Приложение 1 к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Тавринская средняя общеобразовательная школа» ПРИНЯТО решением методического объединения учителей коррекционной педагогики протокол от 27.08.2024 № 1 СОГЛАСОВАНО: Зам.дир.по УР _В.В.Дружинина 27.08.2024г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Логопедические занятия» для начального общего образования Срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс) Составители: Александрова В.А., Байрамалова О.П. учителя -логопеды с. Русская Тавра, 2024 г. Содержание учебного курса Краткая характеристика содержания курса В соответствии с выделенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР направлениями логопедическая работа обозначена ниже перечисленными разделами. Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи. Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях. Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях. Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных занятиях. Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности. При планировании конкретного занятия логопед обязательно ориентируется на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и другие индивидуально- типологические особенности. Включение курса «Логопедическая коррекция» в качестве обязательного для всех получающих образование по ФГОС ОВЗ является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и PAGE \* MERGEFORMAT 2 синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов. Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса русского языка. Анализ этих трудностей диктует необходимость организации специальной коррекционно-развивающей работы. Дети, независимо от того, имеются ли у них и насколько выражены недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и реализуется на групповых логопедических занятиях. Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей должны быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учительлогопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать познавательному и личностному развитию. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Логопедические занятия в 1 классе направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации. В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Программа является примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно соотносить с перечисленными в АООП направлениями: –диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); – диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение); – диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); – коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта); – профилактика нарушений чтения и письма; – представлений об окружающей действительности; – развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов). В логопедическом обследовании первоклассников оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые PAGE \* MERGEFORMAT 2 процессы, характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель-логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также на возможности произвольной регуляции. При их низком уровне групповые занятия будут малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной (в крайнем случае подгрупповой) форме. При организации первичной диагностики учителю-логопеду рекомендуется подбирать речевой материал, в определенной мере сообразуясь с запланированными для изучения лексическими темами. Не представляется целесообразным использовать условно-уровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических разработках, поскольку она не позволит фиксировать и оценивать происходящие незначительные изменения. Более правильно отразить конкретные результаты диагностики в протоколе и в конце учебного года повторить задания с тем же самым речевым материалом. Планируемые результаты освоения учебного курса Освоение индивидуальной (адаптированной) образовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение обучающимися с нарушениями речи трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для всех предметных областей и специальных курсов являются общими и заключаются в следующем: личностные результаты начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося, включающие: -овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально-значимые ценностные установки. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать: В части гражданского воспитания: понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей; принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе; овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия; В части патриотического воспитания: PAGE \* MERGEFORMAT 2 ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России; ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона; В части духовно-нравственного воспитания: готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; В части эстетического воспитания: элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности; потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивнофизкультурной деятельности; В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для здоровья; соблюдение правил безопасности В части трудового воспитания: готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения; способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. В