Логопедические занятия 1-4

Приложение 1 к адаптированной основной общеобразовательной программе начального
общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Тавринская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей коррекционной педагогики
протокол от 27.08.2024 № 1

СОГЛАСОВАНО:
Зам.дир.по УР
_В.В.Дружинина
27.08.2024г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности «Логопедические занятия»
для начального общего образования
Срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)

Составители: Александрова В.А.,
Байрамалова О.П.
учителя -логопеды

с. Русская Тавра, 2024 г.
Содержание учебного курса

Краткая характеристика содержания курса
В соответствии с выделенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР
направлениями логопедическая работа обозначена ниже перечисленными разделами.
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных
звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики,
на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной
артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных
занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения.
Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного
года в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков
автоматизации поставленных звуков в речи.
Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел
направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного
словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о
роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора
лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу
проводится на групповых логопедических занятиях.
Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика
нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию
артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического
анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах
разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о
буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации
букв. Содержание данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых
логопедических занятиях.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и
коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию
представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения,
словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети
учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами.
Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и
словообразования. Навыки, полученные детьми логопедических занятиях,
применяются на уроках и внеклассных занятиях.
Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи,
развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает
активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников;
развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного
монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических
занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания
используются на уроках и внеурочной деятельности.
При планировании конкретного занятия логопед обязательно ориентируется
на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во внимание
как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и другие
индивидуально- типологические особенности.
Включение курса «Логопедическая коррекция» в качестве обязательного для
всех получающих образование по ФГОС ОВЗ является ценным нововведением в
содержание образования младших школьников указанной группы. Анализ устной
речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности
повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения,
лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная,
недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах
отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и
PAGE \* MERGEFORMAT 2

синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.
Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в
неправильной предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их
в контексте, в незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д.
Перечисленные признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого
опыта и практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное
усвоение школьного курса русского языка. Анализ этих трудностей диктует
необходимость организации специальной коррекционно-развивающей работы. Дети,
независимо от того, имеются ли у них и насколько выражены недостатки
звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и реализуется на
групповых логопедических занятиях.
Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей
должны быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых
осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель
индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса
артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических
нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии
– дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учительлогопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком,
активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать
познавательному и личностному развитию. Периодичность индивидуальных занятий
определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Логопедические занятия в 1 классе направлены на профилактику нарушений
чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению,
обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития,
способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании
личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для
индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание
может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании
рекомендаций
психолого-медикопедагогической
комиссии
(ПМПК)
и
индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Программа
является примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно
соотносить с перечисленными в АООП направлениями:
–диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация
и дифференциация звуков речи);
– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение
словаря, его расширение и уточнение);
– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи,
развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и
монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации,
обогащение речевого опыта);
– профилактика нарушений чтения и письма;
– представлений об окружающей действительности;
– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др.
познавательных процессов).
В логопедическом обследовании первоклассников оцениваются: звукопроизношение,
состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный
запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые
PAGE \* MERGEFORMAT 2

процессы, характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов,
праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка).
Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений
учитель-логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка,
а также на возможности произвольной регуляции. При их низком уровне групповые
занятия будут малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной (в
крайнем случае подгрупповой) форме.
При организации первичной диагностики учителю-логопеду рекомендуется
подбирать речевой материал, в определенной мере сообразуясь с запланированными
для изучения лексическими темами. Не представляется целесообразным
использовать условно-уровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических
разработках, поскольку она не позволит фиксировать и оценивать происходящие
незначительные изменения. Более правильно отразить конкретные результаты
диагностики в протоколе и в конце учебного года повторить задания с тем же самым
речевым материалом.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Освоение индивидуальной (адаптированной) образовательной программы
начального общего образования обеспечивает достижение обучающимися с
нарушениями речи трех видов результатов: личностных, метапредметных и
предметных.
Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования для всех предметных
областей и специальных курсов являются общими и заключаются в следующем:
личностные результаты начального общего образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося,
включающие:
-овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению
обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные
установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР
включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции, социально-значимые ценностные установки.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
В части гражданского воспитания:
 понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
 готовность
к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
 расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных
социальных ролей;
 принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с
людьми, работать в коллективе;
 овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
 способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального
взаимодействия;
В части патриотического воспитания:
PAGE \* MERGEFORMAT 2

ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению,
своему селу, городу, народу, России;
 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым
достижениям России и человечества, трудолюбие;
 осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя
конкретного региона;
 В части духовно-нравственного воспитания:
 готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
профессиональной деятельности;
 уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу
жизни других народов;
 В части эстетического воспитания:
 элементарные представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры;
 понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
 потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее
привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивнофизкультурной деятельности;
 В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 осознание ценности жизни;
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для здоровья;
 соблюдение правил безопасности
В части трудового воспитания:
 готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии
с собственными интересами и возможностями;
 способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
 способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты;
 мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и
практической, общественно полезной деятельности.
В части экологического воспитания:
 эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость ее
охраны;
 развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и
социальных компонентов.
Метапредметные результаты освоения программы включают освоенные
обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность
решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП
основного общего образования, которые отражают:


Регулятивные универсальные учебные действия
На основе предлагаемых заданий обучающийся научится:
- осознавать границы собственных знаний и умений;
- принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;
- составлять план решения учебной задачи;
-работать по плану, сравнивая способ действия с заданным алгоритмом;
PAGE \* MERGEFORMAT 2

корректировать свою деятельность;
-осуществлять итоговый самоконтроль и определять степень успешности своей работы;
-оценивать правильность выполнения действий другого;
-проявлять активность, инициативу, волевые усилия, самостоятельность в обучении;
управлять поведением, направленным на достижение поставленной цели;
- развивать способность к рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия
На основе предлагаемых заданий обучающийся научится:
- ориентироваться в логопедических альбомах, рабочих тетрадях, словарях с целью
извлечения нужной информации;
- самостоятельно или с помощью учителя выделять и формулировать познавательную
цель;
- выделять необходимую информацию, представленную в разных
формах; определять основное и второстепенное для выполнения заданий;
- использовать знаково-символические средства, перерабатывать и преобразовывать
информацию из одной формы в другую (составлять план, схему, таблицу);
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
- осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации;
-устанавливать причинно-следственные связи, строить цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
На основе предлагаемых заданий обучающийся научится:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне предложения или
небольшого текста);
-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
г рамматическими и синтаксическими нормами русского языка; использовать письмо
как средство коммуникации;
слушать своих сверстников и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем;
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения
и общения и следовать им;
работать в парах и малых группах;
понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
Предметные результаты освоения индивидуальной адаптированной
образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ,
включающие освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой
образовательной области, готовность их применения, представлены в рабочих
программах учебных предметов.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в
соответствии с АООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения
адаптированной образовательной программы.
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия
индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их
воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения
курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры,
которые логопед пытается достичь. Желательны
следующие результаты
PAGE \* MERGEFORMAT 2

логопедической работы.
1 класс
В области лексической стороны речи:
– возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы,
действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных
требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
– умение называть синонимы и антонимы;
– использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность
конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
 правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в
различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности,
предложениях, связных высказываниях);
 умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных,
твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
 наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из
языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его
место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять
слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой
структуре слов).
В области грамматического строя речи:
минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от
существительных;
– умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами
словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
– обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным
высказыванием; использовать формулы речевого этикета в диалоге;
– умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).
2 класс
В области звуковой стороны речи:
– сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи; уточнены
представления об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
– выработано
умение
безошибочного
использования
нормативного
произношения всех звуков русского языка во всех ситуациях общения;
В области фонематических процессов:
– сформированы умения различения звуков на слух (неречевых-речевых,
звонких-глухих, твёрдых-мягких);
– сформированы умения подбора слов на заданный звук и определения наличия
звука в слове.
В области лексической стороны речи:
 уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках,
выработаны умения в подборе слов к вопросам, к предметам, действиям;
– сформированы умения давать понятийные определения простым словам;
актуализированы и закреплены умения использования синонимов и
антонимов, понятия.
– об омонимах; сформированы навыки.
– использования слов с обобщающим значением.
–
–

