Футбол в школе 5-9

Приложение к АООП ООО обучающихся с ЗПР
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5-9 классов для обучающихся с ЗПР (вариант 7)
Содержание модуля «Футбол в школе»
Раздел 1. Знания о футболе
История зарождения футбола. История развития современного футбола в мире, в России, в регионе. Развитие
футбольного клубного движения на международном и всероссийском уровнях. Выдающие футбольные клубы, их история и
традиции. Легендарные отечественные и зарубежные футболисты, тренеры. Достижения отечественной сборной команды на
Чемпионатах Европы, Чемпионатах мира, Олимпийских играх. Главные организации, осуществляющие управление футболом в
регионе, России, Европе, мире, роль и основные функции Общероссийской общественной организации «Российский
футбольный союз» (РФС), ФИФА и УЕФА.
Спортивные дисциплины (разновидности) футбола. Первые правила игры в футбол. Размеры и обустройство
футбольного поля, технические требования к инвентарю и оборудованию. Состав футбольной команды, игровые амплуа
(функции игроков). Роль капитана команды. Судейская бригада, обязанности и функции. Жесты судьи. Современные правила
соревнований по футболу. Основные футбольные термины и определения.
Официальный календарь соревнований (международных, всероссийских, региональных). Спортивно-массовые
мероприятия по футболу для школьников. Школьная спортивная лига по футболу, проекты: «Кожаный мяч», «Колосок»,
«Мини- футбол – в школу», «Футбол в школе» и «День массового футбола» для школьников, проводимых в регионе и России.
Классификация
футбольных упражнений:
подготовительные, общеразвивающие, специальные и корригирующие.
Правила безопасного поведения (техники безопасности) во время занятий футболом. Требования к местам проведения
занятий футболом, инвентарю и оборудованию. Правила безопасного правомерного поведения на стадионе в качестве зрителя,
фаната-болельщика. Гигиенические основы образовательной, тренировочной и досуговой двигательной деятельности юного
футболиста. Режим дня юного футболиста. Правила личной гигиены, требования к спортивной одежде и обуви для занятий
футболом. Правила ухода за инвентарем и оборудованием. Характерные травмы футболистов и меры и мероприятия по их
предупреждению.
Влияние занятий футболом на укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей основных систем
организма и развитие физических качеств. Правильное сбалансированное питание футболиста. Формирование навыков
здорового образа жизни средствами футбола, Способы самоконтроля за физической нагрузкой во время занятий футболом.
Влияние занятий футболом на формирование положительных качеств личности человека (воли, смелости, трудолюбия,
честности, сознательности, выдержки, решительности, настойчивости, этических норм поведения). Основы психологической
подготовки футболистов. Способы и методы профилактики пагубных привычек, асоциального и созависимого поведения.
Антидопинговое поведение.
Раздел 2. Способы физкультурной деятельности
Основы организации самостоятельных занятий футболом. Организация и проведение подвижных игр с элементами