части экологического воспитания: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость ее охраны; развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов. Метапредметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП основного общего образования, которые отражают: Регулятивные универсальные учебные действия На основе предлагаемых заданий обучающийся научится: - осознавать границы собственных знаний и умений; - принимать и понимать словесную или письменную инструкцию; - составлять план решения учебной задачи; -работать по плану, сравнивая способ действия с заданным алгоритмом; PAGE \* MERGEFORMAT 2 корректировать свою деятельность; -осуществлять итоговый самоконтроль и определять степень успешности своей работы; -оценивать правильность выполнения действий другого; -проявлять активность, инициативу, волевые усилия, самостоятельность в обучении; управлять поведением, направленным на достижение поставленной цели; - развивать способность к рефлексии. Познавательные универсальные учебные действия На основе предлагаемых заданий обучающийся научится: - ориентироваться в логопедических альбомах, рабочих тетрадях, словарях с целью извлечения нужной информации; - самостоятельно или с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель; - выделять необходимую информацию, представленную в разных формах; определять основное и второстепенное для выполнения заданий; - использовать знаково-символические средства, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, схему, таблицу); - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации; -устанавливать причинно-следственные связи, строить цепи рассуждений. Коммуникативные универсальные учебные действия На основе предлагаемых заданий обучающийся научится: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста); -владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с г рамматическими и синтаксическими нормами русского языка; использовать письмо как средство коммуникации; слушать своих сверстников и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; работать в парах и малых группах; понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме. Предметные результаты освоения индивидуальной адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ, включающие освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения, представлены в рабочих программах учебных предметов. Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в соответствии с АООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения адаптированной образовательной программы. Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты PAGE \* MERGEFORMAT 2 логопедической работы. 1 класс В области лексической стороны речи: – возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса); – умение называть синонимы и антонимы; – использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы. В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза: правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях); умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков; наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов). В области грамматического строя речи: минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях; образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных; – умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы). В области связной речи: – обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием; использовать формулы речевого этикета в диалоге; – умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке). 2 класс В области звуковой стороны речи: – сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи; уточнены представления об артикуляционных укладах нарушенных звуков; – выработано умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков русского языка во всех ситуациях общения; В области фонематических процессов: – сформированы умения различения звуков на слух (неречевых-речевых, звонких-глухих, твёрдых-мягких); – сформированы умения подбора слов на заданный звук и определения наличия звука в слове. В области лексической стороны речи: уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках, выработаны умения в подборе слов к вопросам, к предметам, действиям; – сформированы умения давать понятийные определения простым словам; актуализированы и закреплены умения использования синонимов и антонимов, понятия. – об омонимах; сформированы навыки. – использования слов с обобщающим значением. – – PAGE \* MERGEFORMAT 2 В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза сформированы представления о гласных и согласных звуках, навыки различения звуков по артикуляции, опознания письменных и печатных букв; сформированы представления о звонкости и глухости и твердости и мягкости согласных звуков и о способах обозначения мягкости согласных на письме; сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах, слогообразующем значении гласных звуков; выработан навык составления графических схем слов. В области грамматического строя речи: сформировано понимание интонационных характеристик предложения; сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов; сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения по опорным словам; сформировано умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные словосочетания, предложения; сформировано умение анализа форм слова в словосочетании; уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных частей речи; сформировано умение использования предлогов в словосочетании и предложении. В области связной речи: – сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа; – сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления последовательности предложений в тексте; – составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с опорой на наглядность и без нее; – сформированы умения ведения диалогов; – совершенствование связного высказывания (последовательность, полнота используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции, интонационная выразительность). В области письменной речи: – сформирован навык обозначения на письме мягкости согласных звуков мягким знаком (ь) и гласными второго ряда; – сформировано умение различать имена существительные, глаголы, имена прилагательные и выделяет их на письме; – сформирован навык списывания слова и предложения с печатного и рукописного текста, осуществления проверки; – пишет под диктовку слова, словосочетания, предложения и тексты и проверяет правильность написанного; – умеет употреблять заглавную букву в начале предложения и в зависимости от интонации ставит в его конце точку, восклицательный или вопросительный знак; – сформировано умение составлять предложения из данных слов и на заданную тему; – сформировано умение определять тему текста, выделять его части, придумывать заголовок; – сформировано умение работать с деформированными текстами; – сформирован навык послогового чтения и чтения целыми словами простых слов; – сформирован навык понимания прочитанного; – сформирован навык осуществления самокоррекции ошибок при чтении. PAGE \* MERGEFORMAT 2 3-4 класс В области звуковой стороны речи: выработано умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков русского языка. сформированы умения различать на слух слова похожие по звуковому составу; сформировано умение слухового контроля фонетических ошибок в собственной речи. В области лексической стороны речи: уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках, выработаны умения в подборе слов к вопросам, к предметам, действиям; сформированы умения давать понятийные определения простым словам; сформированы умения подбора однокоренных слов; актуализированы и закреплены умения использования синонимов и антонимов, понятия об омонимах; сформированы навыки использования слов с обобщающим значением. В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза: сформированы умения осуществлять простой и сложный звуковой анализ слов различной слоговой структуры; сформированы умения осуществлять звукой и слоговой синтез слов различной слоговой структуры. сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах, слогообразующем значении гласных звуков; выработан навык составления графических схем слов, навык переноса слов. В области грамматического строя речи: минимизированы аграмматизмы в устной и письменной речи; сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов, данных в начальной форме; сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения по опорным словам; сформировано умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные словосочетания, предложения; сформировано умение анализа форм слова в словосочетании; уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных частей речи; сформировано умение использования предлогов в словосочетании, предложении. В области связной речи: сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа; сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления последовательности предложений в тексте; составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с опорой на наглядность и без нее; сформированы умения ведения диалогов; совершенствование связного высказывания (последовательность, полнота используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции, интонационная выразительность). В области письменной речи: сформировано умение написания слов с мягким знаком; сформировано умение списывания слов и предложений с печатного и рукописного текста, осуществления проверку; сформировано умение письма под диктовку слов, словосочетаний, предложений PAGE \* MERGEFORMAT 2 и текстов, и проверки правильности написанного; сформировано умение письма заглавной буквы в начале предложения и в зависимости от интонации точки (вопросительного и восклицательного знака) в конце; сформировано умение составления предложения из данных слов и на заданную тему; сформировано умение определения темы, заголовка текста, выделения его частей; сформировано умение нахождения специфических ошибок письма и орфографических ошибок на изученные правила; сформирован навык чтения целыми словами; сформировано понимание прочитанного текста; сформированность умения правописания суффиксов и часто употребляемых приставок; сформированность умения единообразного написания однокоренных слов (правила корня); сформированность умения написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ; ЖИ-ШИ; ЧК;ЧН; НЧ; ЩН. В результате коррекционно-развивающей работы обучающиеся должны знать и уметь: - отличать текст от набора