Логопедические занятия 1-4

Приложение 1 к адаптированной основной общеобразовательной программе начального
общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Тавринская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей коррекционной педагогики
протокол от 27.08.2024 № 1

СОГЛАСОВАНО:
Зам.дир.по УР
_В.В.Дружинина
27.08.2024г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности «Логопедические занятия»
для начального общего образования
Срок освоения программы: 5 лет (с 1 по 4 класс)

Составители: Александрова В.А.,
Байрамалова О.П.
учителя -логопеды

с. Русская Тавра, 2024 г.

Содержание учебного курса
Краткая характеристика содержания курса
В соответствии с выделенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР
направлениями логопедическая работа обозначена ниже перечисленными разделами.
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных
звуков в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики,
на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной
артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных
занятиях, либо в малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения.
Работа по темам данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года
в зависимости от преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации
поставленных звуков в речи.
Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел
направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного
словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о
роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора
лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу
проводится на групповых логопедических занятиях.
Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений
письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных
укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза;
формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов,
выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского
языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание
данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и
коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию
представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения,
словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся
конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится
работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования.
Навыки, полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и
внеклассных занятиях.
Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи,
развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает
активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие
и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного
монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических
занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания
используются на уроках и внеурочной деятельности.
При планировании конкретного занятия логопед обязательно ориентируется на
результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во внимание как
уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и другие
индивидуально- типологические особенности.
Включение курса «Логопедическая коррекция» в качестве обязательного для всех
получающих образование по ФГОС ОВЗ является ценным нововведением в
содержание образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи
учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности
повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения,
лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная,
недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах
отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и
PAGE \* MERGEFORMAT 3

синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.
Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной
предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в
незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные
признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических
речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса
русского языка. Анализ этих трудностей диктует необходимость организации
специальной коррекционно-развивающей работы. Дети, независимо от того, имеются ли
у них и насколько выражены недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции
всех сторон речи, что и реализуется на групповых логопедических занятиях.
Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей должны
быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых
осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель
индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных
упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны
речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии, ринолалии,
дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель- логопед имеет возможность
установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его контроль за
качеством звучащей речи, способствовать познавательному и личностному развитию.
Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого
развития.
Логопедические занятия в 1 классе направлены на профилактику нарушений
чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают
условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют
профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности,
помогают лучшему усвоению учебной информации.
В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для
индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание
может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании
рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной
программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Программа является
примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно соотносить с
перечисленными в АООП направлениями:
–диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);
– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря,
его расширение и уточнение);
– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи,
развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и
монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации,
обогащение речевого опыта);
– профилактика нарушений чтения и письма;
– представлений об окружающей действительности;
– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др.
познавательных процессов).
В логопедическом обследовании первоклассников оцениваются: звукопроизношение,
состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас,
грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы,
характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов, праксис
PAGE \* MERGEFORMAT 3

позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора
наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель-логопед
ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также на
возможности произвольной регуляции. При их низком уровне групповые занятия
будут малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной (в крайнем
случае подгрупповой) форме.
При организации первичной диагностики учителю-логопеду рекомендуется
подбирать речевой материал, в определенной мере сообразуясь с запланированными
для изучения лексическими темами. Не представляется целесообразным использовать
условно-уровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических разработках,
поскольку она не позволит фиксировать и оценивать происходящие незначительные
изменения. Более правильно отразить конкретные результаты диагностики в протоколе
и в конце учебного года повторить задания с тем же самым речевым материалом.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного
курса
Курс логопедических занятий является неотъемлемой частью общего
педагогического процесса. Благодаря интеграции естественно- гуманитарных знаний
могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего
школьника решены задачи образования и воспитания, формирования системы
позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма,
опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство
российского общества как важнейшее национальное достояние России.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,
духовное и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историкокультурному наследию, к самому себе и окружающим.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Освоение индивидуальной (адаптированной) образовательной программы
начального общего образования обеспечивает достижение обучающимися с нарушениями
речи трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования для всех предметных областей
и специальных курсов являются общими и заключаются в следующем:
PAGE \* MERGEFORMAT 3

личностные результаты начального общего образования включают индивидуальноличностные качества и социальные компетенции обучающегося, включающие:
-овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению
обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные
установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социальнозначимые ценностные установки.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
В части гражданского воспитания:
 понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
 расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных
ролей;
 принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми,
работать в коллективе;
 овладение
навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
 способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом
образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
В части патриотического воспитания:
 ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему
селу, городу, народу, России;
 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям
России и человечества, трудолюбие;
 осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя
конкретного региона;
 В части духовно-нравственного воспитания:
 готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
профессиональной деятельности;
 уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов;
 В части эстетического воспитания:
 элементарные
представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры;
 понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
 потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее
привлекательных
видах
практической,
художественно-эстетической,
спортивнофизкультурной деятельности;
 В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 осознание ценности жизни;
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для здоровья;
 соблюдение правил безопасности
В части трудового воспитания:
 готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
PAGE \* MERGEFORMAT 3

способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
 способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
 мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической,
общественно полезной деятельности.
В части экологического воспитания:
 эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость ее охраны;
 развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и
социальных компонентов.
Метапредметные результаты освоения программы включают освоенные
обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные),
обеспечивающие
овладение
ключевыми
компетенциями,
составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать
учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП основного
общего образования, которые отражают:


Регулятивные универсальные учебные действия
На основе предлагаемых заданий обучающийся научится:
- осознавать границы собственных знаний и умений;
- принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;
- составлять план решения учебной задачи;
-работать по плану, сравнивая способ действия с заданным алгоритмом; корректировать
свою деятельность;
-осуществлять итоговый самоконтроль и определять степень успешности своей работы;
-оценивать правильность выполнения действий другого;
-проявлять активность, инициативу, волевые усилия, самостоятельность в обучении;
управлять поведением, направленным на достижение поставленной цели;
- развивать способность к рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия
На основе предлагаемых заданий обучающийся научится:
- ориентироваться в логопедических альбомах, рабочих тетрадях, словарях с целью
извлечения нужной информации;
- самостоятельно или с помощью учителя выделять и формулировать познавательную
цель;
- выделять необходимую информацию, представленную в разных
формах; определять основное и второстепенное для выполнения заданий;
- использовать знаково-символические средства, перерабатывать и преобразовывать
информацию из одной формы в другую (составлять план, схему, таблицу);
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации;
-устанавливать причинно-следственные связи, строить цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
На основе предлагаемых заданий обучающийся научится:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне предложения или
небольшого текста);
-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
г рамматическими и синтаксическими нормами русского языка; использовать письмо как
средство коммуникации;
слушать своих сверстников и вступать в диалог, участвовать в коллективном
PAGE \* MERGEFORMAT 3

обсуждении проблем;
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
договариваться с одноклассниками совместно с
учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
работать в парах и малых группах;
понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
Предметные
результаты
освоения
индивидуальной
адаптированной
образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ,
включающие освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой
образовательной области, готовность их применения, представлены в рабочих программах
учебных предметов.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в
соответствии с АООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения
адаптированной образовательной программы.
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального
компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет
ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия».
Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые логопед пытается достичь.
Желательны следующие результаты логопедической работы.
1 (1 год обучения) класс
В области звуковой стороны речи:
– сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи; уточнение
представлений об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
– умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков русского
языка во всех ситуациях общения.
– В области лексической стороны речи:
– уточнение представлений о словах предметах, действиях и признаках, умение подбирать
слова к вопросам, к предметам;
– умение давать понятийные определения простым словам;
– расширение умений использовать синонимы и антонимы, понятие об омонимах;
использование слов с обобщающим значением;
– возможность понимать значения слов с переносным смыслом.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
– различение гласных и согласных, распознавание звуков по артикуляции, различия между
звуком и буквой, опознание букв письменных и печатных, соответствующих звукам;
– обозначение мягкости согласных на письме; составление графических схем слов;
– выделение ударного и безударных слогов;
– дифференциация звонких и глухих звуков, твердых и мягких звуков.
В области грамматического строя речи:
– понимание интонационных характеристик предложения; умение конструировать
предложения из разрозненных слов;
– умение составлять правильно грамматически оформленные предложения по опорным
словам; умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные
словосочетания; овладение умением анализа форм слова в словосочетании;
– автоматизация префиксального и суффиксального способов словообразования
(уменьшительные и увеличительные суффиксы).
PAGE \* MERGEFORMAT 3

В области связной речи:
– умение прослушивания связного текста; определение главной мысли текста;
– заглавливание текста;
– составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему; возможность
моделирования простых диалогов;
– начало овладения правилами связного высказывания (последовательность,
полнота используемых предложений, точность в определении слов, четкость
артикуляции, интонационная выразительность).
1 (2 год обучения) класс
В области лексической стороны речи:
– возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы,
действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных
требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
– умение называть синонимы и антонимы;
– использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность
конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
 правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных
языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях,
связных высказываниях);
 умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и
мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
 наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из
языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в
слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из
предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).
В области грамматического строя речи:
– минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
– образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от
существительных;
– умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования
(уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
– обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным
высказыванием; использовать формулы речевого этикета в диалоге;
– умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).
2 класс
В области звуковой стороны речи:
– сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи; уточнены
представления об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
– выработано умение безошибочного использования нормативного произношения
всех звуков русского языка во всех ситуациях общения;
В области фонематических процессов:
– сформированы умения различения звуков на слух (неречевых-речевых,
звонких-глухих, твёрдых-мягких);
– сформированы умения подбора слов на заданный звук и определения наличия
звука в слове.
В области лексической стороны речи:
 уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках, выработаны
PAGE \* MERGEFORMAT 3

