Психокоррекционные занятия 1-4

Приложение 1 к адаптированной основной общеобразовательной программе начального
общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Тавринская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО

СОГЛАСОВАНО

решением методического
объединения учителей
коррекционной педагогики

Зам.дир.по УР
В.В.Дружинина
27.08.2024г.

Протокол от 27.08.2024 № 1

Рабочая программа
внеурочной деятельности «Психокоррекционные занятия»
для начального общего образования
Срок освоения программы: 5 лет (с 1 по 4 класс)

Составитель: Пронькина С.В.
педагог-психолог

с. Русская Тавра, 2024 г.

Содержание курса
1 класс, 1 дополнительный класс
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Крупная моторика. Общеразвивающие подвижные игры. Целенаправленность
выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по
"дорожке следов"). Развитие точности движений. Развитие умения контролировать
сменяемость действий. Развитие ловкости движений. Развитие устойчивости. Развитие
слуховой и тактильной координации.
Мелкая моторика. Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая
гимнастика. Изучение штриховальных линий. Развитие координации движений руки и
глаза (нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование, штриховка, обводка, по
трафарету. Соединение линий по точкам. Контурная аппликация из пластилина и
кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными
мячами.
Коррекция сенсорных процессов:
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое
восприятие
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Назначение основных
форм. Описание предметов. Живое - неживое. Выделение признака формы;
Сопоставление размеров двух предметов, контрастных по высоте, длине, ширине,
толщине. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий,
черный, белый). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4
детали).
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой
(левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева,
выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад,
т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном
ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр,
верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой
инструкции, перемещение их на плоскости листа. Составление на листе бумаги
комбинаций из полосок, геометрических фигур.
Восприятие времени
Изучение временных показателей: времён года, дней недели. Последовательность
событий. Раньше - позже.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из
разного материала.
Восприятие эмоций человека
Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль.
Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление.
Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших
психических функций.
Активизация познавательной деятельности.
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения
Развитие и коррекция произвольной регуляции деятельности и поведения.
Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция
Развитие способности к взаимодействию с одноклассниками, семьей и педагогами.
Коррекция неэффективных моделей поведения ребенка в социуме.
2

2 класс
Развитие и коррекция сенсорной сферы
Развитие
зрительного восприятия (сенсорные эталоны,
зрительный анализ,
тонкость
и дифференцированность восприятия); развитие слухового восприятия
(ритмизация, дифференциация, соотнесение); развитие тактильного восприятия; развитие
кинестетических ощущений.
Развитие двигательной сферы
Развитие мелкой и крупной моторики, общей двигательной координации; динамическая
организация двигательного
акта (развития
умения
организации и
контроля
простейших двигательных программ).
Формирование пространственно-временных отношений
Формирование собственно пространственных и квазипространственных представлений
(умение ориентироваться в
собственном теле, умения
ориентироваться
на
плоскости, умения ориентироваться во внешнем пространстве улицы, поселка,
формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать
пространственные и временные логикограмматические конструкции.)
Развитие когнитивной сферы
Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности;
формирование приемов умственной деятельности, развитие интеллектуальной сферы.
Формирование школьной мотивации и профилактика школьной дезадаптации
Формирование функции программирования и контроля собственной
деятельности
Развитие эмоционально-личностных качеств
Развитие эмоциональной стабильности в отношениях со верстниками.
3 класс
Профилактика школьной
дезадаптации,
развитии коммуникативных
способностей
Профилактика школьной дезадаптации, снятие нервно-психического напряжения,
сплочение детского коллектива.
Развитие произвольного внимания и поведения
Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного внимания и
контроля над поведением.
Развитие мнестических способностей
Развитие разных видов и модальностей памяти, обучение способам запоминания,
формирование произвольности запоминания.
Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации
Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование).
Развитие логического и понятийного мышления.
Раздел 6. Развитие двигательной сферы
Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. Динамическая
организация двигательного акта.
Формирование пространственно-временных отношений
Формирование пространственных и квазипространственных отношений.
Развитие и коррекция эмоциональной сферы
Знакомство с чувствами и эмоциями. Развитие умения правильно выражать свои
чувства и эмоции социально приемлемым способом.
Развитие творчески способностей, воображения
Развитие воображения учащихся. Стимулирование креативных возможностей детей.
Развитие эмоционально-личностных качеств
3