футбола во время досуговой деятельности со своими сверстниками, во время активного отдыха и каникулярного времени.
Подвижные игры с элементами футбола и их правила. Подготовка мест для занятий футболом. Организация и проведение
подвижных игр специальной направленности с элементами футбола.
Специальные физические упражнения футболиста, их роль и место в формировании технического мастерства.
Комплексы футбольных упражнений общеразвивающего, подготовительного и специального воздействия. Упражнения и
комплексы с различной оздоровительной направленностью. Составление комплексов утренней гигиенической гимнастики
(далее – УГГ), корригирующей гимнастики с элементами футбола. Проведение общеразвивающих упражнений с элементами
футбола и включение их в разминку.
Выполнения контрольно-тестовых упражнений по общей и специальной физической подготовке. Причины
возникновения ошибок при выполнении технических приёмов футболиста и способы их устранения. Основы анализа
собственной игры и игры команды соперников. Осуществление функций судьи, помощника судьи, судьи секретаря во время
учебных и товарищеских игр.
Способы индивидуального регулирования физической нагрузки с учетом уровня физического развития и
функционального состояния. Первые внешние признаки утомления во время занятий футболом. Средства восстановления после
больших физических нагрузок, после соревновательной деятельности. Характерные травмы футболистов, методы и меры
предупреждения травматизма во время занятий.
Составление индивидуальных планов (траекторий роста) физической подготовленности. Способы самостоятельного
освоения двигательных действий, подбор подготовительных и специальных упражнений.
Способы планирования и распределения занятий технической подготовкипо футболу. Оценка
техники осваиваемых упражнений и движений
по эталонному образцу, внутренним
ощущениям, способы
выявления
и исправлениятехнических ошибок.
Основные направления развития спортивного менеджмента и маркетинга в футболе. Технологии предупреждения и
нивелирования конфликтных ситуации во время занятий футболом, решения спорных и проблемных ситуаций.
Раздел 3. Физическое совершенствование
Комплексы упражнений для воспитания специальных физических качеств футболиста. Комплексы общеразвивающих
упражнений с мячом и без мяча. Комплексы корригирующей гимнастики с использованием специальных футбольных
упражнений. Футбольная разминка, ее роль, назначение, средства. Комплексы специальной разминки перед соревнованиями.
Подвижные игры, эстафеты и комплексы на развитие физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости,
быстроты и скоростных способностей). Подвижные игры специальной направленности. Эстафеты с предметами и без
предметов на развитие общих физических и специальных физических качеств футболиста.
Комплексы упражнений, формирующие двигательные умения и навыки, технические приемы футболиста.
Специальные упражнения по развитию тактического мышления:
«Рациональное расположение на площадке при организации атакующих действий»,
«Расположение игроков на футбольном поле при коллективной организацииоборонительных действий».
Способы передвижения: бег, прыжки, остановки, повороты с мячом и без мяча. Бег: приставными шагами, скрестными,
спиной вперед, обычный, семенящий, с ускорением, челночный, на различные дистанции и с различной скоростью.

Прыжки: толчком двумя ногами, толчком одной ногой, многоскоки, с двух на две, в длину, в высоту, с подтягиванием
бедра на месте и с продвижением вперед.
Остановки: прыжком, выпадом, стопорящим движением двух ног. Повороты: на одной ноге, прыжком, выпадом, на 900, 1800,
3600.
Индивидуальные технические приемы владения мячом: ведение, удары, остановки, финты, отбор мяча.
Ведение: внутренней частью подъема, средней частью подъема, внутренней стороной стопы, в ходьбе, в беге по
прямой, по кругу,восьмеркой.
Удары ногой: внутренней стороной стопы, внутренней/внешней частью подъема,
средней частью подъема; по прямой, на короткие и средние расстояния; по лежачему,
катящемуся, летящему навстречу мячу;
по различным траекториям низом, верхом; удары после остановки, рывков.
Удары серединой лба – на месте, в движении.
Остановки мяча ногой: подошвой, внутренней стороной стопы, средней частью подъема, бедром, грудью, внутренней
частью подъема.
Остановки туловищем: грудью, животом; стоя на месте, летящего навстречу мяча в движении.
Финты: «уходом» выпадом, переносом ноги через мяч; «ударом ногой» с уходом или «убиранием мяча», с остановкой, с
пропусканием мяча; с остановкой мяча ногой, туловищем.
Отбор мяча: во время приема мяча соперником, во время ведения мяча; ударом ногой, остановкой ногой; в выпаде.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии.
Выполнение контрольно-тестовых упражнений по технической подготовке.
Техника владения мячом игры вратаря: ловля мяча, отбивание мяча, переводы мяча, броски мяча.
Тактические действия (индивидуальные и групповые) -элементарные тактические комбинации: в парах, в тройках,
группах, линиях; забегания, смещения, линия защиты; тактические действия с учетом игровых амплуа в команде; быстрые
переключения в действиях - от нападения к защите и от защиты к нападению.
Учебные игры в футбол.
Участие в соревновательной деятельности.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результатыосвоения модуля «футбол»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования Федеральных государственных образовательных стандартов (Приказы
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373, от 17 декабря 2010 г. №1897, от 17 мая
2012г. №413) Модуль «Футбол» направлен на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов по физической культуре.
Личностные результаты формируются за счёт освоения Модуля и направлены на готовность и способность обучающихся
к духовно- нравственному развитию и саморазвитию и личностному самоопределению, формированию основ
гражданственности, мотивации к обучению и познанию средствами футбола, накоплению необходимых знаний, ценностных

