Рабочая программа дополнительного образования- Юный журналист

Составитель: Тёплых О.Н.
педагог дополнительного
образования

1

Пояснительная записка
Программа «Юный журналист» направлена на развитие коммуникативных и
интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию
социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации,
гражданскому становлению подрастающего поколения.
Данная программа является социальной, в отличие от базового образования,
остающегося предметно ориентированным. Органичное сочетание в школе обоих видов
образования поможет как развитию отдельного подростка, так и образовательного
учреждения.
Актуальность программы
Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала
характерной особенностью современного общества. Использование информационных
технологий привело к увеличению объёма информации, к её быстрому старению и
постоянному обновлению. Изменение информационной структуры общества требует
нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся требуются не только
знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной
ситуации.
Во многих школах, клубах выпускаются тематические стенгазеты, информационные
листы, рассказывающие о событиях школьной жизни, о проблемах молодежи, об
интересных людях. Газета дает подросткам возможность реализовать свои способности,
включиться в систему новых социальных отношений. Но школьникам не хватает знаний в
области публицистики. Программа «Юный журналист» предусматривает не только
знакомство с теорией журналистики и малых жанров художественной литературы, но и
обучение основам журналистского ремесла. Именно в сочетании социальной,
культурологической, профориентационной и досуговой направленности данной
программы заключается ее своеобразие.
Раздел по истории журналистики знакомит со структурой, проблематикой и
публикациями известных журналов, начиная с пушкинского «Современника»; кроме
основных жанров публицистики, изучается теория и практика малых художественных
жанров.
В программе последовательно реализуется принцип социализации, предполагающий
установку на творческий продукт.
Концепция данной программы предполагает проектирование занятий с использованием
информационных технологий, обучение в сотрудничестве, создание ситуаций
исследования и творчества.
Цель программы:
Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через
овладение основами журналистского мастерства
Задачи:
Предметные:
- формировать навыки создания собственного текста в различных жанрах публицистики и
художественной литературы;
- формировать систему знаний по основам журналистики.
Метапредметные:
- развивать эмоциональные качества, чувственный опыт учащихся;
- приобщать учащихся к классической художественной литературе и публицистике,
развивать их эстетический вкус;
- развивать коммуникативные качества;
2

- развивать интеллектуальные и творческие способности.
Личностные:
- формировать гражданскую позицию учащихся;
- воспитать чувство ответственности, толерантности;
- воспитать нравственные качества учащихся;
- формировать осознанное отношение к профессии журналиста;
- формировать потребность в постоянном повышении уровня информированности.
Возраст детей, которым адресована программа - 14 – 17 лет. Программа
предназначена для детей, проявляющих интерес к журналистике, стремящихся получить
знания, необходимые для создания собственных текстов в различных жанрах
публицистики и художественной литературы.
Программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся один раз в неделю по 1
часу, всего 34 часов.
Содержание программы
Раздел 1. Введение
Теория: Журналистика как вид деятельности. Знакомство с содержанием программы,
правилами поведения в кабинете. Организационные вопросы. Оборудование, материалы,
инструменты и техника безопасности при работе с ними. Правила работы с газетными и
журнальными публикациями.
Форма контроля: беседа
Раздел 2. История журналистики
Теория: Журналистика в России. Основные вехи истории отечественной журналистики
Форма контроля: беседа
Раздел 3. Журналистское произведение
Теория: Журналистское произведение, замысел, гипотеза, структура.
Практика: Написать материал по любой интересующей теме, проследив за структурой
замысла
Форма контроля: материал по любой интересующей теме
Раздел 4. Методы сбора информации.
Теория: Методы сбора информации. Наблюдение, эксперимент, интервью, информация.
Практика: Собрать материал, используя методы интервью или эксперимента. Подготовить
список «правильных» вопросов.
Форма контроля: материал для интервью или эксперимента
Раздел 5. Журналист и его герой.
Теория: Журналист и его герой.
Форма контроля: беседа
Раздел 6. Журналистика как профессия
Теория: Журналистика как профессия. Профессия журналист.
Практика: Написать сочинение-рассуждение «СМИ – четвертая власть».
Форма контроля: сочинение-рассуждение
Раздел 7. Стили речи.
3

