1 «Школа без хорошей библиотеки так же противоестественна, как квартира без кухни». Я.А.Андерсен 1. Вводнаячасть Основными задачами ШИБЦ являются: Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путембиблиотечно-библиографическогои информационного обслуживания учащихся ипедагогов. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя,информационнойкультурыикультурычтения. Совершенствование традиционных и освоение новых технологий. Направления деятельности ШИБЦ. Постоянная активная работа с учащимися, направленная на пробуждение и поддержание интереса к чтению и литературе. Организация различных литературных обзоров с целью предоставления доступной информации о тех или иных изданиях, произведениях. Различные акции и мероприятия, которые обычно приурочиваются к памятным датам, важным событиям литературного мира. (общешкольные, классные, для отдельныхпараллелей). Работа с литературными фондами. Проведение уроков культуры чтения. Поддержание взаимодействия с педагогами и родителями учащихся для постоянного обмена знаниями, получения новой полезной информации, предоставленияконсультаций. Основные функции ЩИБЦ. Образовательная– поддерживать и обеспечивать образовательные цели школы. Информационная–предоставлять возможность использовать информацию. Культурная – принимать участие в организации мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитиюучащихся. Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе. 2. Формирование фонда ЩИБЦ № п/п 1. 2. Содержание работы I. Работа с фондом учебной литературы Комплектование фонда учебной литературы на учебный год. а)работа в АИС-книгозаказ; б) составление совместно с учителями – предметниками заказа научебники; в)подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году; г)утверждение списка учебников, используемых в ОУ на новый учебный год д)осуществление контроля за выполнением заказа; е)прием и обработка поступивших учебников Составление отчетных документов, диагностика уровня Обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой. 2 Срок исполнения ноябрь–май январь февраль мартапрель июнь по мере поступления сентябрь, май 3. Прием и выдача учебников(по графику). 4. 5. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях Учебников и учебных пособий. Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены программ. Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам). Работа с обменно-резервным фондом учебников: ведение учета; хранение. II. Работа с фондом художественной литературы. Своевременное проведение обработки регистрации. Обеспечение свободного доступа в библиотеке Выдача изданий читателям Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах. Ведение работы по сохранности фонда. -обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке -ведение тетради учета в замен утерянных -организация работ по мелкому ремонту и переплету -выявление должников2 раза в учебном году -обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. Раз в месяц- санитарный день: выполнение санитарной обработки помещений с использованием антисептиков. Списание фонда с учетом ветхости и морального износа. 6. Выявление в библиотечном фонде запрещённой литературы. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4. 1. 2. III. Комплектование фонда периодики. Оформление подписки на 1полугодие 2025года. Контроль доставки Оформление подписки на 2 полугодие 2025года. Контроль доставки 3.Справочно-библиографическаяработа 1. Проведение библиотечно-библиографических занятий Выполнение тематических, фактических и информационных справок. 4.Работа с читателями. № Содержание работы п/п I. Работа с учащимися школы. 1. Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, Технический персонал, родителей. 2. Обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и учителей. 