умения в подборе слов к вопросам, к предметам, действиям;
– сформированы умения давать понятийные определения простым словам;
актуализированы и закреплены умения использования синонимов и антонимов,
понятия.
– об омонимах; сформированы навыки.
– использования слов с обобщающим значением.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза
 сформированы представления о гласных и согласных звуках, навыки различения
звуков по артикуляции, опознания письменных и печатных букв;
 сформированы представления о звонкости и глухости и твердости и мягкости
согласных звуков и о способах обозначения мягкости согласных на письме;
 сформированы
представления об ударении, об ударных и
безударных
слогах, слогообразующем значении гласных звуков;
 выработан навык составления графических схем слов.
В области грамматического строя речи:
 сформировано понимание интонационных характеристик предложения;
 сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов;
 сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения по
опорным словам;
 сформировано умение дифференцировать грамматически правильные и
неправильные словосочетания, предложения;
 сформировано умение анализа форм слова в словосочетании;
 уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных
частей речи; сформировано умение использования предлогов в словосочетании
и предложении.
В области связной речи:
– сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа;
– сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления
последовательности предложений в тексте;
– составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с
опорой на наглядность и без нее;
– сформированы умения ведения диалогов;
– совершенствование связного высказывания (последовательность, полнота
используемых предложений, точность в определении слов, четкость
артикуляции, интонационная выразительность).
В области письменной речи:
– сформирован навык обозначения на письме мягкости согласных звуков мягким
знаком (ь) и гласными второго ряда;
– сформировано умение различать имена существительные, глаголы, имена
прилагательные и выделяет их на письме;
– сформирован навык списывания слова и предложения с печатного и рукописного
текста, осуществления проверки;
– пишет под диктовку слова, словосочетания, предложения и тексты и
проверяет правильность написанного;
– умеет употреблять заглавную букву в начале предложения и в зависимости от
интонации ставит в его конце точку, восклицательный или вопросительный знак;
– сформировано умение составлять предложения из данных слов и на заданную тему;
– сформировано умение определять тему текста, выделять его части,
придумывать заголовок;
– сформировано умение работать с деформированными текстами;
PAGE \* MERGEFORMAT 3

–
–
–

сформирован навык послогового чтения и чтения целыми словами простых слов;
сформирован навык понимания прочитанного;
сформирован навык осуществления самокоррекции ошибок при чтении.

3-4 класс
В области звуковой стороны речи:
 выработано умение безошибочного использования нормативного произношения
всех звуков русского языка.
 сформированы умения различать на слух слова похожие по звуковому составу;
 сформировано умение слухового контроля фонетических ошибок в собственной речи.
В области лексической стороны речи:
 уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках,
выработаны умения в подборе слов к вопросам, к предметам, действиям;
 сформированы умения давать понятийные определения
простым словам; сформированы умения подбора
однокоренных слов;
 актуализированы и закреплены умения использования синонимов и антонимов,
понятия об омонимах;
 сформированы навыки использования слов с обобщающим значением.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
 сформированы умения осуществлять простой и сложный звуковой анализ слов
различной слоговой структуры;
 сформированы умения осуществлять звукой и слоговой синтез слов различной
слоговой структуры.
 сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах,
слогообразующем значении гласных звуков; выработан навык составления
графических схем слов, навык переноса слов.
В области грамматического строя речи:
 минимизированы аграмматизмы в устной и письменной речи;
 сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов,
данных в начальной форме;
 сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения по
опорным словам;
 сформировано умение дифференцировать грамматически правильные и
неправильные словосочетания, предложения;
 сформировано умение анализа форм слова в словосочетании;
 уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов
разных частей речи; сформировано умение использования предлогов в
словосочетании, предложении.
В области связной речи:
 сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа;
 сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления
последовательности предложений в тексте;
 составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с
опорой на наглядность и без нее;
 сформированы умения ведения диалогов;
 совершенствование связного высказывания (последовательность, полнота
используемых предложений, точность в определении слов, четкость
артикуляции, интонационная выразительность).
В области письменной речи:
PAGE \* MERGEFORMAT 3

 сформировано умение написания слов с мягким знаком;
 сформировано умение списывания слов и предложений с печатного и
рукописного текста, осуществления проверку;
 сформировано умение письма под диктовку слов, словосочетаний, предложений
и текстов, и проверки правильности написанного;
 сформировано умение письма заглавной буквы в начале предложения и в
зависимости от интонации точки (вопросительного и восклицательного знака) в
конце;
 сформировано умение составления предложения из данных слов и на
заданную тему; сформировано умение определения темы, заголовка
текста, выделения его частей;
 сформировано умение нахождения специфических ошибок письма и
орфографических ошибок на изученные правила;
 сформирован навык чтения целыми словами;
 сформировано понимание прочитанного текста;
 сформированность умения правописания суффиксов и часто употребляемых
приставок;
 сформированность умения единообразного написания однокоренных слов (правила
корня);
 сформированность умения написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ;
ЖИ-ШИ; ЧК;ЧН; НЧ; ЩН.
В результате коррекционно-развивающей работы обучающиеся должны знать и
уметь:
- отличать текст от набора предложений, написанных как текст;
осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного; составлять устный рассказ по картинке, серии картин, заданным словам;
-знать предлоги и правильно употреблять их в речи, дифференцировать предлоги и
приставки;
- выполнять звуко-буквенный анализ слов, фонетический разбор слов; не
смешивать понятия
«звук» и «буква»; делить слово на слоги для переноса; ставить ударение;
обозначать мягкость согласных звуков на письме; наблюдать случаи несоответствия
написания и произношения;
- правильно писать слова с ь для обозначения мягкости согласных, разделительным
мягким знаком, разделительным твёрдым знаком;
- видеть в словах изученные орфограммы, правописание которых основано на
полноценных представлениях о звуковом составе слова, и правильно писать их;
- правильно писать сложные слова с соединительными буквами о – е;
- иметь знания о морфемном составе слова, уметь разбирать слова по составу, видеть
и называть части слова; образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
подбирать однокоренные слова; выделять два корня в сложных словах;
- уметь называть и подбирать антонимы и синонимы, использовать в речи
многозначные слова и фразеологизмы;
-распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы; давать им
определение с опорой на записи;
- уметь изменять имена существительные по числам, родам, вопросам (падежам);
-уметь подбирать имена прилагательные к подходящим по смыслу существительным
и наблюдать за изменением грамматических признаков;
- находить глаголы и ставить к ним вопросы, наблюдать за изменением
грамматических признаков при согласовании с существительными в роде и числе;
PAGE \* MERGEFORMAT 3

изменять глаголы по временам;
- иметь навык построения сложных предложений без союзов и с союзами;
- отличать связное высказывание (текст) от набора слов, набора предложений,
различных искаженных вариантов;
- определять
тему рассказа; основную мысль текста; последовательность
и связность предложений в тексте;
- определять
замысел
высказывания;
последовательность
развертывания
высказывания (план); связность предложений и смысловую зависимость между ними;
- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
- составлять план связного высказывания;
- самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общениедиалог;
- сравнивать, обобщать и делать вывод;
- доказывать и рассуждать.
Эти
требования конкретизируются в соответствии с особыми
образовательными потребностями обучающихся.

3.

Тематическое планирование
1 (дополнительный) класс
Наименование
Кол-во часов
разделов и тем
Всего Контроль Практич
программы
ные
еские
работы
работы
Логопедическое
2
0
0
обследование
Речь. Предложение.
24
0
0
Слово.
Гласные I ряда
8
0
0

4.

Гласные II ряда

7

0

0

5.

Твердые и мягкие
согласные
Логопедическое
обследование

56

0

0

2

0

0

№ п/п

1.
2.

6.
№ п/п

1.

Наименование
разделов и тем
программы

2.

Логопедическое
обследование
Предложение

3.
4.
5.
6.

1 класс
Кол-во часов
Всего Контроль Практич
ные
еские
работы
работы
2
0
0
5

0

0

Слово

9

0

0

Слоговой анализ и
синтез слов
Звуки речи. Звуковой
анализ и синтез слов
Ударение

7

0

0

8

0

0

4

0

0

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://
www.logoped.ru/
https://
www.logozavr.ru/
https://
www.corrects.ru/

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://
www.logoped.ru/
https://
www.logozavr.ru/
https://
www.corrects.ru/

7.

Гласные и согласные
звуки
Звонкие и глухие
согласные
Сонорные согласные

15

0

0

30

0

0

6

0

0

10. Развитие
связной
речи
11. Логопедическое
обследование

11

0

0

2

0

0

8.
9.

PAGE \* MERGEFORMAT 3

№ п/п

1.
2.

Наименование
разделов и тем
программы
Логопедическое
обследование
Предложение и слово

2 класс
Кол-во часов
Всего Контроль Практич
ные
еские
работы
работы
1
0
0
8

0

0

6

0

0

14

0

0

13

0

0

15

0

0

7.

Слогообразующая
роль
гласного.
Ударение
Твердые и мягкие
согласные звуки и
буквы
Глухие и звонкие
согласные
звуки.
Парные согласные
Согласные
звуки,
имеющие
артикуляционноакустические
сходства
Словообразование

26

0

0

8.

Предлоги и приставки

18

0

0

9.

Логопедическое
обследование

1

0

0

3.
4.
5.
6.

№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Наименование
разделов и тем
программы
Логопедическое
обследование
Предложение и слово
Слоговой анализ
синтез слова
Звуки и буквы

и

Обозначение
мягкости с помощью
мягкого знака
Обозначение
мягкости с помощью
гласных
Непарные согласные.
Глухие и звонкие

3 класс
Кол-во часов
Всего Контроль Практич
ные
еские
работы
работы
1
0
0
5

0

0

10

0

0

8

0

0

6

0

0

18

0

0

8

0

0

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://
www.logoped.ru/
https://
www.logozavr.ru/
https://
www.corrects.ru/

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://
www.logoped.ru/
https://
www.logozavr.ru/
https://
www.corrects.ru/

8.

согласные
Предложения

8

0

0

Морфологический
состав слова
10. Безударный гласный

12

0

0

8

0

0

11. Предлоги и приставки

6

0

0

12. Связная речь

13

0

0

13. Логопедическое
обследование

1

0

0

9.

№ п/п

1.

Наименование
разделов и тем
программы

2.

Логопедическое
обследование
Состав слова

3.
4.

4 класс
Кол-во часов
Всего Контроль Практич
ные
еские
работы
работы
2
0
0
12

0

0

Безударные гласные

6

0

0

Твердые и мягкие
согласные звуки и
буквы
Глухие и звонкие
согласные
звуки.
Парные согласные
Согласные
звуки,
имеющие
артикуляционноакустические
сходства
Словосочетания
и
предложения
Согласование

14

0

0

13

0

0

11

0

0

4

0

0

4

0

0

Словоизменение
прилагательных
10. Словоизменение
глаголов
11. Предлоги и приставки

4

0

0

4

0

0

4

0

0

12. Управление.
Словоизменение имен
существительных по
падежам
13. Части речи

10

0

0

4

0

0

5.
6.

7.
8.
9.

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://
www.logoped.ru/
https://
www.logozavr.ru/
https://
www.corrects.ru/

14. Связь
слов
словосочетаниях
предложениях
15. Связная речь
16. Логопедическое
обследование

в
и

4

0

0

4

0

0

2

0

0

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Поурочное планирование для обучающихся 1 (дополнительный) класс
(3 часа в неделю, 99 часа)
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.

Тема занятия

Кол-во
часов

Логопедическое обследование
Логопедическое обследование
Речь. Предложение. Слово - 24 часа
Органы речи.
Органы речи.
Речь устная и письменная.
Предложение.
Предложение.
Интонационная законченность предложения.
Интонационная законченность предложения.
Предложение и слово.
Слова – предметы.
Слова – предметы.
Слова – действия.
Слова – действия.
Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из
предложения.
Слова – признаки.
Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов,
признаках предметов.
Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов,
признаках предметов.
Слово и слог.
Слово и слог.
Деление слов на слоги.
Деление слов на слоги.
Ударение.
Ударение.
Смыслоразличительная роль ударения.
Смыслоразличительная роль ударения.
Гласные I ряда – 8 часов
Звуки и буквы.
Гласный звук а, буквы А, а.
Гласный звук а, буквы А, а.
Гласный звук о, буквы О, о.
Гласный звук о, буквы О, о.
Гласный звук у, буквы У, у.
Гласный звук ы, буква ы
Гласный звук э, буквы Э, э.
Гласные II ряда - 7 часов
Гласный звук и, буквы И, и.
Гласные буквы Е, е.
Гласные буквы Я, я.
Гласные буквы Ё, ё.

1
1

PAGE \* MERGEFORMAT 3

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.

Гласные буквы Ю, ю.
Твердые и мягкие согласные - 56 часа
Согласные звуки н, н’, буквы Н, н.
Согласные звуки н, н’, буквы Н, н.
Согласные звуки с, с’, буквы С, с.
Согласные звуки с, с’, буквы С, с.
Согласные звуки к, к’, буквы К, к.
Согласные звуки к, к’, буквы К, к.
Согласные звуки т, т, буквы Т, т.
Согласные звуки т, т, буквы Т, т.
Согласные звуки л, л, буквы Л, л.
Согласные звуки л, л, буквы Л, л.
Согласные звуки р, р’, буквы Р, р.
Согласные звуки р, р’, буквы Р, р.
Согласные звуки р, р’, буквы Р, р.
Согласные звуки в, в’, буквы В, в.
Согласные звуки в, в’, буквы В, в.
Согласные звуки п, п’, буквы П, п.
Согласные звуки п, п’, буквы П, п.
Согласные звуки м, м’, буквы М, м.
Согласные звуки м, м’, буквы М, м.
Согласные звуки з, з’, буквы З, з.
Согласные звуки з, з’, буквы З, з.
Согласные звуки б, б’, буквы Б, б.
Согласные звуки б, б’, буквы Б, б.
Согласные звуки д, д’, буквы Д, д.
Согласные звуки д, д’, буквы Д, д.
Согласные звуки г, г’, буквы Г, г.
Согласные звуки г, г’, буквы Г, г.
Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч.
Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч.
Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных
звуков.
Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных
звуков.
Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова
буквой ь.
Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова
буквой ь.
Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш.
Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж.
Звук j’, буквы Й, й.
Согласные звуки х, х’, буквы Х, х.
Согласные звуки х, х’, буквы Х, х.
Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц.
Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц.
Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ.
Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ.
Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф.
Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф.
PAGE \* MERGEFORMAT 3

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.

Разделительный мягкий знак.
Понятие о разделительном ъ знаке и его употребление на письме.
Мягкий и твёрдый разделительные знаки.
Мягкий и твёрдый разделительные знаки.
Разделительный ъ знака и его употребление на письме.
Русская азбука. Алфавит.
Русская азбука. Алфавит.
Понятие о предложении.
Большая буква в начале предложения.
Большая буква в начале предложения.
Интонационная законченность предложения.
Интонационная законченность предложения.
Составление предложения из 3-х слов.
Главные члены предложения.
Логопедическое обследование – 2 ч.
Логопедическое обследование
Логопедическое обследование

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Поурочное планирование для обучающихся 1 класса
(3 часа в неделю, 99 часов)
№
урока

Тема урока

Кол-во
уроков

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Логопедическое обследование
Логопедическое обследование
Понятие о предложении.
Большая буква в начале предложения.
Интонационная законченность предложения.
Составление предложения из 3-х слов.
Главные члены предложения.
Слово (9 часов)
Слово. Понятие.
Различение понятий «Слово-предложение».
Слова, обозначающие предмет.
Слова, обозначающие действия предмета.
Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов,
обозначающих действия.
Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из
предложения.
Слова, обозначающие признак предмета. Изменение словпризнаков по родам.
Вычленение слов-признаков на фоне других слов.
Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов,
признаках предметов.
Выделение первого слога в слове.
Слогообразующая роль гласных звуков.
Определение порядка слогов в слове
Составление слов из слогов.
Деление двусложных слов на слоги.
Деление трехсложных слов на слоги.

1
1
1
1
1
1
1

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

PAGE \* MERGEFORMAT 3

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.

Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов».
Знакомство с органами речи.
Образование звуков речи.
Работа над функциональным дыханием.
Выделение первого звука в слове.
Определение количества и места звуков в слове.
Соотношение между буквами и звуками в слове.
Соотношение между буквами и звуками в слове.
Различие звуков и букв.
Ударение. Соотношение слова с его ритмическим рисунком.
Место ударения в слове.
Смыслоразличительная роль ударения.
Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.
Гласные первого ряда.
Образование гласных [а, о, у, э, ы].
Гласные второго ряда.
Образование гласных [я, е, ю, е, и].
Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и
слов.
Образование согласных звуков.
Образование согласных звуков.
Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных.
Дифференциация гласных и согласных звуков.
Дифференциация гласных и согласных звуков.
Дифференциация гласных и согласных звуков.
Твердые и мягкие согласные.
Твердые и мягкие согласные.
Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных.
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго
ряда.
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго
ряда.
Звонкие и глухие согласные (30 часов)
Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и
глухих согласных.
Различение звонких и глухих согласных на слух и в
произношении на материале слогов и слов.
Звуки [п-п']. Буква П.
Звуки [б-б']. Буква Б.
Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и
словах.
Выделение [б-п] в предложениях.
Звуки [т-т']. Буква Т.
Звуки [д-д']. Буква Д.
Выделение звуков [д-т] в слогах и словах.
Выделение [д-т] в предложениях.
Звуки [г-г']. Буква Г.
Звуки [к-к']. Буква К.
Выделение звуков [к-г] в слогах и словах.
Выделение [г-к] в предложениях.
PAGE \* MERGEFORMAT 3

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.

Звуки [с-с']. Буква С.
Звуки [з-з']. Буква 3.
Дифференциация з-с в слогах и словах.
Дифференциация з-с в предложениях.
Звуки [в-в']. Буква В.
Звуки [ф-ф']. Буква Ф.
Дифференциация в-ф в слогах и словах.
Дифференциация в-ф в предложениях.
Звук [ш]. Буква Ш.
Звук [ж]. Буква Ж.
Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах.
Дифференциация Ш-Ж в предложениях.
Звук [Ч]. Буква Ч.
Звук [Щ]. Буква Щ.
Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах.
Дифференциация [ч-щ] в предложениях.
Сонорные согласные (6 часов)
Звук [Л]. Буква Л.
Звук [Р]. Буква Р.
Дифференциация [р-л] в слогах и словах.
Дифференциация [р-л] в слогах и словах.
Дифференциация [р-л] в предложениях.
Дифференциация [р-л] в предложениях.
Развитие связной речи (11 часов)
Обучение последовательному пересказу по вопросам.
Обучение последовательному пересказу по вопросам.
Обучение последовательному пересказу с опорой на действия.
Обучение последовательному пересказу с опорой на действия.
Обучение последовательному пересказу с опорой на действия.
Обучение последовательному пересказу с опорой на действия.
Обучение последовательному пересказу с опорой на действия.
Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные
картинки.
Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные
картинки.
Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные
картинки.
Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные
картинки.
Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные
картинки.
Логопедическое обследование – 1 ч
Логопедическое обследование

Поурочное планирование для обучающихся 2 класса
(3 часа в неделю, 102 часа)
PAGE \* MERGEFORMAT 3

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

№
урока

Тема урока

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Кол-во
уроков

1.

1

30.

Логопедическое обследование
Предложение и слово (8 часов)
Предложение и слово.
Анализ предложения.
Главные члены предложения.
Интонационная законченность предложения.
Слова, обозначающие предмет.
Слова, обозначающие действие предмета.
Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов.
Слова, обозначающие признак предмета.
Слогообразующая роль гласного. Ударение (6 часов)
Слогообразующая роль гласного.
Слоговой анализ и синтез слов.
Слог. Деление слов на слоги.
Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов.
Ударение.
Выделение ударного гласного и ударного слога в слове.
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы (14 часов)
Мягкий знак на конце слова.
Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.
Мягкий знак в середине слова.
Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова.
Разделительный мягкий знак.
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и
предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и
предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и
предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и
предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и
предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и
предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и
предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и
предложениях устно и на письме.
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные (13 часов)
Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков.

31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.

Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи.
Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи.
Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи.
Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи.
Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи.
Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи.
Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи.
Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи.

1
1
1
1
1
1
1
1

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

PAGE \* MERGEFORMAT 3

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

39. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи.
1
40. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи.
1
41. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи.
1
42. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи.
1
Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства (15 часов)
43. Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях.
1
44. Дифференциация [з-ж] в связной речи.
1
45. Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях.
1
46. Дифференциация [с-ш] в связной речи.
1
47. Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях.
1
48. Дифференциация [ч-ть] в связной речи.
1
49. Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и предложениях.
1
50. Дифференциация [с-ц] в связной речи.
1
51. Дифференциация [сь-щ] в слогах, словах и предложениях.
1
52. Дифференциация [сь-щ] в связной речи.
1
53. Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях.
1
54. Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях.
1
55. Дифференциация [ц-т] в связной речи.
1
56. Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях.
1
57. Дифференциация [ц-ч] в связной речи.
1
Словообразование (26 часов)
58. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных
1
суффиксов.
59. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных
1
суффиксов.
60. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных
1
суффиксов.
61. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных
1
суффиксов.
62. Суффиксы профессий.
1
63. Суффиксы профессий.
1
64. Суффиксы профессий.
1
65. Суффиксы в образовании детёнышей животных.
1
66. Суффиксы в образовании детёнышей животных.
1
67. Суффиксы в образовании детёнышей животных.
1
68. Суффиксы прилагательных.
1
69. Суффиксы прилагательных.
1
70. Суффиксы прилагательных.
1
71. Согласование прилагательного с существительным в роде и
1
числе.
72. Согласование прилагательного с существительным в роде и
1
числе.
73. Суффиксы наречий.
1
74. Суффиксы наречий.
1
75. Суффиксы глаголов.
1
76. Суффиксы глаголов.
1
77. Суффиксы глаголов.
1
78. Образование слов при помощи приставок.
1
79. Образование слов при помощи приставок.
1
80. Образование слов при помощи приставок.
1
PAGE \* MERGEFORMAT 3