установок, отражающих их индивидуально-личностныепозиции,социальные компетенции, личностные качества.
Метапредметные результаты включают сформированные на базе освоения Модуля, в единстве с программным
материалом других образовательных дисциплин, межпредметные понятия и универсальные компетенции для их активного
применения в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной
деятельности, сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся, который приобретается, закрепляется и совершенствуется в
процессе освоения Модуля, проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять
при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий средствами футбола, с
учебной, игровой и соревновательной деятельностью по футболу и в сфере физической культуры и спорта в целом.
Планируемые личностные результаты на уровне основного общего образования:
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству через знание истории и современного состояния развития футбола,
включая региональный, всероссийский и международный уровни;
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, мотивации и осознанному выбору
индивидуальной траектории образования средствами футбола профессиональных предпочтений в области физической культуры
и спорта;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения в команде, со сверстниками и педагогами;
формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
положительных качеств личности;
моральной компетентности в решении проблем в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной
деятельности по футболу;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях;
Планируемые метапредметные результаты на уровне основного общегообразования:
умение самостоятельно определять цели своего обучения средствами футбола, ставить и формулировать для себя новые
задачи в обучении, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в физкультурно-спортивном направлении;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения задач в
учебной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности, оценивать правильность выполнения задач, собственные
возможности их решения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результатов в учебной, игровой и соревновательной деятельности, определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать графические пиктограммы физических упражнений в двигательные
действия и наоборот; схемы для тактических, игровых задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группах; находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать иотстаивать своё мнение;
Планируемые предметные результаты на уровне основного общего образования:
знания о влиянии занятий футболом: на укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей основных
систем организма и развитие физических качеств; на индивидуальные особенности физического развития и физической
подготовленности организма;
знание роли главных футбольных организаций мира, Европы, страны, региона; общих сведений о ведущих футбольных
отечественных и зарубежных клубах, выдающихся отечественных и зарубежных футболистах и тренерах, внесших общий
вкладв развитие и становление современного футбола;
игровой соревновательной и досуговой деятельности;
проявление заинтересованности и познавательного интереса к освоению технико- тактических основ футбола; умение
отслеживать правильность двигательных действий и выявлять ошибки в технике и тактике игры в футбол;
знание и применение правил безопасности при занятиях футболом, правомерного поведения во время соревнований по
футболу в качестве зрителя, болельщика;
знание и применение способов самоконтроля в учебной и соревновательной деятельности, средств восстановления после
физической нагрузки, приемов массажа и самомассажа после физической нагрузки и/или во время занятий футболом;
составление и выполнение индивидуальных комплексов общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих
упражнений, упражнений для развития физических качеств футболиста, проведение закаливающих процедур;
соблюдение требований к местам проведения занятий футболом, правил ухода за спортивным оборудованием,
инвентарем, футбольным полем;
знание основных методов и мер предупреждения травматизма во время занятий футболом; выявление факторов риска и
предупреждение травмоопасные ситуации; умение оказания первой помощи при травмах и повреждениях во время занятий
футболом;
способность планировать и проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий (элементов
футбола) и развитию основных специальных физических качеств футболиста, контролировать и анализировать эффективность
этихзанятий;
знание и соблюдение: основ сбалансированного питания и суточного пищевого рациона футболистов; составление
рациона питания; основ организации здорового образа жизни средствами футбола, методов профилактики вредных привычек и
асоциального ведомого (отклоняющегося) поведения;
выполнение контрольно-тестовых упражнений по общей, специальной итехнической подготовке футболистов; знание
методов тестирования физических качеств, умение оценивать показатели физической подготовленности, анализировать
результаты тестирования, сопоставлять со среднестатистическими показателями; проведение тестирования уровня физической
подготовленности в футболе со сверстниками.

Тематическое планирование

Характеристика вида деятельности
обучающихся
Раздел. 1. Знания о футболе
(5-9 класс) 8 часов (в процессе практических занятий)

ЭОР

Общие сведения о ведущих футбольных Знать общие сведения о ведущих отечественных и www.edu.ru
отечественных и зарубежных клубах, их зарубежных футбольных клубах, их традициях.
www.school.edu.ru
традициях. Названия и роль главных Знать названия и роль главных футбольных организаций https://uchi.ru
футбольных организаций мира, Европы, мирового, всероссийского и регионального уровней.
страны, региона.
Выдающиеся отечественные и зарубежные Знать достижения отечественных и зарубежных футболистов www.edu.ru
футболисты, тренеры, внесшие общий – победителей, призеров европейских, мировых первенств и www.school.edu.ru
вкладв
развитие
и
становление Олимпийских игр, выдающихся тренеров.
https://uchi.ru
современного футбола.
Характеризовать их вклад в развитие и становление
современного футбола.
Аргументированно принимать участие в обсуждении успехов
и неудач отечественных футболистов,
Национальной
сборной
команды
страны по футболу на
международной арене.

