01.10.2021
Общая информация
Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях.
Нормативные документы
- Письмо Министерства Просвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» Скачать...
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» Скачать...
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» Скачать...
Ссылки на ресурсы с материалами по оценке функциональной грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности Перейти...
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) Перейти...
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы), представленный по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление Перейти... или Скачать...
Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности Перейти...
Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся:
29.03.2021
Банк тренировочных заданий по оценке сформированности функциональной грамотности. Материалы электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности доступны до 31 мая 2021 года.