Предлоги и приставки (18 часов)
Практическое знакомство с предлогами.
Предлоги: в, из, на, с, их дифференциация.
Предлоги: в, из, на, с, их дифференциация.
Предлоги: в, из, на, с, их дифференциация.
Предлоги: в, из, на, с, их дифференциация.
Предлоги: от, к, до
Предлоги: для, без, над,
Предлоги: под, за, из-за, из
Предлоги: под, из-под
Предлоги: на, по, с (со)
Предлоги: через, сквозь, между
Предлоги: перед, вокруг
Предлоги: у, около
Предлоги: возле, про
Предлоги: о, об (обо), по, к.
Закрепление предлогов.
Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.
Составление предложений из заданных слов с предлогами.
Дифференциация предлогов и приставок.
Употребление предлогов в связной речи.
Логопедическое обследование -2 ч
101. Логопедическое обследование
102. Логопедическое обследование
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Поурочное планирование для обучающихся 3 класса
(3 часа в неделю, 102 часа)
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Тема урока
Логопедическое обследование
Предложение и слово - 5 часов
Речь и предложение.
Речь и предложение.
Речь и предложение.
Предложение и слово.
Предложение и слово.
Слоговой анализ и синтез слова - 10 часов
Слово и слог.
Уточнение понятий.
Выделение первого слога в слове.
Слогообразующая роль гласных букв.
Слогообразующая роль гласных букв.
Определение количества слогов в слове.
Составление слов из слогов.
Составление слов из слогов.
Деление слов на слоги.
Деление слов на слоги.
Звуки и буквы - 8 часов
PAGE \* MERGEFORMAT 3

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

Звуки и буквы.
Уточнение понятий.
Определение и сравнение количества звуков и букв в словах.
Гласные звуки и буквы.
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
Согласные звуки и буквы.
Твёрдые и мягкие согласные.
Твёрдые и мягкие согласные.
Обозначение мягкости с помощью мягкого знака - 6 часов
Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь.
Мягкий знак в конце слова.
Мягкий знак в конце слова.
Мягкий знак в середине слова.
Разделительный мягкий знак.
Сравнение по смыслу и произношению.
Обозначение мягкости с помощью гласных -18 часов
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я.
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я.
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я.
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё.
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё.
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё.
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю.
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю.
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю.
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И.
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И.
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И.
Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.
Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.
Непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц].
Непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц].
Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ], [й].
Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ], [й].
Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные - 8 часов
Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ.
Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ.
Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н.
Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н.
Оглушение звонких согласных в середине слова.
Оглушение звонких согласных в середине слова.
Оглушение звонких согласных на конце слов.
Оглушение звонких согласных на конце слов.
Повествовательные предложения.
Повествовательные предложения.
Использование в речи притяжательных прилагательных.
Вопросительные предложения.
Использование в речи относительных прилагательных.
Восклицательные предложения.
Восклицательные предложения.
PAGE \* MERGEFORMAT 3

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.

№
урока
1.
2.

Использование в речи качественных прилагательных.
Корень как главная часть слова.
Корень как главная часть слова.
Родственные слова.
Упражнение в подборе родственных слов.
Однокоренные слова, не являющиеся родственными.
Дифференциация родственных и однокоренных слов.
Сложные слова.
Соединительная гласная е или о в середине слова.
Приставка. Префиксальный способ образования слов.
Суффикс.
Суффиксальный способ образования слов.
Окончание.
Безударные гласные в корне.
Безударные гласные в корне.
Безударные гласные в корне.
Антонимы.
Антонимы.
Антонимы.
Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.
Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.
Соотнесение предлогов и глагольных приставок.
Слова-синонимы.
Слитное написание слов с приставками.
Раздельное написание слов с предлогами.
Соотнесение предлогов с глагольными приставками.
«Не» с глаголами.
Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок.
Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок.
Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок.
Пересказ с опорой на сюжетную картинку.
Пересказ с опорой на сюжетную картинку.
Пересказ по вопросам.
Пересказ по вопросам.
Пересказ текста по опорным словам.
Пересказ текста по предметным картинкам.
Пересказ текста по предметным картинкам.
Логопедическое обследование
Логопедическое обследование

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Поурочное планирование для обучающихся 4 класса
(3 часа в неделю, 102 часа)
Тема урока
Кол-во часов
Логопедическое обследование
Логопедическое обследование
PAGE \* MERGEFORMAT 3

1
1

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

35.
36.
37.