Официальный календарь соревнований и Знать и использовать официальный календарь соревнований www.edu.ru
физкультурных мероприятий по футболу, и физкультурных мероприятий по футболу, проводимых в www.school.edu.ru
проводимых в Российской Федерации, в России,
регионе
для
обучающихся образовательных https://uchi.ru
регионе
для
обучающихся
организаций
для своевременной
образовательных
организаций,
на подготовки и участия в соревнованиях, отслеживания и
международном уровне.
просмотра игр в качестве зрителя.
Школьная
спортивная
лига
по Знать и рассказывать об официальных соревнованиях по
футболу,
футболу, проводимых для детей и подростков
на
«Кожаный мяч», «Колосок», «День международном уровне.
массового футбола», «Футбол в школе»
Знать, понимать и уметь рассказывать роли и значении
футбольных проектов вразвитии
и
популяризации
футбола Участвовать в футбольных проектах
для образовательных
организаций и
обучающихся.

Современные тенденции развития
школьнойспортивнойлиги по футболу

Выделять современные тенденции развитияшкольной
спортивной лиги по
футболу,
характеризовать ее функции и значимостьдля развития
школьного футбола
Основные
направления
Понимать основные направления развития
(футбольного)
спортивного маркетинга,развивать интерес вобласти
спортивного менеджмента и маркетинга спортивного футбольного маркетинга,
вспорте (футболе)
стремиться
к
профессиональному
самоопределению.
Современные

правила

организации

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru
Знать
ипроведениесоревнований
и анализировать современные
по футболу. правила организации www.edu.ru
и
проведения соревнований по www.school.edu.ru
футболу, различные системыпроведения соревнований,
https://uchi.ru
структуру соревнований среди различных возрастных
групп и категорий участников.

Правила судейства соревнований по
футболу;
рольи обязанности судейской бригады.

Знать
состав
судейской
коллегии,
www.edu.ru
обслуживающей соревнования по футболу и основные www.school.edu.ru
https://uchi.ru
функции. Знать и понимать жесты судьи.
Владеть понятийным аппаратом вида спорта
«футбол».
Знать и понимать требования к оформлению протоколов
соревнований по футболу. Уметь оформлять протоколы
соревнований по футболу, проводимых в школе.
Применять правила соревнования и судейскую терминологию
в судейской практике и игре.

Правила ухода за инвентарем,
спортивным
оборудованием,футбольным полем.

Знать и соблюдать правила ухода за инвентарем, спортивнымwww.edu.ru
оборудованием, футбольным полем.
www.school.edu.ru
https://uchi.ru

Размеры футбольного поля, допустимые Знать и называть размеры футбольного поля, футбольнойwww.edu.ru
размеры футбольного поля; инвентарь и площадки, их допустимые размеры;
инвентарь
иwww.school.edu.ru
оборудование для занятий футболом
оборудование для
https://uchi.ru
занятий футболом.
Правила безопасного поведения во
Знать, рассказывать и соблюдать правила
www.edu.ru
вр техники безопасности во время занятийфутболом.
www.school.edu.ru
емя
Знать перечень спортивной одежды и обувидля занятий
https://uchi.ru
занятий футболом.
футболом.
Правила по безопасной культуреповедения Знать, рассказывать и соблюдать правила техникиwww.edu.ru
вовремя посещений соревнований по
безопасности во время посещений соревнований по футболу. www.school.edu.ru
футболу.
Использовать навыки безопасного поведения на стадионе https://uchi.ru
во время просмотраигр в качестве зрителя, фаната –
болельщика.
Футбол как средство укрепления
Раскрывать роль и значение занятий
здоровья,
футболом для укрепления здоровья, закаливания и развития
закаливания и развитияфизических качеств физических качеств человека

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru

Режим дня при занятиях футболом.
Знать и рассказывать режим дня, правилаличной гигиены
Правила личной гигиены во время занятий при занятиях футболом.
футболом.

