Пояснительная записка Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе программы Клочковой М.В. «Шашки» Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и непростое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шашек в школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить, что и определяет его актуальность. Отличительной особенностью данной программы является больший акцент на начальную подготовку детей младшего возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации. Вид программы – модифицированная. Цель программы: • подготовка юных шашистов, владеющих базовыми навыками стратегии и техники шашечной борьбы Задачи: Обучающие: • Обучение основам шашечной игры; • Подготовка квалифицированных спортсменов; • Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры. Воспитательные: • Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; • Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма; • Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике. Развивающие: • развитие стремления детей к самостоятельности; • Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление; • Осуществление всестороннего физического развития воспитанников. Занятия проводятся по одному часу в неделю в первом классе. За год 33 часа. Продолжительность занятия 40 минут. Отличительные особенности программы: Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет еѐ привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всѐ это нужно отнести к категории творчества. Программа служит для того, чтобы учащиеся смогли овладеть этой игрой в объѐме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике. Этапы реализации программы: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе обучения учащиеся знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры. На втором основном этапе учащиеся изучают основы теории шашечной игры, тактические приёмы, основы игры в окончаниях, с композицией и дебютами. Вместе с этим проводят тренировочные игры и турниры. На заключительном этапе учащиеся закрепляют полученные знания, проводятся опросы и зачёты, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год. Форма проведения занятий беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; тренировочные игры; шашечные турниры. Методы проведения занятий словесный: рассказ, беседа, объяснение; наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске; практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками. Планируемые и предметные результаты освоения учебного предмета Программа обеспечивает достижение обучающимся определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Результатыв направлении личностного развития: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания ; установка на здоровый образ жизни; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. В метапредметном направлении строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; владеть общим приёмом решения задач. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать.т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии допускать возможность существования у людей различных тoчек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. В предметном направлении: Обучающийся научится: правилам игры; познакомится со стадиями партии, принципы равновесия сил, понятия оппозиции, размена, темпа, наиболее простые, часто встречающиеся ловушки в начале партии; простейшие приемы выигрыша в шашки, знакомитися с понятиями «угроза», «застава», «столбняк», построение «петель» в окончаниях, «треугольник Петрова» познакомится с ключевыми понятиями программы: (комбинация, жертва, атака, защита, дебют; окончание, тактика, стратегия, угроза, связка). узнает три отличия международных шашек от русских, что такое концовка, задача, этюд, уметь применять правила игры на практике, рассчитывать соотношение сил в любой момент партии, производить размены, проводить простейшие комбинации, ставить известные ловушки и самому не попадаться на них, доводить до конца простые выигрышные окончания, выигрывать окончания построением «треугольника Петрова», решать одноходовые и двухходовые концовки. Учебно-тематический план № Количество часов Тема Всего Теория практика 1 Шахматная доска и фигуры 2 1 1 2 Ходы и взятие фигур 4 2 2 3 Цель и результат шашечной партии Общие принципы разыгрывание партии 4 2 2 6 2 4 5 Особенности хода «дамки» 2 1 1 6 8 2 6 7 Тактические приемы и особенности их применения Шашечный турнир 8 Игра «уголки» 2 1 1 9 Игра «поддавки» 2 1 1 10 Подведение итогов года 1 4 3 3 1 Календарно – тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Тема Шахматная (шашечная) доска и фигуры Место шашек в мировой культуре Ходы и взятие фигур. Упражнение на выполнение ходов пешками Упражнение на выполнение ходов пешками Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной (шашечной) доске Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной (шашечной)доске Цель и результат шашечной партии.Способы защиты Открытые и двойные ходы Выигрыш, ничья Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов Понятие о шашечном турнир Правила поведения при игре в шашечных турнирах Анализ учебных партий Игровая практика Особенности хода «дамки» Упражнения на выполнение ходов дамкой Тактические приемы и особенности их применения Слабость крайней горизонтали Двойной удар. Открытое нападение Двойной удар. Открытое нападение Разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства Разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства Понятие о комбинации Разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства Шашечный турнир Шашечный турнир Игра «уголки» Игра «уголки» Игра «поддавки» Игра «поддавки» Тактические приемы Шашечный турнир Подведение итогов года Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание разделов программы 1. Шахматная доска и фигуры Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек. 2. Ходы и взятие фигур Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 3. Цель и результат шашечной партии Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. 4. Общие принципы разыгрывание партии Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика. 5. Особенности хода «дамки» Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 6. Тактические приемы и особенности их применения Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы. 7. Шашечный турнир Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся 8. Игра «уголки» 9. Игра «поддавки» 10. Подведение итогов года Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся Список используемой литературы для детей Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996 Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3 Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4 Список используемой литературы для учителя Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011 Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996 Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3 Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4 Перечень дидактических материалов набор концовок и этюдов для решения позиций; диски с компьютерными программами «Шашки» Материально-техническое обеспечение программы учебный кабинет со столами и стульями, комплекты шашек и досок – 15 комплектов тетради, ручки