PAGE \* MERGEFORMAT 2

В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза
 сформированы представления о гласных и согласных звуках, навыки
различения звуков по артикуляции, опознания письменных и печатных букв;
 сформированы представления о звонкости и глухости и твердости и мягкости
согласных звуков и о способах обозначения мягкости согласных на письме;
 сформированы
представления об ударении, об ударных и
безударных слогах, слогообразующем значении гласных звуков;
 выработан навык составления графических схем слов.
В области грамматического строя речи:
 сформировано понимание интонационных характеристик предложения;
 сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов;
 сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения по
опорным словам;
 сформировано умение дифференцировать грамматически правильные и
неправильные словосочетания, предложения;
 сформировано умение анализа форм слова в словосочетании;
 уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных
частей речи; сформировано умение использования предлогов в словосочетании
и предложении.
В области связной речи:
– сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа;
– сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления
последовательности предложений в тексте;
– составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с
опорой на наглядность и без нее;
– сформированы умения ведения диалогов;
– совершенствование связного высказывания (последовательность, полнота
используемых предложений, точность в определении слов, четкость
артикуляции, интонационная выразительность).
В области письменной речи:
– сформирован навык обозначения на письме мягкости согласных звуков мягким
знаком (ь) и гласными второго ряда;
– сформировано умение различать имена существительные, глаголы, имена
прилагательные и выделяет их на письме;
– сформирован навык списывания слова и предложения с печатного и
рукописного текста, осуществления проверки;
– пишет под диктовку слова, словосочетания, предложения и тексты и проверяет
правильность написанного;
– умеет употреблять заглавную букву в начале предложения и в зависимости от
интонации ставит в его конце точку, восклицательный или вопросительный
знак;
– сформировано умение составлять предложения из данных слов и на заданную
тему;
– сформировано умение определять тему текста, выделять его части,
придумывать заголовок;
– сформировано умение работать с деформированными текстами;
– сформирован навык послогового чтения и чтения целыми словами простых
слов;
– сформирован навык понимания прочитанного;
– сформирован навык осуществления самокоррекции ошибок при чтении.
PAGE \* MERGEFORMAT 2

3-4 класс

В области звуковой стороны речи:
 выработано умение безошибочного использования нормативного произношения
всех звуков русского языка.
 сформированы умения различать на слух слова похожие по звуковому составу;
 сформировано умение слухового контроля фонетических ошибок в собственной
речи.
В области лексической стороны речи:
 уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках,
выработаны умения в подборе слов к вопросам, к предметам, действиям;
 сформированы умения давать понятийные определения простым словам;
сформированы умения подбора однокоренных слов;
 актуализированы и закреплены умения использования синонимов и антонимов,
понятия об омонимах;
 сформированы навыки использования слов с обобщающим значением.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
 сформированы умения осуществлять простой и сложный звуковой анализ слов
различной слоговой структуры;
 сформированы умения осуществлять звукой и слоговой синтез слов различной
слоговой структуры.
 сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах,
слогообразующем значении гласных звуков; выработан навык составления
графических схем слов, навык переноса слов.
В области грамматического строя речи:
 минимизированы аграмматизмы в устной и письменной речи;
 сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов,
данных в начальной форме;
 сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения по
опорным словам;
 сформировано умение дифференцировать грамматически правильные и
неправильные словосочетания, предложения;
 сформировано умение анализа форм слова в словосочетании;
 уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных
частей речи; сформировано умение использования предлогов в словосочетании,
предложении.
В области связной речи:
 сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа;
 сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления
последовательности предложений в тексте;
 составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с
опорой на наглядность и без нее;
 сформированы умения ведения диалогов;
 совершенствование связного высказывания (последовательность, полнота
используемых предложений, точность в определении слов, четкость
артикуляции, интонационная выразительность).
В области письменной речи:
 сформировано умение написания слов с мягким знаком;
 сформировано умение списывания слов и предложений с печатного и
рукописного текста, осуществления проверку;
 сформировано умение письма под диктовку слов, словосочетаний, предложений
PAGE \* MERGEFORMAT 2










и текстов, и проверки правильности написанного;
сформировано умение письма заглавной буквы в начале предложения и в
зависимости от интонации точки (вопросительного и восклицательного знака) в
конце;
сформировано умение составления предложения из данных слов и на заданную
тему; сформировано умение определения темы, заголовка текста, выделения его
частей;
сформировано умение нахождения специфических ошибок письма и
орфографических ошибок на изученные правила;
сформирован навык чтения целыми словами;
сформировано понимание прочитанного текста;
сформированность умения правописания суффиксов и часто употребляемых
приставок;
сформированность умения единообразного написания однокоренных слов
(правила корня);
сформированность умения написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ;
ЖИ-ШИ; ЧК;ЧН; НЧ; ЩН.