Состав слова (12 часов)
Состав слова.
1
Корень как главная часть слова.
1
Суффикс.
1
Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
1
Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
1
Суффиксы профессий.
1
Суффиксы прилагательных.
1
Приставка.
1
Приставки пространственного значения.
1
Приставки временного значения.
1
Многозначные приставки.
1
Окончание.
1
Безударные гласные - 6 часов
Безударные гласные.
1
Определение безударного гласного в корне, требующего
1
проверки.
Выделение слов с безударным гласным.
1
Выделение слов с безударным гласным.
1
Слова – антонимы.
1
Слова – антонимы.
1
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы - 14 часов
Мягкий знак на конце слова.
1
Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.
1
Мягкий знак в середине слова.
1
Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине
1
слова.
Разделительный мягкий знак.
1
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
1
Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и
1
предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и
1
предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и
1
предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и
1
предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и
1
предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и
1
предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и
1
предложениях устно и на письме.
Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и
1
предложениях устно и на письме.
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные (13
часов)
Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков.
1
Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи.
1
Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи.
1
PAGE \* MERGEFORMAT 3

38. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи.
39. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи.
40. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи.
41. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи.
42. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи.
43. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи.
44. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи.
45. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи.
46. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи.
47. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи.
Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические
сходства (11 часов)
48. Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях.
49. Дифференциация [з-ж] в связной речи.
50. Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях.
Дифференциация [с-ш] в связной речи.
51. Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях.
Дифференциация [ч-ть] в связной речи.
52. Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и предложениях.
Дифференциация [с-ц] в связной речи.
53. Дифференциация [сь-щ] в слогах, словах и предложениях.
Дифференциация [сь-щ] в связной речи.
54. Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях.
55. Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях.
56. Дифференциация [ц-т] в связной речи.
57. Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях.
58. Дифференциация [ц-ч] в связной речи.
Словосочетания и предложения - 4 часа
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.

71.
72.

Словосочетание и предложение.
Выделение словосочетаний из предложений.
Составление предложений из словосочетаний.
Составление предложений из словосочетаний.
Согласование - 4 часа
Согласование.
Согласование слов в числе.
Согласование слов в числе.
Согласование слов в роде.
Словоизменение прилагательных -4 часа
Согласование имени существительного с именем
прилагательным в роде.
Согласование имени существительного с именем
прилагательным в роде.
Согласование
имен
прилагательных
с
именами
существительными по падежам.
Согласование
имен
прилагательных
с
именами
существительными по падежам.
Словоизменение глаголов - 4 часа
Настоящее время глаголов.
Согласование глаголов с именами существительными в
PAGE \* MERGEFORMAT 3

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

73.
74.
75.

числе.
Прошедшее время глаголов.
Согласование глаголов с именами существительными в
роде.
Предлоги и приставки -4 часа
Соотнесение предлогов и глагольных приставок.

76.
77.

1
1
1

Слова – синонимы.
1
Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное
1
написание с приставками.
78. Дифференциация предлогов и приставок.
1
Управление. Словоизменение имен существительных по падежам - 10часов
79. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный
1
падеж).
80. Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный
1
падеж).
81. Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный
1
падеж).
82. Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный
1
падеж).
83. Родительный или винительный?
1
84. Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный
1
падеж).
85. Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем?
1
(предложный падеж).
86. Множественное число имен существительных.
1
87. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный
1
падеж. Винительный падеж. Творительный падеж.
Предложный падеж.
88. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и
1
предложениях.
Части речи - 4 часа
89. Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи.
1
90. Составление предложений по вопросам и опорным
1
словосочетаниям.
91. Понятие о второстепенных членах предложения.
1
92. Подбор прилагательных к словам – предметам.
1
Связь слов в словосочетаниях и предложениях - 4 часа
93. Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний.
1
94. Определение значения. Составление предложений по
1
картинкам.
95. Простые предложения. Составление предложений по
1
картинкам.
96. Сложные предложения. Распространение и сокращение.
1
Восстановление деформированного текста.
Связная речь - 4 часа
97. Составление рассказа из предложений, данных вразбивку.
1
PAGE \* MERGEFORMAT 3

98. Составление рассказа по его началу.
99. Составление рассказа по данному концу.
100. Составление вступления и заключения
Составление рассказа по данному плану.
101. Логопедическое обследование
102. Логопедическое обследование

к

рассказу.

1
1
1
1
1

Учебники и учебные пособия
1.
Аскульская Л.В. Предупреждение и коррекция дизорфографии у детей 2-5 классов
общеобразовательной школы: конспекты занятий с СД-диском: пособие для логопеда. - М.:
Владос– 127 с.
2.
Крутецкая В.А.90 эффективных упражненийдля исправления дисграфииСПб.Издательский Дом «Литера», 96 с.ил.- (Серия «Азбука письма»
3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у
младших школьников. – Сан.- Петербург. Изд-во «Союз», – 189 с.
4. Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и письма, их коррекция у младших школьников», С-П,
Союз,
5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Нарушение чтения и письма у младших школьников.
Диагностика и коррекция – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз»,– 224 с.
6.
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Гном,– 184 с.
7.
Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и
коррекции оптической дисграфии.- 2-е изд., испр. – М.: Издательство Гном, - 32 с.
8.
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции
дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.- 2-е изд., испр. – М.:
Издательство Гном, - 48 с.
9.
Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции
аграмматической дисграфии.- 2-е изд., испр. – М.: Издательство Гном, - 48 с.
10. Яворская О.Н.Занимательные задания логопеда для школьников (2-3 класс)/- СанктПетербург : КАРО, 176 с. –(Мастер – класс логопеда)
11. Яров Е.А..Речевое развитие младших школьников. Учебно- методическое пособие.Екатеринбург.Форум -книга.-400 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».