Теория: Стили речи: научный, художественный, официально-деловой, публицистический.
Практика: Определить стиль произведений, назвать его особенности.
Раздел 8. Типы речи.
Теория: Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Практика: Написать работу-портрет, написать короткий рассказ, устное рассуждение на
заданную тему.
Форма контроля: сочинение
Раздел 9. Литературное редактирование текста.
Теория: Литературное редактирование текста. Правка-вычитка, правка-сокращение,
правка-обработка. Правка-переделка.
Практика: Редактирование текста.
Форма контроля: редактирование текста
Раздел 10. Газета и журнал как тип изданий.
Теория: Газета и журнал как тип изданий. Газета, журнал, заголовок, лид.
Практика: Анализ газет и журналов.
Раздел 11. Информационные жанры
Теория: Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. Информационные жанры. Общая
характеристика. Заметка, интервью, репортаж, отчет, корреспонденция как жанр.
Практика: Написание работ в жанре заметки, интервью, репортажа, отчета.
Форма контроля: заметка, интервью, репортаж, отчет, корреспонденция
Раздел 12. Аналитические жанры.
Теория: Аналитические жанры. Статья, рецензия, обзор, обозрение, комментарий.
Практика: Работа с газетным материалом, написание статьи, рецензии, комментария.
Форма контроля: статьи, рецензии, комментарии
Раздел 13. Художественно-публицистические жанры.
Теория: Художественно-публицистические жанры. Очерк. Виды очерков, зарисовка.
Практика: Подготовить портретный очерк, событийный очерк.
Форма контроля: портретный очерк, событийный очерк.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- потребность к саморазвитию;
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
окружающих;
- способность к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства
собственного достоинства, самоуважения.
Создаются условия для развития личностных качеств:
- самостоятельности в принятии правильного решения;
- уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой
деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
4

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
- работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- формулировать свои затруднения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению;
- осуществлять взаимный контроль.
Предметные результаты
Учащиеся должны:
знать:
- история российской журналистики;
- понятие тема, идея (основная мысль) текста, его композиция,
- типы речи, стили речи,
- изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения,
метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность,
образность, эмоциональность, призывность, общественно-политическая лексика,
разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов,
конкретность, строгая обоснованность.
- жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья и др.
уметь:
- определять стиль и тип речи;
- давать характеристику текста публицистического стиля;
- в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и
использовать им в устных и письменных высказываниях;
- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
- пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического
характера;
- находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые
ошибки;
- соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
- строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
- фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и
письменным высказываниям;
- проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
умения и навыки:
- умение работать с разной литературой;
- умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером;
- умение брать и давать интервью;
- использование знаний основных жанров периодической печати;
- умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические
навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают
грамотность.

5

Тематическое планирование
№
занятия

Тема занятия

Количество Количество
часов по
часов по
теории
практике

Введение
1
Вводное занятие. Журналистика как вид
деятельности
История журналистики
2
Журналистика в России
Журналистское произведение
3
Журналистское произведение
Методы сбора информации
4
Методы сбора информации: наблюдение,
эксперимент, интервью
5
Наблюдение как метод сбора информации
6
Эксперимент как метод сбора информации
7
Интервью как метод сбора информации
8
Нетрадиционные методы сбора информации
Журналист и его герой
9
Журналист и его герой
Журналистика как профессия
10
Профессия журналист
11
Сочинение на тему «СМИ – четвертая
власть»
Стили речи
12
Стили речи. Особенности языковых средств
публицистического стиля
Типы речи
13
Типы речи: повествование, описание,
рассуждение
Литературное редактирование текста
14
Литературное редактирование текста.
Правка-вычитка, правка-сокращение,
правка-обработка, правка-переделка
15
Литературное редактирование текста
Газета и журнал как тип изданий
16
Типология периодических изданий
17
Газета и журнал как тип изданий
18
Как делается газета. Заголовок и лид в
газете
19
Региональная журналистика
Информационные жанры
20
Понятие о жанре. Жанрообразующие
факторы
21
Информационные жанры. Общая
характеристика
22
Заметка как жанр
23
Интервью как жанр
24
Репортаж как жанр
25
Отчет как жанр
6

1

1
0,5

0,5

1
1
1
1
1
1
1
1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1
1
0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

1
1
1
1
1
1

26
Корреспонденция как жанр
Аналитические жанры
27
Аналитические жанры, их особенности
28
Статья. Виды статей
29
Рецензия как жанр
30
Обзор и обозрение
31
Комментарий как метод и как жанр
Художественно-публицистические жанры
32
Художественно-публицистические жанры
33
Очерк как жанр. Зарисовка как жанр
34
Подведение итогов за год. Просмотр и
анализ лучших работ
Всего: 34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
15

29

Список используемой литературы
1. Спирина Н.А. Журналистика в школе. 8-11 классы. Программа. Материалы к занятиям.
ФГОС/ Издательство «Учитель», 2013

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».