3. Рекомендательные беседы при выдаче книг. 4. Беседы о прочитанном. Рекомендательные и рекламные беседы о новых изданиях, 5. поступивших в библиотеку. 6 Проведение ежегодного школьного конкурса«Лучший читатель года», «Лучший читающий класс школы» 2. 3 май–июнь август помере поступления май–июнь 2 разавгод майсентябрь по мере поступления постоянно постоянно постоянно Июнь, август 1разв2 месяца ноябрь апрель По плану Втечение года Срок исполнения постоянно постоянно постоянно постоянно По мере поступления Октябрьапрель II. Работа с педагогическим коллективом. Информирование классных руководителей о чтении и посещении библиотеки класса. IV. Работа с родительской общественностью Информирование родительскойобщественности: - о порядке обеспечения учащихся учебниками и учебными пособиями -о перечне необходимых учебников, учебных пособий, входящих в комплект учебной литературы данного класса на предстоящий год V. Введение страницы «Библиотека» на школьном сайте 1раз в четверть Общешкол ьные, классные род. собр. 5.Массоваяработа. № Содержаниеработы 1. 2. Срок испол нения Выставка книг к предметным неделям:«С книгой в мир интересных наук». Оформлениекнижныхвыставокиэкспозицийкзнаменательными памятным датам: *130 лет со дня рождения Анастасии Ивановны Цветаевой, (1894-1993) 26.09 *150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874-1947), 27.09 живописца, археолога, путешественника *120 лет со дня рождения Николая Алексеевича Островского (1904-1936), 29.09 *195 лет со дня рождения Ивана Саввича Никитина (1824-1861), рус. поэта. 03.10 * 120 лет со дня рождения Алексея Александровича Суркова (1899-1983), 03.10 *115 лет со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Нагишкина (1909-1961), 13.10 советского писателя. *215 лет со дня рождения Алексея Васильевича Кольцова (1809-1842), 13.10 *215 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841), 15.10 *90лет со дня рождения Кира Булычёва (Игорь Всеволодович Можейко), 15.10 (1934-2003), российского писателя-фантаста, учёного-востоковеда. 18.10 *90 лет со дня рождения Александры Николаевны Пахмутовой (1929), 09.11 российского композитора. *155 лет со дня рождения Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869-1945), 20.11 русской писательницы, поэтессы, литературного критика. *295 лет со дня рож. Александра Васильевича Суворова (1729-1800), 24.11 русского полководца. * 160 лет со дня рождения Анатолия Леонидовича Дурова (1864-1916), 08.12 великого русского клоуна и дрессировщика. *205 лет со дня рождения Якова Петровича Полонского (1819-1898), 18.12 *105 лет со дня рождения Николая Ивановича Сладкова, (1920-1996). 01.01 * 230 лет со дня рож. Александра Сергеевича Грибоедова (1795–1829), 15.01 *100 лет со дня рожд. писателя Евгения Ивановича Носова (1925–2002), 15.01 *125 лет со дня рожд. Михаила Васильевича Исаковского (1900-1973), 19.01 *165 лет со дня Антона Павловича Чехова (1860–1904), писателя, 29.01 * 135 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака (1890–1960), 10.02 *280 лет со дня рождения Федора Федоровича Ушакова (1745-1817), 24.02 флотоводца, адмирала, одного из создателей Черноморского флота * 105 лет со дня рождения Федора Александровича Абрамова (1920–1983), 28.02 *225 лет со дня рождения Евгения Абрамовича Боратынского (1800-1844, 02.03 * 210 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова (1815–1869), поэта 06.03 4 *120 лет со дня рождения Юрия Алексеевича Васнецова (1900-1973), *280 лет со дня рождения Дениса Ивановича Фонвизина (1745–1792), *120 лет со дня рождения М.Шолохова *85 лет со дня рождения Иосифа Александровича Бродского, (1940 – 1996) *110 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского, поэта 3. Выставки книг к юбилейным датам зарубежных писателей: *235 лет со дня рождения Джеймса Фенимора Купера (1789-1851), американского писателя. *175 лет со дня рождения Оскара Уайльда (1854-1900), англ.