В результате коррекционно-развивающей работы обучающиеся должны знать и
уметь:
- отличать текст от набора предложений, написанных как текст;
осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного; составлять устный рассказ по картинке, серии картин, заданным словам;
-знать предлоги и правильно употреблять их в речи, дифференцировать предлоги и
приставки;
- выполнять звуко-буквенный анализ слов, фонетический разбор слов; не
смешивать понятия
«звук» и «буква»; делить слово на слоги для переноса; ставить ударение;
обозначать мягкость согласных звуков на письме; наблюдать случаи несоответствия
написания и произношения;
- правильно писать слова с ь для обозначения мягкости согласных, разделительным
мягким знаком, разделительным твёрдым знаком;
- видеть в словах изученные орфограммы, правописание которых основано на
полноценных представлениях о звуковом составе слова, и правильно писать их;
- правильно писать сложные слова с соединительными буквами о – е;
- иметь знания о морфемном составе слова, уметь разбирать слова по составу, видеть
и называть части слова; образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
подбирать однокоренные слова; выделять два корня в сложных словах;
- уметь называть и подбирать антонимы и синонимы, использовать в речи
многозначные слова и фразеологизмы;
-распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы; давать им
определение с опорой на записи;
- уметь изменять имена существительные по числам, родам, вопросам (падежам);
-уметь подбирать имена прилагательные к подходящим по смыслу существительным
и наблюдать за изменением грамматических признаков;
- находить глаголы и ставить к ним вопросы, наблюдать за изменением
грамматических признаков при согласовании с существительными в роде и числе;
изменять глаголы по временам;
- иметь навык построения сложных предложений без союзов и с союзами;
- отличать связное высказывание (текст) от набора слов, набора предложений,
различных искаженных вариантов;
PAGE \* MERGEFORMAT 2

- определять
тему рассказа; основную мысль текста; последовательность
и связность предложений в тексте;
- определять
замысел
высказывания;
последовательность
развертывания
высказывания (план); связность предложений и смысловую зависимость между ними;
- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
- составлять план связного высказывания;
- самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общениедиалог;
- сравнивать, обобщать и делать вывод;
- доказывать и рассуждать.
Эти
требования конкретизируются в соответствии с особыми
образовательными потребностями обучающихся.

№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тематическое планирование
1 класс
Наименование разделов и
Кол-во часов
Электронные
тем программы
(цифровые)
Всего Контрол Практ
образовательные
ьные
ическ
ресурсы
работы
ие
работ
ы
Логопедическое
2
0
0
https://
обследование
www.logoped.ru/
https://
Предложение
5
0
0
www.logozavr.ru/
https://
Слово
3
0
0
www.corrects.ru/
http://
Слоговой анализ и синтез
5
0
0
rus.1september.ru/
слов
Звуки речи. Звуковой
8
0
0
анализ и синтез слов
Ударение
3
0
0

7.

Гласные и согласные
звуки
8. Звонкие
и
глухие
согласные
9. Свистящие и шипящие
согласные
10. Сонорные согласные

6

0

0

22

0

0

3

0

0

11. Развитие связной речи

4

12. Логопедическое
обследование

2

0

0

№ п/п

Наименование
разделов и тем
программы

3

2 класс
Кол-во часов
Всего Контроль Практич
ные
еские
работы
работы
PAGE \* MERGEFORMAT 2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.

Логопедическое
обследование
Предложение и слово

1

0

0

4

0

0

Слогообразующая
роль
гласного.
Ударение
Твердые и мягкие
согласные звуки и
буквы
Глухие и звонкие
согласные
звуки.
Парные согласные
Звуки,
имеющие
артикуляционноакустические
сходства
Дифференциация
сонорных звуков
Буквы,
имеющие
кинетическое
сходство
Предлоги

3

0

0

10. Логопедическое
обследование
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

0

0

8

0

0

11

0

0

5

0

0

17

0

0

0

0

Логопедическое
обследование
Предложение и слово
и

Обозначение
мягкости с помощью
мягкого знака
Обозначение
мягкости с помощью
гласных
Непарные согласные.
Глухие и звонкие
согласные
Предложения

http://
rus.1september.ru/

6
1

Наименование
разделов и тем
программы

Слоговой анализ
синтез слова
Звуки и буквы

12

https://
www.logoped.ru/
https://
www.logozavr.ru/
https://
www.corrects.ru/

3 класс
Кол-во часов
Всего Контроль Практич
ные
еские
работы
работы
2
0
0
2

0

0

8

0

0

4

0

0

3

0

0

9

0

0

7

0

0

5

0

0

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://
www.logoped.ru/
https://
www.logozavr.ru/
https://
www.corrects.ru/
http://
rus.1september.ru/

9.

Морфологический
состав слова
10. Безударные гласные

8

0

0

3

0

0

11. Связная речь

9

0

0

12. Предлоги и приставки

6

0

0

13. Логопедическое
обследование

2

0

0

PAGE \* MERGEFORMAT 2

№ п/п

1.

4 класс
Кол-во часов
Всего Контроль Практич
ные
еские
работы
работы
2
0
0

Наименование
разделов и тем
программы

2.

Логопедическое
обследование
Состав слова

3.

Безударные гласные

4.

Согласные звуки
буквы
Словосочетания
предложения
Согласование

10

0

0

2

0

0

и

4

0

0

и

2

0

0

2

0

0

3

0

0

3

0

0

4

0

0

10. Управление.
Словоизменение имен
существительных по
падежам
11. Части речи

16

0

0

2

0

0

12. Связь
слов
словосочетаниях
предложениях
13. Связная речь

4

0

0

12

0

0

2

0

0

5.
6.
7.
8.
9.

Словоизменение
прилагательных
Словоизменение
глаголов
Предлоги и приставки

14. Логопедическое
обследование

в
и

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://
www.logoped.ru/
https://
www.logozavr.ru/
https://
www.corrects.ru/
http://
rus.1september.ru/

№
урока

Тематическое планирование коррекционной работы 1 класса
Тема занятия

Количество
часов

1.

Логопедическое обследование

1

2.

Логопедическое обследование

1

Предложение – 5 часов
3.
4.
5.
6.
7.

Понятие о предложении.
Большая буква в начале предложения.
Интонационная законченность предложения.
Составление предложения из трех слов.
Главные члены предложения.
Слово – 3 часа
8. Понятие о слове. Различение понятий слово-предложение.
9. Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов,
обозначающих предмет, и слов, обозначающих действия.
10. Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков
по родам. Вычленение слов-признаков на фоне других слов.
Слоговой анализ и синтез слов – 5 часов
11. Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных
звуков.
12. Определение порядка слогов в слове.

1
1
1
1
1

13. Составление слов из слогов.

1

14. Деление двух- и трехсложных слов на слоги.

1

1
1
1
1
1

15. Деление двух- и трехсложных слов на слоги.
Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов – 8 часов
16. Знакомство с органами речи.

1

17. Образование звуков речи.

1

18. Работа над функциональным дыханием.

1

19. Выделение первого звука в слове.

1

20. Определение количества и места звуков в слове.

1

21. Соотношение между буквами и звуками в слове.

1

22. Буква - смыслоразличитель.

1

23. Различие звуков и букв.

1

24. Понятие ударения. Соотношение слова с его ритмическим рисунком.

1

25. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения.

1

26. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.

1

Гласные и согласные звуки – 6 часов
27. Гласные первого ряда. Образование гласных звуков [а], [о], [у], [э],

1

PAGE \* MERGEFORMAT 2

[и], [ы].
28. Образование йотированных гласных: я, е, ю, ё.
29. Выделение гласных звуков из ряда заданных звуков, слогов и слов.
Образование согласных звуков.
30. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных.
Дифференциация гласных и согласных звуков.
31. Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердого и мягкого
звучания согласных.
32. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.
Звонкие и глухие согласные – 24 часа
33. Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих
согласных.
34. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении
на материале слогов и слов.
35. Звуки [п-п,], буквы П, п. Звуки [б-б,], буквы Б, б.

1
1
1
1
1
1
1
1

36. Дифференциация звуков [б-п] в устной и письменной речи в слогах и
словах.
37. Выделение звуков [б-п] в предложениях.

1

38. Звуки [д-д,], буквы Д, д. Звуки [т-т,], буквы Т,т.

1

39. Дифференциация звуков [д-т] в устной и письменной речи в слогах и
словах.
40. Выделение звуков [д-т] в предложениях.

1

41. Звуки [г-г,], буквы Г, г. Звуки [к-к,], буквы К,к.

1

42. Дифференциация звуков [к-г] в устной и письменной речи в слогах и
словах.
43. Выделение звуков [к-г] в предложениях.

1

44. Звуки [с-с,], буквы С,с.

1

45. Звуки [з-з,], буквы З, з.

1

46. Дифференциация звуков [з-с] в устной и письменной речи в слогах и
словах.
47. Выделение звуков [з-с] в предложениях.

1

48. Звуки [в-в,], буквы В,в. Звуки [ф-ф,], буквы Ф,ф.

1

49. Дифференциация звуков [в-ф] в устной и письменной речи в слогах и
словах.
50. Выделение звуков [в-ф] в предложениях.

1

51. Звук [ш], буква Ш, ш. Звук [ж], буквы Ж, ж.

1

52. Дифференциация звуков [ж-ш] в слогах и словах.

1

53. Дифференциация звуков [ж-ш] в предложениях.

1

54. Звук [ч], буква Ч,ч. Звук [щ], буквы Щ,щ.

1

PAGE \* MERGEFORMAT 2

1

1

1

1

1

55. Дифференциация звуков [ч-щ] в слогах и словах.

1

56. Дифференциация звуков [ч-щ] в предложениях.

1

Свистящие и шипящие согласные – 3 часа
57. Дифференциация [с-ш] в устной речи. Дифференциация [с-ш] в
письменной речи.
58. Дифференциация [з-ж] в устной речи. Дифференциация [з-ж] в
письменной речи.
59. Дифференциация [с-ц] в устной речи. Дифференциация [с-ц] в
письменной речи.
Сонорные согласные – 3 часа
60. Звук [л]. Буква Л. Звук [р]. Буква Р.

1
1
1
1

61. Дифференциация звуков [р-л] в слогах и словах.

1

62. Дифференциация звуков [р-л] в предложениях.

1

Развитие связной речи – 3 часа
63. Обучение последовательному пересказу: по вопросам

1

64. Обучение последовательному пересказу: с опорой на действия

1

65. Обучение последовательному пересказу: с опорой на предметные
картинки.
66. Логопедическое обследование

1

PAGE \* MERGEFORMAT 2

1

Тематическое планирование коррекционной работы 2 класса
№
Тема занятия
урока
1
Логопедическое обследование
2
Логопедическое обследование
Предложение и слово- 4 часа
3
Анализ предложения. Главные члены предложения.
4
Интонационная законченность предложения. Слова,
обозначающие предмет.
5
Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация словпредметов и слов-действий.
6
Слово, обозначающие признак предмета.
Слогообразующая роль гласного. Ударение – 3 часа
7
Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов.
8
Слог. Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков,
слогов, слов.
9
Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове.
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы – 12 часов
10
Мягкий знак в конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого
знака в конце слова.
11
Мягкий знак в середине слова.
12
13
14
15

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова.
1
Разделительный мягкий знак.
1
Дифференциация гласных звуков первого и второго ряда.
1
Дифференциация гласных а-я в слогах, словах и предложениях
1
устно и на письме
16
Дифференциация гласных о-ё в слогах, словах и предложениях
1
устно и на письме
17
Дифференциация гласных у-ю в слогах, словах и предложениях
1
устно и на письме
18
Дифференциация гласных и-ы в слогах, словах и предложениях
1
устно и на письме
19
Дифференциация гласных ю-е в слогах, словах и предложениях
1
устно и на письме
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные – 8 часов
20
Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков.
1
21
Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков.
1
22
Дифференциация звуков [б-п] в устной и письменной речи.
1
23
Дифференциация звуков [д-т] в устной и письменной речи.
1
24
Дифференциация звуков [г-к] в устной и письменной речи.
1
25
Дифференциация звуков [з-с] в устной и письменной речи.
1
26
Дифференциация звуков [в-ф] в устной и письменной речи.
1
27
Дифференциация звуков [ж-ш] в устной и письменной речи.
1
Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства – 11 часов
28
Дифференциация [з-ж] в слогах, словах.
1
29
Дифференциация [з-ж] в предложениях и связной речи.
1
30
Дифференциация [с-ш] в слогах, словах.
1
PAGE \* MERGEFORMAT 2

31
32
33
34
35
36
37
38

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

Дифференциация [с-ш] в предложениях и связной речи.
Дифференциация [ч-т,] в слогах, словах, предложениях и связной
речи.
Дифференциация [с-ц] в слогах, словах, предложениях и связной
речи.
Дифференциация [с,-щ] в слогах, словах.
Дифференциация [с,-щ] в предложениях и связной речи.
Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах, предложениях и связной
речи.
Дифференциация [ц-т] в слогах, словах, предложениях и связной
речи.
Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах, предложениях и связной
речи.
Дифференциация сонорных звуков – 5 часов
Дифференциация [л-й]в слогах, словах и предложениях, связной
речи.
Дифференциация [л-р] в слогах, словах.
Дифференциация [л-р] в предложениях и связной речи.
Дифференциация [л,-р,] в слогах, словах.
Дифференциация [л,-р,] в предложениях и связной речи.
Буквы, имеющие кинетическое сходство – 17 часов
Дифференциация букв б-д в слогах, словах.
Дифференциация букв б-д в предложениях и связной речи.
Дифференциация букв п-т в слогах, словах.
Дифференциация букв п-т в предложениях, связной речи.
Дифференциация букв о-а в слогах, словах.
Дифференциация букв о-а в предложениях и связной речи.
Дифференциация букв и-у в слогах, словах.
Дифференциация букв и-у в предложениях и связной речи.
Дифференциация букв г-р в слогах, словах и предложениях,
связной речи.
Дифференциация букв х-ж в слогах, словах и предложениях,
связной речи.
Дифференциация букв у-ч в слогах, словах и предложениях,
связной речи.
Дифференциация букв л-м в слогах, словах и предложениях,
связной речи.
Дифференциация букв н–ю в слогах, словах и предложениях,
связной речи.
Дифференциация букв л-я в слогах, словах и предложениях,
связной речи.
Дифференциация букв н-к в слогах, словах и предложениях,
связной речи.
Дифференциация букв а-д в слогах, словах.
Дифференциация букв а-д в предложениях и связной речи.
Предлоги- 6 часов
Практическое знакомство с предлогами.
PAGE \* MERGEFORMAT 2