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru

Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности (5-9 класс) 4 часа
Соблюдение личной гигиены, требований Знать и соблюдать правила личной гигиеныпри занятиях
к спортивной одежде и обуви для занятий футболом.
футболом.

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru

Первые
внешние
признаки
утомления. Способы самоконтроля
за физической нагрузкой.

Знать и определять внешние признакиутомления.
Измерять ее разными способами и уметь еерегулировать.

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru

Уход

Знать и соблюдать правила ухода за
www.edu.ru
спортивным
футбольным
инвентарем,оборудованием. www.school.edu.ru
https://uchi.ru
Знать и составлять (совместно с учителем) планwww.edu.ru
самостоятельных занятий футболом с учетом индивидуальныхwww.school.edu.ru
показаний здоровья и физического развития, двигательнойhttps://uchi.ru
(технической)
и
физической
подготовленностью.
Готовить места для проведения учебных занятий.

за спортивным инвентарем
и
оборудованием при занятиях футболом.
Основы
организации
самостоятельныхзанятий
футболом.

Подвижные игры и правила ихпроведения.
Организация
и
проведение
игр,
направленных
на
формирование
двигательных
умений
футболиста.
Организации подвижных и иных игр с
элементами футбола со сверстниками в
активной досуговой деятельности.

Подбор

Организовывать и проводить подвижные
www.edu.ru
www.school.edu.ru
игры.
Выполнять игровые задания с мячом. Моделировать игровые https://uchi.ru
ситуации в нападении (атаке) и защите.
Подготавливать площадки для проведения подвижных игр.
Проявлять самостоятельность в организации подвижных игр,
в том числе специальной направленности с элементами
футбола.
Общаться и взаимодействовать в игровойдеятельности.
Проявлять коммуникативные качества, демонстрировать
стремление к победе, уважительно относиться к соперникам.
Соблюдать правила подвижных игр.

общеразвивающих
Отбирать упражнения для подготовительной
www.edu.ru
упражнений,
части
урока,
занятия
(разминки), самостоятельно www.school.edu.ru
составление комплексов и включение их в составлять комплексы из них, определять их дозировку, https://uchi.ru
подготовительную часть урока, занятия.
демонстрировать их выполнение на уроках,
занятиях
физической
культурой, использовать во время самостоятельных занятий
футболом идосуговой деятельности.

Подбор
и
составление
комплексов Подбирать,
составлять
и
осваивать
упражнений, направленные на развитие самостоятельно и при участии и помощиродителей
специальных физических качествфутболиста простейшие комплексы упражнений, направленных
на
развитиеспециальных
физических
качеств футболиста.
Различать упражнения по
направленности развития физических качеств футболиста.

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru

Контрольно-тестовые упражнения по общей Характеризовать показатели физической
www.edu.ru
физической, специальной и технической подготовки
(общей,
специальной, технической).www.school.edu.ru
подготовке.
Знать ивыполнять контрольно- тестовые упражненияпоhttps://uchi.ru
общей, специальной и технической подготовке.
Причины
возникновения
ошибок при Понимать сущность возникновения ошибок в
www.edu.ru
выполнении технических приёмов и способы двигательной (технической) деятельности при выполненииwww.school.edu.ru
их устранения.
технических приемов футбола. Анализировать выполнениеhttps://uchi.ru
технических приемов и находить способы устранения
ошибок.
Раздел 3. Физическое совершенствование (5-4 класс) 22 часа
Комплексы общеразвивающих
упражнений с мячом и без мяча.

Комплексы специальной
соревнованиями.

Отбирать,
составлять
и
применять
комплексы общеразвивающих упражнений с мячом и без
мяча во время занятий футболом,в том числе во
время досуговойдеятельности.

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru

разминки перед Определять роль и назначение разминки, различать видыwww.edu.ru
разминки перед занятием, перед соревнованиями.
www.school.edu.ru
Понимать особенности разминки перед соревнованиями поhttps://uchi.ru
футболу. Отбирать упражнения, составлять комплекс,
осваивать и выполнять разминку из специальных
упражнений перед соревновательной
деятельностью.

Комплексы корригирующей гимнастики с Моделировать комплексы корригирующей
www.edu.ru
использованием специальных футбольных гимнастики, включать упражнения с футбольным мячом,www.school.edu.ru
упражнений.
специальные футбольные упражнения.
https://uchi.ru
Комплексы специальных упражнений для Составлять и демонстрировать комплексы
www.edu.ru
формированиятехнических приемов игрока. специальных упражнений для формирования техническихwww.school.edu.ru
приемов игрока.
https://uchi.ru
Использовать
в
образовательной,
тренировочной и игровой деятельности комплексы
специальных упражнений, формирующие технические
умения и навыки.
Способы индивидуального регулирования Осваивать
универсальные
умения регулироватьwww.edu.ru
физической нагрузки с учетом уровня величину нагрузки по частоте сердечных сокращений приwww.school.edu.ru
физического развития и функционального выполнении физических
упражненийразличной https://uchi.ru
состояния.
интенсивности.
Измерять показатели физического развития. Измерять
показатели развития физических качеств.
Измерять частоту сердечных сокращений.
Технические приемы и тактические действия Знать определения технической итактической
www.edu.ru
футбола, изученные на уровне начального подготовки.
www.school.edu.ru
общего образования.
Демонстрировать
в
образовательной
деятельностиhttps://uchi.ru
технические приемы и тактические действия футбола,
изученные
на уровне начального общего образования

Удары по мячу ногой: удары по мячу Осваивать технику ударов по мячу ногой различнымиwww.edu.ru
внутренней стороной стопы, внутренней и способами. Демонстрировать удары по мячу внутреннейwww.school.edu.ru
средней частью подъема, резаные удары по стороной стопы, внутренней и средней частью подъема,https://uchi.ru
неподвижному и катящемуся мячу; удар с резаные удары по неподвижному и катящемуся мячу
полулета правой и левой ногой; удары правой навстречу, от игрока, справа или слева; удары с полулета
и левой ногой различными способами по правой и левой ногой, различными способами, с разкатящемуся и летящему мячу с различными личными направлениями, траекторией, скоростью; удары
направлениями, траекторией, скоростью.
по мячу ногой пяткой (назад) по неподвижному,
Удары по мячу ногой пяткой (назад) по катящемуся, прыгающему и летящему мячу правой, и
неподвижному, катящемуся, прыгающему и левой ногой; удары внешней частью подъема: стоя на
летящему мячу правой, и левойногой.
месте и в движении; верхом, на короткое расстояние;
Удары внешней частью подъема:стоя на месте передачи (пас) мяча низом.
и в движении; верхом, на короткое Находить ошибки в технике ударов по мячу ногой
расстояние;передачи (пас) мяча низом.
различными способами и пути их исправления.
Применять изученный удары в учебной, игровой и
досуговой деятельности.
Удары по мячу головой: удар серединой и Осваивать и демонстрировать удары по мячу
www.edu.ru
боковой частью лба без прыжка и в прыжке с головой различными способами.
www.school.edu.ru
поворотом; на точность, силу, дальность с Применять необходимые способы удара по мячу головойhttps://uchi.ru
оценкой тактической обстановки перед после передач с фланга при атакующих и
выполнением удара.
оборонительных действиях вблизи ворот.
Находить ошибки в технике ударов по мячу головой
различными способами и пути их исправления.
Применять изученный удары в учебной, игровой и
досуговой деятельности.

Остановка мяча с переводом в стороны и Осваивать и демонстрировать:
www.edu.ru
назад (в зависимости от расположения -остановки мяча: подошвой; внутренней стороной стопы;www.school.edu.ru
игроков противника и создавшейся игровой серединой подъема; внешней стороной стопы; остановкаhttps://uchi.ru
обстановки): подошвой; внутренней стороной животом; головой;
стопы;
серединой
подъема;
внешней -остановки мяча изученными способами. Находить
стороной стопы; остановка животом; головой. ошибки в технике остановки мяча головой различными
Остановки мяча изученными способами на способами и пути их исправления.
высокой скорости движения, применения Применять необходимые способы остановок мяча в
необходимого
способа
остановок
в учебной, игровой, соревновательной и досуговой
зависимости от направления, траектории и деятельности.
скорости мяча, выводя мяч на удобную
позицию для последующих действий.
Эстафеты на развитие физических и Принимать
участие
в
эстафетах
www.edu.ru
специальных качеств.
направленных на развитие физических качеств.
www.school.edu.ru
Демонстрировать развитие физических и специальныхhttps://uchi.ru
качеств
при
выполнении
контрольнотестовыхупражнений.

Техника
передвижения:
бег,
прыжки, Уметь описывать технику выполнения различныхwww.edu.ru
остановки, повороты.
перемещений: бега, прыжков, остановок, поворотов.
www.school.edu.ru
Бег - приставными шагами, скрестными, Осваивать и выполнять различные виды передвижений:https://uchi.ru
спиной вперед, обычный, семенящий, с бег, прыжки, остановки, повороты с изменением
ускорением, челночный, на различные скорости, темпа и дистанции; с дополнительными
дистанции, и различной скоростью.
заданиями учителя.
Прыжки- толчком двумя ногами, толчком Использовать навыки перемещений в тренировочной,
одной ногой, многоскоки.
игровой и соревновательнойдеятельности.
Остановки-прыжком, выпадом, стопорящим Выявлять характерные ошибки при выполнении
движением двух ног.
различных передвижений, уметь устранять их.

Элементарные тактические комбинации: в Описывать
простейшие
тактические
www.edu.ru
парах, в тройках; забегания, смещения; взаимодействия в футболе: в парах, тройках. www.school.edu.ru
тактические действия с учетом игровых Демонстрировать во время учебной и игровойhttps://uchi.ru
амплуа в команде.
деятельности
простейшие
Коллективное ведение игры в футбол по тактические действия в парах, в тройках, во время игр с
упрощенным правилам.
уменьшенным составом (2х2, 3х3, 4х4, 5х5).
Осваивать смещения; тактические действия с учетом
игровых амплуа в команде.
Взаимодействовать в парах, группах при выполнении
тактических действий футбола. Развивать специальные
качества футболиста:ориентироваться наполе, быстро
переключаться от одного действия к другому;
чувствовать размеры и границы поля; видеть своих
членов команды и соперников; предугадывать действия
своих членов
команды (игроков) и игроков команды соперника.
Учебные игры в футбол.
Участвовать в учебных играх в уменьшенных составах,www.edu.ru
на уменьшенном поле, по упрощенным правилам.
www.school.edu.ru
Демонстрировать умения и навыки выполненияhttps://uchi.ru
технических элементов и тактических действий в учебных
играх.
Знать правила игры в футбол.
Осуществлять судейство учебных игр в качестве
помощника судьи (учителя).
Использовать футбольную терминологию, судейские
жесты во время осуществлениясудейства учебных игр.
Демонстрировать во время учебной и игровой
деятельности волевые, социальные качества личности,
организованность, ответственность.
Проявлять уважительное отношение к одноклассникам,
проявлять культуру общения и взаимодействия, в
достижении общих целей при совместной деятельности.
Осуществлять анализ своей и командной игровой
деятельности. Выявлять ошибки, находить правильные
пути их устранения.

Участие в соревновательной деятельности.

Участвовать
в
соревновательной
www.edu.ru
деятельности внутри школьных этапов различныхwww.school.edu.ru
футбольных проектов, фестивалей, конкурсов.
https://uchi.ru
Демонстрировать полученные навыки и умения играть в
футбол.
Показывать результаты не ниже среднего уровня.

№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Поурочное планирование модуля «Футбол» 5-9 классы
Тема урока
Знания о футболе
История зарождения футбола.
Легендарные отечественные изарубежные футболисты, тренеры.
Футбольный словарь терминов и определений.
Спортивные дисциплины(разновидности) футбола.
Современные правила игры в футбол.
Правила безопасного поведенияво время занятий футболом.
Первые внешние признаки утомления. Способы самоконтроля за
физическойнагрузкой.
Основы организации самостоятельных занятийфутболом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение игр, направленных на формирование
двигательных умений футболиста.
Подбор и составление комплексов упражнений, направленные на
развитие специальных физических качествфутболиста
Основы правильного питания и суточного пищевого рациона
футболистов.
Влияние занятий футболом на формирование положительных
качеств личности человека.
Физическое совершенствование
Комплексы общеразвивающих упражнений с мячом и без мяча.
Комплексы специальной разминки перед соревнованиями.
Способы индивидуального регулирования физической нагрузки с
учетом уровня физического развития и функционального
состояния.
Технические приемы и тактические действия футбола
Удары по мячу правой и левой ногой (передачи с места и в
движение)
Удары по мячу правой и левой ногой (передачи с места и в
движение)
Удары по мячу правой и левой ногой (передачи с места и в
движение)
Удары по мячу головой (с места, в движение)
Остановка мяча (с сопротивлением противника и без
сопротивления, на месте и в движение)
Остановка мяча (с сопротивлением противника и без
сопротивления, на месте и в движение)
Ведение мяча правой и левой ногой, и с изменением скорости.
Ведение мяча правой и левой ногой, и с изменением скорости.
Обманные движения (финты) на месте и в движение.
Вбрасывание мяча из различных исходных положений.
Технические приемы вратаря (Основная стойка, передвижения и
ловля мяча)
Технические приемы вратаря (Основная стойка, передвижения и
ловля мяча)
Тактика защиты:

Кол-во
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
22
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

30.

31.
32.
33.
34.

- Индивидуальные и групповые действия.
- Командные действия.
Тактика нападения:
- Индивидуальные и групповые действия.
- Командные действия
Подвижные игры и эстафеты специальной направленности.
Учебные игры в футбол
Учебные игры в футбол
Участие в физкультурно - оздоровительных и спортивных
мероприятиях по футболу.

1

1
1
1
1

18

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Учебно – методическая литература
1.
Андреев С., Гарагуля Т. Основы технической подготовки вратаря в минифутболе. М.:// Советский спорт, 2011
2.
Андреев С. Н. Мини-футбол. – М.://Физкультура и спорт, 1978.
3.
Андреев С.Н., Левин В.С. Мини-футбол. Подготовка футболистов в
спортивных школах и любительских командах. Методическое пособие. – Липецк: //«ГУ
«РОГ», 2004.
4.
Анисимова М.В., Бегун И.С., Водяницкая О.И., Тяпин А.Н. Методические
рекомендации для учителей физической культуры. - Москва // 2012.
5.
Варюшин В. В. Тренировка юных футболистов. – М.://Физкультура и спорт,
1980.
6.
Варюшин В.В., Лопачев. Р.Ю. Первые шаги в футболе. М.: Искусство,наука,
спорт, 2013 -120с.
7.
Врублевский Е., Костюкевич В., Модели тактики игры в футболе. - М.;//
Спорт, 2020.
8.
Гиффорд К. Футбол. Детская энциклопедия. // Росмен, 2018.
9.
Грибачева М.А., Круглыхин В.А. Программа интегративного курса
физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола. М.,//Человек,
2012.
10.
Еремеев С. Мой любимый футбол. -М.// Мир образования, 2019.
11.
Заваров А. Футбол для начинающих.-ПитерСПб.;// 2015.
12.
Космина И.П., А.П. Паршиков, Ю.П. Пузырь. - М.:// Советский спорт,2003 256с.
13.
Качании Л., Горский Л. Тренировка футболистов. – М.://Физкультура и
спорт, 1984.
14.
Киркендалл Д. (пер.Борич С.Э.) Анатомия футбола. //Попурри ООО, 2012.
15.
Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г. Управление качеством образования и
современные средства оценивания результатов обучения// Флинта. 2015.
16.
Массовый
футбол.
Организационно-методическое
пособие
для
преподавателей уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях и
тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школ. Общероссийская
общественная организация «Российский футбольный союз», Москва 2012.
17.
Лапшин О.Б. Учим играть в футбол. Планы уроков.-М.;//Человек, 2018.
18.
Мельников И.В., Футбол. Уроки лучшей игры. – М;// АСТ, 2015. 19.Менсон
Ж.Я люблю футбол.//Клевер,2018.
20.
Методические рекомендации преподавания физической культуры в
образовательных учреждениях города Москвы. – М.:// ЦОМОФВ, 2009.
21.
Мойер Р. Силовые тренировки в футболе.-М.;// Спорт, 2016.
22.
Москаленко Р. Спортивная энциклопедия М.://СпортАкадемПресс,2011.
23.
Погадаев Г. И. Физическая культура. Футбол для всех 1-4 кл. Учебное
пособие - М.://Дрофа, 2019.
24.
Погадаев Г. И. Физическая культура. Футбол для всех 5-9 кл. Учебное
пособие. -М.://Дрофа, 2019.П
25.
Разуваев Ю.В. Дополнительная предпрофессиональная программа по
футболу, Дзержинск 2015.
26.
Севастьянова Е.С. Дополнительная предпрофессиональная программа по
19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».