Развитие эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально-волевых
нарушений у детей.
4 класс
Восприятие. Пространственные представления
Развитие различных видов восприятия (пространственных, осязательных, временных),
развитие глазомера и зрительной моторной
Развитие памяти
Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, опосредованной и
проч. Овладение приемами осмысленного запоминания; развитие смысловой вербальной
памяти.
Развитие воображения
Развитие видов воображения: активация свойств воображения.
Развитие внимания
Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания.
Развитие мыслительных функций
Развитие наглядно-образного мышления; формирование вербально-понятийного
аппарата; Развитие сложных форм мышления (логического мышления):
абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно –
логического мышления. Построение умозаключения по аналогии.
Развитие произвольности и волевой регуляции
Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами
самоконтроля
и
саморегуляции.
Активация
способностей к
преодолению
гиперактивности, расторможенности, неуправляемости; развитие рефлексивной
деятельности.
Развитие эмоционально-волевой сферы
Развитие эмоциональной сферы. Формирование рефлексии личностных качеств. Развитие
самооценки, умений принять себя; развитие умений дифференциации чувств. Рефлексия
собственных чувств (Я – это Я), развитие умения различать виды поведения и умения
работать в команде.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Коррекция мотивационной сферы (потребности, интересы, стремления, цели, влечения,
мотивационные установки и т. д.)
Планируемые результаты освоения учебного курса
Освоение адаптированной образовательной программы начального общего
образования обеспечивает достижение обучающимися с нарушениями речи трех
видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования для всех
предметных областей и специальных курсов являются общими и заключаются в
следующем:
личностные результаты начального общего образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося,
включающие:
-овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению
обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые
ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные
качества;
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР
включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции, социально-значимые ценностные установки.
4

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны
отражать:
В части гражданского воспитания:
 понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
 готовность
к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
 расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных
социальных ролей;
 принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с
людьми, работать в коллективе;
 овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
 способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального
взаимодействия;
В части патриотического воспитания:
 ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению,
своему селу, городу, народу, России;
 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым
достижениям России и человечества, трудолюбие;
 осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя
конкретного региона;
 В части духовно-нравственного воспитания:
 готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
профессиональной деятельности;
 уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу
жизни других народов;
 В части эстетического воспитания:
 элементарные представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры;
 понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
 потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и
наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической,
спортивно-физкультурной деятельности;
 В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 осознание ценности жизни;
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для здоровья;
 соблюдение правил безопасности
В части трудового воспитания:
 готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями;
 способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные
решения;
 способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты;
5

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и
практической, общественно полезной деятельности.
В части экологического воспитания:
 эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость ее
охраны;
 развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и
социальных компонентов.
Метапредметные результаты освоения программы включают освоенные
обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность
решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП
основного общего образования, которые отражают:
Регулятивные универсальные учебные действия
На основе предлагаемых заданий обучающийся научится:
- осознавать границы собственных знаний и умений;
- принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;
- составлять план решения учебной задачи;
-работать по плану, сравнивая способ действия с заданным алгоритмом;
корректировать свою деятельность;
-осуществлять итоговый самоконтроль и определять степень успешности своей
работы;
-оценивать правильность выполнения действий другого;
-проявлять активность, инициативу, волевые усилия, самостоятельность в
обучении; управлять поведением, направленным на достижение поставленной цели;
- развивать способность к рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия
На основе предлагаемых заданий обучающийся научится:
- ориентироваться в логопедических альбомах, рабочих тетрадях, словарях с
целью извлечения нужной информации;
- самостоятельно или с помощью учителя выделять и формулировать
познавательную цель;
- выделять необходимую информацию, представленную в разных
формах; определять основное и второстепенное для выполнения заданий;
- использовать
знаково-символические
средства,
перерабатывать
и
преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, схему,
таблицу);
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
- осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации;
-устанавливать причинно-следственные связи, строить цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
На основе предлагаемых заданий обучающийся научится:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне предложения
или небольшого текста);
-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
г рамматическими и синтаксическими нормами русского языка; использовать
письмо как средство коммуникации;
слушать своих сверстников и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем;
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;


6

уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;
работать в парах и малых группах;
понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
Предметные результаты
1 класс, 1 дополнительный класс
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные
изображения;
-анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков;
- различать и называть основные цвета;
- классифицировать геометрические фигуры;
- зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов;
- классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым
сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
- различать речевые и неречевые звуки;
- ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
- выделять части суток и определять порядок дней недели.
2 класс
- точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога.
- выполнять выразительные движения;
- согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
- рисовать и обводить по трафарету, штриховать;
- определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их
словом;
- различать и называть основные цвета и их оттенки;
- конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур;
- узнавать предмет по части;
- определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и
называть их;
- находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;
- делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их
изображений;
- различать вкусовые качества;
- сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
- различать характер мелодии;
- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
- соотносить времена года с названиями месяцев.
3 класс
- целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога;
- дорисовывать незаконченные изображения;
- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета,
обозначать их словом;
- составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков;
- конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур;
- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства
предметов;
- зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам,
определять их словом;
- классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
7

- различать запахи и вкусовые качества, называть их;
- сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке;
- действовать по звуковому сигналу;
- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные
отношения с помощью предлогов;
- определять время по часам.
4 класс
- целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога,
составлять план действий;
- выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
- пользоваться элементами расслабления;
- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их
словом;
- смешивать цвета, называть их;
- конструировать сложные формы из 6—8 элементов;
- находить нереальные элементы нелепых картинок;
- определять противоположные качества и свойства предметов;
- самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
- распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по
запаху и вкусу;
- определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
- определять возраст людей.