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

62
63
64
65
66
67
68

Предлоги в, на, с (со), из, по, к, за, из-за
Предлоги над, под, из-под.
Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании
предлогов со словами.
Составление предложений из заданных слов с предлогами.
Употребление предлогов в связной речи.
Логопедическое обследование
Логопедическое обследование

1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование коррекционной работы 3 класса
№
урока

Тема

Количеств
о часов
1
1

20
21

Логопедическое обследование
Логопедическое обследование
Предложение и слово – 2 часа
Речь и предложение.
Предложение и слово.
Слоговой анализ и синтез слова – 8 часов
Слово и слог.
Уточнение понятий.
Выделение первого слога в слове.
Слогообразующая роль гласных букв.
Определение количества слогов в слове.
Составление слов из слогов.
Деление слов на слоги.
Деление слов на слоги.
Звуки и буквы – 4 часа
Звуки и буквы. Уточнение понятий.
Определение и сравнение количества звуков и букв в словах.
Гласные звуки и буквы.
Дифференциация гласных первого и второго ряда.
Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные.
Обозначение мягкости с помощью мягкого знака – 3 часа
Обозначение мягкости согласных буквой ь. Мягкий знак в конце
слова.
Мягкий знак в середине слова.
Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и
произношению.
Обозначение мягкости с помощью гласных – 9 часов
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными а-я.
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными а-я.

22
23

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными о-ё.
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными у-ю.

1
1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

PAGE \* MERGEFORMAT 2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными ы-и.
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными е.
Непарные мягкие согласные звуки [ч].
Непарные мягкие согласные звуки[щ].
Непарные мягкие согласные звуки [й].
Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные – 7 часов
Непарные глухие согласные [х].
Непарные глухие согласные [ц].
Непарные глухие согласные [ч], [щ].
Непарные звонкие согласные [й], [л].
Непарные звонкие согласные [м], [н].
Оглушение звонких согласных в середине слова.
Оглушение звонких согласных в конце слов.
Предложения – 5 часов
Повествовательные предложения.
Использование в речи притяжательных прилагательных.
Вопросительные
предложения.
Использование
в
речи
относительных прилагательных.
Восклицательные предложения.
Использование в речи качественных прилагательных.
Морфологический состав слова – 8 часов
Корень как главная часть слова. Родственные слова.
Упражнение в подборе родственных слов. Однокоренные слова,
не являющиеся родственными.
Дифференциация родственных и однокоренных слов.
Сложные слова. Соединительная гласная е (о) в середине слова.
Приставка.
Префиксальный способ образования слов.
Суффикс. Суффиксальный способ образования слов.
Окончание.
Безударные гласные – 3 часа
Безударные гласные в корне.
Антонимы.
Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.
Предлоги и приставки – 6 часов
Соотнесение предлогов и глагольных приставок.
Слова-синонимы.
Слитное написание слов с приставками.
Раздельное написание слов с предлогами.
Соотнесение предлогов с глагольными приставками.
Не с глаголами.
Связная речь – 9 часов
Пересказ с опорой: на серию сюжетных картинок
Пересказ с опорой: на сюжетную картинку
Пересказ с опорой: по вопросам
Пересказ с опорой: по вопросам
Пересказ с опорой: по опорным словам
Пересказ с опорой: по опорным словам
Пересказ с опорой: по опорным словам
Пересказ с опорой: по предметным картинкам.
PAGE \* MERGEFORMAT 2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

66
67
68

Пересказ с опорой: по предметным картинкам.
Логопедическое обследование
Логопедическое обследование

1
1
1

Тематическое планирование коррекционной работы 4 класса
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Тема

Количество
часов

Логопедическое обследование
Логопедическое обследование
Состав слова – 10 часов
Понятие «состав слова».
Корень как главная часть слова.
Суффикс.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Суффиксы профессий.
Суффиксы прилагательных.
Суффиксы прилагательных.
Приставки пространственного и временного значения.
Многозначные приставки.
Окончание.
Безударные гласные – 2 часа
Понятие «безударные гласные». Определение безударного
гласного в корне, требующего проверки.
Выделение слов с безударным гласным. Слова-антонимы.
Согласные звуки и буквы – 4 часа
Понятие «согласные звуки и буквы».
Парные согласные.
Согласные звуки и буквы.
Оглушение звонких согласных в середине и конце слова.
Словосочетания и предложения – 2 часа
Понятия «словосочетание», «предложение». Выделение
словосочетаний из предложений.
Составление предложений из словосочетаний.
Согласование – 2 часа
Согласование слов в числе.

