализ 17 сочинения ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 7 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Авторская программа элективного курса по литературе «Обучение сочинениям разных жанров для 10-11 классов» Г.М. Вялковой - Волгоград: Учитель ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Сайт «Культура письменной речи» http:// www.gramma.ru Проект «Русские словари» http://www.slovari.ru МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru