Составитель: Тёплых О.Н. педагог дополнительного образования 1 Пояснительная записка Программа «Юный журналист» направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения. Данная программа является социальной, в отличие от базового образования, остающегося предметно ориентированным. Органичное сочетание в школе обоих видов образования поможет как развитию отдельного подростка, так и образовательного учреждения. Актуальность программы Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объёма информации, к её быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Во многих школах, клубах выпускаются тематические стенгазеты, информационные листы, рассказывающие о событиях школьной жизни, о проблемах молодежи, об интересных людях. Газета дает подросткам возможность реализовать свои способности, включиться в систему новых социальных отношений. Но школьникам не хватает знаний в области публицистики. Программа «Юный журналист» предусматривает не только знакомство с теорией журналистики и малых жанров художественной литературы, но и обучение основам журналистского ремесла. Именно в сочетании социальной, культурологической, профориентационной и досуговой направленности данной программы заключается ее своеобразие. Раздел по истории журналистики знакомит со структурой, проблематикой и публикациями известных журналов, начиная с пушкинского «Современника»; кроме основных жанров публицистики, изучается теория и практика малых художественных жанров. В программе последовательно реализуется принцип социализации, предполагающий установку на творческий продукт. Концепция данной программы предполагает проектирование занятий с использованием информационных технологий, обучение в сотрудничестве, создание ситуаций исследования и творчества. Цель программы: Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами журналистского мастерства Задачи: Предметные: - формировать навыки создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы; - формировать систему знаний по основам журналистики. Метапредметные: - развивать эмоциональные качества, чувственный опыт учащихся; - приобщать учащихся к классической художественной литературе и публицистике, развивать их эстетический вкус; - развивать коммуникативные качества; 2 - развивать интеллектуальные и творческие способности. Личностные: - формировать гражданскую позицию учащихся; - воспитать чувство ответственности, толерантности; - воспитать нравственные качества учащихся; - формировать осознанное отношение к профессии журналиста; - формировать потребность в постоянном повышении уровня информированности. Возраст детей, которым адресована программа - 14 – 17 лет. Программа предназначена для детей, проявляющих интерес к журналистике, стремящихся получить знания, необходимые для создания собственных текстов в различных жанрах публицистики и художественной литературы. Программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу, всего 34 часов. Содержание программы Раздел 1. Введение Теория: Журналистика как вид деятельности. Знакомство с содержанием программы, правилами поведения в кабинете. Организационные вопросы. Оборудование, материалы, инструменты и техника безопасности при работе с ними. Правила работы с газетными и журнальными публикациями. Форма контроля: беседа Раздел 2. История журналистики Теория: Журналистика в России. Основные вехи истории отечественной журналистики Форма контроля: беседа Раздел 3. Журналистское произведение Теория: Журналистское произведение, замысел, гипотеза, структура. Практика: Написать материал по любой интересующей теме, проследив за структурой замысла Форма контроля: материал по любой интересующей теме Раздел 4. Методы сбора информации. Теория: Методы сбора информации. Наблюдение, эксперимент, интервью, информация. Практика: Собрать материал, используя методы интервью или эксперимента. Подготовить список «правильных» вопросов. Форма контроля: материал для интервью или эксперимента Раздел 5. Журналист и его герой. Теория: Журналист и его герой. Форма контроля: беседа Раздел 6. Журналистика как профессия Теория: Журналистика как профессия. Профессия журналист. Практика: Написать сочинение-рассуждение «СМИ – четвертая власть». Форма контроля: сочинение-рассуждение Раздел 7. Стили речи. 3 Теория: Стили речи: научный, художественный, официально-деловой, публицистический. Практика: Определить стиль произведений, назвать его особенности. Раздел 8. Типы речи. Теория: Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Практика: Написать работу-портрет, написать короткий рассказ, устное рассуждение на заданную тему. Форма контроля: сочинение Раздел 9. Литературное редактирование текста. Теория: Литературное редактирование текста. Правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка. Правка-переделка. Практика: Редактирование текста. Форма контроля: редактирование текста Раздел 10. Газета и журнал как тип изданий. Теория: Газета и журнал как тип изданий. Газета, журнал, заголовок, лид. Практика: Анализ газет и журналов. Раздел 11. Информационные