Учебный план обучающихся 1–4-х классов с нарушением интеллекта
по варианту 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план образовательной организации, реализующей адаптированную
основную общеобразовательную программу (далее – АООП) обучающихся с нарушением
интеллекта, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающих областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по
классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1-м
дополнительном и в 1-м классе и 34 учебных недель в году с 2-го по 4-й класс. Общий
объем учебной нагрузки составляет от 3039 до 3732 академических часов на первом этапе
обучения (1—4-й или 1-й дополнительный, 1—4-й класс).
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся
с нарушением интеллекта:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
формирование
основ
духовно-нравственного
развития
обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение
учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с нарушением интеллекта и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Так, в части, формируемой участниками образовательных отношений, с 2-го класса
предусматривается по 1 часу в неделю на углубленное изучение учебных предметов
обязательной части: «Калейдоскоп профессий» и «Организация безопасной жизни».
Также с 2-го класса вводится 1 час в неделю на учебный курс «Основы компьютерной
грамотности», отвечающий требованиям современности и запросам родителей (законных
представителей) обучающихся.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя
из психофизических особенностей обучающихся с нарушением интеллекта на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
В коррекционно-развивающую
коррекционные курсы:
область
учебного
плана
включены
следующие
1. «Логопедические занятия». Цель логопедических занятий состоит в диагностике,
коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексикограмматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков
вербальной коммуникации.
2. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Цель психокорреционных
занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с
обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в
психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения.
3. «Ритмика». Целью занятий по ритмике является развитие двигательной
активности обучающегося в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой
осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой,
познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической
деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики,
ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков
здорового образа жизни у обучающихся с нарушением интеллекта.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционноразвивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной
деятельности.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых
для обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляет суммарно 10 часов в
неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные
занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся
и их физиологических потребностей (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МАОУ
«Тавринская СОШ».
В 1-м классе классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная
аттестация обучающихся проводится начиная со второго полугодия 2-го класса в конце
каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
В процессе оценки достижения планируемых предметных результатов
используются формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные
письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы,
самоанализ и самооценка, наблюдения).
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных
курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы, модули
Формы промежуточной аттестации
Русский язык
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале
Чтение
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале
Речевая практика
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале
Математика
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале
Мир природы и человека
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале
Рисование (изобразительное
искусство)
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале
Музыка
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале
Ручной труд
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале
Адаптивная физическая
культура
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале
Организация безопасной
жизни
Проект
Основы компьютерной
грамотности
Практическая работа с компьютеризированной частью
Логопедические занятия,
ритмика, дефектологичексие
занятия, развитие
психомоторики и сенсорных
процессов
Текущий мониторинг динамики развития
Разговоры о важном, Орлята
России
Наблюдение, устный опрос, анализ, обобщение и
обсуждение результатов обучения
Недельный учебный план АООП начального этапа общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта по варианту 1 (1–4-й классы)
Количество часов в неделю
Учебные предметы
1-й
класс
2-й
класс
3-й
класс
Всего
4-й
класс
Обязательная часть
1.1. Русский язык
1.2. Чтение
1.3. Речевая практика
3
3
2
3
4
2
3
4
2
3
4
2
12
15
8
2.1. Математика
3
4
4
4
12
3.1. Мир природы и человека
2
1
1
1
5
4.1. Музыка
2
1
1
1
5
4.2.Рисование (изобразительное искусство)
1
1
1
1
4
5.1. Адаптивная физическая культура
3
3
3
3
12
6.1. Ручной труд
2
1
1
1
5
Итого
21
20
20
20
81
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
–
3
3
3
9
Ручной труд. Профессии
–
1
1
1
3
Мир природы и человека. Организация безопасной
жизни
–
1
1
1
3
Основы компьютерной грамотности
–
1
1
1
1
Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
21
23
23
23
90
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
6
6
6
6
24
Логопедические занятия
3
3
3
3
12
Развитие психомоторики и сенсорных
процессов/дефектологичекие занятия
2
2
2
2
8
Ритмика
1
1
1
1
4
Внеурочная деятельность:
4
4
4
4
16
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
4
«Орлята России»
1
1
1
1
4
Всего к финансированию
31
33
33
33
13
План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего
образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей
школы.
Количество учебных часов в
Направления
Форма
Всего
неделю
№
внеурочной
проведения,
деятельности
название
1 кл. 2 кл.
3 кл.
4 кл.
Инвариантный компонент***
Информационно«Разговоры о
1/33
1/34
1/34
1/34
4
просветительские
важном»
занятия
0,25/8,25 0,25/8,5 0,25/8,5 0,25/8,5
1
1
патриотической,
Музейные уроки и
нравственной
и
экскурсии,
экологической
тематические линейки
направленности
Занятия,
0,5/16,5 0,5/17
0,5/17
0,5/17
2
направленные на
«Школьный
дополнительное
спортивный клуб»
4
изучение
Модуль
предметов
и
«Футбол в школе»
предметных
областей
Социально«Орлята России»
1/33
1/34
1/34
1/34
4
ценностная
5
деятельность
Вариативный компонент***
Занятия,
Разговор
о 0,25/8,25 0,25/8,5 0,25/8,5 0,25/8,5
1
направленные на правильном
удовлетворение
питание
интересов
и
потребностей
обучающихся в
творческом
и
1. физическом
развитии,
помощь
в
самореализации,
раскрытии
и
развитии
способностей и
талантов
Занятия,
Программа
по 0,25/8,25 0,25/8,5 0,25/8,5 0,25/8,5
1
направленные на пожарной
и
удовлетворение
дорожной
2.
социальных
безопасности
интересов
и «Школа
потребностей
безопасности»
обучающихся, на Благотворительные 0,25/8,25 0,25/8,5 0,25/8,5 0,25/8,5
1
3. педагогическое
и
социальные
сопровождение
акции, акции по
4.
5.
деятельности
уборке
и
социально
благоустройству
ориентированных территории
ученических
сообществ,
органов
ученического
самоуправления.
ХудожественноШкольные
0,5/16,5
эстетическая
концерты,
творческая
фестивали,
деятельность
культпоходы,
выставки, КТД
Итого
4
0,5/17
0,5/17
0,5/17
4
4
4
2
16
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими адаптированной программы начального
общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся,
запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
возможностей организации.