Пояснительная записка В основу рабочей программы взяты следующие нормативно-правовые документы: 1. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; 2. Закон РФ «Об образовании» (п.16, ст.50) («Обучающиеся воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом»); 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; 4. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; 5. Программа разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности основного общего образования. Авторы: Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. (М.: Просвещение, 2011). Программа «Я – гражданин России» определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на формирование гражданственности и воспитание патриотизма Главное в программе «Я – гражданин России» - создание условий для самопознания и самовоспитания. При этом важно помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт. Она представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Цель и задачи: Целью Программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Для достижения цели следует решить следующие задачи: Развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся; Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне готовность к защите ее свободы и независимости. Формировать у школьников осознание обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за ее состояние. Формировать у учащихся стремление к усвоению исторических, правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих. Воспитывать в детях способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы; бережное отношение к памятникам культуры и искусства, народного творчества. 2 В содержание деятельности входит формирование гражданского отношения к Отечеству, осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота. Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин отечества Программа разработана для учащихся 5 класса. На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год. Методы и формы обучения. Изучение материала идёт с помощью следующих методов обучения: диалога, беседы, игры, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, просмотра слайдов, видеофильмов. Планируемые результаты освоения программы Личностными результатами являются: • Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, (производитель, потребитель и т.д.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом 3 мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения программы являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологи, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно- мотивированной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; этической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативный • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; 4 • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств. Предполагаемый результат деятельности: - высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию. Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России» Модуль 1 «Мы – россияне». Граждане России – россияне. Россия – многонациональное государство. Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Многообразие и единство нашей страны. Экскурсия в Краеведческий музей. Малая родина в составе России. Конкурс стихов о России. Модуль 2 «Российская государственность». Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Органы власти в России: правительство, парламент, суд. Ролевая игра «Выборы». Участие граждан в управлении страной. Модуль 3 «Россия – демократическое государство». Демократия – власть народа: история и современность. Признаки правового государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая культура. Взаимодействие государства и гражданского общества в решении общественных проблем. Виртуальная экскурсия. Ценности и принципы демократии. Модуль 4 «Гражданин в экономических отношениях». Государство в экономической жизни людей – история и современность. Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Гражданский кодекс РФ. Государство в экономической жизни людей – история и современность. Экономические функции государства. Занятость и трудоустройство в современной России. Роль банков в экономике. Модуль 5 «Современное российское общество». Современное российское общество и тенденции его развития. Представления об историческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные открытия и технические достижения. Роль села в современном обществе. Создание презентаций «Экологические проекты в России и мире». Модуль 6 «Россия в современном мире». Конфликты между государствами. Международные отношения. Войны в истории человечества и России. Может ли человечество жить без войн. Международный терроризм как острая проблема современного мира. Диспут «Современный мир». 5 Учебно-тематический план № Разделы, темы занятий урока I Модуль 1 «Мы - россияне» 1 Граждане России - россияне 2-3 Особенности территориального устройства страны 4-5 Россия – многонациональное государство 6-7 Традиции, обычаи, праздники народов России 8-9 Малая Родина в составе России 10-11 Россия – Родина моя II Модуль 2 «Российская государственность» 12-13 Государство на страже закона, прав и свобод граждан 14-15 Органы власти в России: правительство, парламент, суд. 16 Роль выборов в демократическом обществе. 17 Как человек может влиять на управление страной. III Модуль 3 «Россия – демократическое государство» 18-19 Демократия – власть народа: история и современность IV Модуль 4 «Гражданин в экономических отношениях» 20 Государство в экономической жизни людей 21 Гражданский кодекс РФ 22-23 Занятость и трудоустройство в современной России 24 Роль банков в экономике V Модуль 5 «Современное российское общество» 25-26 Современное российское общество и тенденции его развития 27 Научные открытия и технические достижения 28-29 Роль села в современном обществе 30-31 Экологические проекты в России и мире VI Модуль 6 «Россия в современном мире» 32 Международные отношения 33-34 Может ли человечество жить без войн 6 Кол-во Формы занятий часов 11 1 Беседа 2 Беседа. Викторина 2 2 Проект Беседа. Игры 2 2 Проект Экскурсия в Краеведческий музей 6 2 Беседа 2 Беседа 1 1 Ролевая игра «Выборы» Встреча с депутатом МО Красноуфимский округ 2 2 Беседа 5 1 1 2 1 7 2 1 2 2 3 1 2 Беседа Беседа Профориентационные занятия Беседа Беседа, просмотр презентаций Беседа, видеоролик Беседа. Экскурсия Создание презентаций Беседа Беседа, видеоролик Ресурсное обеспечение Конституция РФ Закон об образовании 1. Сахаров А.Н. История религий. Духовные традиции народов Урала. М., Русское слово 2007 2. Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012 3.Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012 Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru 3. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь». 7