жанры Теория: Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. Информационные жанры. Общая характеристика. Заметка, интервью, репортаж, отчет, корреспонденция как жанр. Практика: Написание работ в жанре заметки, интервью, репортажа, отчета. Форма контроля: заметка, интервью, репортаж, отчет, корреспонденция Раздел 12. Аналитические жанры. Теория: Аналитические жанры. Статья, рецензия, обзор, обозрение, комментарий. Практика: Работа с газетным материалом, написание статьи, рецензии, комментария. Форма контроля: статьи, рецензии, комментарии Раздел 13. Художественно-публицистические жанры. Теория: Художественно-публицистические жанры. Очерк. Виды очерков, зарисовка. Практика: Подготовить портретный очерк, событийный очерк. Форма контроля: портретный очерк, событийный очерк. Планируемые результаты обучения Личностные результаты: У учащихся будут сформированы: - потребность к саморазвитию; - потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению окружающих; - способность к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения. Создаются условия для развития личностных качеств: - самостоятельности в принятии правильного решения; - уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; 4 - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности - проводить сравнение и классификацию объектов; - понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - проявлять индивидуальные творческие способности. - работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных; - обращаться за помощью; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - формулировать свои затруднения; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению; - осуществлять взаимный контроль. Предметные результаты Учащиеся должны: знать: - история российской журналистики; - понятие тема, идея (основная мысль) текста, его композиция, - типы речи, стили речи, - изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, призывность, общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность. - жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья и др. уметь: - определять стиль и тип речи; - давать характеристику текста публицистического стиля; - в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях; - совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; - пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера; - находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; - соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; - строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; - фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям; - проводить литературное редактирование и литературную правку текста. умения и навыки: - умение работать с разной литературой; - умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером; - умение брать и давать интервью; - использование знаний основных жанров периодической печати; - умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты. Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность. 5 Тематическое планирование № занятия Тема занятия Количество Количество часов по часов по теории практике Введение 1 Вводное занятие. Журналистика как вид деятельности История журналистики 2 Журналистика в России Журналистское произведение 3 Журналистское произведение Методы сбора информации 4 Методы сбора информации: наблюдение, эксперимент, интервью 5 Наблюдение как метод сбора информации 6 Эксперимент как метод сбора информации 7 Интервью как метод сбора информации 8 Нетрадиционные методы сбора информации Журналист и его герой 9 Журналист и его герой Журналистика как профессия 10 Профессия журналист 11 Сочинение на тему «СМИ – четвертая власть» Стили речи 12 Стили речи. Особенности языковых средств публицистического стиля Типы речи 13 Типы речи: повествование, описание, рассуждение Литературное редактирование текста 14 Литературное редактирование текста. Правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка 15 Литературное редактирование текста Газета и журнал как тип изданий 16 Типология периодических изданий 17 Газета и журнал как тип изданий 18 Как делается газета. Заголовок и лид в газете 19 Региональная журналистика Информационные жанры 20 Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы 21 Информационные жанры. Общая характеристика 22 Заметка как жанр 23 Интервью как жанр 24 Репортаж как жанр 25 Отчет как жанр 6 1 1 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 26 Корреспонденция как жанр Аналитические жанры 27 Аналитические жанры, их особенности 28 Статья. Виды статей 29 Рецензия как жанр 30 Обзор и обозрение 31 Комментарий как метод и как жанр Художественно-публицистические жанры 32 Художественно-публицистические жанры 33 Очерк как жанр. Зарисовка как жанр 34 Подведение итогов за год. Просмотр и анализ лучших работ Всего: 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 29 Список используемой литературы 1. Спирина Н.А. Журналистика в школе. 8-11 классы. Программа. Материалы к занятиям. ФГОС/ Издательство «Учитель», 2013 7