8

Тематическое планирование
1 класс, 1 дополнительный класс
№
п/п

Наименование
разделов
и
программы
1.

Кол-во часов
Электронные (цифровые)
тем Всего Контро
Практи образовательные ресурсы
льные
ческие
работы
работы
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

2.

Коррекция крупной
1
моторики
Коррекция
мелкой
6
моторики
Коррекция сенсорных процессов

1.1
1.2

2.2

2.3
2.4
2.5
2.6
3.
3.1
3.2
3.3
3.4

3.5
3.6
3.7

3.8

https://uchi.ru/
http://rus.1september.ru

http://infourok.ru
Восприятие
формы, 9
величины,
цвета.
Восприятие
целостности предмета.
Конструирование
предметов. Зрительное
и слуховое восприятие
https://uchi.ru/
Восприятие
2
пространства
http://rus.1september.ru
Восприятие времени
2
https://uchi.ru/
Тактильнодвигательн
1
ое восприятие
http://rus.1september.ru
Восприятие
эмоций 1
человека
Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших
психических функций
http://infourok.ru
Восприятие
1
https://uchi.ru/
Перцептивные
1
группировки
объектов
http://rus.1september.ru
Сенсорные
эталоны. 1
Сходства и различия
http://infourok.ru
Развитие
навыков
2
произвольного
сосредоточения
внимания
https://uchi.ru/
Развитие зрительной,
2
памяти.
http://rus.1september.ru
Развитие
слуховой
2
памяти
http://rus.1september.ru
Развитие
основ
1
https://uchi.ru/
абстрактнологическог
http://infourok.ru
о мышления: поиск
закономерностей
http://rus.1september.ru
Развитие
основ
1
https://uchi.ru/
абстрактнологическог
9

о мышления: поиск
связей и отношений,
в
вербально
представленном
материале.
Общее количество часов

http://infourok.ru

33

2 класс
№
п/п

Наименование
разделов
и
программы
1.

1.1
1.2
1.3

1.4

2.
2.1

2.2

2.3

3
3.1

Кол-во часов
тем Всего Контрол Практич
ьные
еские
работы
работы
Развитие и коррекция сенсорной сферы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

http://infourok.ru
Развитие осязательного 1
восприятия
https://uchi.ru/
Развитие зрительного 1
восприятия
http://rus.1september.ru
Развитие
слуховое 1
восприятие
и
слухомоторной
координации
http://rus.1september.ru
Развитие
3
https://uchi.ru/
межанализаторных
http://infourok.ru
систем,
их
взаимодействия.
Развитие двигательной сферы
http://infourok.ru
Развитие
мелкой 1
моторики и общей
двигательной
координации
https://uchi.ru/
Динамическая
1
организация
двигательного
акта
(развития
умения
организации и
контроля двигательных
программ)
http://rus.1september.ru
Развитие
1
произвольности
движений
(сигналреакция).
Формирование пространственно-временных отношений
http://rus.1september.ru
Формирование
1
https://uchi.ru/
собственно
http://infourok.ru
пространственных
представлений (умение
ориентироваться
в
собственном теле, во
внешнем пространстве
10

3.2

4.
4.1

4.2
4.3
4.4
4.5
4.6

4.7

5
5.1

улицы, поселка.)
Формирование
квазипространственны
х
представлений
(формирование
пространственных
представлений в речи,
формирование умения
понимать
пространственные и
временные логикограмматические
конструкции
Развитие когнитивной
Формирование
мнестических
процессов и приемов
мнестической
деятельности
(развитие
памяти,
формирование
различных приемов
запоминания)
Формирование приемов
умственной
деятельности
Развитие
интеллектуальной
сферы
Развитие логического
и
понятийного
мышления.
Анализ,
сравнение,
классификация,
обобщение.
Установление
причинноследственных
отношений,
Обобщение и
нахождение
противоположностей.
Развитие
и
активизация
воображения

http://rus.1september.ru
https://uchi.ru/
http://infourok.ru

1

сферы
3

http://infourok.ru

2

https://uchi.ru/

2

http://rus.1september.ru

2

http://infourok.ru

2

https://uchi.ru/

2

http://rus.1september.ru

2

http://rus.1september.ru
https://uchi.ru/
http://infourok.ru

Формирование школьной
дезадаптации
Формирование приемов 3
учебной деятельности
(действовать по

мотивации

и профилактика

школьной

http://rus.1september.ru
https://uchi.ru/
http://infourok.ru
11

образцу,
следовать
указаниям, работать
по алгоритму
Развитие эмоционально-личностных качеств
Развитие
4
эмоциональной
стабильности
отношениях
сверстниками

6
6.1

Общее количество часов

http://rus.1september.ru
https://uchi.ru/
http://infourok.ru

34

3 класс
№
п/п

Наименование
разделов
и
программы
1.

1.1

2.
2.1

3.
3.1

4.
4.1

5.

Кол-во часов
Электронные (цифровые)
тем Всего Контрол Практич образовательные ресурсы
ьные
еские
работы
работы
Профилактика школьной дезадаптации, развитие коммуникативных
способностей
http://rus.1september.ru
Снятие
нервно- 3
https://uchi.ru/
психического
http://infourok.ru
напряжения,
сплочение
детского
коллектива
Развитие произвольного внимания и поведения
http://rus.1september.ru
Развитие и коррекция 4
https://uchi.ru/
функции внимания,
http://infourok.ru
обучение
навыкам
произвольного
внимания и контроля
над поведением
Развитие мнестических способностей
http://rus.1september.ru
Развитие
разных 4
https://uchi.ru/
видов и модальностей
http://infourok.ru
памяти, обучение
способам запоминания,
формирование
произвольности
запоминания
Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации
http://rus.1september.ru
Развитие
основных 8
https://uchi.ru/
мыслительных
http://infourok.ru
операций(анализ,
синтез,
абстрагирование).
Развитие логического
и понятийного
мышления
Развитие двигательной сферы
12

5.1

http://rus.1september.ru
Развитие
мелкой 3
https://uchi.ru/
моторики и общей
http://infourok.ru
двигательной
координации.
Динамическая
организация
двигательного акта
Формирование пространственно-временных отношений
http://rus.1september.ru
Формирование
1
https://uchi.ru/
собственно
http://infourok.ru
пространственных
представлений
http://rus.1september.ru
Формирование
1
https://uchi.ru/
квазипространственных
http://infourok.ru
представлений

6.
6.1

6.2

7.
7.1

Развитие и коррекция эмоциональной сферы
Знакомство
с 4
чувствами
и
эмоциями.
Развитие
умения
правильно
выражать свои чувства
и
эмоции
социально
приемлемым
способом.
8.
Развитие творческих способностей, воображения
8.1
Развитие воображения 3
учащихся.
Стимулирование
креативных
возможностей детей.
9.
Развитие эмоционально-личностных качеств
9.1
Развития
3
эмоциональной
стабильности.
Коррекция
эмоционально-волевых
нарушений у детей.
Общее количество часов
34

http://rus.1september.ru
https://uchi.ru/
http://infourok.ru

http://rus.1september.ru
https://uchi.ru/
http://infourok.ru

http://rus.1september.ru
https://uchi.ru/
http://infourok.ru

4 класс
№
п/п

Наименование
разделов
и
программы
1.

1.1

Кол-во часов
Всего Контрол Практич
ьные
еские
работы
работы
Восприятие. Пространственные представления

Формирование
произвольности

тем

4

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

http://rus.1september.ru
https://uchi.ru/
13

2.
2.1

3.
3.1

4.
4.1

5.
5.1

6.
6.1

7.
7.1

различных
видов
восприятия
Развитие памяти
Развитие различных 12
видов
памяти:
слуховой, зрительной,
моторной,
опосредованной
и
проч.
Овладение
приемами
осмысленного
запоминания; развитие
смысловой вербальной
памяти.
Развитие воображения
Развитие
видов 6
воображения:
активация
свойств
воображения.
Развитие внимания
Развитие
4
произвольного
внимания.
Развитие
устойчивости
и
концентрации
внимания.
Развитие мыслительных функций
Развитие
28
нагляднообразного
мышления;
формирование
вербальнопонятийного
аппарата
Развитие произвольности и волевой регуляции
Формирование навыков 4
построения
внутреннего
плана
действий,
овладение
приемами
самоконтроля
и
саморегуляции;
Активация
способностей
к
преодолению
гиперактивности,
расторможенности,
неуправляемости;
развитие рефлексивной
деятельности.
Развитие эмоционально-волевой сферы
Развитие
10

http://infourok.ru

http://rus.1september.ru
https://uchi.ru/
http://infourok.ru

http://rus.1september.ru
https://uchi.ru/
http://infourok.ru

http://rus.1september.ru
https://uchi.ru/
http://infourok.ru

http://rus.1september.ru
https://uchi.ru/
http://infourok.ru

http://rus.1september.ru
https://uchi.ru/
http://infourok.ru

http://rus.1september.ru
14

эмоциональной сферы.
Формирование
рефлексии личностных
качеств.
Развитие
самооценки,
умений принять себя;
развитие
умений
дифференциации
чувств.
8.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Коррекция
4
мотивационной сферы
(потребности,
интересы, стремления,
цели,
влечения,
мотивационные
установки
Общее количество часов
68

https://uchi.ru/
http://infourok.ru

http://rus.1september.ru
https://uchi.ru/
http://infourok.ru

15

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс, 1 дополнительный класс
№

Тема урока

1.

Комплексное обследование детей
Целенаправленность выполнения действий и движений по
инструкции педагога. Развитие быстроты движений, умения
контролировать сменяемость действий
Учимся
делать
штриховку.
Обводим
по
трафарету,
разукрашиваем и штрихуем. "Путешествие в сказку»
«12
месяцев"». Осенние месяцы . Приметы осени»
Соединяем точки и рисуем узоры. Психотренинг "Зимние месяцы.
Приметы зимы".
Контурная аппликация из пластилина. Психотренинг "Весенние
месяцы. Приметы весны".
Нанизываем бусы. Завязываем узелки. Психотренинг "Летние
месяцы. Приметы лета".
Аппликация из полосок бумаги. АРТ-тренинг "Приметы 12
месяцев"
Волшебные шнуровки. Графические упражнения. Рисование
пальчиковыми красками. Рисование по номерам.
Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности.
Психотренинг "Гномики в пришли в школу".
Количество. Столько же. Больше, меньше на… Настольные игры с
фишками. Игротренинг "Что возьмём в школу"

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Простая форма. Конструирование с опорой на образец.
Психотренинг "Мир вокруг нас".
Составляем целое из частей. Классифицируем по форме.
Выделение признаков формы. Классификация предметов
(круглые, треугольные, квадратные). "Мир вокруг нас".
Цвета предметов. Различение основных цветов. АРТТренинг
"Путешествие в страну цвета". Белый цвет. Тренинг "Снежное
королевство". Конструирование снежков из бумаги.
АРТ-тренинг "Цветная сказка".
Знакомимся с миром звуков. Мульттренинг "Эхо".
Аудиотренинг "Слушаем звуки леса".
Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ,
правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по
речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа.
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок,
геометрических фигур
Изучение временных показателей: дней недели, времён года,
Последовательность событий. Раньше - позже. Вчера- сегоднязавтра
Определение на ощупь предметов. Игра «Волшебный мешочек»
Знакомство с эмоциональным миром человека.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16

Описание наглядно представленных объектов.
Выделение значимых частей объекта. Значимые (функционально
24.
необходимые) и украшающие элементы. Анализ объектов по 1
картинке. Угадывание предметов по признакам (мебель-4 ножки и
крышкастол). Загадывание наглядно представленных объектов.
Перцептивная классификация (цвет форма, величина). Выделение
и вербализация
принципа классифицирования. Задание на
25.
1
сериацию (построй «команду» –бумажные полоски, 7 шт- по
росту)
Соотнесение форм реальных окружающих предметов с
сенсорными эталонами. Описание предметов. Выделение частных
26.
1
и общих признаков сходства.
Определение различий
Зрительное запоминание.
27.
1
Восстановление по памяти места объекта
Зрительное запоминание. Игра «Повтори ряд». С использованием
28.
1
геометрических фигур.
Работа в парах: повторение цифр (от 3 до 6) в прямом порядке
29.
1
(цифры записаны на индивидуальных карточках).
Повторение слов, фраз партнера по общению «Хомяк-повторюша»
30.
с постепенным удлинением ряда повторяемых слов (от 1 до 5 в 1
произнесенной фразе).
Развитие предпосылок абстрактно-логического мышления.
Продолжение числового ряда (в пределах изученного). Учет двух
31.
1
признаков в нахождении места объекта (Цвет и величина, форма и
величина, цвет и форма
Продолжение полоски с определенной последовательностью
32.
1
геометрических элементов. Решение логических задач
Самый непохожий. Найди четвертое. Продолжи ряд.
33.
Определи место, детские тексты со скрытым смыслом, угадывание 1
загадок
Общее количество часов
33
2 класс
№

Тема урока

1.

Комплексное обследование детей
Упражнения, развивающие осязательное восприятие формы
объемных предметов: Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь
геометрические фигуры», «Что принес Буратино».
Упражнения,
развивающие
зрительное
восприятие:
«Копирование точек», «Составь предмет из геометрических
фигур», «Кляксы», «Необычные рисунки».
Упражнения, развивающие слуховое восприятие
и слухомоторную координацию:
"Назови слова", "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу

2.
3.
4.

Количество
часов
1
1
1
1

17

5.
6.
7.
8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.
17.

слова), "Придумай новое слово", "Кружок", "Длиннее-короче".
Двигательное воспроизведение ритмических структур по
образцу и по инструкции («Веселый алфавит»), рисование
обеими руками, выполнение графических диктантов.
Срисовывание узоров,
дорисовывание симметричных
изображений. Выполнение упражнений «Кулак-ребро-ладонь»,
«Зеркальное рисование», «Моторчик», «Веселые карандаши».
Урок-игра «Рисуем по разному» . Упражнения на синхронность
работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).
Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики, а
также рисование по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру,
копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов,
штриховка, работа со шнуровкой, медиатором.
Подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики,
Расслабляющие и релаксирующие упражнения, упражнения с
речевыми инструкциями.
Тренинг-уроки с использованием техник биологической
обратной
связи,
аутогенной
тренировки,
методов
произвольной регуляции и саморегуляции. Урок-игра «Я –
робот»
Упражнения
на
формирование
пространственных
представлений: "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как
услышишь", «В гости к другу»,
«Мой путь», «Фигурное лото»
Работа с серией сюжетных картинок, часами, календарем,
моделью календарного года. Сказкотерапия
и коррекция
квазипространственных представлений. Упражнения «Бочка и
ящик», «Что находится в помещении», « Я – сыщик». Игра
«Внутриснаружи»
Игры и упражнения на развитие разных видов памяти; игры и
упражнения на развитие точности запоминания; игры и
упражнения на развитие умения использовать приемы
мнемотехники;
психогимнастические
упражнения;
релаксационные упражнения.
Тренировка
произвольного
запоминания
зрительно
воспринимаемых объектов; произвольное запоминание слухового
ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых
инструкций; развитие тактильной и кинестетической памяти.
Дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра
«Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные
диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых
инструкций; заучивание букв).
Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций
мышления;
игры и упражнения на развитие логического,
словесного мышления; психогимнастические упражнения;
релаксационные упражнения.
Изучение особенностей творческого мышления школьников; Игры
и упражнения на развитие особенностей творческого мышления:

1
2
1
1

1

1

1

1

1

1

1

2
2
18

гибкость, нестандартность, способность генерировать новые идеи
и т.п.
Игры и упражнения: «Бывает - не бывает»,
«Веселые
18.
2
ассоциации», «Чей домик».
Игры (тренинг разных видов мышления): «Найди лишнее»,
«Запомни и нарисуй», «Узнай предмет по описанию», «Найди
лишнее слово», «Угадай животное».
19.
2
«Найди общие признаки».
Игры и упражнения: «Найди отличия», «Назови, что это», «Слова
наоборот», «Продолжи ряд»
Упражнения в построении умозаключений
по аналогии,
20.
установление закономерностей,
развитие сложных форм 2
мышления: логического мышления, абстрагирования.
Игры на снятие психологической инертности и развитие
воображения:
«Фантастическое растение»,
«Фантастическое животное»,
21.
«Фантастическая планета», «Мои фантастические возможности».
2
Метод дорисовывания неопределенной фигуры до узнаваемого
предмета, дорисовывание неопределенной фигуры до заданного
образа.
Метод
арт-терапии в
формировании позитивного образа
22.
1
школьника и учебы.
Игры для понимания противоречия «хорошоплохо».
23.
1
Формирование навыков построения внутреннего плана действий;
Тренировка объема, концентрации внимания, умения действовать
24.
1
по инструкции. Урок-тренинг «Разведчики»
25.
Сказкотерапия «Качества, важные для общения»
1
Тренинг: Правила дружбы.
Формирование сплоченности и профилактики конфликтов « Мы
– дружная команда»
26.
Проведение игр «Волшебный стул», «Паутинка», «Собираемся в 1
путешествие»,
Необитаемый остров», «Строим дом». Игры
«Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего
мальчика (девочки)».
27.
Обучение эффективным способам общения.
1
Общее количество часов
34

№
1.
2.
3.

3 класс
Тема урока
Формирование сплоченного детского коллектива, обучение детей
эффективным способам общения. «Мы – дружная команда».
Развитие навыков сотрудничества,
доверительного
отношения друг к другу. Упражнение «Комплименты»
Формирование у детей мотивации на совместную работу,
развитие
навыков
коллективного
сотрудничества.

Количество
часов
1
1
1
19

4.
5.
6.
7.

8.

9.
10.

11.

12.

13.
14.
15.

16.

17.

Формирование положительной учебной мотивации.
Развитие
концентрации
внимания,
саморегуляции
и
самоконтроля.
Развитие переключения внимания и умения действовать по
правилу.
Развитие
объема внимания,
произвольности,
умения
действовать по инструкции.
Тренировка распределения внимания. Увеличение объема
внимания и кратковременной памяти.
Развитие объема кратковременной
оперативной памяти.
Тренировка
произвольного
запоминания
зрительно
воспринимаемых объектов; произвольное запоминание слухового
ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых
инструкций.
Развитие
механической зрительной
и слуховой памяти.
Дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра
«Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные
диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых
инструкций; заучивание букв).
Развитие ассоциативной памяти.
Обучение
способам эффективного
запоминания. Игры и
упражнения на развитие разных видов памяти; игры и
упражнения на развитие точности запоминания; игры и
упражнения на развитие умения использовать приемы
мнемотехники;
психогимнастические
упражнения;
релаксационные упражнения.
Развитие логического
мышления и сообразительности.
Упражнения в построении умозаключений
по аналогии,
установление закономерностей,
развитие сложных форм
мышления: логического мышления, абстрагирования.
Развитие логического
мышления и сообразительности.
Упражнения в построении умозаключений
по аналогии,
установление закономерностей,
развитие сложных форм
мышления: логического мышления, абстрагирования.
Развитие умения устанавливать
причинно-следственные
отношения.
Развитие умения устанавливать
причинно-следственные
отношения.
Развитие умения обобщать и находить противоположности.
Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций
мышления;
игры и упражнения на развитие логического,
словесного мышления; психогимнастические упражнения;
релаксационные упражнения.
Развитие умения обобщать и находить противоположности.
Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций
мышления;
игры и упражнения на развитие логического,
словесного мышления; психогимнастические упражнения;
релаксационные упражнения.