1
1

Согласование слов в роде.
Словоизменение прилагательных – 3 часа
Согласование
имени
существительного
с
именем
прилагательным в роде.
Согласование имен прилагательных с именами
существительными по падежам.
Согласование имен прилагательных с именами
существительными по падежам.
Словоизменение глаголов – 3 часа
Настоящее время глаголов.
Согласование глаголов с именами существительными в числе.

1

PAGE \* MERGEFORMAT 2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами
1
существительными в роде.
Предлоги и приставки – 4 часа
Соотнесение предлогов и глагольных приставок.
1
Слова-синонимы.
1
Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание
1
с приставками.
Дифференциация предлогов и приставок.
1
Управление. Словоизменение имен существительных по падежам – 16 часов
Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? (именительный
1
падеж).
Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? (именительный
1
падеж).
Слова, отвечающие на вопросы: кого? чего? (родительный
1
падеж).
Слова, отвечающие на вопросы: кого? чего? (родительный
1
падеж).
Слова, отвечающие на вопросы: кому? чему? (дательный падеж).
1
Слова, отвечающие на вопросы: кому? чему? (дательный падеж).
1
Слова, отвечающие на вопросы: кого? чего? (винительный
1
падеж).
Слова, отвечающие на вопросы: кого? чего? (винительный
1
падеж).
Родительный или винительный падеж?
1
Слова, отвечающие на вопросы: кем? чем? (творительный
1
падеж).
Слова, отвечающие на вопросы: кем? чем? (творительный
1
падеж).
Слова, отвечающие на вопросы: о ком? о чем? (предложный
1
падеж).
Слова, отвечающие на вопросы: о ком? о чем? (предложный
1
падеж).
Множественное число имен существительных.
1
Падежи: именительный, родительный, дательный, винительный,
1
творительный, предложный.
Закрепление
падежных
форм
в
словосочетаниях
и
1
предложениях.
Части речи – 2 часа
Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи.
1
Составление предложений по вопросам и опорным
словосочетаниям.
Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор
1
прилагательных к словам- предметам.
Связь слов в словосочетаниях и предложениях – 4 часа
Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний.
1
Простые предложения. Составление предложений по картинкам.
1
Сложные предложения. Распространение и сокращение.
1
Восстановление деформированного текста.
1
Связная речь – 12 часов
Составление рассказа из предложений, данных вразбивку.
1
Составление рассказа из предложений, данных вразбивку.
1
PAGE \* MERGEFORMAT 2

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Составление рассказа по его началу.
Составление рассказа по его началу.
Составление рассказа по его концу.
Составление рассказа по его концу.
Составление вступления и заключения к рассказу.
Составление вступления и заключения к рассказу.
Составление вступления и заключения к рассказу.
Составление рассказов по данному плану.
Составление рассказов по данному плану.
Составление рассказов по данному плану.
Логопедическое обследование
Логопедическое обследование

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Учебники и учебные пособия
1. Аскульская Л.В. Предупреждение и коррекция дизорфографии у детей 2-5 классов
общеобразовательной школы: конспекты занятий с СД-диском: пособие для логопеда. М.: Владос,– 127 с.
2. Коржаева Е.Е.Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР-М6ТЦ
Сфера-64 с.(Библиотека Логопед) (5)
3. Крутецкая В.А.90 эффективных упражненийдля исправления дисграфииСПб.Издательский Дом «Литера», 96 с.ил.- (Серия «Азбука письма»
4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и
письма у младших школьников. – Сан.- Петербург. Изд-во «Союз», 2003 – 189 с.
5. Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и письма, их коррекция у младших школьников»,
С-П, Союз.
6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Нарушение чтения и письма у младших
школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз»– 224 с.
7. Яворская О.Н.Занимательные задания логопеда для школьников (2-3 класс)/- СанктПетербург : КАРО, 2020176 с. –(Мастер – класс логопеда)
8. Яров Е.А..Речевое развитие младших школьников. Учебно- методическое пособие.Екатеринбург.Форум –книга- 400 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».