предложений, написанных как текст; осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; составлять устный рассказ по картинке, серии картин, заданным словам; -знать предлоги и правильно употреблять их в речи, дифференцировать предлоги и приставки; - выполнять звуко-буквенный анализ слов, фонетический разбор слов; не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги для переноса; ставить ударение; обозначать мягкость согласных звуков на письме; наблюдать случаи несоответствия написания и произношения; - правильно писать слова с ь для обозначения мягкости согласных, разделительным мягким знаком, разделительным твёрдым знаком; - видеть в словах изученные орфограммы, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова, и правильно писать их; - правильно писать сложные слова с соединительными буквами о – е; - иметь знания о морфемном составе слова, уметь разбирать слова по составу, видеть и называть части слова; образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова; выделять два корня в сложных словах; - уметь называть и подбирать антонимы и синонимы, использовать в речи многозначные слова и фразеологизмы; -распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы; давать им определение с опорой на записи; - уметь изменять имена существительные по числам, родам, вопросам (падежам); -уметь подбирать имена прилагательные к подходящим по смыслу существительным и наблюдать за изменением грамматических признаков; - находить глаголы и ставить к ним вопросы, наблюдать за изменением грамматических признаков при согласовании с существительными в роде и числе; изменять глаголы по временам; - иметь навык построения сложных предложений без союзов и с союзами; - отличать связное высказывание (текст) от набора слов, набора предложений, различных искаженных вариантов; PAGE \* MERGEFORMAT 2 - определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте; - определять замысел высказывания; последовательность развертывания высказывания (план); связность предложений и смысловую зависимость между ними; - отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания; - составлять план связного высказывания; - самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общениедиалог; - сравнивать, обобщать и делать вывод; - доказывать и рассуждать. Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тематическое планирование 1 класс Наименование разделов и Кол-во часов Электронные тем программы (цифровые) Всего Контрол Практ образовательные ьные ическ ресурсы работы ие работ ы Логопедическое 2 0 0 https:// обследование www.logoped.ru/ https:// Предложение 5 0 0 www.logozavr.ru/ https:// Слово 3 0 0 www.corrects.ru/ http:// Слоговой анализ и синтез 5 0 0 rus.1september.ru/ слов Звуки речи. Звуковой 8 0 0 анализ и синтез слов Ударение 3 0 0 7. Гласные и согласные звуки 8. Звонкие и глухие согласные 9. Свистящие и шипящие согласные 10. Сонорные согласные 6 0 0 22 0 0 3 0 0 11. Развитие связной речи 4 12. Логопедическое обследование 2 0 0 № п/п Наименование разделов и тем программы 3 2 класс Кол-во часов Всего Контроль Практич ные еские работы работы PAGE \* MERGEFORMAT 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Логопедическое обследование Предложение и слово 1 0 0 4 0 0 Слогообразующая роль гласного. Ударение Твердые и мягкие согласные звуки и буквы Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные Звуки, имеющие артикуляционноакустические сходства Дифференциация сонорных звуков Буквы, имеющие кинетическое сходство Предлоги 3 0 0 10. Логопедическое обследование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 0 0 8 0 0 11 0 0 5 0 0 17 0 0 0 0 Логопедическое обследование Предложение и слово и Обозначение мягкости с помощью мягкого знака Обозначение мягкости с помощью гласных Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные Предложения http:// rus.1september.ru/ 6 1 Наименование разделов и тем программы Слоговой анализ синтез слова Звуки и буквы 12 https:// www.logoped.ru/ https:// www.logozavr.ru/ https:// www.corrects.ru/ 3 класс Кол-во часов Всего Контроль Практич ные еские работы работы 2 0 0 2 0 0 8 0 0 4 0 0 3 0 0 9 0 0 7 0 0 5 0 0 PAGE \* MERGEFORMAT 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https:// www.logoped.ru/ https:// www.logozavr.ru/ https:// www.corrects.ru/ http:// rus.1september.ru/ 9. Морфологический состав слова 10. Безударные гласные 8 0 0 3 0 0 11. Связная речь 9 0 0 12. Предлоги и приставки 6 0 0 13. Логопедическое обследование 2 0 0 PAGE \* MERGEFORMAT 2 № п/п 1. 4 класс Кол-во часов Всего Контроль Практич ные еские работы работы 2 0 0 Наименование разделов и тем программы 2. Логопедическое обследование Состав слова 3. Безударные гласные 4. Согласные звуки буквы Словосочетания предложения Согласование 10 0 0 2 0 0 и 4 0 0 и 2 0 0 2 0 0 3 0 0 3 0 0 4 0 0 10. Управление. Словоизменение имен существительных по падежам 11. Части речи 16 0 0 2 0 0 12. Связь слов словосочетаниях предложениях 13. Связная речь 4 0 0 12 0 0 2 0 0 5. 6. 7. 8. 9. Словоизменение прилагательных Словоизменение глаголов Предлоги и приставки 14. Логопедическое обследование в и PAGE \* MERGEFORMAT 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https:// www.logoped.ru/ https:// www.logozavr.ru/ https:// www.corrects.ru/ http:// rus.1september.ru/ № урока Тематическое планирование коррекционной работы 1 класса Тема занятия Количество часов 1. Логопедическое обследование 1 2. Логопедическое обследование 1 Предложение – 5 часов 3. 