1
1
1
1

1

1
1

1

1

1
1
1

1

1

20

18.
19.
20.

21.

22.

23.

24.

25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.

32.

Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать,
обобщать
Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать,
обобщать
Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики, а
также рисование по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру,
копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов,
штриховка, работа со шнуровкой, медиатором.
Развитие умения организации и контроля двигательных программ.
Подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики,
Расслабляющие и релаксирующие упражнения, упражнения с
речевыми инструкциями.
Развитие произвольности движений (сигнал-реакция). Тренингуроки с использованием техник биологической обратной связи,
аутогенной
тренировки, методов произвольной регуляции и
саморегуляции. Урок-игра «Я – робот»
Упражнения
на
формирование
пространственных
представлений: "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как
услышишь", «В гости к другу», «Мой путь», «Фигурное лото»
Формирование пространственных представлений в речи,
формирование умения понимать пространственные и временные
логико-грамматические конструкции Работа с серией сюжетных
картинок, часами, календарем, моделью календарного года.
Сказкотерапия
и
коррекция
квазипространственных
представлений. Упражнения «Бочка и ящик», «Что находится в
помещении», « Я – сыщик». Игра «Внутри-снаружи»
Знакомство с базовыми эмоциями: радость, удивление, грусть,
гордость, страдание и печаль, обида, гнев, страх, вина, стыд
Работа с чувством страха и тревожности.
Формирование умения различать и принимать эмоции других
людей
Обучение
приемам регуляции и саморегуляции эмоций
Упорядочение представлений детей о том, что такое воображение
и фантазия.
Изучение особенностей творческого мышления школьников.
Игры и упражнения на развитие особенностей творческого
мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать
новые идеи и т.п.
Развитие воображения учащихся.
Игры на снятие
психологической инертности и развитие воображения:
«Фантастическое растение»,
«Фантастическое животное», «Фантастическая планета»,
«Мои фантастические возможности».
Метод дорисовывания неопределенной фигуры до узнаваемого
предмета, дорисовывание неопределенной фигуры до заданного
образа.
Развитие мотивации на осмысление причин ссор, обучение
навыкам взаимодействия и сотрудничества. Тренинг « Как и

1
1
1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1

1

1
21

почему начинаются ссоры?»
Тренинг на развитие толерантности
«Свои и чужие»
Формирование
умения эффективного общения,
33.
закрепление
правил дружеского общения. «Как мы все
похожи!» «Какие мы все разные!»
Сказкотерапия «Качества, важные для общения»
Тренинг: Правила дружбы. Формирование сплоченности
и профилактики конфликтов « Мы – дружная команда»
Проведение игр «Волшебный стул»,
34.
«Паутинка», «Собираемся в
путешествие», Необитаемый остров», «Строим дом». Игры
«Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего
мальчика (девочки)».
Общее количество часов

№

1.

2.

3.

4.

5.
6.

4 класс
Тема урока
Выделение нереальных осязательных, элементов нелепых
картинок. Профилактика временных), зрения. Гимнастика для
глаз. Развитие развитие глазомера дифференцированных
осязательных ощущений и зрительной (сухое — еще суше,
влажное — мокрое), их моторной словесное обозначение.
координации; движения; предоставление словесного отчета.
Моделирование расположения различных ориентировки во
объектов по отношению друг к другу в ближнем и времени
и в дальнем пространстве. Самостоятельное пространстве
моделирование пространственных ситуаций (оставление
простейших схем- планов комнаты)
Тренировка различных видов памяти, упражнения «Опиши
картинку», «Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за
мной»,
«Запрещенное движение». Развитие словеснологической
памяти,
упражнения «Группировка слов»,
«Свяжи пару», «Ассоциации», «Ключевые слова». Обучение
мнемотехникам
Тренировка различных видов памяти, упражнения «Опиши
картинку», «Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за
мной»,
«Запрещенное движение». Развитие словеснологической
памяти,
упражнения «Группировка слов»,
«Свяжи пару», «Ассоциации», «Ключевые слова». Обучение
мнемотехникам
Развитие объема кратковременной
оперативной памяти.
Тренировка
произвольного
запоминания
зрительно
воспринимаемых объектов; произвольное запоминание
слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений,
многоступенчатых инструкций.
Развитие объема кратковременной
оперативной памяти.

1

1

34

Количество
часов

1

1

1

1

1
1
22

7.

8.

9.
10.

11.

12.

13.

14.

15.

