Рабочая программа дополнительного образования - Шашки (1)

Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования,
на основе программы Клочковой М.В. «Шашки»
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости
шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра
прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как
интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота
комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не
оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. Правила игры в шашки
просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное
мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в
шашки - дело далеко не легкое и непростое, так как игра эта содержит в себе много
трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность
игры в шашки. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более
популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шашек в школе
можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях
дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически
мыслить, что и определяет его актуальность. Отличительной особенностью данной
программы является больший акцент на начальную подготовку детей младшего возраста,
начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней
детализации.
Вид программы – модифицированная.
Цель программы:
• подготовка юных шашистов, владеющих базовыми навыками стратегии и техники
шашечной борьбы
Задачи:
Обучающие:
• Обучение основам шашечной игры;
• Подготовка квалифицированных спортсменов;
• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
• Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям,
имеющим спортивную и творческую направленность;
• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности,
уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
• развитие стремления детей к самостоятельности;
• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения
производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
• Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Занятия проводятся по одному часу в неделю в первом классе. За год 33 часа.
Продолжительность занятия 40 минут.

Отличительные особенности программы:
Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет еѐ
привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным
игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических
и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов,
составление оригинального плана в игре – всѐ это нужно отнести к категории творчества.
Программа служит для того, чтобы учащиеся смогли овладеть этой игрой в объѐме
начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
Этапы реализации программы: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе обучения учащиеся знакомятся с историей развития шашек,
правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
На втором основном этапе учащиеся изучают основы теории шашечной игры, тактические
приёмы, основы игры в окончаниях, с композицией и дебютами. Вместе с этим проводят
тренировочные игры и турниры.
На заключительном этапе учащиеся закрепляют полученные знания, проводятся опросы и
зачёты, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
Форма проведения занятий
 беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
 тренировочные игры;
 шашечные турниры.
Методы проведения занятий
 словесный: рассказ, беседа, объяснение;
 наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
 практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов,
соревнования, работа над ошибками.
Планируемые и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение обучающимся определенных личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Результатыв направлении личностного развития:









способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
внутренняя позиция школьника
на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные
моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебнопознавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи.
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так
и окружающих людей;
развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;





знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания ;
установка на здоровый образ жизни;
эмпатия
как понимание чувств других людей и сопереживание им.
В метапредметном направлении


строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

владеть общим приёмом решения задач.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;

обобщать.т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,

выделение существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии

допускать возможность существования у людей различных тoчек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи.
В предметном направлении:
Обучающийся научится:
 правилам игры;
 познакомится со стадиями партии, принципы равновесия сил, понятия оппозиции,
размена, темпа, наиболее простые, часто встречающиеся ловушки в начале
партии;
 простейшие приемы выигрыша в шашки,
 знакомитися с понятиями «угроза», «застава», «столбняк», построение «петель» в
окончаниях, «треугольник Петрова»
 познакомится с ключевыми понятиями программы:
(комбинация, жертва, атака, защита, дебют; окончание, тактика, стратегия, угроза,
связка).
 узнает три отличия международных шашек от русских, что такое концовка,
задача, этюд, уметь применять правила игры на практике, рассчитывать

соотношение сил в любой момент партии, производить размены, проводить
простейшие комбинации, ставить известные ловушки и самому не попадаться на
них,
доводить до конца простые выигрышные окончания, выигрывать
окончания построением «треугольника Петрова», решать одноходовые и
двухходовые концовки.
Учебно-тематический план

№

Количество часов
Тема
Всего

Теория

практика

1

Шахматная доска и фигуры

2

1

1

2

Ходы и взятие фигур

4

2

2

3

Цель и результат шашечной
партии
Общие принципы разыгрывание
партии

4

2

2

6

2

4

5

Особенности хода «дамки»

2

1

1

6

8

2

6

7

Тактические приемы и
особенности их применения
Шашечный турнир

8

Игра «уголки»

2

1

1

9

Игра «поддавки»

2

1

1

10

Подведение итогов года

1

4

3

3

1

Календарно – тематическое планирование

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Тема
Шахматная (шашечная) доска и фигуры
Место шашек в мировой культуре
Ходы и взятие фигур.
Упражнение на выполнение ходов пешками
Упражнение на выполнение ходов пешками
Тренировочные упражнения по закреплению знаний о
шахматной (шашечной) доске
Тренировочные упражнения по закреплению знаний о
шахматной (шашечной)доске
Цель и результат шашечной партии.Способы защиты
Открытые и двойные ходы
Выигрыш, ничья
Решение упражнений на выигрыш в различное количество
ходов
Понятие о шашечном турнир
Правила поведения при игре в шашечных турнирах
Анализ учебных партий
Игровая практика
Особенности хода «дамки»
Упражнения на выполнение ходов дамкой
Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали
Двойной удар. Открытое нападение
Двойной удар. Открытое нападение
Разрушение пешечного перекрытия, освобождение
пространства
Разрушение пешечного перекрытия, освобождение
пространства
Понятие о комбинации
Разрушение пешечного перекрытия, освобождение
пространства
Шашечный турнир
Шашечный турнир
Игра «уголки»
Игра «уголки»
Игра «поддавки»
Игра «поддавки»
Тактические приемы
Шашечный турнир
Подведение итогов года

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание разделов программы
1. Шахматная доска и фигуры
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии
личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о
здоровом образе жизни.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении
шашек.
2. Ходы и взятие фигур
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по
маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности
фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
3. Цель и результат шашечной партии
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода.
Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное
количество ходов.
4. Общие принципы разыгрывание партии
Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных
турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ
учебных партий, игровая практика.
5. Особенности хода «дамки»
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по
маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности
фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
6. Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды
связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного
перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о
комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на
определенную и на неизвестную темы.
7. Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов
юных шашистов с приглашением родителей учащихся
8. Игра «уголки»
9. Игра «поддавки»
10. Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов
юных шашистов с приглашением родителей учащихся

Список используемой литературы для детей
Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе //
Шахматный всеобуч – 1996 - №3
Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной
школе// Начальное образование. – 2006. - №4

Список используемой литературы для учителя
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011
Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе //
Шахматный всеобуч – 1996 - №3
Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной
школе// Начальное образование. – 2006. - №4







Перечень дидактических материалов
набор концовок и этюдов для решения позиций;
диски с компьютерными программами «Шашки»
Материально-техническое обеспечение программы
учебный кабинет со столами и стульями,
комплекты шашек и досок – 15 комплектов
тетради, ручки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».