4. 5. 6. 7. Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Составление предложения из трех слов. Главные члены предложения. Слово – 3 часа 8. Понятие о слове. Различение понятий слово-предложение. 9. Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действия. 10. Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам. Вычленение слов-признаков на фоне других слов. Слоговой анализ и синтез слов – 5 часов 11. Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. 12. Определение порядка слогов в слове. 1 1 1 1 1 13. Составление слов из слогов. 1 14. Деление двух- и трехсложных слов на слоги. 1 1 1 1 1 1 15. Деление двух- и трехсложных слов на слоги. Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов – 8 часов 16. Знакомство с органами речи. 1 17. Образование звуков речи. 1 18. Работа над функциональным дыханием. 1 19. Выделение первого звука в слове. 1 20. Определение количества и места звуков в слове. 1 21. Соотношение между буквами и звуками в слове. 1 22. Буква - смыслоразличитель. 1 23. Различие звуков и букв. 1 24. Понятие ударения. Соотношение слова с его ритмическим рисунком. 1 25. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. 1 26. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного. 1 Гласные и согласные звуки – 6 часов 27. Гласные первого ряда. Образование гласных звуков [а], [о], [у], [э], 1 PAGE \* MERGEFORMAT 2 [и], [ы]. 28. Образование йотированных гласных: я, е, ю, ё. 29. Выделение гласных звуков из ряда заданных звуков, слогов и слов. Образование согласных звуков. 30. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков. 31. Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердого и мягкого звучания согласных. 32. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда. Звонкие и глухие согласные – 24 часа 33. Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. 34. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. 35. Звуки [п-п,], буквы П, п. Звуки [б-б,], буквы Б, б. 1 1 1 1 1 1 1 1 36. Дифференциация звуков [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. 37. Выделение звуков [б-п] в предложениях. 1 38. Звуки [д-д,], буквы Д, д. Звуки [т-т,], буквы Т,т. 1 39. Дифференциация звуков [д-т] в устной и письменной речи в слогах и словах. 40. Выделение звуков [д-т] в предложениях. 1 41. Звуки [г-г,], буквы Г, г. Звуки [к-к,], буквы К,к. 1 42. Дифференциация звуков [к-г] в устной и письменной речи в слогах и словах. 43. Выделение звуков [к-г] в предложениях. 1 44. Звуки [с-с,], буквы С,с. 1 45. Звуки [з-з,], буквы З, з. 1 46. Дифференциация звуков [з-с] в устной и письменной речи в слогах и словах. 47. Выделение звуков [з-с] в предложениях. 1 48. Звуки [в-в,], буквы В,в. Звуки [ф-ф,], буквы Ф,ф. 1 49. Дифференциация звуков [в-ф] в устной и письменной речи в слогах и словах. 50. Выделение звуков [в-ф] в предложениях. 1 51. Звук [ш], буква Ш, ш. Звук [ж], буквы Ж, ж. 1 52. Дифференциация звуков [ж-ш] в слогах и словах. 1 53. Дифференциация звуков [ж-ш] в предложениях. 1 54. Звук [ч], буква Ч,ч. Звук [щ], буквы Щ,щ. 1 PAGE \* MERGEFORMAT 2 1 1 1 1 1 55. Дифференциация звуков [ч-щ] в слогах и словах. 1 56. Дифференциация звуков [ч-щ] в предложениях. 1 Свистящие и шипящие согласные – 3 часа 57. Дифференциация [с-ш] в устной речи. Дифференциация [с-ш] в письменной речи. 58. Дифференциация [з-ж] в устной речи. Дифференциация [з-ж] в письменной речи. 59. Дифференциация [с-ц] в устной речи. Дифференциация [с-ц] в письменной речи. Сонорные согласные – 3 часа 60. Звук [л]. Буква Л. Звук [р]. Буква Р. 1 1 1 1 61. Дифференциация звуков [р-л] в слогах и словах. 1 62. Дифференциация звуков [р-л] в предложениях. 1 Развитие связной речи – 3 часа 63. Обучение последовательному пересказу: по вопросам 1 64. Обучение последовательному пересказу: с опорой на действия 1 65. Обучение последовательному пересказу: с опорой на предметные картинки. 66. Логопедическое обследование 1 PAGE \* MERGEFORMAT 2 1 Тематическое планирование коррекционной работы 2 класса № Тема занятия урока 1 Логопедическое обследование 2 Логопедическое обследование Предложение и слово- 4 часа 3 Анализ предложения. Главные члены предложения. 4 Интонационная законченность предложения. Слова, обозначающие предмет. 5 Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация словпредметов и слов-действий. 6 Слово, обозначающие признак предмета. Слогообразующая роль гласного. Ударение – 3 часа 7 Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. 8 Слог. Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов. 9 Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы – 12 часов 10 Мягкий знак в конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в конце слова. 11 Мягкий знак в середине слова. 12 13 14 15 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. 