Тренировка
произвольного
запоминания
зрительно
воспринимаемых объектов; произвольное запоминание
слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений,
многоступенчатых инструкций.
Обучение
способам эффективного
запоминания. Игры и
упражнения на развитие разных видов памяти; игры и упражнения
на развитие точности запоминания; игры и упражнения на
развитие
умения
использовать
приемы
мнемотехники;
психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения.
Обучение
способам эффективного
запоминания. Игры и
упражнения на развитие разных видов памяти; игры и упражнения
на развитие точности запоминания; игры и упражнения на
развитие
умения
использовать
приемы
мнемотехники;
психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения.
Развитие активного воображения с использованием арт-техник:
«Чернильные пятна», «Свободное рисование», «Пальчиковое
рисование», «Орнаменты», «Каракули».
Развитие активного воображения с использованием арт-техник:
«Чернильные пятна», «Свободное рисование», «Пальчиковое
рисование», «Орнаменты», «Каракули».
Развитие воображения учащихся.
Игры на снятие
психологической
инертности
и
развитие
воображения:
«Фантастическое растение»,
«Фантастическое животное», «Фантастическая планета», «Мои
фантастические
возможности».
Метод
дорисовывания
неопределенной фигуры до
узнаваемого
предмета,
дорисовывание неопределенной фигуры
Игры и упражнения на развитие произвольного
внимания:
«Корректурные пробы»,
«Назови,
что
видишь»,
«Корректировщик»,
«Шифровка»,
«Делай и рассказывай»,
«Таблицы Шульте», «Анаграммы», игра «Зоркий глаз», «Найди
отличия».
Игры и упражнения на развитие произвольного
внимания:
«Корректурные пробы»,
«Назови,
что
видишь»,
«Корректировщик»,
«Шифровка»,
«Делай и рассказывай»,
«Таблицы Шульте», «Анаграммы», игра «Зоркий глаз», «Найди
отличия».
Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги»; «Графический
диктант»; Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие
мышления (абстрагирование). Развитие пространственных
представлений. Развитие словесно – логического мышления.
Построение умозаключения по аналогии. Развитие сложных форм
мышления
(логического
мышления):
абстрагирование,
установление закономерностей.
Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги»; «Графический
диктант»; Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие
мышления (абстрагирование). Развитие пространственных
представлений. Развитие словесно – логического мышления.

1

1

1
1

1

1

1

1

1

23

16.

17.

18.

19.
20.
21.

22.

23.

24.
25.

26.

Построение умозаключения по аналогии. Развитие сложных форм
мышления
(логического
мышления):
абстрагирование,
установление закономерностей.
Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги»; «Графический
диктант»; Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие
мышления (абстрагирование). Развитие пространственных
представлений. Развитие словесно – логического мышления.
Построение умозаключения по аналогии. Развитие сложных форм
мышления
(логического
мышления):
абстрагирование,
установление закономерностей.
Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги»; «Графический
диктант»; Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие
мышления (абстрагирование). Развитие пространственных
представлений. Развитие словесно – логического мышления.
Построение умозаключения по аналогии. Развитие сложных форм
мышления
(логического
мышления):
абстрагирование,
установление закономерностей.
Развитие логического
мышления и сообразительности.
Упражнения в построении умозаключений
по аналогии,
установление закономерностей,
развитие сложных форм
мышления: логического мышления, абстрагирования.
Развитие логического
мышления и сообразительности.
Упражнения в построении умозаключений
по аналогии,
установление закономерностей,
развитие сложных форм
мышления: логического мышления, абстрагирования.
Развитие умения устанавливать
причинно-следственные
отношения.
Развитие умения устанавливать
причинно-следственные
отношения.
Развитие умения обобщать и находить противоположности.
Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций
мышления;
игры и упражнения на развитие логического,
словесного мышления; психогимнастические упражнения;
релаксационные упражнения.
Развитие умения обобщать и находить противоположности.
Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций
мышления;
игры и упражнения на развитие логического,
словесного мышления; психогимнастические упражнения;
релаксационные упражнения.
Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать,
обобщать
Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать,
обобщать
Тренинговые занятия «Разные настроения», «Учимся менять
свое настроение», «Учимся искать выход из сложных
ситуаций», «Избавляемся от плохих мыслей», «Живи в
согласии с другими», «Как победить злость», «Прогоняем
страх», «Учимся говорить «Нет» там, где это необходимо»,
«Саморегуляция».

1

1

1

1
1
1

1

1

1
1

1

24

30.

Тренинговые занятия «Разные настроения», «Учимся менять
свое настроение», «Учимся искать выход из сложных
ситуаций», «Избавляемся от плохих мыслей», «Живи в
согласии с другими», «Как победить злость», «Прогоняем
страх», «Учимся говорить «Нет» там, где это необходимо»,
«Саморегуляция».
Формирование умения различать и принимать эмоции других
людей
Формирование умения различать и принимать эмоции других
людей
Обучение
приемам регуляции и саморегуляции эмоций

31.

Обучение

приемам

регуляции и саморегуляции эмоций

1

32.

Обучение

приемам

регуляции и саморегуляции эмоций

1

27.

28.
29.

Формирование у детей навыков самоконтроля. Формирование
нравственных представлений. Арт-терапия «Остров счастья»
Формирование у детей навыков самоконтроля. Формирование
34.
нравственных представлений. Арт-терапия «Остров счастья»
Общее количество часов
33.

1

1
1
1

1
1
34

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».