УП НОО 2025-2026 УО

Учебный план обучающихся 1–4-х классов с нарушением интеллекта
по варианту 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план образовательной организации, реализующей адаптированную
основную общеобразовательную программу (далее – АООП) обучающихся с нарушением
интеллекта, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающих областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по
классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1-м
дополнительном и в 1-м классе и 34 учебных недель в году с 2-го по 4-й класс. Общий
объем учебной нагрузки составляет от 3039 до 3732 академических часов на первом этапе
обучения (1—4-й или 1-й дополнительный, 1—4-й класс).
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся
с нарушением интеллекта:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
 формирование
основ
духовно-нравственного
развития
обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.


Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
 увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
 введение
учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с нарушением интеллекта и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии;
 введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.


Так, в части, формируемой участниками образовательных отношений, с 2-го класса
предусматривается по 1 часу в неделю на углубленное изучение учебных предметов
обязательной части: «Калейдоскоп профессий» и «Организация безопасной жизни».
Также с 2-го класса вводится 1 час в неделю на учебный курс «Основы компьютерной
грамотности», отвечающий требованиям современности и запросам родителей (законных
представителей) обучающихся.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя
из психофизических особенностей обучающихся с нарушением интеллекта на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
В коррекционно-развивающую
коррекционные курсы:

область

учебного

плана

включены

следующие

1. «Логопедические занятия». Цель логопедических занятий состоит в диагностике,
коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексикограмматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков
вербальной коммуникации.
2. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Цель психокорреционных
занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с
обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в
психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения.
3. «Ритмика». Целью занятий по ритмике является развитие двигательной
активности обучающегося в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой
осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой,
познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической
деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики,
ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков
здорового образа жизни у обучающихся с нарушением интеллекта.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционноразвивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной
деятельности.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых
для обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляет суммарно 10 часов в
неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные
занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся
и их физиологических потребностей (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МАОУ
«Тавринская СОШ».

В 1-м классе классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная
аттестация обучающихся проводится начиная со второго полугодия 2-го класса в конце
каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
В процессе оценки достижения планируемых предметных результатов
используются формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные
письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы,
самоанализ и самооценка, наблюдения).
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных
курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы, модули
Формы промежуточной аттестации
Русский язык

Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале

Чтение

Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале

Речевая практика

Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале

Математика

Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале

Мир природы и человека

Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале

Рисование (изобразительное
искусство)

Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале

Музыка

Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале

Ручной труд

Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале

Адаптивная физическая
культура

Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном
журнале

Организация безопасной
жизни

Проект

Основы компьютерной
грамотности

Практическая работа с компьютеризированной частью

Логопедические занятия,
ритмика, дефектологичексие
занятия, развитие
психомоторики и сенсорных
процессов

Текущий мониторинг динамики развития

Разговоры о важном, Орлята
России

Наблюдение, устный опрос, анализ, обобщение и
обсуждение результатов обучения

Недельный учебный план АООП начального этапа общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта по варианту 1 (1–4-й классы)
Количество часов в неделю
Учебные предметы

1-й
класс

2-й
класс

3-й
класс

Всего
4-й
класс

Обязательная часть
1.1. Русский язык
1.2. Чтение
1.3. Речевая практика

3
3
2

3
4
2

3
4
2

3
4
2

12
15
8

2.1. Математика

3

4

4

4

12

3.1. Мир природы и человека

2

1

1

1

5

4.1. Музыка

2

1

1

1

5

4.2.Рисование (изобразительное искусство)

1

1

1

1

4

5.1. Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

12

6.1. Ручной труд

2

1

1

1

5

Итого

21

20

20

20

81

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

–

3

3

3

9

Ручной труд. Профессии

–

1

1

1

3

Мир природы и человека. Организация безопасной
жизни

–

1

1

1

3

Основы компьютерной грамотности

–

1

1

1

1

Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)

21

23

23

23

90

Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):

6

6

6

6

24

Логопедические занятия

3

3

3

3

12

Развитие психомоторики и сенсорных
процессов/дефектологичекие занятия

2

2

2

2

8

Ритмика

1

1

1

1

4

Внеурочная деятельность:

4

4

4

4

16

«Разговоры о важном»

1

1

1

1

4

«Орлята России»

1

1

1

1

4

Всего к финансированию

31

33

33

33

13

План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего
образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей
школы.
Количество учебных часов в
Направления
Форма
Всего
неделю
№
внеурочной
проведения,
деятельности
название
1 кл. 2 кл.
3 кл.
4 кл.
Инвариантный компонент***
Информационно«Разговоры о
1/33
1/34
1/34
1/34
4
просветительские
важном»
занятия
0,25/8,25 0,25/8,5 0,25/8,5 0,25/8,5
1
1
патриотической,
Музейные уроки и
нравственной
и
экскурсии,
экологической
тематические линейки
направленности
Занятия,
0,5/16,5 0,5/17
0,5/17
0,5/17
2
направленные на
«Школьный
дополнительное
спортивный клуб»
4
изучение
Модуль
предметов
и
«Футбол в школе»
предметных
областей
Социально«Орлята России»
1/33
1/34
1/34
1/34
4
ценностная
5
деятельность
Вариативный компонент***
Занятия,
Разговор
о 0,25/8,25 0,25/8,5 0,25/8,5 0,25/8,5
1
направленные на правильном
удовлетворение
питание
интересов
и
потребностей
обучающихся в
творческом
и
1. физическом
развитии,
помощь
в
самореализации,
раскрытии
и
развитии
способностей и
талантов
Занятия,
Программа
по 0,25/8,25 0,25/8,5 0,25/8,5 0,25/8,5
1
направленные на пожарной
и
удовлетворение
дорожной
2.
социальных
безопасности
интересов
и «Школа
потребностей
безопасности»
обучающихся, на Благотворительные 0,25/8,25 0,25/8,5 0,25/8,5 0,25/8,5
1
3. педагогическое
и
социальные
сопровождение
акции, акции по

4.

5.

деятельности
уборке
и
социально
благоустройству
ориентированных территории
ученических
сообществ,
органов
ученического
самоуправления.
ХудожественноШкольные
0,5/16,5
эстетическая
концерты,
творческая
фестивали,
деятельность
культпоходы,
выставки, КТД
Итого
4

0,5/17

0,5/17

0,5/17

4

4

4

2

16

План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими адаптированной программы начального
общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся,
запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
возможностей организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».