1 Разделительный мягкий знак. 1 Дифференциация гласных звуков первого и второго ряда. 1 Дифференциация гласных а-я в слогах, словах и предложениях 1 устно и на письме 16 Дифференциация гласных о-ё в слогах, словах и предложениях 1 устно и на письме 17 Дифференциация гласных у-ю в слогах, словах и предложениях 1 устно и на письме 18 Дифференциация гласных и-ы в слогах, словах и предложениях 1 устно и на письме 19 Дифференциация гласных ю-е в слогах, словах и предложениях 1 устно и на письме Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные – 8 часов 20 Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. 1 21 Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. 1 22 Дифференциация звуков [б-п] в устной и письменной речи. 1 23 Дифференциация звуков [д-т] в устной и письменной речи. 1 24 Дифференциация звуков [г-к] в устной и письменной речи. 1 25 Дифференциация звуков [з-с] в устной и письменной речи. 1 26 Дифференциация звуков [в-ф] в устной и письменной речи. 1 27 Дифференциация звуков [ж-ш] в устной и письменной речи. 1 Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства – 11 часов 28 Дифференциация [з-ж] в слогах, словах. 1 29 Дифференциация [з-ж] в предложениях и связной речи. 1 30 Дифференциация [с-ш] в слогах, словах. 1 PAGE \* MERGEFORMAT 2 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 Дифференциация [с-ш] в предложениях и связной речи. Дифференциация [ч-т,] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Дифференциация [с-ц] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Дифференциация [с,-щ] в слогах, словах. Дифференциация [с,-щ] в предложениях и связной речи. Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Дифференциация [ц-т] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Дифференциация сонорных звуков – 5 часов Дифференциация [л-й]в слогах, словах и предложениях, связной речи. Дифференциация [л-р] в слогах, словах. Дифференциация [л-р] в предложениях и связной речи. Дифференциация [л,-р,] в слогах, словах. Дифференциация [л,-р,] в предложениях и связной речи. Буквы, имеющие кинетическое сходство – 17 часов Дифференциация букв б-д в слогах, словах. Дифференциация букв б-д в предложениях и связной речи. Дифференциация букв п-т в слогах, словах. Дифференциация букв п-т в предложениях, связной речи. Дифференциация букв о-а в слогах, словах. Дифференциация букв о-а в предложениях и связной речи. Дифференциация букв и-у в слогах, словах. Дифференциация букв и-у в предложениях и связной речи. Дифференциация букв г-р в слогах, словах и предложениях, связной речи. Дифференциация букв х-ж в слогах, словах и предложениях, связной речи. Дифференциация букв у-ч в слогах, словах и предложениях, связной речи. Дифференциация букв л-м в слогах, словах и предложениях, связной речи. Дифференциация букв н–ю в слогах, словах и предложениях, связной речи. Дифференциация букв л-я в слогах, словах и предложениях, связной речи. Дифференциация букв н-к в слогах, словах и предложениях, связной речи. Дифференциация букв а-д в слогах, словах. Дифференциация букв а-д в предложениях и связной речи. Предлоги- 6 часов Практическое знакомство с предлогами. PAGE \* MERGEFORMAT 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 62 63 64 65 66 67 68 Предлоги в, на, с (со), из, по, к, за, из-за Предлоги над, под, из-под. Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. Составление предложений из заданных слов с предлогами. Употребление предлогов в связной речи. Логопедическое обследование Логопедическое обследование 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование коррекционной работы 3 класса № урока Тема Количеств о часов 1 1 20 21 Логопедическое обследование Логопедическое обследование Предложение и слово – 2 часа Речь и предложение. Предложение и слово. Слоговой анализ и синтез слова – 8 часов Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. Деление слов на слоги. Звуки и буквы – 4 часа Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных первого и второго ряда. Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости с помощью мягкого знака – 3 часа Обозначение мягкости согласных буквой ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению. Обозначение мягкости с помощью гласных – 9 часов Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными а-я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными а-я. 22 23 Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными о-ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными у-ю. 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 PAGE \* MERGEFORMAT 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными ы-и. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными е. Непарные мягкие согласные звуки [ч]. Непарные мягкие согласные звуки[щ]. Непарные мягкие согласные звуки [й]. Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные – 7 часов Непарные глухие согласные [х]. Непарные глухие согласные [ц]. Непарные глухие согласные [ч], [щ]. Непарные звонкие согласные [й], [л]. Непарные звонкие согласные [м], [н]. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слов. Предложения – 5 часов Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных. Морфологический состав слова – 8 часов Корень как главная часть слова. Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная е (о) в середине слова. Приставка. Префиксальный способ образования слов. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание. Безударные гласные – 3 часа Безударные гласные в корне. Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. Предлоги и приставки – 6 часов Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова-синонимы. Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Соотнесение предлогов с глагольными приставками. Не с глаголами. Связная речь – 9 часов Пересказ с опорой: на серию сюжетных картинок Пересказ с опорой: на сюжетную картинку Пересказ с опорой: по вопросам Пересказ с опорой: по вопросам Пересказ с опорой: по опорным словам Пересказ с опорой: по опорным словам Пересказ с опорой: по опорным словам Пересказ с опорой: по предметным картинкам. PAGE \* MERGEFORMAT 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 66 67 68 Пересказ с опорой: по предметным картинкам. Логопедическое обследование Логопедическое обследование 1 1 1 Тематическое планирование коррекционной работы 4 класса № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Тема Количество часов Логопедическое обследование Логопедическое обследование Состав слова – 10 часов Понятие «состав слова». Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Суффиксы прилагательных. Приставки пространственного и временного значения. Многозначные приставки. Окончание. Безударные гласные – 2 часа Понятие «безударные гласные». Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Слова-антонимы. Согласные звуки и буквы – 4 часа Понятие «согласные звуки и буквы». Парные согласные. Согласные звуки и буквы. Оглушение звонких согласных в середине и конце слова. Словосочетания и предложения – 2 часа Понятия «словосочетание», «предложение». Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний. Согласование – 2 часа Согласование слов в числе. 1 1 Согласование слов в роде. Словоизменение прилагательных – 3 часа Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам. Словоизменение глаголов – 3 часа Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. 1 PAGE \* MERGEFORMAT 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами 1 существительными в роде. Предлоги и приставки – 4 часа Соотнесение предлогов и глагольных приставок. 1 Слова-синонимы. 1 Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание 1 с приставками. Дифференциация предлогов и приставок. 1 Управление. Словоизменение имен существительных по падежам – 16 часов Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? (именительный 1 падеж). Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? (именительный 1 падеж). Слова, отвечающие на вопросы: кого? чего? (родительный 1 падеж). Слова, отвечающие на вопросы: кого? чего? (родительный 1 падеж). Слова, отвечающие на вопросы: кому? чему? (дательный падеж). 1 Слова, отвечающие на вопросы: кому? чему? (дательный падеж). 1 Слова, отвечающие на вопросы: кого? чего? (винительный 1 падеж). Слова, отвечающие на вопросы: кого? чего? (винительный 1 падеж). Родительный или винительный падеж? 1 Слова, отвечающие на вопросы: кем? чем? (творительный 1 падеж). Слова, отвечающие на вопросы: кем? чем? (творительный 1 падеж). Слова, отвечающие на вопросы: о ком? о чем? (предложный 1 падеж). Слова, отвечающие на вопросы: о ком? о чем? (предложный 1 падеж). Множественное число имен существительных. 1 Падежи: именительный, родительный, дательный, винительный, 1 творительный, предложный. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и 1 предложениях. Части речи – 2 часа Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. 1 Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор 1 прилагательных к словам- предметам. Связь слов в словосочетаниях и предложениях – 4 часа Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. 1 Простые предложения. Составление предложений по картинкам. 1 Сложные предложения. Распространение и сокращение. 1 Восстановление деформированного текста. 1 Связная речь – 12 часов Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. 1 Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. 1 PAGE \* MERGEFORMAT 2 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по его концу. Составление рассказа по его концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказов по данному плану. Составление рассказов по данному плану. Составление рассказов по данному плану. Логопедическое обследование Логопедическое обследование 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Учебники и учебные пособия 1. Аскульская Л.В. Предупреждение и коррекция дизорфографии у детей 2-5 классов общеобразовательной школы: конспекты занятий с СД-диском: пособие для логопеда. М.: Владос,– 127 с. 2. Коржаева Е.Е.Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР-М6ТЦ Сфера-64 с.(Библиотека Логопед) (5) 3. Крутецкая В.А.90 эффективных упражненийдля исправления дисграфииСПб.Издательский Дом «Литера», 96 с.ил.- (Серия «Азбука письма» 4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – Сан.- Петербург. Изд-во «Союз», 2003 – 189 с. 5. Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и письма, их коррекция у младших школьников», С-П, Союз. 6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз»– 224 с. 7. Яворская О.Н.Занимательные задания логопеда для школьников (2-3 класс)/- СанктПетербург : КАРО, 2020176 с. –(Мастер – класс логопеда) 8. Яров Е.А..Речевое развитие младших школьников. Учебно- методическое пособие.Екатеринбург.Форум –книга- 400 с. PAGE \* MERGEFORMAT 2