драматурга *265 лет со дня рождения Фридриха Шиллера (1759-1805), немецкого поэта, драматурга. *330лет со дня рождения Вольтера (Франсуа Мари Оруэ), (1694-1778), французского писателя, философа, историка. *100 лет со дня рождения Джеральда Малколма Даррелла (1925–1995), английского зоолога и писателя *220 лет со дня рождения ХансаКристиана Андерсена, датского писателясказочника (1805-1875) *125 лет со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери (1900-1944), французского писателя 4. Выставки книг–юбиляров. 5. 6. Цикл мероприятий к знаменательными памятным датам (подбор стихов, сценариев) Конкурсы: *Школьный конкурс «Лидер чтения» * Областная акция тотального чтения «День чтения» *Конкурс «Живая классика» *Конкурс рисунков «Страница любимой книги» 10.03 14.04 24.05 24.05 21.06 В теч. г. 15.09 16.10 10.11 21.11 07.01 02.04 29.06 втеч. года 21.09 09.10 20.01 20.03 Ежемесячное планирование мероприятий 1. 2. *Литературный час «Мастер приключенческого жанра»Д. Ф. Купер *Областная акция «День чтения»: 1.Лига глотателей текста (чтение на скорость) 2.Конкурс рисунков «Мой любимый герой из сказок А.С.Пушкина» 3.Марафон громких чтений «Читаем произведения А.С.Пушкина» 4.Марафон громких чтений «Сказы Бажова и М-Сибиряка» 5. Викторина «Тайна малахитовой шкатулки» 6. Литературное путешествие по произведениям А.С.Пушкина: 7. Квиз – литературно-интеллектуальная игра 8.Эссе«Книга в моей жизни» *Урок -портрет «Звезды и небо! – а я человек!..» М. Ю. Лермонтов *Классная встреча «Профессия библиотекарь» 5 7 кл. 15.09 9.10 1-11 кл 1-4 кл. 1-4 кл. 5 кл. 6 кл. 7-8 кл. 9 кл. 10 кл. 9-11кл. 15.10 5-6 кл. 24.10 3. 3. 4. *Библиотечный конкурс «Мама, папа, я- читающая семья» *Устный журнал по страницам журнала «Тошка» * Литературный портрет «Кир Булычёв» * Литературный квест «Чтение –вот главное учение» 5. *Игра-путешествие «Путешествие по книгам Сладкова» *Литературное путешествие «Сатирический смех Чехова» 6. 7. *Школьный этап конкурса «Живая классика» *Неделя детской книги: 1 день- Книги юбиляры 1-4 кл 1-3 кл.. 6 кл. 5 -7 кл 1.11 30.11 2.12 14.12 4-5 кл. 8 кл. 5-11 кл. 16.01 29.01 февраль 1-8 кл. март 9 кл. Апрель 7.04 14.04 6.05 12.05 2 день- «Волшебный мир сказок Андерсена» 3 день-Литературный портрет «Нравственные принципы Маленького принца» 4 день – Читаем книги о В.О.В. 5 день- Культурное наследие марийского народа. 8. 9. 10. * Литературный час по произведениям Грибоедова и Фонвизина «Служить бы рад...» * Литературный портрет Александра Трифоновича Твардовского *Информационный час «Память сердца» посвящённый Международному Дню освобождения узников фашистских лагерей *Историческая викторина «Этих дней не смолкнет слава» Мероприятия по плану детского пришкольного лагеря 8 кл. 8 кл 7 кл. 1-6 кл. 6.Реклама ЩИБЦ № Содержаниеработы 1. Создание фирменного стиля: -эстетическое оформление библиотеки -оформление выставок, разделителей; 2. Реклама о деятельности библиотеки: - устная (во время перемен, на классных собраниях) - наглядная (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой) - мероприятия, посвященные дню школьных библиотек 7.Повышение квалификации 1. Участие в районных совещаниях, проводимых управлением образования района и РМО библиотекарей. 2. Работа по самообразованию с использованием опыта лучших школьных библиотекарей: - изучение локальных актов, касающихся работы - участие в работе «круглых столов»; - подписка электронного журнала «Школьная библиотека» 3. Участие в различных профессиональных конкурсах 8.Взаимодействие с библиотеками района 1. Обмен учебными изданиями с другими школьными библиотеками района 2. Взаимодействие с сельской библиотекой 9.Перспективы развития ШИБЦ Содержание работ № 1. Выполнение плана по развитию ЩИБЦ 6 июнь Срок исп. В течение года октябрь В течении года В течении года В течении года Август Постоянно Срок испол. Втечение года